МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль главы государства в обеспечении конституционных прав личности в РФ

    отставке прекращает его полномочия. По представлению премьер-министра

    Президент назначает и прекращает полномочия других членов Правительства. Он

    является главой вооруженных сил, обладает правом отлагательного вето и т.п.

    Надо заметить, что многие акты Президента Французской Республики

    обязательно контрассигнуются премьер-министром либо соответствующими

    министрами, что является условием их законности и вступления в силу. Это

    условие относится, в частности, к деятельности Президента как главы

    вооруженных сил и назначению должностных лиц государства.

    В Конституции Италии, согласно которой Президент является главой

    государства и представляет национальное единство, тем не менее, указано,

    что никакой акт Президента не действителен, если он не контрассигнован

    предложившими его министрами, которые ответственны за этот акт. Полномочия

    Президента Италии значительно уже, чем полномочия Президентов Франции и

    США.

    Таким образом, из сказанного следует, что в различных странах

    объем предоставленных президенту полномочий далеко не одинаков.

    Конституция Российской Федерации предваряет определение правового

    положения Президента Российской Федерации указанием на то, что он «является

    главой государства» (ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации).

    В части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации установлено,

    что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и

    свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для

    стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как

    указано в ее статье 2, человек, его права и свободы являются высшей

    ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

    гражданина – обязанностью государства. Возложение на Президента обязанности

    быть гарантом Конституции означает, что он призван действовать персонально.

    Согласно части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации

    Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее

    независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное

    функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же

    указано, что Президент может и обязан действовать в установленном

    Конституцией порядке, то есть на основании конституционных норм. Таким

    образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что

    прямо вытекает из провозглашения России правовым государством.

    Анализ практики применения президентских полномочий за девять лет,

    прошедших со времени вступления в силу действующей Конституции Российской

    Федерации, показывает, что они главным образом связаны с реализацией целей,

    определенных в части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации.

    Особенностью правового положения Президента именно как главы

    государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией

    задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов

    государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное

    функционирование и взаимодействие. Для этого Президент вправе использовать

    согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами

    законодательной и исполнительной власти.

    Хотя, по Конституции, Президент Российской Федерации не является

    главой исполнительной власти, он связан с нею наиболее тесно. Конституцией

    ему предоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства.

    Президент имеет определенные рычаги воздействия на законодательную

    власть. Он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародует

    принятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон,

    направив его тем самым на новое рассмотрение. Кроме того, в предусмотренных

    Конституцией случаях Президент может распустить Государственную Думу.

    Рассматривая отношения Президента с судебной властью, деятельности которой

    посвящена глава 7 Конституции, надо отметить, что судьи Конституционного

    Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего

    Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются по представлению

    Президента, а остальные судьи им лично в порядке, установленном федеральным

    законом. Президент также осуществляет помилование. Конституция

    устанавливает право Президента обращаться в суд в целях обеспечения

    законности.

    Надо обратить внимание и на то, что Президенту принадлежит право

    определять во внутренней и внешней политике именно основные направления.

    Это означает, с одной стороны, что Президенту как лицу, избранному на свой

    пост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулировать

    указанные основные направления, а с другой – что реализация внутренней и

    внешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующих

    органов законодательной и исполнительной власти.

    Важно иметь в виду, что в решении вопросов внутренней и внешней

    политики государства участвует не только Президент, но и другие

    государственные органы. Многие вопросы внешней и внутренней политики

    решаются палатами Федерального Собрания, Правительством Российской

    Федерации, Советом Безопасности, федеральными министерствами.

    В части 4 статьи 80 указано, что Президент Российской Федерации

    представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных

    отношениях.

    Президент Российской Федерации именно как глава государства в

    соответствии с федеральной Конституцией имеет право и возможность

    действовать активно и проводить определяемую им политическую линию. В этой

    связи следует обратить внимание на его права, установленные, в частности, в

    статьях 83, 84, 90, 104, 107, 109, 111, 113, 115 и 117 Конституции

    Российской Федерации, использование им которых предполагается.

