МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль главы государства в обеспечении конституционных прав личности в РФ

    Роль главы государства в обеспечении конституционных прав личности в РФ

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение ……………………………………………………………………………… 3 - 4

    Глава I. Правовой статус главы государства ………………………..……… 5 - 25

    § 1. Институт президентства в Российской Федерации:

    понятие и

    правовое закрепление ………………………………………………. 5 - 7

    § 2. Место главы государства в системе органов

    государственной

    власти ……………………………………………………………… 8 - 25

    Глава II. Основные права человека и гражданина в Конституции РФ …..

    26 - 45

    § 1. Гражданство РФ, как основание возникновения прав

    …………. 26 - 28

    § 2. Классификация основных прав и свобод личности …………….

    29 - 45

    Глава III. Полномочия главы государства в обеспечении прав человека

    и

    гражданина в РФ …………….………………………………..… 46 - 67

    § 1. Правотворческая деятельность Президента РФ как форма

    обеспечения конституционных прав ……..…………………..… 46

    - 50

    § 2. Функции Президента РФ в сфере обеспечения прав

    человека .. 51 - 56

    § 3. Гарантии конституционных прав человека и гражданина

    в

    чрезвычайных условиях ..…………..……………………….…... 57 -

    63

    § 4. Ответственность главы государства …....….……………….…..

    64 - 67

    Заключение ………………………………………………..……..………………. 68 - 69

    Список использованной литературы …………………....…….………….….. 70 - 72

    Список сокращений ………………………………………....…….………...….. 73

    Введение

    В принятой на референдуме 12 декабря 1993 года Конституции

    Российской Федерации права и свободы человека и гражданина закреплены в

    числе основ конституционного строя.

    Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской

    Федерации является наиболее важной приоритетной задачей демократического и

    правового государства, каковым является Россия, и в первую очередь его

    главы – Президента РФ, что и предстоит выяснить при написании работы.

    Для всестороннего и полного раскрытия темы дипломного сочинения,

    используются такие нормативные источники как, прежде всего, Конституция

    Российской Федерации – основной закон государства, а также вспомогательные

    акты – федеральные конституционные законы (о референдуме, о конституционном

    суде, о чрезвычайном положении, о военном положении и другие), федеральные

    законы (о гражданстве, о безопасности, о средствах массовой информации и

    другие), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства

    Российской Федерации, международные акты, а также другие документы,

    которые, в целом дают представление о роли Президента РФ в обеспечении

    прав и свобод человека и гражданина.

    Однако остается спорной, требующей детальной проработки, проблема

    ответственности Президента РФ за не обеспечение прав и свобод личности.

    В данной работе автор поставил перед собой следующие цели: во-

    первых, выяснить, в чем заключается правовой статус главы государства, во-

    вторых, дать понятие и классифицировать основные права человека и

    гражданина, в-третьих, определить полномочия Президента РФ в обеспечении

    прав личности, а также пределы ответственности за невыполнение этой

    функции.

    Для достижения поставленных целей будут использованы средства и

    методы, в том числе такие как:

    1. Формально-юридический метод, с помощью которого попытаюсь дать

    определения основным понятиям, которые буду использовать в работе;

    произвести толкование их смысла; классифицировать понятия; вычленить их

    признаки.

    2. Сравнительно-правовой метод, при осуществлении которого, буду

    сопоставлять используемые в работе законы, иные нормативно-правовые акты,

    определять общие закономерности и особенности.

    3. Системный метод, который позволит воспринять рассматриваемый

    материал как единую систему, а также выявить и рассмотреть всевозможные

    связи в исследуемой проблеме.

    4. Функциональный метод, позволяющий определить функции различных

    государственно-правовых явлений, механизмы их взаимовлияния.

    Глава I. Правовой статус главы государства

    §1. Институт президентства в Российской Федерации:

    понятие и правовое закрепление

    Президентство - принципиально новый государственный институт в

    России, который внес значительные изменения в существующую в момент его

    учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990-1991 годах

    был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках

    бывшего Союза. В1991 году учрежден пост Президента РФ, создание этого

    института мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти.

    Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы

    государства. Президентская власть была призвана наладить действенное

    государственное управление, исполнение законов. Ее определенная

    самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с

    помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить

    устойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации

    обстановки в стране.

    Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося

    экономического и политического кризиса, обострения межнациональных

    отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства.

    Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их

    осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась

    рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же

    представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие

    органы государственного управления, обеспечить с ними должное

    взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

    При создании института президентства в России использовался

    зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные

    особенности в разных странах. В одних государствах президент возглавляет

    государство, а также правительство, исполнительную власть, играет

    фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав.

    В других это парламентарные республики президентство представляет собой в

    значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции

    управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в

    системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание

    черт парламентарной и президентской республик смешанные формы правления,

    которые оказали влияние на конструирование института президентства в

    России.

    Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его

    избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть

    концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило,

    играет существенную роль в государстве. При организации президентской

    власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но

    естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

    Несмотря на исторически короткий период своего существования,

    отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус

    Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993 года заметно

    отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 году.

