МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль главы государства в обеспечении конституционных прав личности в РФ

    Федеральный закон от 31 июля 1995 года «Об основах государственной

    службы Российской Федерации»[14] конкретизировал это право, указав на

    обеспечение равного доступа граждан России к государственной службе в

    соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, и что при

    поступлении на государственную службу, при ее прохождении запрещено

    устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения или

    преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, языка,

    происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

    наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации,

    отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,

    созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и

    федеральным законом (статья 21).

    Следующий пункт предусматривает право гражданина на участие в

    отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность

    судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

    Конституционно, закреплено право граждан обращаться лично, а также

    направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы

    и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как

    способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник

    информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.

    Конституция 1993 года, помимо личных и политических

    конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные

    права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод.

    Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку

    достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право

    на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на

    защиту материнства и детства, право на образование.

    К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие

    доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного,

    технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании

    учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные

    потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой

    человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

    Преобразования, происходящие в экономической жизни, потребовали

    внесения корректив в соответствующие статьи Основного Закона.

    Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на

    ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует

    свои способности и свое имущество (статья 34 пункт 1 Конституции РФ). С

    целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления и

    развития рыночных отношений Конституция Российской Федерации устанавливает

    запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и

    недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность включает

    ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести

    предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического права

    может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно

    вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и

    распоряжаться собственностью.

    Важнейшим институтом социально-экономических отношений является,

    закрепленное в Конституции РФ право частной собственности, непременное

    условие демократической рыночной экономики. Собственность - это основа

    подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.

    Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность,

    обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности

    регулируется многими отраслями российского права.

    Конституция РФ гарантирует защиту права собственности. В частности

    в пункте 3 статьи 35 подразумевается, что государственные органы не вправе,

    ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека

    имущества против его воли. Соглашение между государством и собственником

    может быть достигнуто при условии равноценного и предварительного

    возмещения. Гарантией права частной собственности является также право

    наследования собственности. Положения, регулирующие право наследования

    закрепляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где определяются

    все тонкости перехода собственности по завещанию собственника к наследнику.

    Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и

    распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их

    собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не

    нарушает прав и законных интересов граждан. Свобода в действиях

    собственника земли весьма относительна, поскольку пункт 3 статьи 36

    определяет условия и порядок пользования землей.

    В условиях рыночной экономики претерпело изменения право человека

    на труд. Это право изложено в новой редакции – свобода труда, закреплено

    право на защиту от безработицы и установлен запрет принудительного труда.

    Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей,

    дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

    Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью

    соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических,

    социальных и культурных правах[15].

    Конституционно закреплены нормы, согласно которым человек должен

    работать в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а

    вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации

    и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

    труда. Если такие требования нарушены в результате действий работодателя и

    работнику на производстве причинен вред, то работодатель несет

    материальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.

    Согласно пункту 3 статьи 37 признается право на индивидуальные и

    коллективные споры с использованием установленных федеральным законом

    способов их разрешения, включая право на забастовку. Разрешение таких

    споров предусмотрено Федеральным законом о порядке разрешения коллективных

    трудовых споров от 23 ноября 1995 года[16]. Любая система разрешения споров

    предусматривает возможность недовольной стороны обратить в суд.

    С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно

    поэтому оно также закрепляется в статье 37 Конституции РФ. Любой человек

    должен рационально использовать время своего отдыха. Функции государства в

    этой сфере заключаются в установлении продолжительности рабочего времени,

    выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

    С признанием права на труд государство обязано создавать условия,

    которые способствовали бы экономическому развитию общества, наиболее полной

    занятости населения. Для этого оно гарантирует бесплатность среднего

    профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях

    и на предприятиях, что является необходимой предпосылкой для подготовки к

    трудовой деятельности. Вместо закрепляемого ранее принципа бесплатности

    всех видов образования предусматривается общедоступность и бесплатность

    образования в пределах государственного стандарта. Сохраняется право на

    получение высшего образования в государственных учебных заведениях на

    конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, то гражданин

    вправе поступить в частное, то есть платное высшее учебное заведение без

    всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и

    общедоступное получение дошкольного, основного общего и среднего

    профессионального образования (статья 43 пункт 2 Конституции РФ). Родители

    (или лица их заменяющие) должны способствовать получению детьми основного

    общего образования.

    Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Права

    родителей заключаются в заботе о детях и их воспитания. Трудоспособные

    дети, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обязаны заботиться о

    нетрудоспособных родителях. Государство защищает семейные права граждан, и,

    прежде всего - определенные права матери и ребенка. Оно развивает охрану

    здоровья матери и ребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану

    труда рабочих матерей. Существуют также отпуска и пособия, связанные с

    беременностью и родами, перечень которых установлен в трудовом

    законодательстве.

    К числу социально-экономических прав относится право на социальное

    обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,

    для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39

    Конституции РФ). Содержанием данного права является, прежде всего, в

    гарантированность получения государственных пенсий и социальных пособий,

    устанавливаемых законом. Все формы социального обеспечения строятся на

    закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при

    наличии соответствующих оснований. Каждый заранее должен знать, каковы

    основания и условия обеспечения.