    Можно считать особенностью представительских полномочий Президента

    то, что в ряде внутренних федеральных отношений он выступает от имени

    собственно федеральных органов, например при заключении договоров между

    федеральными государственными органами и государственными органами субъекта

    Федерации, и как глава государства в целом, в состав которого входят

    субъекты Федерации, например при определении задач единой системы

    исполнительной власти в Российской Федерации.

    Президент может действовать как лично, так и через своих

    представителей, право назначения, которых ему предоставлено пункт «к»

    статьи 83 Конституции Российской Федерации.

    В Регламенте Государственной Думы, в частности, предусмотрены

    права полномочного представителя Президента Российской Федерации в

    Федеральном Собрании.

    Использованная в пункте 4 статьи 80 формулировка, что Президент

    «представляет Российскую Федерацию», означает, что он вправе действовать

    без каких-либо специальных полномочий. Это, в частности, вытекает из

    сложившейся практики и международно-правовых норм. Так, в Венской конвенции

    о праве международных договоров указано, что глава государства считается

    представляющим свое государство в целях признания текста международного

    договора или согласия государства на обязательность для него договора без

    необходимости предъявления своих полномочий[2].

    В статье 83 Конституции Российской Федерации излагается часть

    полномочий Президента Российской Федерации, относящихся главным образом к

    его праву назначать или участвовать в назначении ряда высших должностных

    лиц, занимающих ключевые позиции в государственном аппарате. Иные

    полномочия Президента закреплены в последующих статьях главы 4 Конституции

    Российской Федерации (статьи 84 – 90). Отдельные полномочия Президента

    определены и в последующих главах Конституции

    Российской Федерации. Так, в главе 5 «Федеральное Собрание» указано, что

    Президенту принадлежит право законодательной инициативы (статья 104), а в

    главе 7 «Судебная власть» - что Президент имеет право обращаться с

    запросами в Конституционный Суд Российской Федерации (статья 125).

    Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным

    с назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что

    Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из

    должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом

    непосредственно, другие – по представлению или после консультации с

    соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других

    должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения

    Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо

    согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить

    предложенную Президентом кандидатуру.

    Основные полномочия Президента, изложенные в статье 83 Конституции

    Российской Федерации, относятся к его отношениям с Правительством

    Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом «а» Президент с согласия Государственной

    Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие

    дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством

    голосов от общего числа депутатов. Поскольку Конституция не устанавливает

    иного, представляется, что данное Государственной Думой согласие на

    назначение Председателя Правительства не связано сроком полномочий

    Государственной Думы и действует до тех пор, пока Правительство не сложит с

    себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента

    Российской Федерации или пока не уйдет в отставку по решению Президента.

    В соответствии с пунктом «в» статьи 83 Конституции Российской

    Федерации Президент принимает решение об отставке Правительства Российской

    Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства

    необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке

    Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это

    объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность

    за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь

    на основании пункта «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации он

    «имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской

    Федерации». Это правило как бы «связывает» Президента и Правительство.

    Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации

    подтверждается также тем, что Президент в силу пункта «д» статьи 83

    Конституции Российской Федерации назначает на должность и освобождает от

    должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

    Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное

    назначение на должности и освобождение от них производятся «по предложению

    Председателя Правительства», причем не оговаривается, в каком порядке, и в

    какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что

    каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным

    решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную

    власть в Российской Федерации.

    Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и, прежде

    всего судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов

    Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации

    следует рассматривать установленный пунктом «е» статьи 83 Конституции

    Российской Федерации порядок назначения этих лиц лишь по представлению

    Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов

    (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности)

    производится Советом Федерации.

    Судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент

    Российской Федерации.

