МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика аналитических жанров журналистики

    Идея – главная мысль, вытекающая из цельного восприятия текста. КРС дает новое знание о проблеме и показывает новый интересный опыт разрешения проблемы.

    Автор, приступая к материалу, должен учитывать единство темы, проблемы, идеи.

    Ядро любого аналитического текста – аргументация – единство тезиса, аргументов и способа их взаимодействия. Логический каркас текста составляют тезисы, аргументы, выводы.

    Тезис содержит основную мысль. Тезисы бывают:

    1.в зависимости от структуры: а) простые – содержит суждение, констатирующее одно основное качество явления б) сложные – два и более качественных явления. 2.в зависимости от содержания: а) фактологические – описывают сам факт или событие; б) оценочные – фиксируют основную оценку явления; в) нормативные.

    Главное требование к тезису заключается в том, что он должен быть четким, неизменным на протяжении все текста, должен быть подтвержден аргументами.

    Аргумент – это элемент рассуждения, который призван подтвердить тезис, т.к. тезис – это суждение, истинность которого обусловлена в процессе аргументации. Аргументы бывают:1)теоретические (выделяют базисные теоретические положения и выводную научно-теоретическую аргументацию); 2)фактологические – связаны с анализом фактов конкретной действительности;3)ценностно-нормативные – обращение к ценностям и нормам, которые регламентируют поведение общества. Принято выделять следующие подгруппы: моральные принципы (честность, правдивость), этические правила, профессиональная этика, правовые нормы (уголовный, гражданский КРФ); 4) эмпирические - обращение к опыту из жизни; 5) оценочные – делятся на собственное мнение и мнение другого лица.

    Требования к аргументам: 1.истинность; 2.аргумент и тезис должны взаимодействовать; 3.выразительность, весомость; 4.аргументы не должны противоречить друг другу.

    В зависимости от полноты аргумента выделяют:

    а) доказательства – это законченное рассуждение, подтверждающее тезис б) умозаключение - соединение двух известных суждений, которые называют посылками, в третьем суждении. Выделяют три формы умозаключений: дедукция; индукция; по аналогии (одно явление соотносится с другим).

    Способы аргументации классифицируются по характеру связи аргумента с тезисом: прямая (содержит аргументы, которые относятся к тезису), косвенная (содержит антитезис). Выделяют несколько подвидов косвенной аргументации: аналогическая, разделительная (допущение того, что все тезисы справедливы, а в конце один из тезисов разоблачается), двусторонняя – это вид разделительной аргументации, в ней альтернативные тезисы не отвергаются как ложные, каждый преподносится журналистом как истина.

    Последовательность размещения в тексте аргументов и тезисов:

    1.от посылок к выводу (силлабический). Определяется цель рассуждения, затем происходит накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщение, в конце следуют выводы.2.от тезиса к аргументу (линейный). Определяется тезис, затем происходит развитие тезиса через аргументы разных типов, в конце следуют выводы.

    Вывод повторяет основные положения доказательств, но содержит важное обобщающее дополнение. Для публицистического материала вывод не обязателен. Ситуации предполагающие необходимость вывода: сложность обсуждаемой проблемы, недостаточная подготовленность аудитории, смены установок читателя.

    Виды композиционного построения:

    – хронологическая (событийная); - логическая; - эссеистская – ассоциативные переходы от одного к другому, монтажность. Своеобразие заголовка: в нем содержится проблема. В основе заголовка - предмет, оценка, образ. Зачин информирует о чем пойдет речь. Зачин должен быть динамичным. 3 варианта зачина: событийный – описывает основные события, логический – формулирование основного тезиса, мотособытийный – речь идет о крупном социальном явлении, текст начинается с основного ключевого события.

    Концовка-выводы могут сниматься, чтобы читатель поразмыслил сам. Вместо выводов может быть повтор основного тезиса, яркий выразительный эпизод.


    14. Комментарийные жанры в аналитической журналистике


    Корреспонденция основывается на конкретном анализе фактов, изучении к-л локальных ситуаций. В центре каждой корреспонденции - конкретная социальная ситуация, то есть система фактов, объединенных хорошо прослеживаемыми причинно-следственными связями, или – группа фактов, связанных единством времени, места, героя, проблемы. Принципиальная задача автора корреспонденции – на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы.

