МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современные методы позиционирования и сжатия звука

    подобно EAX, с помощью которого разработчики игр смогут воспроизводить

    новые звуковые эффекты и использовать такой параметр источника звука, как

    размер. Пока эта технология находится на стадии завершения.

    Компания Creative реализовала аналогичный подход, как в MultiDrive от

    Sensaura, в своей технологии CMSS (Creative Multispeaker Surround Sound)

    для серии своих карт SB Live!. Поддержка этой версии технологии CMSS, с

    реализацией HRTF и CC на четырех колонках, встроена в программу обновления

    LiveWare 2.x. По своей сути, технология CMSS является близнецом MultiDrive,

    хотя на уровне алгоритмов CC и библиотек HRTF наверняка есть отличия.

    Главный недостаток CMSS такой же, как у MultiDrive - необходимость

    расположения тыловых колонок в строго определенном месте, а точнее

    параллельно фронтальным колонкам. В результате возникает ограничение,

    которое может не устроить многих пользователей. Не секрет, что место для

    фронтальных колонок давно зарезервировано около монитора. Место для

    сабвуфера можно выбрать любым, обычно это где-то в углу и на полу. А вот

    тыловые колонки пользователи располагают там, где считают удобным для себя.

    Не каждый захочет расположить их строго за спиной и далеко не у всех есть

    свободное место для такого расположения.

    Заметим, что главный конкурент Creative на рынке 3D звука, компания

    Aureal, использует технику панорамирования на тыловых колонках. Объясняется

    это именно отсутствием строгих ограничений на расположение тыловых колонок

    в пространстве.

    Не стоит забывать и о больших объемах вычислений при расчете HRTF и

    Cross-talk Cancellation для четырех колонок

    Еще один игрок на рынке 3D звука - компания QSound пока имеет сильные

    позиции только в области воспроизведения звука через наушники и две

    колонки. При этом свои алгоритмы для воспроизведения 3D звука через две

    колонки и наушники (в основе лежат HRTF) QSound создает исходя из

    результатов тестирования при прослушивании реальными людьми, т.е. не

    довольствуется математикой, а делает упор на восприятие звука конкретными

    людьми. И таких прослушиваний было проведено более 550000! Для

    воспроизведения звука через четыре колонки QSound использует

    панорамирование, т.е. тоже, что было в первой версии CMSS. Такая техника

    плохо показала себя в играх, обеспечивая слабое позиционирование источников

    звука в вертикальной плоскости.

    Компания Aureal привнесла в технологии воспроизведения 3D звука свою

    технику Wavetracing. Мы уже писали об этой технологии, вкратце, это расчет

    распространения отраженных и прошедших через препятствия звуковых волн на

    основе геометрии среды. При этом обеспечивается полный динамизм восприятия

    звука, т.е. полная интерактивность.

    Итак, подведем итоги. Однозначный вывод состоит в том, что если вы

    хотите получить наилучшее качество 3D звука, доступное на сегодняшний день,

    вам придется использовать звуковые карты, поддерживающие воспроизведение

    минимум через четыре колонки. Использование только двух фронтальных колонок

    - это конфигурация вчерашнего дня. Далее, если вы только собираетесь

    переходить на карты с поддержкой четырех и более колонок, то перед вами

    встает классическая проблема выбора. Как всегда единственная рекомендация

    состоит в том, чтобы вы основывали свой выбор на собственных ощущениях.

    Послушайте максимально возможно число разных систем и сделайте именно свой

    выбор.

    Теперь посмотрим, с каким багажом подошли ведущие игроки 3D звукового

    рынка к сегодняшнему дню и что нас ждет в ближайшем будущем.

    EAR

    EAR - в текущей версии IAS 1.0 реализована поддержка воспроизведения

    DS3D, A3D 1.0 и EAX 1.0 через четыре и более колонок. За счет

    воспроизведения через четыре и более колонок, мозг слушателя получает

    дополнительные сигналы для правильного определения местоположения

    источников звука в пространстве.

    Осенью ожидается выход IAS 2.0 с поддержкой DirectMusic, YellowBook,

    EAX 2.0

    и A3D 2.0, force-feed back (мы сможем чувствовать звук, а именно давление

    звука, громкость и т.д.), декодирование в реальном времени MP3 и Dolby/DTS,

    будет реализована поддержка ".1" канала (сабвуфера). Кроме того, в IAS 2.0

    будет реализовано звуковое решение, не требующее наличие звуковой карты

    (cardless audio solution) для использования с полностью цифровой системой

    воспроизведения звука, например с USB колонками или в тандеме с домашней

    системой Dolby Digital.

