МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде)

    возможного дохода посредством контроля над ценой и объемом производства.

    Наличие монополий порождено рядом причин естественного и

    искусственного характера. Так, например, расчеты по отраслям автомобильной

    промышленности, металлургии и энергетики показывают, что для возмещения

    издержек необходим массовый выпуск продукции, обеспечивающий экономию на

    масштабе производства. Существующий на рынке спрос на данную продукцию в

    состоянии полностью удовлетворить всего несколько крупных

    предприятий. Высокоэффективное производство достигается только в условиях

    крупного производства, за счет использования эффекта масштаба. Таким

    образом, технология в ряде отраслей естественным образом порождает

    монополии.

    Другим естественным барьером, запрещающим или ограничивающим

    проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие

    патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями.

    Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль или занятие

    какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий

    возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный

    характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения

    результатов научных исследований и технологических разработок.

    Государство может предоставить статус единственного продавца в отрасли

    (транспорт, связь, газоснабжение), где долгосрочные издержки минимальные

    только, если одно предприятие обслуживает весь рынок. Взамен государства

    сохраняет за собой право регулировать действия этих монополий,

    чтобы исключить злоупотребления монопольной властью, защитить интересы

    немонополизированных отраслей и населения.

    Несовершенство рынка обусловлено тем, что покупатели не склонны

    "переходить" от одного продавца к другому, если же при этом тот или иной

    продавец в состоянии поделить свой рынок на отдельные части, то становится

    ощутимой ценовая дискриминация. Дискриминация возникает тогда, когда

    монополист в течение одного периода предлагает покупателям один и тот же

    товар, но по разным ценам. Ценовая дискриминация наиболее сильна, если

    продавец данной продукции не участвует в конкуренции, или когда

    конкурирующие продавцы заключили между собой соглашение, или когда рынки,

    на которых монополист ведет торговлю, отделены один от другого

    географически или посредством таможенных барьеров. Очевидно, что

    дискриминация может осуществляться лишь тогда, когда продавец полностью

    контролирует рынок и исключена возможность перепродажи товаров одним

    потребителем другому.

    Практика применения различных цен со стороны монополий обусловлена

    разной реакцией спроса на изменение цены. Можно выделить три основных типа

    дискриминации:

    > Личная. Некоторые покупатели с готовностью приобретают товар по

    стоимости выше рыночной, что связано с разницей в уровне доходов, другим

    предоставляются различные условия покупки или оплаты услуг в зависимости от

    количества приобретаемого блага;

    > Материальная. Цена зависит от использования продаваемых товаров или

    услуг;

    > Географическая. Продавец использует разницу в расстоянии и назначает

    цены, играя на разнице в таможенных тарифах, защищающих национальные рынки.

    Высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше

    всего, а ценовая дискриминация наоборот обеспечивает наибольшую отдачу на

    рынке с высокой эластичностью. В целом ценовая дискриминация стимулирует

    спрос среди различных категорий потребителей и способствует расширению

    выпуска продукции.

    Из всего рассмотренного можно подвести следующие итоги:

    - считается, что все многообразие рыночных структур охватывается

    четырьмя теоретическими моделями: 1) совершенно конкурентный рынок; 2)

    монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия ;

    - два основополагающих правила применимы для анализа 2 любо

    рыночной структуры : 1) фирма должна продолжать производство товара, если

    при достигнутом уровне выпуска готовой продукции ее суммарный доход

    превышает суммарные переменные издержки; 2) если фирма решила продолжать

    производство , то она должна выпускать такое количество продукции, при

    котором предельный доход равен предельным издержкам ;

    - в условиях совершенно конкурентного рынка кривая спроса отдельной

    фирмы абсолютно эластична, предельный доход равен цене товара, а кривая

    предложения совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенной

    выше кривой средних переменных издержек. В краткосрочном периоде фирма

    приспосабливается к вариациям рыночных цен, только изменяя величину

    переменного фактора.

    - при монополии кривая спроса и среднего дохода совпадает с рыночной

    кривой спроса. Это происходит всегда при объемах производства, меньших,

    чем в условиях совершенной конкуренции, но более высоких ценах .

    Равновесие монополиста в долгосрочном периоде будет продолжаться, пока

    фирма сохранит монополию. Путем ценовой дискриминации монополист может

    увеличить объемы продаж и получаемую прибыль;

    - модель монополистической конкуренции характеризуется сочетанием

    совершенно конкурентного (свобода входа и выхода) и монополистического (

    падающий характер кривой спроса ) рынков. Отличительной чертой является

    наличие в отрасли достаточного числа конкурентов, которые проводят

    собственную ценовую политику , не взирая на реакцию конкурентов;

    - при олигополии выполняются три условия: 1) в отрасли действуют

    несколько фирм, так что отрасль не является монополизированной; 2) кривая

    спроса каждой фирмы имеет падающий характер; 3) в отрасли присутствует по

    крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную

    реакцию конкурентов.

    В краткосрочном периоде фирма - олигополист реагирует на колебание

    спроса не изменением цен , а уменьшая или увеличивая объем продаж.