    Значительное число должностных лиц, указанных в пунктах «к», «л» и

    «м» статьи 83 Конституции Российской Федерации так же, как и судьи «других

    федеральных судов», назначаются и освобождаются от должности лично

    Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные

    представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента

    в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие

    лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении

    законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также

    высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно

    оправдано, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по

    должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской

    Федерации.

    Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителей

    Российской Федерации в иностранных государствах и международных

    организациях. Дипломатическими представителями являются также представители

    Российской Федерации в международных организациях, в частности таких, как

    Организация Объединенных Наций и специализированных учреждениях системы ООН

    (ЮНЕСКО, МОТ и другие).

    Как правило, Президенту Российской Федерации в вопросе о назначении

    должностных лиц могут оказывать помощь соответствующие министры: при

    назначении и освобождении от должности лиц, относящихся к высшему

    командованию Вооруженных Сил, - министр обороны; дипломатических

    представителей – министр иностранных дел. Статья 83 Конституции указывает,

    что Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Это

    орган, являющийся собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении

    возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.

    Администрация Президента имеет аналитические и экспертные подразделения и

    не располагает собственными властными полномочиями.

    В статье 84 Конституции Российской Федерации закреплены полномочия

    Президента, относящиеся к его взаимоотношениям с законодательной властью

    Российской Федерации. В этой же статье предусматривается и полномочие

    Президента назначать референдум.

    Предусмотренное пунктом «а» статьи полномочие Президента назначать

    выборы Государственной Думы обусловлено его ролью главы государства, и

    необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной

    власти.

    Согласно пункту «б» статьи 84 Конституции Российской Федерации

    Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу «в случаях и

    порядке, предусмотренных Конституцией». Эти случаи предусмотрены статьями

    111 и 117 Конституции. Конституцией устанавливаются также случаи, когда

    Государственная Дума не может быть распущена. Таким образом, право

    Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является

    абсолютным.

    Институт роспуска парламента главой государства существует во

    многих странах. Как правило, роспуск парламента считается допустимым, когда

    по основаниям, указанным в конституции или законах, законодательный

    (представительный) орган перестает выражать мнение избирателей и им

    предоставляется возможность выразить свою волю в ходе парламентских

    выборов.

    В полномочия Президента входит назначение референдума Российской

    Федерации. Порядок назначения референдума и его проведения установлен

    Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2–ФКЗ «О референдуме

    Российской Федерации»[3]. В нем, в частности, определено, кому принадлежит

    инициатива проведения референдума: во-первых, не менее чем двум миллионам

    граждан России, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на

    территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами

    территории России проживает не более 10% из них; во-вторых,

    Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135

    российской Конституции.

    В пунктах «г» и «д» статьи 84 Конституции Российской Федерации

    определены полномочия Президента в сфере законодательства. В пункте «г»

    указано, что Президенту принадлежит право вносить законопроекты в

    Государственную Думу. Надо учитывать в

    этой связи, что все лица и органы, имеющие право законодательной

    инициативы, и в первую очередь Президент, указаны в статье 104 Конституции.

    Реализацию конституционного полномочия Президента вносить

    законопроекты в Государственную Думу обеспечивает полномочный представитель

    Президента в Государственной Думе Федерального Собрания.

    На Президента в пункте «д» возложена обязанность подписывать и

    обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы

    государства, завершающая законодательный процесс приданием закону

    обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства

    является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей

    разделение властей.

    Подписание Президентом федерального закона не является актом

    формальным. В соответствии со статьей 107 Конституции Президент вправе

    отклонить закон, что влечет его повторное рассмотрение. Президент не может

    отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон и

    федеральный закон, преодолевший вето Президента.

    Права Президента, определенные статьей 85 Конституции Российской

    Федерации, прямо вытекают из его обязанности обеспечивать согласованное

    функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

    В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур,

    что имеет принципиальное значение, так как в результате Президент

    оказывается свободным в выборе из большого диапазона согласительных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.