МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг регионального рынка (На примере производства полиграфической продукции в Н. Новгороде)

    характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и

    поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на

    состояние рынка.

    При этом решающее значение имеет количество продавцов и масштабы их

    предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из

    него, доступность информации и т.п. Знание структуры рынка необходимо для

    того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях

    цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых

    шагов.

    Можно сказать, что структура рынка определяет степень его

    конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие

    типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической

    конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной

    конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной

    конкуренции.

    Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития.

    Под конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов на рынке

    за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли(4). В

    докапиталистический период конкуренция не играла определяющей роли на

    становление экономических отношений. В период феодализма этот процесс

    сдерживался различного рода внеэкономическими ограничениями, монополиями,

    наличием закрытых для конкуренции зон. Только в условиях капиталистического

    хозяйства, в котором товарные отношения стали господствующими, были сняты

    ограничения на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, образовался

    единый национальный рынок и стал складываться мировой - конкуренция стала

    главным рычагом стихийного регулирования экономических отношений.

    Таблица: Формы конкуренции и их краткая характеристика

    | |Количество и |Характер |Условия выхода|Доступно|

    | |размер |продукции |и входа |сть |

    | | | | |информац|

    | | | | |ии |

    |Совершенная |Множество |Однородная |Никаких |Равный |

    |конкуренция |мелких фирм | |затруднений |доступ |

    |Монополистическая |Множество |Разнородная |Никаких |Некоторы|

    |конкуренция |мелких фирм | |затруднений |е |

    | | | | |затрудне|

    | | | | |ния |

    |Олигополия |Число |Разнородная |Возможны |Некоторы|

    | |невелико |или |отдельные |е |

    | | |однородная |препятствия |ограниче|

    | | | | |ния |

    |Монополия |Одна фирма |Уникальная |Непреодоли- |Некоторы|

    | | | |мые барьеры |е |

    | | | | |ограниче|

    | | | | |ния |

    1.2. Особенности рынка чистой конкуренции.

    Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции,

    так как знание ее механизма имеет большое аналитическое значение в

    качестве отправного пункта для выявления взаимозависимости цен и объемов

    производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет

    важное теоретическое и практическое значение не в силу ее большой роли в

    экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия

    методологии познания других структур рынка.

    Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции. Для рынка чистой

    конкуренции являются характерными целый ряд признаков:

    - объемы производства отдельной фирмы столь незначительны в сравнении

    с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах ,что это не

    оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара ;

    - отрасль, где функционирует рассматриваемая нами фирма, является

    свободной, для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если

    пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль,

    либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы,

    объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

    Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа

    продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену

    путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной

    долей каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью

    подчиняется действию рыночных механизмов, т. е. власти рынка, который

    выявляет наиболее эффективные отрасли и сферы хозяйственной деятельности

    для приложения капитала и других ресурсов. Немаловажным обстоятельством

    является то, что для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т.

    е. однородная продукция.

    Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах

    -внутриотраслевой и межотраслевой.

    Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или

    рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем

    и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и

    вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В

    целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-

    технический прогресс.

    Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных

    отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в

    переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в

    другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге межотраслевая конкуренция

    объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает

    получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он

    вложен.

    Существование рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими

    условиями:

    . Атомизацией рынка. На уровне как спроса, так и предложения

    существует большое число экономических единиц, и ни одна из них

    не обладает на рынке достаточными размерами мощностью, чтобы

    оказывать какое-либо влияние на производство и цены

    рассматриваемой отрасли.

    . Однородностью продукции. В пределах отрасли все фирмы поставляют

    такую продукцию, которую покупатели считают идентичной или

    однородной; у них нет причин предпочитать продукт какой-либо

    одной фирмы продукту другой.

    . Свободным доступом в сферу данной отрасли. Если кто-либо захочет

    наладить какое-то производство, он имеет возможность

    безотлагательно и беспрепятственно сделать это. Фирмы,

    составляющие данную отрасль, не могут противиться появлению

    конкурентов. Последние легко могут получить необходимые им

    факторы производства.

    . Полной прозрачностью рынка. Все участники рынка располагают

    полной информацией о всех существенных сторонах положения на

    рынке.

    . Совершенной подвижностью факторов производства от одной отрасли

    к другой.

    В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с

    максимально возможной эффективностью. Ни один производитель не может

    получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения

    издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются высокие прибыли,

    позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний

    потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары.

    Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, таким

    образом, привлекаются в одни отрасли или устраняются из других. Экономике

    не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны

    и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается

    потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто

    ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной

    ставки, благоприятного для тех кто стремится к сбережениям. Высокий процент

    поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом,

    высвобождаются средства для инвестиций. Ни одна экономическая единица не

    располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет

    господства частной экономической власти и злоупотребления ею.

    Мы уже ознакомились с условиями существования совершенной конкуренции

    и таким образом можем сказать, что совершенная конкуренция могла бы

    существовать только там, где не было бы никаких элементов монополии, то

    есть никакого контроля над предложением товаров. Но это бывает очень редко.

    Усиление концентрации экономики наносит удар по понятию атомизации

    рынка. Исследования товарной политики фирм показывает, что для

    нынешней экономической жизни характерно скорее разнообразие, чем

    однородность продукции. Потребности фирм в основном капитале, стратегии в

    отношении производства, связанные с наличием товарного знака или

    использованием тех или иных технологий - все это факторы, которые могут

    ограничить свободу доступа в отрасль, обеспечить фирме господствующее

    положение на рынке. Продавец может оказаться в положении монополиста и

    благодаря территориальным условиям, хотя будет окружен конкурентами.