    Корреспонденция может включать в себя живое наблюдение, свернутый пересказ происходящего, но журналист никогда не ограничивается сообщением о событии/явлении, для него важно выяснить причины события, определить его значимость, ценность, прогнозировать развитие. Автор использует теоретические методы познания – анализ, синтез, индукцию, дедукции. При этом нельзя забывать, что корреспонденция относится к жанрам оперативного комментария, т.е. в отличии от такого жанра как статья все теоретические методы опираются на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования. Главное в этих текстах обозначить проблему, а не детально ее разобрать. Автор интерпретирует происшедшее, опираясь на мнение участников и свидетелей события, на свои наблюдения. Центральным предметом корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным для его всестороннего освещения.

    Исследователи выделяют два вида корреспонденций:

    1.постановочная: описание факта вокруг проблемы. Она не претендует на окончательный анализ. Здесь на суд общественности выдвигается важная проблема, выясняются ее истоки, круг лиц заинтересованных в ее решении.

    2.аналитическая: рассматривается ряд фактов, которые объединены одним явлением. Используется для привлечения внимания аудитории к актуальной проблеме, журналист пытается найти пути ее решения. Такая корреспонденция отличается детальной разработкой темы.

    Как правило, в корреспонденции используется хронологический или логический способ композиционного построения. Эссеистская композиция практически не используется.

    Пермские: ПН Карнаухов, Матлин. Федеральные: Во многих федер изданиях корреспонденции пишут собкоры из регионов.

    С помощью колонки автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Колонку разнит от информационных жанров именно наличие анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров колонка отличается тем, что в ней обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения. Предмет колонки – известное событие или ситуация. В колонке важна прогностическая оценка факта или события. При этом важно подчеркнуть, что данный прогноз – лишь один из возможных вариантов (авторский вариант). Одним словом, колонка – это авторский жанр, важно не само мнение, а то, от кого оно исходит, т.е.важна личность автора.

    Несмотря на свою вольность колонка имеет четкую композицию. Как правило об итоге события говорится в лиде. Затем следует само рассуждение. В зависимости от характера рассуждения колонка может быть мягкой (оценки субъективные и эмоциональные) или жесткой. Во втором варианте большее значение придается раскладке и обзору мнений, обрисовке ситуации. В колонке (в отличии от корреспонденции) распространена эссеистская композиция.

    В завершении сравним два комментарийных жанра: 1. Предмет жанра: К. – сообщение о событии с интерпретацией, Кол. – известное событие или ситуация. 2. цель материала: К- на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы; Кол. – выразить отношение к актуальным событиям; 3. авторское начало: К – автор пытается объективно проанализировать ситуацию; Кол – автор высказывает субъективное мнение, которое не обязано претендовать на объективность. У авторов колонки неподражаемый индивидуальный стиль и свои приемы комментирования и общения с аудиторией.

    Комментарийные жанры лидируют в отечественной журналистике: К - новая газета (рубрика «Регионы»), Кол. – Известия (Лившиц, Соколов. Известия славятся своими журналистами-колумнистами: Бильжо, Быков, Воскобойников, Лесков, Лившиц, Петровская, Сергеев), Новая газета, Новый компаньон, встр-ся в Коммерсанте, пермский обозр-ль. Вечерняя Пермь, пермские новости – колонка эксперта. Соврем колонки: «Карт-бланш» в Незав Г (колонка эксперта, обычно из регионов) Колонка «Карт-бланш» (свобода действий, авторы – в основном региональные, политика, экономика, Таня Ивженко, Андрей Терехов, Витя Литовкин), Колонка «Я так вижу» (Ян Гордеев + Мария Соколова) «Ускользающая красота» Соколовой: реорганизация москвы, автор берет факт, кот его не устраивает, и обличает это явление. Обращается к собст опыту, воспоминаниям, колонка мягкая, чтобы доказать свою позицию приводит факты.

    В Перми Бизнес-класс (Ева Паркер) фельетонная колонка. Колонка несет не только развлекательную функцию, ее целью также является воплощение современных стереотипов в образах Евы Паркер и взгляд на действительность через разные социальные маски. Это позволяет читателю делового издания более широко взглянуть на проблемы сегодняшнего дня, кроме того автор пытается сломать сложившиеся стереотипы, иронизирую над поведением той или иной социальной группы. Высмеивание разных социальных типов показывает готовность автора к самоиронии.


    15. Жанр статьи в журналистике


    Статья – жанр, выражающий развернутую, обстоятельно аргументированную концепцию автора или редакции по поводу актуальной социальной проблемы. Статья –жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях, призванный дать доказательный анализ значительных общественных фактов, проблем, явлений.