    Тогда Президент Российской Федерации рассматривался как глава

    исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и

    ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными

    органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось

    простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда

    Народных Депутатов Российской Федерации у него такого права не было.

    Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской,

    смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей

    проводился непоследовательно. В Конституции сохранились положения о

    полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей

    компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях

    законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы

    исполнительной власти.

    Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года означало

    начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации.

    В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для

    смешанной формы правления с преобладанием президентских элементов.

    Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме

    разделения властей. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус

    Президента Российской Федерации, он усилен.

    § 2. Место главы государства в системе государственной власти

    Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано

    преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей

    государственной власти. Логика построения новой Конституции РФ

    соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с

    классической президентской, так и с парламентской системой правления. В

    статьях 5, 10 и 11 главы I «Основы конституционного строя» Конституции

    Российской Федерации раскрыты значение и сущность принципов разделения

    властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых

    самостоятельна.

    Реализация принципа разделения властей в российской Конституции

    не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным

    источником, согласно статье 3 Конституции, является многонациональный народ

    Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в

    Конституции предшествует гл. IV «Президент Российской Федерации»[1],

    объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы

    начинается изложение в Конституции системы государственных органов

    Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым

    значением Президента в организации государственной власти Российской

    Федерации.

    Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных

    государственных органов особое положение. Конституция возлагает на него

    задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой

    законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент

    обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов

    государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к

    одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в

    Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом

    Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а

    также того, что Президент устанавливает основные направления политики

    государства. Важно отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех

    государственных органов Российской Федерации и выполняя функцию по их

    координации, Президент действует только в пределах, установленных

    Конституцией Российской Федерации, точно так же, как и все остальные

    федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание,

    Правительство, суды. Они самостоятельно осуществляют свои Конституционные

    функции.

    Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего тем,

    что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди

    государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем

    избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую

    Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся

    международной практики, это означает, что его заявления, и акции не

    нуждаются в каком–либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.

    Президент всегда действует ex officio, то есть на основании факта,

    что именно он является главой суверенного государства. Именно как глава

    государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному

    законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного

    вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и

    направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако

    право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам,

    которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах

    Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно

    одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа Совета

    Федерации и депутатов Государственной Думы.

    Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью.

    Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой,

    реализация функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской

    Федерации и т.д.) либо относится к исполнительной власти. Так, Президент

    оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе

    председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.

    Очевидно, что в той мере, в какой Президент лично реализует

    функции исполнительной власти и определяет содержание деятельности

    Правительства, которому принадлежит исполнительная власть в Российской

    Федерации, на него должен распространяться принцип разделения властей. При

    этом надо учитывать сложность переплетения сфер деятельности и полномочий

    Президента и Правительства.

    Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя

    Правительства, а по предложению последнего – и персональный состав

    Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать

    Правительство от необоснованного, по его мнению, ограничения

    законодательной властью свободы действий власти исполнительной. Так,

    Президент может не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия

    Правительству и в предусмотренных Конституцией случаях и порядке

    распустить Государственную Думу (ст. 84, 109, 111, 117 Конституции

    Российской Федерации).

    Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции

    Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней

    Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего в том, что Президент

    перестал быть главой исполнительной власти. Согласно статье 110 Конституции

    исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской

    Федерации. Именно Председатель Правительства, а не Президент определяет

    основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

    По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за

    Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе

    органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими

    органами в соответствии со статьей 11 Конституции являются Президент

    Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации,

    Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской

    Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность

    деятельности основных государственных органов Российской Федерации,

    поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение

    согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации,

    строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод

    человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Статья 80

    Конституции Российской Федерации является первой в главе «Президент

    Российской Федерации» и определяет содержание всех последующих статей этой

    главы.

    Рассматривая положение части 1 данной статьи о том, что Президент

    Российской Федерации является главой государства, следует, однако, иметь в

    виду, что в конституционном праве общепринятого понятия главы государства

    не сложилось. Полномочия главы конкретного государства устанавливаются его

    конституцией, а в некоторых случаях и сложившейся конституционной

    практикой.

    Как правило, главой государства называют должностное лицо,

    персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как

    внутри него, так и с другими странами.

    Надо заметить, что в конституциях многих стран, например Франции,

    США, ФРГ, термин «глава государства» вообще не используется.

    Конституция США исходит из того, что «исполнительная власть

    осуществляется Президентом Соединенных Штатов», который приносит присягу

    «добросовестно исполнять должность Президента Соединенных Штатов и по мере

    своих сил поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных

    Штатов». Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных

    Штатов. Ему принадлежит право помилования за преступления против США. С

    согласия Сената он заключает договоры, а также назначает высших должностных

    лиц, включая послов, судей Верховного суда и т.п. Кроме того, Президенту

    принадлежит право вето в отношении принятых Конгрессом законов. Оно может

    быть отвергнуто 2/3 членов обеих палат Конгресса.

    Президент Французской Республики следит за соблюдением Конституции

    и обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных

    властей. Он назначает премьер-министра и по заявлению последнего об

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.