    Главные достоинства IAS от EAR:

    Один интерфейс для любой многоколоночной платформы, обеспечивающий

    одинаковый результат вне зависимости от того, как воспроизводится звук при

    использовании специального API.

    Имеется поддержка воспроизведения через две колонки (для старых систем),

    если многоколоночная конфигурация недоступна.

    Пользователь может подключить свой компьютер к домашней звуковой системе

    (Dolby Digital и т.д.) и IAS будет воспроизводить звук без необходимости

    какой-либо модернизации.

    Итак, по сравнению с конкурентами, IAS работает на любой платформе и не

    требует специального аппаратного обеспечения. При этом IAS использует любое

    доступное аппаратное обеспечение и обеспечивает пользователю наилучшее

    качество звука, которое доступно на его системе. Только вот остановит ли

    свой выбор пользователь на этой технологии, это большой вопрос. С другой

    стороны, для использования IAS не нужно покупать специальных звуковых карт.

    Sensaura

    Sensaura - компания занимающаяся созданием технологий. Производители

    звуковых чипов лицензируют разработки Sensaura и воплощают их в жизнь. В

    чипе Canyon3D от ESS будет реализована поддержка современных технологий

    Sensaura, которые должны обеспечить слушателем 3D звук на современном

    уровне, т.е. позиционируемый в пространстве и с воспроизведением через

    четыре и более колонок. За воспроизведение через четыре и более колонок

    отвечает технология MultiDrive, которая реализует HRTF и алгоритмы Cross-

    talk cancellation. Многообещающе выглядят технологии ZoomFX и MacroFX.

    Кроме того, Sensaura поддерживает воспроизведение реверберации через EAX от

    Creative, равно как и через I3DL2, а также эмулирует поддержку A3D 1.х

    через DS3D.

    Первым звуковым чипов, который реализует технологию MultiDrive на

    практике, является Canyon3D от ESS Technology, Inc. Более подробную

    информацию о чипе Canyon3D можно найти на официальном сайте

    www.canyon3d.com.

    Первая карта на базе чипа Canyon3D называется DMX и производит ее

    компания Terratec.

    Как только эта карта попадет к нам на испытания, мы представим на ваш

    суд обзор. Заметим только, что на этой карте будут сразу оба типа цифровых

    выходов S/PDIF коаксиальный (RCA) и оптический (Toslink), и один цифровой

    вход. Так что продукт обещает быть очень интересным.

    Creative

    Creative - занимается совершенствованием своего движка реверберации. В

    итоге в свет выйдет EAX 3.0, который должен добавить больше реализма в

    воспроизводимый звук. Никто не спорит, что реверберация это хорошо, что

    именно она обеспечивает насыщенное и живое звучание. При этом Creative

    упорно не собирается вести разработки в области геометрии акустики. Кстати,

    Microsoft объявила о намерении включить EAX в состав DirectSound3D 8.0. С

    другой стороны, есть неподтвержденные слухи, что EAX 3.0 будет закрытым

    стандартом. Интересно, изменит ли Creative свою позицию со временем? Пока

    же в новых версиях EAX нам обещают больше реализма и гибкости в настройках

    реверберации и моделировании звуковой среды для конкретных объектов и

    помещений, плюс плавные переходы от одной заранее созданной звуковой среды

    к другой при движении слушателя в 3D мире. Будут улучшения в области

    воспроизведения эффектов окклюзии и обструкции. Обещают и поддержку

    отраженных звуков, но без учета геометрии и более продвинутую дистанционную

    модель. Вообще, я не удивлюсь, если Creative лицензирует MacroFX и ZoomFX у

    Sensaura. Что касается моделирования звука на основе физической геометрии

    среды, то Creative очень усиленно отрицает для себя возможность поддержки

    такого метода. Хотя, если поднять архивы и посмотреть первый пресс-релиз о

    будущем чипе Emu10k1, то вы будете удивлены. Там говорится именно об

    использовании физической геометрии среды при моделировании звука. Потом

    планы изменились. Кто помешает Creative вновь изменить планы? Особенно если

    учесть появление в ближайшее время движка реверберации от Aureal. Вряд ли

    Creative не сделает ответного хода.

