МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика аналитических жанров журналистики

    Характеристика аналитических жанров журналистики

    1. Основные понятия теории журналистики: массовая информация, массовое сознание (МС). Мотивы обращения аудитории к СМИ


    По мнению Е.П. Прохорова, понятие МИ является базисным по нескольким причинам:

    1.оно раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета (журналистики). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению МИ проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности;

    2.жур-ка не располагает никакими другими ср-вами для выполнения своей социальной роли, кроме инфы. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, инфа является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом.

    Необходимо всегда помнить, что когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют ввиду не информацию вообще, а именно МИ.

    В данном определении прилагательное «массовая» приобретает следующий смысл:

    направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины пространственной рассредоточенности аудитории;

    релевантность, т.е. соответствие нуждам аудитории в инфы;

    доступность инфы для массы (бесплатное поступление инфы или за небольшую плату; удобный режим потребления; простота формы, способствующая легкому усвоению);

    актуальность для данной аудитории;

    стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим нормам;

    контакт с аудиторией;

    обращенность к массовому сознанию, где МС – это совокупность представлений различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни, которые затрагивают их социальные интересы и сказываются на характере их жизнедеятельности как членов общества.

    От знания особенностей строения МС в решающей степени зависти характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. В структуре МС фундаментальную роль играет мировоззрение – это картина мира в МС. Мировоззрение включает в себя представление о концепции жизни, о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, о человеке, о роли отдельных социальных групп и институтов. Таким образом, мировоззрение – это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия.

    Миросозерцание – также обобщенная модель действительности, но она построена не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Эмоционально-образная картина мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной. С помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы соц. поведения в определенных жизненных обстоятельствах.

    Историческое сознание – представления об историч. процессе возникновения, становления и развития самых различных явлений жизни прошлого в его связях с настоящим и будущим. Ист. сознание включает научно-истор. знания и эмоц.-образные представления, почерпнутые из худ. лит-ры и искусства. Ист. сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследованных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого.

    Общественное мнение – реакция МС на все то, что составляет живую ткань текущей жизни. При этом если «ядро» относительно устойчиво, то «оболочка» значительно более подвижна.

    Сталкиваясь с разного рода явлениями в различных областях жизни, каждый субъект общественной жизни использует для понимания их характера компоненты МС – мировоззрение, миросозерцание, истор. сознание – и на этой базе складывается общественное мнение, которое является результатом столкновения актуальной для людей текущей действительности с глубинными структурами МС. В целом общественное мнение можно охарактеризовать следующими категориями: 1.синкретичность (переплетение рационально-понятийных и образно-эмоц. средств); 2.плюрализм; 3.изменчивость (в обществ. мнение часто входят различные суждения, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются устаревшие); 4.подвижность элементов обществ. мнения (перемещение существенных, долгоживущих представлений из обществ. мнения в сферу истор. сознания, мировоззр. и миросоз.).

    Именно к обществ. мнению обращено главное внимание журн-ки. В этом и заключается специфика взаимоотношений журн-ки с МС. Материалы, обращенные к обществ. мнению, составляют основу номеров газет и программ радио и ТВ.А при создании материалов, апеллирующих к более глубоким сферам МС, необходимо обращаться к проблемам, волнующих обществ. мнение сегодня (иначе инф-ия не найдет своего адресата).

    в журн-ке типичных носителей МС принято называть аудиторией. В свою очередь, аудитория – неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. успех СМИ зависит именно от умения точно определять их. Знание об ауд. складывается из следующих сведений: социально-демогр.; характер состояния МС аудитории; информационное поведение (источники регулярно получаемой инф-ии; отношение к различным СМИ и т.д.). Сущ-ое значение этих знаний – в возможности на их основании выявить потребности аудитории. Однако, стоит помнить, что аудитория в своем инф. поведении руководствуется собственными интересами, кот. могут отличаться от потребностей или противоречить им. Поэтому законом деятельности журн-ки является такое удовлетвор. потребн, кот. протекает с учетом интересов, т.е. материалы журн-ки должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности.

    Наряду с интересами важную роль в инф. поведении аудитории играют мотивы обращения к СМИ. Если интерсы отвечают на вопросы что хочу получить?, то мотивы – почему хочу получить?. Важнейшими из мотивов являются: ориентационный мотив; мотив выработки и укрепления социальной позиции, подходов, взглядов; престижный мотив; утилитарный (получение практической инф-ии); рекреативный; культурное развитие; установление контактов с людьми.

