МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль главы государства в обеспечении конституционных прав личности в РФ

    возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к

    гражданству Российской Федерации, в связи, с чем не приобретаются и не

    отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только

    вместе с утратой гражданства.

    В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и

    свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющем высшую

    юридическую силу.

    Итак, «конституционные права и свободы человека и гражданина -

    неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения

    (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством,

    составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую

    юридическую силу»[8].

    Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и

    свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других

    общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось

    беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических

    и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается

    возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть

    применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья,

    законных прав и интересов других граждан (статья 17 часть 3 Конституции

    РФ).

    Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и

    свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую,

    социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно

    конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1)

    личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.

    Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не

    увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные

    права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (статья 17

    часть 2 Конституции РФ). Такие права и свободы, которые необходимы для

    обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные

    права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную

    неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное

    передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и

    слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на

    процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и так далее.

    В статье 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь,

    введено правило, согласно которому никто не может быть произвольно лишен

    жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене

    смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве

    исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности.

    Начавшийся в январе 1996 года процесс вступления России в Совет

    Европы создал в отношении к проблеме смертной казни новую правовую

    ситуацию. Дело в том, что 28 апреля 1983 года страны, входившие в Совет

    Европы, подписали Дополнительный протокол N 6 к Европейской конвенции о

    защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни.

    Статья 1 этого Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может

    быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен». В статье 2 Протокола

    государствам - участникам разрешено введение смертной казни за

    преступления, совершенные во время войны либо в условиях, когда грозит ее

    приближение. В момент составления Протокола его подписали не все

    государства - члены Совета Европы, а представители лишь 13 из 21 входивших

    в него государств (некоторые из них не подписали и не ратифицировали его и

    поныне). Однако для вновь вступающих в Совет Европы, в том числе и для

    России, условием такого вступления ставится законодательная отмена смертной

    казни в течение ближайших трех лет, а до этого - введение моратория на

    исполнение смертных приговоров. 16 мая 1996 года был принят Указ Президента

    Российской Федерации «О поэтапном сокращении применения смертной казни в

    связи с вхождением России в Совет Европы»[9].

    Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию

    безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (например,

    политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов

    разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с

    преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением

    оружия и тому подобное).

    К сфере личных прав человека относится право на охрану

    государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его

    умаления (статья 21 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из

    объекта воздействия в активного субъекта правового государства, поэтому

    целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства.

    Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и

    всех работников государственных структур, но, к сожалению, этот принцип в

    настоящее время практически не работает.

    «Право на свободу включает в себя возможность совершать любые

    правомерные действия (то есть не противоречащие закону). Неприкосновенность

    личности, как личная свобода, заключается в том, что никто не вправе

    насильственно ограничивать свободу человека распоряжаться в рамках закона

    своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения»[10]. В

    Конституции Российской Федерации, право на свободу и личную

    неприкосновенность, дополнено существенной гарантией, запрещающей

    подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему

    человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия

    подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в

    Конституции РФ повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав

    и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения

    под стражей. Согласно статье 22 части 2 Конституции РФ такое ограничение

    свободы возможно только в связи с решением суда, до судебного решения лицо

    подвергается на срок не более 48 часов.

    Ограничение в правах (согласно статье 55 части 3 Конституции РФ)

    является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип,

    и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

    конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

    других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Статья 23 часть 1 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый

    имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

    защиту чести и доброго имени”[11]. Частной жизнью можно назвать те стороны

    жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием

    других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и

    доброго имени, при этом, если честь и доброе имя человека подверглось

    унижению или оскорблению, то в законодательстве определен порядок судебной

    защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие

    неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки,

    телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если,

    конечно, ограничение таких прав не предусмотрено судебным решением, что

    призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных

    органов. Вышеуказанные постулаты изложены в обновленной редакции по

    сравнению с предыдущими конституциями.

    В настоящей Конституции указана гарантия реализация данных прав,

    о чем свидетельствует статья 24 пункт 1 - сбор, хранение, использование и

    распространение информации о частной жизни лица без его согласия не

    допускаются. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с

    материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и

    свободы, если иное не предусмотрено законом. Такое исключение

    (предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями) возможно,

    когда речь идет, к примеру, о государственной тайне.

    Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных

    изменений - статья о праве на жилище и гарантии его реализации, в которой

    указано, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в

    нем лиц, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом или на

    основании судебного решения (статья 25). Правом на охрану жилища обладают

    лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или

    проживающие по договору найма. Причем жилищем признается и место временного

    пребывания человека, тогда, если в жилище вселяются люди, имеющие на то

    право, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, в том

    числе не требуют согласия остальных проживающих.

    Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает

    специфику многонациональной России. Согласно статье 26 настоящей

    Конституции “каждый вправе определять свою национальную принадлежность”.

    Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности

    является конституционная норма о том, что “никто не может быть принужден к

    определению и указанию своей национальной принадлежности”. Раньше имело

    место обязательное указание своей национальности в определенных документах,

    что являлось основанием дискриминации. Сейчас практически не допускается

    постановка вопроса о национальной принадлежности.

    В Конституции нашло отражение положение, предусмотренное

    международными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места

    жительства и пребывания. Статья 27 Конституции РФ указывает на то, что

    таким правом обладает каждый, законно находящийся на территории Российской

    Федерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует

    определенный порядок - регистрация в течение 7 дней в органах внутренних

    дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Большое значение

    имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы

    Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, имеющий также

    определенный порядок регистрации.

    Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия

    или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также

    совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой

    (статья 28 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в

    качестве государственной или обязательной.

    В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся

    в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать,

    получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья,

    закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на

    беспрепятственное выражение мнений и убеждений (статья 29 Конституции РФ).

    Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может

    быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

    Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие,

    такие права и свободы были ущемлены.

    В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны

    государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и

    нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация,

    возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и

    вражду.

    Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к

    личным, так и к политическим правам.

    Под политическими правами и свободами подразумевают права,

    затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические

    права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и

    осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся:

    право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений,

    право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на

    мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении

    государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей,

    право избирать и быть избранными и другие.

    В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку,

    политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все

    политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной

    судебной защитой государства.

    В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого

    вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в

    Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного

    строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина,

    которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

    Переходя непосредственно к определению круга политических прав и

    свобод необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли и

    слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества,

    поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать

    различные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и

    обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить

    информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи

    информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и

    нарушению общественного согласия.

    Согласно статье 30 Конституции РФ “Каждый имеет право на

    объединение...”, т.е. создание разного рода (не государственных)

    общественных объединений совместно с другими лицами, а также входить и

    беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются -

    добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по

    инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных)

    потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует

    удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Для

    создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех

    физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Статья

    30 Конституции РФ фиксирует гарантию свободы деятельности общественных

    объединений. Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе

    проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как

    выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что

    эти движения будут проводиться мирно, без оружия (статья 31 Конституции

    РФ). Эти мероприятия требуют санкционирования властей в отношении их

    проведения.

    Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические

    партии, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 года №

    95-ФЗ «О политических партиях»[12] и действующие на основе политических

    интересов граждан. Целью создания политических партий является их

    политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение

    непосредственно в решении государственных проблем.

    Главной из основных функций партий является информационная; с

    помощью политических партий до государственных органов доходит информация о

    проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть

    беспартийным, что не запрещает законодательство.

    Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно

    (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей

    (статья 32 пункт 1 Конституции РФ).

    “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть

    избранными в органы государственной власти и органы местного

    самоуправления, а также участвовать в референдуме” (статья 32 пункт 2

    Конституции РФ). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу

    которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии

    с действующим законодательством. Лишаются право избрания лица

    недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не

    ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока

    не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

    Избирательное право подразделяется на активное и пассивное.

    Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина,

    обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является

    право быть избранным в орган государственной власти или орган местного

    самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и

    принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных

    возрастах - в зависимости от характера того или иного органа

    государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для

    избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в

    депутаты Государственной Думы - 21 года.

    Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное

    право реализуется гражданами абсолютно добровольно.

    Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим,

    равным и прямым, при тайном голосовании.

    Статья 32 пункт 4 устанавливает, что “Граждане Российской

    Федерации имеют равный доступ к государственной службе”[13]. Равный доступ

    предполагает право граждан на занятие любой государственной должности

    без всякой дискриминации.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.