    Конкуренция и монополия переплетаются не только в условиях дифференциации

    продукции (гетерогенная конкуренция), но и при наличии небольшого числа

    продавцов (олигополия).

    При рассмотрении рынка чистой конкуренции со стороны спроса

    следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми

    участниками и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем. Как

    известно, цена на данном рынке устанавливается и изменяется под влиянием

    поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение

    объема производства отдельного хозяйственного субъекта не оказывает

    заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее

    состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием

    изменения цены, т.е. кривая общего спроса обладает эластичностью по цене,

    но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна

    для кривой спроса отдельного предприятия.

    Кривая рыночного отраслевого спроса является нисходящей кривой, тем

    самым указывается на зависимость объемов производства от цены, но цены не

    отдельно взятого предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком

    данного вида продукции.

    1.3. Несовершенная конкуренция.

    Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все

    более становилась скорее описанием идеального общества, чем

    действительности. Факты показывают, что если модель неограниченной

    конкуренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века,

    которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными

    единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве

    отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным

    количеством фирм.

    Бурное развитие производительных сил в конце XIX века, связанное с

    быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности,

    огромным железнодорожным строительством, переходом от века пара в век

    электричества, привело к образованию крупных и сверх крупных предприятий,

    переходу от индивидуальной собственности к акционерной. Именно в это время

    крупные предприятия концентрируют свои ресурсы, захватывая для себя все

    большие доли рынка.

    Высокий уровень концентрации производства и централизации контроля над

    предложением товаров в той или иной отрасли еще не тождественен

    монополизации рынка, хотя и является ее важной предпосылкой. Образование

    монополий отражает попытки приспособления капиталистических

    производственных отношений к уровню развития производительных сил.

    Таким образом, в образовании монопольных рынков решающую роль сыграла

    централизация капитала изначально в форме горизонтальной интеграции. В

    результате возникли картели, синдикаты, тресты, контролирующие цены и объем

    продаж в рамках одной отрасли. В начале XX века в процессах концентрации и

    централизации преобладающей становится вертикальная интеграция -

    объединение в рамках одной фирмы последовательных, взаимосвязанных

    производств ряда отраслей. В свою очередь вертикальная интеграция является

    составной частью более общего процесса диверсификации. Первоначально

    капиталы фирмы охватывают смежные или близкие по технологии отрасли,

    распространяясь затем далеко за их пределы. Диверсификация может

    осуществляться в форме концентрации или централизации капитала. В первом

    случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство за счет

    собственных накоплений, во втором - приобретает существующие там

    предприятия путем покупки акций. Создавая благоприятные условия для

    перелива капитала, диверсификация способствует укреплению производственных

    позиций концернов, повышает степень их контроля над рынком, позволяет им

    перераспределять и более эффективно использовать ресурсы (9). Крупные

    корпорации, сосредотачивают в своих руках значительную часть рыночного

    предложения и в силу этого оказываются в особых отношениях с рыночной

    средой.

    В течение длительного времени монополия была вместе с конкуренцией

    единственной формой, привлекавшей внимание экономистов. Экономическая

    теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон и Теория монополистической

    конкуренции Э.Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в

    условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Сегодня

    понятие монополии мы определяем, исходя из различия между чистой монополией

    и отдельно взятой.

    Чистым монополистом можно было бы считать того, кто имел бы

    возможность заполучить все доходы потребителя, независимо от уровня

    производства. На деле же чистого монополиста не бывает, так как все

    производители вступают в конкуренцию из-за ограниченности уровня доходов

    потребителя. В конце концов все товары конкурируют между собой, и

    единственным способом стать чистым монополистом было бы производство всех

    благ в обществе. Поэтому монополия в чистом - это теоретическое понятие,

    имеющее ограниченное значение.

    В реальности монополистом может называться та фирма, которая

    контролирует предложение товара, не имеющего точной замены, и когда

    перекрестная эластичность спроса между ее товаром и всеми другими товарами

    очень слаба. В этой ситуации монополист принимает решение, касающееся как

    цены, так и количества товара, при этом он не может контролировать и то и

    другое одновременно. Так же как и один продавец может контролировать

    предложение какого-то товара, так и один покупатель может контролировать

    спрос на какой-то товар. В этом случае используют термин - монопсония.

    1.3.1. Монополистическая конкуренция

    Представление о конкуренции модифицируется под влиянием современных

    нам тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают

    друг друга, как это было принято считать раньше. В реальной экономической

    жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом, и в наш обиход

    входит понятие монополистической конкуренции.

    Монополистическая конкуренция получила наибольшее распространение на

    рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только

    посредством массового производства, но и через создание своей рыночной

    ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на таком рынке,

    продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует

    тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является

    совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом

    деятельности, что и первая. Дифференциация определяется либо характерными

    особенностями продукта(его маркой, внешним видом), либо условиями продажи.

    Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается

    факторами личного характера (10). Уменьшая ценовую эластичность спроса с

    помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над

    продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без

    риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого

    продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный

    контроль над рыночной ценой.

    Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким

    уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции

    на долю 4 фирм приходится 25%, а на 8 - 50% рынка (11) . Вход на рынок

    достаточно свободен и определяется размерами капитала.

    Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической

    конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли

    лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые для выхода из

    нее. Однако стремление к безубыточности является долгосрочной тенденцией и

    в реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно

    длительный период времени. Как было уже отмечено, это связано в первую

    очередь с дифференциацией продукции

    В этом случае высокие прибыли монополистов делают привлекательным их

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.