    Интересы и мотивы формируют систему предпочтений. Знание их позволяет понять, что реально получает из СМИ аудитория. Таким образом, аудитория как потребитель товара сама определяет, что ей интересно. Но при этом журн-ке не следует идти на поводу у нее. И здесь уместно вспомнить три основных пути поведения ж-ста по отношению к аудитории: 1.«лобовой», когда удовлетворение потребностей в инф-ии никак не связывается с интересами аудитории; 2.различным СМИ и т.характер состояния МС аудитории; информационное поведение («хвостистский», когда вся инф.деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям; 3.«реалистический», когда творчески соединяются потребности с интересами.


    2. Три аспекта массово-информационной деятельности. Прагматическая, семантическая, синтаксическая стороны журналистского текста. Результативность СМИ


    Любой журн. текст не существует обособленно. Он как продукт труда ж-ста, как проводник массовой инф-ии включен в систему: действительность – журналист – текст – аудитория. В этой системе текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной инфы, т.к. хотя он и рассчитан на аудиторию, но до встречи с ней неизвестно, будет ли он работать. Таким образом, собственно инф-ей в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией. Неслучайно в науке об инф-ии это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и инф-ии принципиальным. Сообщение – это еще не инф-ия, только в соприкосновении его с потребителем появляется инф-ия. Т.е. инф-ей является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией.

    Во взаимодействии текста с аудиторией объективно выделяются два акта: 1.отбор текста из номера газеты, и далее – отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, кот. взята аудиторией, - это принятая инф-ия, кот. составляет часть объема потенциальной инф-ии. 2.переработка принятой инф-ии, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. «Перестроения» в сознании аудитории под воздействием принятой инф-ии есть реальная инф-ия.

    Т.о, становится очевидной проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Применительно к концепции инф-ии, это, с одной стороны, проблема инф. насыщенности текста, т.е. наличия в нем большого объема потенц. инф-ии и соответственно высокой предполагаемой потенц. эффективности; а с другой – проблема высокой информативности текста, т.е. максимальной реализации ее потенций при столкновении с аудиторией, что соответственно означает его высокую реальную эффективность. От уровня инф. насыщенности текста зависит его действительная информативность – степень перехода потенц. инф-ии в принятую и далее переработка ее в реальную инф-ию. Теоретическое решение проблемы инф. насыщенности текста принято искать в трех аспектах журн. текста, кот. соответствуют трем сторонам массово-информационного процесса: семантический (характеристика отношений текста с действительностью), синтаксический (хар-ка внутренней структуры текста), прагматический (хар-ка отношений текста с аудиторией). При этом непременной чертой текстов в журн-ке должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность – правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Строгое следование этим требованиям выступает сущностным условием реализации важной задачи массово-информационной деятельности – достижение информированности аудитории. Информированность – это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель располагает всей необходимой и достаточной инф-ей, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности. Создание текста в расчете на повышение инф-сти аудитории – основная деят-ть ж-ста. В этой работе семант., синт., прагмат. проблемы решаются в комплексе. Однако прагматический аспект творчества является центральным.

    Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех условий информированности:1.небанальность, кот. проявляется в нескольких ипостасях: новизна инф-ии, наличие сведений, кот. еще никогда не располагал читатель; инф-ия, кот. призвана возродить в памяти сведения; инф-ия, актуализирующая известное, помогающая использовать ранее полученные сведения для осмысления текущих событий; инф-ия, кот. полнее, четче и строже систематизирует ранее полученные сведения; инф-ия, кот. перестраивает ранее выработанные представления.2.декодируемость – доступность сообщения. Во-первых, ж-ст должен пользоваться доступным аудитории языком. Во-вторых, ж-сту должна быть свойственна ориентация на эмоц. опыт аудитории и соответствующий образный язык (символика цвета, значение образов животных, растений и т.д.). В-третьих, ж-ст должен ориентироваться на тот уровень знаний, каким располагает аудитория, должен знать «код культуры» (образы и сюжеты иск-ва, «крылатые» выражения и др.). Наконец, ж-ст должен ориентироваться в соц. позиции аудитории, знать ее менталитет.3.релевантность – ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Этим свойством обладают тексты, кот. соответствуют потребностям и интересам аудитории.