    Конституционно закрепляется право человека на жилище, которое

    включает в себя защиту жилища, в соответствии с которым никто не может быть

    произвольно лишен жилища по каким-либо соображениям.

    Однако строительство жилых помещений должно осуществляться не

    только государством, но и индивидуально самими гражданами и создаваемыми

    ими кооперативами. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное

    строительство, развита широкая система ссуд на это, не облагаемых налогами.

    Следующим звеном в системе социально-экономических прав является

    право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно предполагает

    бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных

    учреждениях здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет

    средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

    Конституция указывает (часть 2 статьи 41 Конституции РФ) на

    обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и

    укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию

    государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

    Учитывая практику прошлых лет, Конституция 1993 года особо

    оговаривает, что за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для

    жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с

    федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья

    человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных

    сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может

    привести к ужасному результату (например, авария на Чернобыльской АЭС).

    Дополняя вышеуказанное право, Конституция Российской Федерации

    закрепляет право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную

    информацию о состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и

    имуществу в результате экологического правонарушения (статья 42 Конституции

    РФ).

    В государстве действует программа, которая предусматривает помощь

    лицам, пострадавшим от экологического правонарушения (например, при

    Чернобыльской аварии). Граждане могут обращаться с требованиями,

    восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного

    воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое

    законодательство.

    В указании перечня конституционных прав и свобод предполагается

    критерий социально-экономических прав, который выделяет культурные права

    человека.

    К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для

    развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно

    существовать.

    Конституционно закреплены принципы, гарантирующие свободу

    литературного, художественного, научного, технического и других видов

    творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование

    достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью;

    и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе

    вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы

    тоталитарного режима.

    Государство гарантирует авторам охрану интеллектуальной

    собственности, устанавливая порядок применения ответственности для лиц,

    нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут

    за собой уголовную ответственность.

    Глава III. Полномочия главы государства в обеспечении прав

    человека и гражданина в РФ

    § 1. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации

    как форма обеспечения конституционных прав

    Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через

    правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и

    распоряжения.

    Указ – это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу

    физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме

    того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный

    акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а следовательно, не

    иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются,

    например, о назначении того или иного лица на определенную должность.

    Распоряжение – это акт индивидуального организационного характера. Акты

    Президента РФ издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия

    Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на

    всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие. Указы и

    распоряжения Президента РФ не называются в Конституции подзаконными актами.

    Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ,

    так и федеральным законам (часть 3 статьи 90 Конституции РФ)[17].

    Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному

    официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений,

    содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения

    конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской

    газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти

    дней после их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они

    вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней

    после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу

    со дня их подписания. Такой строгий порядок, установленный Указом

    Президента РФ от 23 мая 1996 года[18], имеет значение для единообразного

    применения актов главы государства по всей территории страны. Порядок

    подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающий

    согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента, юридическую

    экспертизу и с помощниками Президента, установлен Распоряжением Президента

    РФ от 3 августа 1996 года. Решение о готовности проекта акта к

    представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента

    РФ. Указы, распоряжения и законы подписываются собственноручно Президентом

    РФ; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только

    по личному разрешению главы государства.

    Итак, осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает два вида

    актов: указы и распоряжения. Различие между ними установить довольно

    сложно. Казалось бы, надо исходить из того, что указ – акт более широкого

    действия, имеющий нормативный характер, а распоряжение – документ более

    частного, конкретного назначения. Но это не так. Нередко нормативными

    являются и указы, и распоряжения. Причем иногда для регулирования сходных

    вопросов используются то указы, то распоряжения (например, создание

    подразделений Администрации Президента и утверждение положений о них).

    Правда, в последнее время наблюдается все-таки тенденция к использованию

    для нормативного регулирования общественных отношений формы указов. Кроме

    того, для определенных вопросов ненормативного характера устойчивой формой

    является не распоряжение, а указ (например, в отношении предоставления

    гражданства РФ, выхода из гражданства, помилования и другое). Поэтому

    граница между актами Президента РФ порой условна.

    Но, пожалуй, в одной ситуации форма указа употребляется весьма

    часто. Связано это с регулированием наиболее важных общественных отношений,

    особенно если они не урегулированы законом; указ Президента в данном случае

    как бы заменяет законодательное регулирование. Проблема соотношения указа и

    закона заслуживает того, чтобы на ней остановиться подробнее. Введя пост

    Президента РФ, Конституция РФ предусмотрела, что Президент издает свои акты

    на основе и во исполнение не только Конституции и законов РФ, но и решений

    Съезда и Верховного Совета. Однако при конституционной реформе 21 апреля

    1992 года осталось лишь положение о том, что указы (но не распоряжения) не

    могут противоречить Конституции и законам РФ. То же записано и в

    действующей Конституции, но относится к обоим видам актов: указы и

    распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и

    федеральным законам. Здесь отражена иная концепция назначения актов

    Президента РФ, а именно: в том случае если какой-то вопрос уже урегулирован

    законом, Президент РФ обязан с ним считаться. Однако если вопрос в законе

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.