    QSound

    QSound ведет работы по созданию новой технологии воспроизведения 3D

    звука через четыре и более колонок. Зная пристрастия QSound, можно

    предположить, что в основу новой технологии опять лягут результаты реальных

    прослушиваний. QSound, как и Sensaura занимается именно технологиями,

    которые воплощают в виде чипов другие компании. Так, чип Thunderbird128 от

    VLSI воплощает в себе все последние достижения QSound в области 3D звука,

    при этом Thunderbird128 это DSP, а значит, есть все основания ожидать

    последующей модернизации. Стоит упомянуть, что QSound, подобно Creative

    считает, что главное в 3D звуке это восприятие слушателем окружающей

    атмосферы игры. Поэтому QEM (QSound Environmental Modeling) совместима с

    EAX 1.0 от Creative. Следует ожидать, что QEM 2.0 будет совместима с EAX

    2.0. Отметим, что QSound славится очень эффективными алгоритмами и

    грамотным распределением доступных ресурсов, неслучайно именно их менеджер

    ресурсов был лицензирован Microsoft и включен в DirectX.

    Aureal

    С Aureal все более-менее понятно. В ближайшем будущем нам обещают

    дальнейшее улучшение функциональности A3D, мощный движок реверберации,

    поддержку HRTF на четырех и более колонках.

    Мы упомянули основные разработки в области 3D звука, которые

    применяются в компьютерном мире. Есть еще ряд фирм с интересными решениями,

    но они делают упор на рынок бытовой электроники, поэтому в данном материале

    yt рассказывается о них.

    Обзорно изучив технологии, существующие на рынке позиционирования 3Д

    звука, попробуем рассмотреть их более пристально.

    В видении компании Sensaura

    Компания Sensaura более 10 лет занимается созданием звуковых

    технологий. Все разработки Sensaura ориентированы на работу через

    стандартный интерфейс DirectSound3D и его расширения. Часть технологий

    Sensaura уже применяются на практике, другие разработки мы скоро увидим в

    действие. По сути, Sensaura предлагает использовать производителям звуковых

    чипов и карт специальные алгоритмы, которые в паре со стандартным API DS3D

    и расширениями для него, должны обеспечить моделирование и воспроизведение

    качественного 3D звука.

    Попробуем рассказать о том, что же предлагает Sensaura.

    Digital Ear

    Для корректного воспроизведения 3D звука через наушники или колонки

    необходимо использовать специальные алгоритмы, базирующиеся на

    использовании HRTF функций. Кроме того, при воспроизведении 3D звука через

    колонки необходимо использовать дополнительные алгоритмы Cross-talk

    Cancellation, вариант которых от Sensaura носит имя Transaural Cross-talk

    Cancellation (TCC).

    Инженеры Sensaura пришли к выводу, что использование для формирования

    библиотек HRTF измерения, сделанные с помощью специального манекена или с

    приглашением реальных слушателей не могут обеспечить удовлетворить

    абсолютно всех слушателей. Дело в том, что какое бы большое число измерений

    не было сделано с использованием манекена, все полученные HRTF все равно

    будут усредненными. Все то же самое относится и к измерениям, сделанным с

    приглашением большого числа различных слушателей. Все равно есть небольшая

    часть людей, у которых совершенно отличные параметры слуха, а значит, при

    измерении у них получаются, совсем другие HRTF функции. В результате, какой

    бы большой и универсальной не была библиотека HRTF функций, часть людей не

    услышат ожидаемого 3D звука. Чтобы решить эту проблему, специалисты

    Sensaura разработали технологию Digital Ear (Цифровое ухо), ранее

    называвшуюся Virtual Ear. Суть идеи Digital Ear в том, что для измерения

    HRTF используется не просто манекен или приглашаются реальные слушатели, а

    используется чисто математический метод Ключевым элементом этого метода

    является математическая модель человеческого уха с изменяемыми параметрами.

    В основу математической модели положена концепция того, что сложные

    резонансные и дифракционные эффекты, являющиеся неотъемлемой частью любой

    HRTF функции могут независимо изменяться. В результате созданая дуплексная

    система, позволяющая изменять различные параметры в произвольном масштабе.

    Прежде чем была построена эта математическая модель было проведено масса

    исследований с целью точно смоделировать само ухо, точно определить, как

    оно реагирует на звуковые волны и как работает процесс человеческого слуха.

