Современные методы позиционирования и сжатия звука
буферные элементы отсутствуют (за исключением микрофонного), на выходах
дело обстоит несколько странно. Если фронтальные колонки выведены с
главного 18 бит AC'97 кодека CT1297, через микросхему буферного усилителя,
то тыльный сигнал идет с дополнительной микросхемы 18 бит ЦАП (Phillips
1330A) напрямую, обладая меньшей нагрузочной способностью. Но самое
интересное, что в результате, на тыльных выходах присутствует более
качественный сигнал, вероятно благодаря более высокому качеству
дополнительного ЦАП.
Diamond Monster Sound MX300 поражает своими размерами. Он больше Live!
в полтора раза, при этом количество элементов на плате приблизительно во
столько же раз меньше. Размеры продиктованы не только соображениями
солидности, но и наличием корректно расположенного разъема для дочерней
платы волнового синтеза. Присутствует большой разъем для дополнительной
карты цифрового ввода вывода, но его распайка не известна и, в отличие от
Live!, он не может быть использован без этой самой платы. Цена $30 скорее
всего не напугает желающих подключить декодер AC-3 или другое цифровое
оборудование, но вот наличие этой платы на нашем рынке, к сожалению, не
гарантированно. Позолоченные внешние аудио разъемы вне конкуренции, как и
благородный черный цвет планки, на которую они крепятся. Есть два
внутренних линейных входа и разъем TAD. Непонятно назначение не распаянного
дополнительного стерео выхода, дублирующего фронтальные колонки. Монтаж
аккуратен, но не столь качественен, как в случае Live!. Количество не
распаянных деталей выше. Один четырехканальный AC'97 18 бит кодек SigmaTel.
Буферные усилители присутствуют как на фронтальном, так и на тыльном
выходе.
Шумы
Здесь нас ждет несколько сюрпризов. Тестирование проводилось на одном и
том же компьютере: Celeron 450A, 64Мб 8 нс PC-100 памяти, Chaintech 6BTA2,
Creative GB TNT, Quantum SE 4.3Gb. Платы вставлялись в один и тот же разъем
PCI, в соседних двух разъемах по обе стороны какие либо платы
отсутствовали. Методика тестирования - 1000Гц эталонный сигнал, положение
ручек усиления регулировалось каждый раз для достижения максимального, без
сильного роста искажений и перегрузки пропускания (как правило, это -3Дб..-
5Дб, которые могли бы быть прибавлены к результатом, если бы нас
интересовало лишь получение максимальных сигнал-шум характеристик, но
точность передачи сигнала не менее важна). Измерялось внутреннее кольцо
(запись с внутреннего микшера) и внешнее кольцо (запись с линейного выхода-
1 на линейный вход) как в присутствие сигнала, так и в его отсутствие.
Остальные источники были полностью выключены. Т.к. качество оцифровки
превышает качество воспроизведения во всех трех случаях, полученные
параметры можно смело отнести к выходным. Использовались частоты
дискретизации 44100 и 48000 Гц, 16 бит стерео сигнал.
|Сигнал |Квантование |Линейный | |Стерео | |
| | |вход, Дб. | |микшер, Дб.| |
| | |Максимум |Средние |Максимум |Средн. |
|Diamond | | | | | |
|Monster | | | | | |
|Sound MX | | | | | |
|300 | | | | | |
|(Vortex2)| | | | | |
|1000 Гц |44100 |72 |76 |77 |79 |
| |48000 |68 |70 |70 |73 |
|Нет |44100 |80 |87 |84 |89 |
| |48000 |75 |79 |78 |83 |
|Creative | | | | | |
|Sound | | | | | |
|Blaster | | | | | |
|Live! | | | | | |
|Value | | | | | |
|(Emu10K1)| | | | | |
|1000 Гц |44100 |72 |75 |76 |78 |
| |48000 |76 |78 |Нет |Нет |
|Нет |44100 |82 |90 |86 |91 |
| |48000 |89 |93 |Нет |Нет |
|Chaintech| | | | | |
|6BTA2 | | | | | |
|integrate| | | | | |
|d | | | | | |
|(YMF724) | | | | | |
|1000 Гц |44100 |73 |76 |74 |77 |
| |48000 |73 |77 |75 |77 |
|нет |44100 |82 |89 |84 |88 |
| |48000 |83 |88 |85 |89 |
Итак, приступим к разбору полетов, а точнее шумов. Сюрприз номер один -
результаты интегрированной в материнскую плату YMF724. А, точнее 16 бит
кодека от TriTech, разведенного без каких либо буферных элементов. Это
практически запредельные результаты для 16 бит кодеков подобного класса.