    Второй аспект адекватности инф-ии – семантический, кот. предполагает соответствие текста той реальности, кот. отражает ж-ст. С семантической точки зрения, любой поток инф-ии должен представлять собой систему следующих видов инф-ии:1.дескриптивная инф-ия (описание), кот. описывает и представляет аудитории все богатство окружающего. Так в тексте появляются описания, сведения, факты.2.прескриптивная инф-ия – это представление о желаемом будущем, разделяемом ж-том; это идеал, кот. является основой оценок и предложений.3.наложение прескр. инф-ии на дескр., сравнение имеющихся фактов с идеалом позволяет ж-сту дать свою оценку событию. Так возникает валюативная инф-ия.4.наконец, чтобы предложить путь к преобразованию действительной ситуации к желаемому будущему, необходимо дать конкретные представления о способах достижения этого будущего. Так возникает нормативная инф-ия, дающая ответы на вопрос что делать?

    Таким образом, текст (S) – это знаковая система, содержащая дескр(d), валюат. (v), нормат.(n) и прескр.(p) инф-ию. Этот общеинформационный подход сводит реальное многообразие журн. текстов к совокупности четырех исходных компонентов.

    Поэтому синтаксический аспект адекватности инф-ии можно представить как многообразие организации журн. текстов, собираемых из этих элементов. Жанровое многообразие текстов во многом определяется набором, интенсивностью представления элементов, порядком расположения в тексте. Набор элементов может быть как полным – S(d,v,n,p), так и предельно редуцированным – S(d). Интенсивность: от сбалансированного типа S(d,v,n,p) до акцентированного типа S(d,d,d,p). Порядок также может иметь множество вариантов:S(d-p-v-n), S(p-d-v), S(d-v).

    Таким образом, мы видим, что синт., семант., прагмат. аспекты адекватности тесно связаны друг с другом и с такими понятиями как инф-ая насыщенность, информативность, информированность, инф.поток. Раскрытие сущности этих понятий помогает определить и условия результативной работы любого журн-ого коллектива. Определить результативность можно следующим образом: это степень достижений журн-их целей, соответствующих потребностям общества в массовой инф-ии с учетом реальных возможностей как ее производителей, так и потребителей.

    По мнению Е.П.Прохорова, в зависимости от адресата (массовая аудитория или соц. институты) результативность следует разделять соответственно на эффективность и действенность. Действенность – это результативность выполнения непосредственно-организаторской ф-ии ж-ки. Эффективность – степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в инф-ии. Результатами, кот. добивается ж-ст являются эффекты – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.

    Другими словами, слово «эфф-ть» употребляется к сфере «духа», а «дейст-ть» - к соц. поведению. Такое разделение принимается далеко не всеми исследователями. Например, С.Г.Корконосенко считает подобное членение понятия результативность излишним. Питерский исследователь вообще считает, что слова рез-ть, эфф-ть и дейст-ть – это синонимы, обозначающие одно и то же.

    С.Г. Корконосенко предлагает следующую классификацию эффектов журн. деятельности:1.по широте охвата проблемы: локальные (печать добивается решения конкретного вопроса), широкомасштабные. 2.по времени действия: ближайшие эффекты, отдаленные эффекты. 3.по целям: основные эффекты, кот. несложно предвидеть, запланировать; побочные; эффект бумеранга, когда журн. деятельность приводит к результатам, кот. прямо противоположны исходным целям.


    3. Методы журналистского познания. Соотношение методов и жанров


    В соответствии с познавательными задачами методы журналистского познания действительности образуют две большие группы. В одну входят методы получения сведений (эмпирические). Другую составляют методы постижения сути происходящего (теоретические - служат выявлению неочевидных связей фактов действительности и реализуются как мыслительная работа).

    Теоретические методы можно разделить на две основные подгруппы: формально-логические (дедукция и индукция) и содержательно-логические: методы анализа и синтеза - исходят из необходимости при изучении предмета разделения его на составляющие, а затем соединения этих составляющих + гипотетический метод (жур-ст, опираясь на совокупность известных ему фактов, предпринимает попытку предсказать развитие изучаемого явления в будущем) и др.