    В основе жанра статьи находится сложная, актуальная, общественная проблема. Этот жанр отличается широтой теоретических и практических обобщений, глубоким анализом фактов и явлений, четкой социальной направленностью, широтой охвата действительности, всесторонним подробным анализом проблемы, масштабностью обобщений и выводов, полной логической композицией: тезис-аргумент-вывод или тезис-аргумент-тезис. В отличии от корреспонденции, где в основе лежит ситуация, ограниченная местом и временем, автор оперирует несколькими локальными фактами. В статье отдельные ситуации рассматриваются как части более широкого явления. Главное для журналиста в статье – проследить связи, соединяющие описываемую ситуацию с социальными проблемами современности.

    Аргументированная и выстроенная в соответствии с главной мыслью автора система фактов формирует логический стержень статьи, становится ее концепцией. В качестве новости предлагается авторская концепция того, как автор увидел и оценил состояние проблемы.

    Композиция статьи четко выверена: 1.постановка проблемы (зачин выделяется в лид). Зачин может быть событийный (описана ситуация), наглядное сопоставление (описывается несколько ситуаций), декларация проблемы (прямая формулировка, как правило содержит обещание автора подтвердить тезис), лид-цитата (прямое или косвенное цитирование), 2.обозначение гл-го направления рассуждения (тезис) 3.подкрепление новых положений (аргументация основных положенийй), показ мнений, 4.вывод. Он может отсутствовать, а может быть использован прием введения спорного мнения (заменяет собой вывод).

    Порядок элементов композиции может быть изменен, все элементы должны быть

    Виды статей: 1.постановочная (проблемная) – выносит на суд общественности актуальные проблемы, нравственные, идеологические Характерные черты: постановка, обсуждение, поиск путей решения злободневных вопросов общественной жизни. Необходимо: большая компетентность, твердость позиции в отстаивании своей точки зрения, убедительная доказательность. В них часто сталкиваются различные мнения, взгляды, носит дискуссионный характер. 2.полемическая - построена на сопоставлении разных точек зрения. Полемика – вид обращения, происходящий в форме интеллектуального поединка, когда каждый из участников обосновывает собственное положение и опровергает положение оппонента. Проблема предстает в виде дилеммы. Разные точки зрения дополняют др.друга – это необходимо учитывать (правильно показать смысл высказывания, указать причины его появления, показать суть этого мнения). Полемика бывает открытая (с конкретным лицом) и скрытая (дискуссия со сложившимся мнением). Приемы опровержения тезиса противника: прямое опровержение, опровержение путем сведения к абсурду, указание ошибок доказательства, «троянский конь» (тезис противника искажается и с помощью его защиты наносится урон авторитету противника)мнимое следствие, обращение доводов противника против него самого, критика аргумента. Демагогические ошибки: демагогия – намеренное манипулирование сознанием собеседника, направленное чтобы добиться желаемого результата. Главные ошибки: смешивание фактов и мнений, переход на личности, замалчивание существенных фактов

    Пр.: Приложение НГ «Сценарии» Владимир Семенов,Владимир Лапкин, Ирина Семененко (ведущий научный сотрудник института мировой экономики и международных отношенийРАН.)Соломон Гинзбург. «Известия» (редко). Евгения Пищикова. Российская газета Елена Кукол, Мария Жеби. Независимая газета - Александра Самарина, Наталья Травкина.


    16. Прогностические жанры аналитики. Характеристика прогностических жанров в центральной и местной периодике: издания, авторы, особенности и перспективы развития


    Обозрение – в основе этого жанра лежит осмысление событий и фактов, ограниченных определенными временными и географическими рамками. Как правило, оно имеет строгую периодичность. Особенности жанра: обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более широкой совокупностью, фактов, событий, ситуаций, явлений, сторон общественной жизни. Предметную основу составляет совокупность социальных фактов в форме панорамы жизни всего общества или определенной его сферы. Каждый из них рассматривается не изолированно, а как элемент более обширного целого. При этом главное значение имеют не рассуждения автора, а события, явления, процессы в их сущностном выражении. Панорамность изображения достигается тем, что журналист предлагает, с одной стороны, максимально широкий охват действительности, а с другой (по аналогии с панорамой как произведением живописи) – различную глубину изображения: крупный план, средний, общий. Крупный план – это лично наблюдаемые автором факты, воспроизводимые в отдельных эпизодах, картинках, репликах. Средний план – описание возникшей социальной ситуации, процессов и явлений. Общий план – установление взаимосвязи между отдельными фактами, создание целостной картины действительности в ее противоречиях, выявление общих закономерностей развития социального мира, создание собственно панорамы событий.