    Критерий олигополии состоит не столько в малом количестве продавцов на

    данном рынке, сколько в намерениях этих продавцов: каждый продавец задается

    вопросом, каково будет воздействие его решения вопроса "цена-количество" на

    поведение других фирм и какова будет их реакция. Таким образом олигополист

    руководствуется не только спросом, но и реакцией конкурентов. В рамках

    отрасли существует взаимозависимость цены и объемов продаж, и эта

    взаимозависимость признается и остро ощущается олигополистами. Прибыль фирм

    обусловлена трудно доступностью выхода на рынок для конкурентов. Степень

    доступности зависит от величины капиталовложений и контроля действующего

    производителя над технологией.

    Олигополия способна оказывать сдерживающее влияние на развитие

    научно-технического прогресса. На рынке складывается ситуация, когда для

    всех сторон не выгодно прибегать к крупномасштабным изменениям, так как это

    может привести к снижению прибыли и нет определенности в том, кто сможет

    получить выгоду от этих изменений. Поэтому существует больше оснований, что

    стороны, скорее всего, постараются договориться о ценах и объемах

    производства.

    Можно выделить несколько типов олигополистических ситуаций:

    > Совместная координация, картель. Цена и продукция отрасли и каждой

    фирмы, примкнувшей к картелю, определяется единым для картеля органом с

    целью максимизации совместной прибыли;

    > Сговор. Олигополистические фирмы соглашаются открыто, либо молчаливо

    применять цену, максимизирующую совместную прибыль; они делят рынок

    согласованно или согласно предпочтению покупателей их продукции, и каждая

    получает прибыль, соответствующую ее продажам;

    > Нескоординированная олигополия. Характеризуется неуверенностью

    олигополистов в отношении поведения своих соперников из-за отсутствия

    договоренности или достаточного знания типичной реакции конкурентов. В этом

    случае отмечается жесткая конкуренция в области цен.

    Фирмы действительно очень часто прибегают к различного рода сговорам и

    соглашениям, но стимулы конкуренции настолько велики, что вскоре тот или

    иной участник постарается обойти условия соглашения. Поэтому часто это

    приводит к тому, что конкуренция обретает самые жесткие и бескомпромиссные

    формы. К этому можно добавить, что не существует идеального соглашения,

    условия которого могли бы устроить каждую из сторон, учитывали бы динамично

    меняющиеся реалии экономических отношений. Соглашения между конкурирующими

    продавцами обычно не имеют юридической силы и не только не встречают

    поддержки со стороны государства, а наоборот подпадают под всевозможные

    ограничения и запреты.

    ОЛИГОПОЛИЯ

    MR1

    D2 D1

    P

    MR2

    MC1 f D2

    g

    MC2

    MR2

    D1

    Q MR1

    горизонтальная ось - количество

    вертикальная ось - цена

    Ломаная кривая спроса

    ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

    MC

    125 AT Вертикальная ось - цена

    прибыль издержки, доход

    100 D

    MR=MC

    MR Q оптимальное Q

    а) Максимализация прибыли

    MC

    110 ATС Вертикальная ось -

    цена

    10 убыток издержки, доход

    100 AVC

    MR=MC D

    MR

    Q оптимальное

    ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

    B

    TR1

    TVC

    прибыль TC TR2

    P

    A закрытие фирмы TR3

    Q

    Вертикальная ось - валовый доход и валовые издержки

    т. А и т. В - точки критического объема производства

    MR=MC MC

    MR1

    ПРИБЫЛЬ

    ATC

    УБЫТОК AVC

    MR2

    Q

    Вертикальная ось - предельный доход и предельные издержки

    МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

    MC

    116

    100 ATC

    D1

    90

    D2

    MR

    Q опт.

    - ПРИБЫЛЬ

    - УБЫТКИ

    Максимализация прибыли и минимализация убытков в краткосрочном периоде

    ATC

    MC

    P=AC

    D

    MC=MR

    MR

    Q опт

    Равновесие в долговременном периоде

    I.4. Рыночный спрос: экономическая сущность.

    1.4.1. Рынок и закон спроса.

    Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и

    потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и

    товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов,

    инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих

    функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система

    отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки

    товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

    Рынок — основа рыночной экономики.

    Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей

    (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и

    услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный

    или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между

    предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них

    покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

    Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и

    предложения

    Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма,

    где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей

    (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных

    продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно

    пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне

    цен на товары.

    Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта,

    которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из

    возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд

    альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он

    показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях)

    будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество

    продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

    Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить

    данную продукцию.

    Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к

    определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в

    следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к

    соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда

    практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его

    нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

    Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

    1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по

    низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “

    распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.

    Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем

    их снижения.

    2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает

    меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей

    единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа

    убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому

    последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше

    удовлетворения, — потребители покупают дополнительные единицы продукта

    лишь при условии, что цена его снижается.

    3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно

    объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что

    при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного

    продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных

    товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную

    способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить

    большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена

    приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том,

    что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый

    товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.

    Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода

    и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает

    способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой

    цене (см. таблица №1).

    Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно

    изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину

    спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

    Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной

    — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной

    оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая

    переменная, а величина спроса — зависимая переменная.

    Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и

    соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по

    данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и

    величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в

    нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить

    определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее

    комбинациями.

    На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно

    говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале

    рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования

    величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.