    К эмпирическим методам в журналистике относят интервью, наблюдение, изучение документов. Наблюдение. Этот метод основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Виды журналистского наблюдения: в зависимости от степени непосредственности контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом, на который направлено его внимание, наблюдение может быть названо прямым или косвенным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать, явно контактируя с ними, другие – в силу их удаленности и других условий – лишь опосредованно, используя косвенные данные. По временному признаку наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные. Кратковременные используются при подготовке оперативных публикаций. В случае же, когда надо изучить предмет основательно, что чаще всего и требуется в журналистских расследованиях, применяется длительное наблюдение. По основанию заявленности или незаявленности журналистом своей роли наблюдающего за определенными феноменами наблюдения подразделяются на открытые и скрытые. По степени участия журналиста в событии, за которым он ведет наблюдение могут быть разделены на включенные и невключенные.. Включенное наблюдение в наибольшей мере приближает автора к интересующему его объекту, поскольку он непосредственно и повседневно соприкасается с ним, видит все изнутри. Факты, примеры, полученные в результате включенного наблюдения отличаются исключительной полнотой, детальной проработкой, наглядностью, красочностью, достоверностью.

    Интервью и беседа. Как метод познавательной деятельности беседа представляет собой такое организованное речевое взаимодействие, которое со стороны журналиста направляется отчетливо осознаваемыми задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия. Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера, с изучением темы, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов. Все начинается со смысловой коррекции планируемых шагов. Важно, чтобы в сознании журналиста тема отчетливо распалась на подтемы с целым кругом смежных вопросов, рабочий вариант которых не обязательно предназначен для будущей беседы, но призван помочь узнавать в словах собеседника собственные размышления, намеченные темы и проблемы разговора. Когда журналист изучил тему, определил цели беседы и составил вопросник можно говорить о том, что подготовительный этап завершен. Затем журналист должен определить технику (модель) беседы. Бывают варианты «жесткого» или «мягкого», дружелюбного или конфликтного общения, вариант «делового обсуждения», «азартного спора» или «свободного плавания». Кстати, последний вариант считается самым привлекательным. При выборе этой модели все зависит от умения журналиста скрыть, что многие вопросы были заготовлены заранее, естественно вплетать их в ткань беседы и т.д. Стоит также помнить, что при ведении беседы журналист часто играет какую-то роль, т.е. надевает маску. Исследователи выделяют следующие типы масок: «Слушатель» — самая естественная маска. Впрочем, в нее тоже «играют», если нет искренней заинтересованности — ее изображают. «Премного благодарный слушатель», когда демонстрируется не просто внимание, а «телячий восторг» «Ревизор», когда звучит явственная угроза докопаться до сути предмета. «Третейский судья». Она демонстрирует подчеркнутую независимость суждений, готовность с равным вниманием выслушать все «за» и «против».

    Работа с документами. Этот метод – один из наиболее распространенных в деятельности журналиста.. Выделяется несколько типов док-ов по разным основаниям. По типу фиксации инфы: рукописные, печатные, фото-, кино- и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. По типу авторства – официальные и личные. По близости к объекту отображения – первоначальные и производные. По подлинности – оригиналы, копии. По предназначенности для печати – преднамеренно и непреднамеренно созданные. При типологии документов по сфере породившей их деятельности, по мнению Г.В. Лазутиной, могут существовать документы: 1) государственно-административные; 2) производственно-административные;3) общественно-политические;4) научные;5) нормативно-технические;6) справочно-информационные;7) художественные. К этому списку можно было бы добавить и «бытовые документы» (личные письма, записки, кино- и фотосъемки, дневники и пр.). Какие бы документы ни оказались в руках журналиста, он обязательно должен подумать о том, насколько они достоверны. Существуют общеизвестные направления проверки документа на достоверность. Первое – изучение его «внешних» данных, которое заключается в том, что документ рассматривается с точки зрения соответствия его Принятым стандартам оформления в данной сфере деятельности. То есть следует проверить, содержит ли данный документ необходимые реквизиты (есть ли на нем соответствующие подписи, печати, исходящий и входящий номера, дата составления и пр.). Кроме того, желательно удостовериться (если это не помешает расследованию) у тех лиц, чьи подписи стоят на документе, составляли они его или нет. Узнать, зарегистрирован ли этот документ, например, в журнале для регистрации (если он куда-то направлялся или откуда-то получен) и т.д. Второе направление анализа документов – изучение их содержания. Исследователи советуют следовать следующей схеме:- различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения); - определять, какими источниками инфы пользовался составитель документа; является она первичной или вторичной; - выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь; - учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался. Важно также, при возможности, сравнить содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.