Фактически, копеечное аудио в материнской плате умудрилось побить MX300 по
качеству воспроизведения. Сюрприз номер два - сильно выраженные зависимости
отношения сигнал шум от частоты квантования как у MX300 так и у Live!.
Природа этого явления проста - кодеки обоих карт работают на фиксированных
частотах квантования, а цифровые данные динамически перевыбираются для
приведения к этой заданной частоте. Но подобное преобразование неизбежно
вносит собственный вклад в помехи. Причем, судя по результатам, кодек Live!
работает на частоте 48000 а кодек Vortex2 наоборот, на частоте 44100. В
документации на чип говорилось о 48000 но, вероятно, инженеры из Diamond
Multimedia сочли необходимым установить фиксированную частоту равной обще
принятому стандарту на цифровой звук, дабы повысить качество
воспроизведения в большинстве программ. Итак, можно рекомендовать
владельцам Live! настраивать свои программы на 48000, а владельцем MX300 на
44100. Еще один сюрприз - десяти полосный цифровой эквалайзер в Vortex2. По
заявлениям Aureal имеющий отношение сигнал шум порядка 96 Дб. На практике
все оказалось гораздо хуже - в случае отсутствия сигнала эквалайзер
действительно не вносит дополнительных шумов, что вполне логично, учитывая
его цифровую природу. Зато в нормальном режиме шумы абсолютно непереносимы,
выдвинутые в максимальные позиции движки способны ухудшить отношение сигнал
шум на добрых 15-20 Дб, что абсолютно не приемлемо. Приговор прост -
отключить его раз и навсегда, и пользоваться внешним усилителем с
эквалайзером.
При работе с Live! также были замечены несколько странностей.
Периодически (несколько раз в секунду) появляется кратковременное
постоянное смещение порядка 10Дб, причем это происходит только при частоте
квантования 44100. Вероятно, в это время DSP переходит границу внутреннего
буфера, с помощью которого выполняется расчет эффектов или перевыборка
частот, причем реализован этот переход некорректно. Отключение всех
эффектов не спасает от этой помехи, зато переход на частоту 48000 способен
от нее избавить. Подобная же помеха наблюдается во время регулировки
громкости или примерно через треть секунды, после прекращения какого-либо
сигнала вне зависимости от частоты квантования. Еще одна странность Live! -
непомерное задирание высоких частот, при установленном в настройках режиме
вывода на наушники. При установке дешевых пищалок этот подход оправдывает
себя, т.к. способен несколько подправить их ущербную АЧХ, но в случае мало-
мальски нормальных наушников звук становится отвратительным, и даже крайнее
положение регуляторов тембра не спасает ваши уши. Кстати, эти регуляторы в
Live! сделаны на славу, они практически не вносят шумов, хотя, есть
подозрение на их цифровую природу.
Последнее замечание - о микшировании сигналов. Если в MX300 и 6BTA2 эти
функции полностью возложены на кодеки (аналоговое микширование), то в Live!
микширование выполняется цифровым образом везде, где это только возможно.
Поэтому при записи с внутреннего микшера параметры определялись только
шумами перевыборки, а в случае частоты квантования 48000 шумы практически
отсутствовали (т.е. превышали -96 Дб).