    Автор группирует факты вокруг поставленной проблемы. Авторская мысль составляет своего рода стержень материала, вокруг которого и идет группировка различной инфы.

    По своим признакам обозрение – специфический жанр, близкий и к корреспонденции, и к статье, и к колонке. С корреспонденцией его сближает опора на факты действительности, со статьей – движение мысли, с колонкой – очевидное личностное начало, господство персонифицированной точки зрения. Но эти же факторы и разводят обозрение с близкими ему формами журналистского творчества. Если в корреспонденции публицист оперирует группой фактов, объединенных одной, относительно неширокой темой, то в обозрении могут быть использованы разнообразные данные, позволяющие сделать повествование многотемным. Многотемье приводит к тому, что композиция текста приобретает «цепочечно-эпизодический» характер: мысль автора движется от описания и анализа одного эпизода к другому. В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядность, конкретный характер. Использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микрокопирования жизни, так и талантом широкого ее видения. Обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в событиях взаимосвязи, еще неизвестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обозрению.

    Обозревателю важно ответить прежде всего на следующие вопросы: Что породило данное явление (ситуацию)? Какова значимость обозреваемых событий? Как будут развиваться обозреваемые явления или ситуация и что надлежит сделать в связи с этим? Последний вопрос является самым сложным. Пытаясь ответить на него, дать прогнозы, обозреватели часто опираются не только на чье-то мнение, но и на знание тенденций, закономерностей, которые порождают события, управляют ими. В этом случае журналиста нередко выручает знание развития аналогичных событий, ситуаций в каких-то иных сферах или в прошлом.

    Виды обозрения: общее - охватывает наиболее значительные события, происшедшие за определенный промежуток времени в мире, стране, регионе. Тематическое – освещает определенные стороны какой-либо из сфер общественной жизни (н\р, литературное обозрение, спортивное обоз-е).

    Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Чаще обозрение (в виде еженедельных программ) используется на телевидении. В «Известиях»: политические обозрения - А. Бовин, Г. Герасимов, А. Привалов, А. Плутник или М. Соколов; театр – А. Филиппов, телевидение – И. Петровская, книги – Ю. Буйда, спорт – Д. Филипченко. Петровская пишет мастерски колонки, обозрения, рецензии (ТЕЛЕНЕДЕЛЯ). Явления, описываемые обозревателем, симптоматичны для соврем ТВ и объединены как тематически (это все инфо явления), так и временными рамками(одна неделя). Жанр обозрения с элементами рецензии (автор выражает свое отношение к инфо явлениям, что и явл целью рецензии). Она пользуется следующими аргументами: фактологическими, оценочными, ценностно-нормативными. Исп-т экспрессивную лексику (иногда), сарказм. Выявляет глубокие общ проблемы. Широко представлены обозрения в Незав Г: эконом – Миша Сергеев, полит- Иван Родин, культ – Гриша Заславский, религиоз – Андрей Мельников. Мастерски пишет культурные обозрения Г. Заславский, рассматривает события из разных сфер культуры, не взаимосвязанных друг с другом (кино, цирк, театр), описывет реакцию общ мнения на явление культуры, сам дает оценки и прогнозы, использует иронию.

    Обозрение в Прикамье: Вечерняя Пермь приложение деловой вторник Павел Вощанов, Пермский обозреватель – информ-е обозрение (экономика, политика. Спортивное Андрей Измайлов), тематическое обозрение – Дмитрий Захаров. Перские новости – з-я полоса. Новый компаньон – общее обозрение 3-я полоса, 10 полоса Сергей Ильин –политический обозреватель. Местное время – Валерий Костарев 2 полоса деловое обозрение.

    На ТВ: Однако с Леонтьевым.

    Обзор СМИ - чаше всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме. В советское время обзоры прессы являлись одним из наиболее важных жанров. Этот жанр, как и другие, активно применялся для воздействия на информационную политику обозреваемых изданий. Обозреватели должны были рассматривать все публикации и издания с партийной точки зрения, находясь на ее жесткой идеологической платформе. Издания, публиковавшие обозрения, могли рассматривать только «нижестоящие» газеты и журналы.В настоящее время обозреватели российских СМИ находятся в несколько ином положении, «субординации» изданий не существует. Изменение роли журналистики в обществе сказалось на характере реакции обозреваемых изданий на опубликованные обозрения. Эта реакция вообще стала необязательной.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.