    Учитывались особенности восприятия мозгом различных звуков от источников,

    расположенных в разных точках пространства. Затем была создана модель уха

    из специального пластика, на нем были проведены измерения и отлажена

    математическая модель. Потом были получены базовые результаты измерения

    HRTF, на основе которых в дальнейшем с помощью специальных методов

    масштабирования стала формироваться библиотека HRTF. Использование

    математической модели гарантирует от наличия ошибок, которые возможны при

    физическом измерении HRTF с помощью манекена или реальных слушателей.

    Digital Ear можно настроить на огромное количество вариаций форм и размеров

    ушей реальных людей. В итоге получается обширная библиотека с возможностью

    очень гибко выбрать одну или несколько HRTF, которая наилучшим образом

    соответствует особенностям каждого конкретного слушателя. Кроме того, так

    как используется математическая модель, имеется возможность довольно

    простой модернизации алгоритмов и обновления библиотек HRTF без больших

    материальных затрат.

    Между некоторыми параметрами Digital Ear существует зависимость, не

    мешающая масштабированию каждого из параметров в отдельности. Это позволяет

    построить простой интерфейс пользователя, позволяющий путем определения и

    задания в качестве данных некоторых физических параметров, описывающих

    голову и уши слушателя выбрать именно те HRTF функции из библиотеки,

    которые наилучшим образом отвечают особенностям конкретного слушателя. Вот

    эти параметры:

    Размер головы (Head Size) - влияет на изменение величины ITD (Interaural

    time delay) задержки по времени при восприятии ушами слушателя звука от

    одного источника

    Размер уха (Ear Size) - влияет на протяженность звукового спектра

    Глубина ушной раковины (Concha Depth) - влияет на величину сдвига звукового

    спектра

    Тип ушной раковины (Concha Type) - влияет на величину амплитуды звукового

    сигнала

    Слева неглубокая ушная раковина, справа – глубокая

    Слева ушная раковина открытого типа, справа - закрытого типа

    В результате, каждый пользователь сможет настроить воспроизведения 3D

    звука с использованием технологии Digital Ear специально под себя. Пока

    технология Digital Ear не позволяет использовать гибкую настройку под

    конкретного слушателя и во всех дравейрах к звуковым картам, использующим

    технологии Sensaura задействуется универсальный набор HRTF функций,

    соответствующий среднему слушателю. Однако обещается, что уже в скором

    времени у пользователя появится возможность выбора HRTF под себя.

    Смоделированный 3D звук мы можем слушать через наушники или через набор

    акустических колонок. При прослушивании через наушники используются только

    HRTF функции для воспроизведения эффектов 3D звука. Эта техника является

    традиционной и пока кардинально нового тут ничего не предвидится. За

    исключением шлифовки качества HRTF и предоставления пользователю

    возможности выбора HRTF конкретно под себя. При воспроизведении звука через

    две колонки также используется довольно традиционный метод комбинирования

    HRTF и алгоритмов cross-talk cancellation. Зато при вопсроизведении 3D

    звука через четыре и более колонок пока нет единого метода. Компания

    Sensaura разработала технологию MultiDrive, которая обеспечивает

    воспроизведение 3D звука с помощью более чем четырех колонок.

    MultiDrive

    Прежде всего начнем немного издалека. Зададимся вопросом, а зачем нам

    собственно слушать 3D звук через более чем одну пару колонок? Ну, в пользу

    мультиколоночных акустических систем можно сказать, что, во-первых у

    некоторых пользователей они уже есть, так почему бы их не использовать. Во-

    вторых, обычная ситема из двух колонок с использованием HRTF + CC имеет ряд

    ограничений при вопроизведении звуков от источников, расположенных в

    вертикальной плоскости и при движении источника звука по оси фронт/тыл.

    Итак, понятно, что, как минимум дополнительная пара колонок на тылах нам не

    повредит.

    Есть и еще один момент. При использовании связки HRTF + CC могут

    возникнуть сложности корректного воспроизведения некоторых высокочастотных

    компонет звука выше величины в несколько kHz. Например, если на фоне звука

    взрывов нужно воспроизвести пение птахи. Причиной этого является

    невозможность реализовать идеально алгоритмы CC. Разные компании по разному

    борятся с этой проблемой, например, используются специальные фильтры

    высокой частоты, которые просто вырезают высокочастотные компоненты. В

    технологии MultiDrive применяются специальные фильтры, которые позволяют

    обеспечить воспроизведение звука, насыщенного высокочастотными

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.