Загрузка процессора и прочие цифры
Для всех карт использовались последние из доступных на данный момент
официальных драйверов (т.е. релизы). Для сравнения приведены данные на
карту Ensoniq Audio PCI (чип ES1370), у которой отсутствует аппаратное
ускорение DirectSound.
|Параметр |MX300 |Live! |6BTA2 |ES1370 |
|DirectSound каналов аппаратно |32 |32 |20 |0 |
|DirectSound3D каналов аппаратно |16 |32 |8 |0 |
|Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит,|0.78 |0 |1.06 |1.89 |
|8 каналов | | | | |
|Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит,|1.65 |0 |1.82 |3.21 |
|16 каналов | | | | |
|Загрузка CPU, DirectSound, 44100, 16 бит,|4.58 |0 |3.62 |5.97 |
|32 канала | | | | |
|Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 |6.85 |1.8 |8.09 |13.8 |
|бит, 8 каналов | | | | |
|Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 |7.90 |2.44 |20.4 |25.1 |
|бит, 16 каналов | | | | |
|Загрузка CPU, DirectSound3D, 44100, 16 |32.8 |3.56 |40.2 |53.7 |
|бит, 32 канала | | | | |
Какие же выводы можно сделать глядя на эту колонку цифр. Live!
несомненно чемпион, загрузка процессора минимальна. Правда, в отличие от
предыдущих драйверов, при воспроизведении DirectSound3D потоков она стала
возрастать линейно с числом голосов, хотя и не превысила предыдущие
значение (порядка 4% при любом количестве голосов). Это легко объяснить,
появлением HRTF функций, для которых необходима предварительная обработка
данных процессором отдельно для каждого потока, а не только установка
параметров реверберации всего помещения, как это было раньше. Именно
благодаря тому, что Live! является полноценным DSP с загружаемыми на борт
программами, загрузка процессора столь низка. Даже в случае применения HRTF
функций, пусть и не столь совершенных, как у MX300 (о качестве 3D звука
будет сказано далее).
На втором месте MX300, причем удивляет стабильный рост нагрузки при
росте числа 2D потоков (попахивает программной эмуляцией, особенно если
сравнить результаты с практически аналогичными у ES1370), вероятно все
железные возможности были направлены на обработку 3D потоков и их
отражений. В случае 3D все хорошо до тех пор, пока число каналов не
превысит 16, аппаратно ускоряемые чипом. В новых драйверах обещают
поддержку 76 3D потоков, но не известно, окажется эта поддержка полностью
аппаратной или нет, и не ухудшит ли она качество 3D звука. Причем OEM
версия новых драйверов 2030 уже доступна в сети на сайте Aureal. В этих
драйверах реализована поддержка 76 потоков 3D звука и обещено существенное
снижение загрузки CPU, осталось дождаться Retail релиза драйверов от
Diamond.
На третьем месте 6BTA2 и чип YMF724 соответственно, судя по загрузке
процессора, HRTF 3D звук от Sensaura реализуется полностью программно.
Качество
Вот здесь и начинается самое интересное. У MX300 3D звук практически
идеален, как на двух, так и на четырех колонках. Перемещение верх-низ
отлично прослушивается, чего не скажешь про остальных героев этой статьи.
При подключении четырех колонок оживает последняя ось - вперед-назад и звук
становится полностью трехмерным. Программы, поддерживающие A3D 2.0 способны
создать еще более реальное звучание, благодаря учету отраженного и
проходящего через препятствия звука. Если вам важен лишь 3D звук и игровые
возможности покупайте MX300 не задумываясь. А вот качество воспроизведения
MIDI, возможности синтезатора и эффект процессор не идут ни в какое
сравнение с Live! и YMF724. Мягко говоря, MIDI и эффектами на MX300 лучше
не пользоваться, чего стоит один треск во время проигрывания DLS банков,
ужасный хорус эффект или шумный эквалайзер.
На данный момент драйвера Live! не позволяют достоверно определять верх-
низ и поэтому звук в играх скорее 2.5D. EAX основанный на заранее выбранной
для каждого помещения в игре реверберации придает звуку естественность, но
не позволяет свободно ориентироваться, сводя тем самым все игровое
преимущество на нет. Правда, в новых драйверах, которые выйдут в конце
этого месяца обещают полноценные HRTF функции (причем речь идет о
реализации HRTF для 4-х колонок), с не менее качественным, нежели у MX300
позиционированием верх-низ и просчетом проникающего и огибающего предметы
звука. В EAX 2.0 параметры реверберации станут меняться в зависимости от
положения игрока, что, возможно, обеспечит не менее качественную, чем у
MX300 ориентацию в пространстве. Подождем, увидим! Если это будет
действительно так, MX300 сильно сдаст свои позиции. MIDI у Live! просто
великолепно, оно соответствует всем профессиональным требованиям,
поддерживается прекрасный формат банков SoundFont 2.0, звучание EMU10K1
превосходит EMU8001 (AWE32-64), DSP Dream и другие распространенные на PC
синтезаторы, за исключением, пожалуй, дочерних карт от Yamaha - DB50XG. Но
последние не способны загружать внешние банки инструментов, а в случае
Live! их размер практически не ограничен (драйвера разрешают отвести до
половины системной памяти, но этот порог преодолевается внесением
исправлений в реестр). Регуляторы громкости на Live! ведут себя несколько
иначе, чем на остальных картах. Передача сигнала один к одному
соответствует примерно 55-60% положению для многих движков микшера. Это
оставляет простор для усиления слабых сигналов, но и способно привести к
искажениям, если не знающий об этой особенности человек будет по привычке
выставлять максимум при записи с цифрового или линейного входа. Последний
момент - возможность поставить на Live! драйвера от стоящей $600
профессиональной платы EMU Audio Production Studio. При этом перестает
работать аналоговый выход (на APS стоит специальный 20 бит кодек от
Crystal), но данные можно снимать с цифрового выхода, сэкономив, таким
образом, несколько сотен долларов, при сохранении всех возможностей
драйверов APS.
Материнская плата Chaintech 6BTA2 и расположенный на ней YMF724
предоставляют достаточно неплохой 3D звук на двух колонках, в отличие от
Live!, с возможностью, в большинстве случаев различать верх-низ. К
сожалению, при этом сильно загружается процессор, и требовательные к
ресурсам игры идут медленнее. С первого взгляда может показаться, что MIDI
на высоком уровне, практически как у DB50XG, но постепенно всплывают
различия. Как сознательно, так и по необходимости, привнесенные фирмой
Yamaha. Банк вдвое меньшего размера, отрабатываются все основные XG
эффекты, но, судя по их реализации, это делается программно (несколько
шумно) а не аппаратно, да и рассчитывается всего 16 бит (а не 18, как на
DB50XG, имеющей, кстати, три аппаратных процессора эффектов). И все равно,
благодаря XG формату и эффектам большинство MIDI композиций звучит очень
прилично. В новых драйверах появилась поддержка EAX, загружающая процессор
сильнее, чем у Live! и как-то неестественно сухо звучащая.
Итоги
Пока все осталось на своих местах. Если Вы хотите играть - MX300. Если
Вы хотите писать музыку, слушать или записывать живой звук - Live!. Если у
вас нет денег на Live!, но Вы все равно хотите писать и слушать, то купите
YMF724 с добротным кодеком, точно не пожалеете.
Некоторые аспекты качественного воспроизведения цифрового звука
Качеству звучания звуковых плат уделяется должное внимание, но по
непонятным причинам в обзорах обходят аналоговую часть схемы. Все
преимущества в программной и цифровой части могут с легкостью потеряться из-
за несовершенной аналоговой части схемы. Это важно в первую очередь для
музыкантов и аудиофилов, но может быть полезно и для рядовых слушателей,
заинтересованных в качественном воспроизведении на компьютере музыки.
Основные проблемы с возникновением искажений по причине
схемотехнических приложений возможны как на входах, так и на выходе. Вход
для оцифровки аналогового сигнала (линейный вход, микрофон) требует
обязательной фильтрации частот не входящих в звуковой диапазон. Особенно
опасна частота, близкая к частоте дискретизации (~44 кГц) - возникают
разностные частоты при умножении входного сигнала и помехи на первом же
усилительном (нелинейном) элементе. Получаются помехи в звуковом диапазоне,
которые уже нет возможности отфильтровать. Входной фильтр должен быть
рассчитан так, чтобы выполнять функции согласующего устройства с источником
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|