МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие гражданского права

    общие характеристики в деятельности различных органов судебной власти.

    Возможна определенная дифференциация по степени сложности (например,

    исковое и особое производство).

    Процедуры, в рамках которых осуществляется деятельность иных

    (несудебных) органов гражданской юрисдикции, характеризуется различной

    степенью сложности, обеспечивающей правовые гарантии участникам

    соответствующих правоотношений. Наибольшей процедурной урегулированностью

    отличаются нотариальное производство, исполнительное производство и

    административное производство, связанное с деятельностью органов и

    должностных лиц, имеющих право наложения административных взысканий.

    Недостатком оперативно-исполнительской и юрисдикционной деятельности многих

    органов исполнительной власти является практически полное отсутствие

    развитых процедурных форм их деятельности. Между тем их наличие выступает в

    качестве гарантий объективности разбирательства, снижает конфликтность

    отношений сторон, позволяет во внесудебном порядке разрешить конкретный

    правовой вопрос. Поэтому процедурная урегулированность деятельности органов

    административной юрисдикции вполне позитивна и способствует более успешному

    выполнению возложенных на них функций. Например, достаточно полно

    урегулирована деятельность антимонопольных органов по проведению

    разбирательств о нарушении антимонопольного законодательства.

    Таким образом, система и деятельность органов гражданской юрисдикции

    достаточно дифференцированы. Вместе с тем общими в системе гражданской

    юрисдикции являются (1) урегулированность ее законом, в том числе и в части

    полномочий по юрисдикционной деятельности, которыми наделяются

    негосударственные органы, (2) разграничение правил подведомственности между

    различными юрисдикционными органами, (3) осуществление юрисдикционной

    деятельности в определенной процессуальной или процедурной форме, что

    отличает ее от непосредственного взаимодействия субъектов гражданского

    оборота. В настоящее время проблемы взаимосвязей частного права и системы

    гражданской юрисдикции существенно усложнились, что определяется целым

    рядом обстоятельств. Обозначилось довольно резкое отставание развития

    системы гражданской юрисдикции от потребностей гражданского оборота. Ушла в

    прошлое имевшая место в конце 80-х годов тенденция к идеализации судебной

    системы и ее возможностей в становлении правового государства, укреплении

    законности в гражданском обороте и в целом в обществе. Функционирование

    судебной системы показало необходимость ее реформирования и развития. В

    настоящее время разные звенья системы гражданской юрисдикции имеют

    различную степень готовности к современным потребностям. Исполнительное

    производство как форма деятельности органов гражданской юрисдикции

    претерпела существенные изменения, выведена из сферы судебной власти и

    отнесена к ведению органов исполнительной власти. Развивается система

    частного правоприменения в третейских судах, когда сами участники

    гражданского оборота берут на себя инициативу и расходы по разрешению

    конфликта между ними. Определенные проблемы существуют в рамках

    нотариального производства, что требует своего правового решения.

    Что касается судов общей юрисдикции в части разрешения ими

    гражданских дел, то стало уже общим правилом говорить о крайне сложном их

    положении. Некоторые из них связаны с недостаточным финансированием, а

    некоторые — с необходимостью совершенствования процессуальной формы в

    сторону ее большей дифференциации и развития.

    2.3. Основные взаимосвязи реформы частного права и системы гражданской

    юрисдикции.

    Здесь можно отметить целый ряд составляющих реформы частного права,

    оказавших и оказывающих прямое либо косвенное влияние на реформу системы

    гражданской юрисдикции.

    1) В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство

    основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений,

    неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости

    произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости

    беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения

    восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Подобная новая

    философия частноправового регулирования, связанная с более полным

    осуществлением принципов диспозитивности, определяет необходимость

    построения системы судебного 11 процесса на началах диспозитивности и

    состязательности, отказа от активного участия суда в процессе доказывания,

    трансформации принципа процессуальной активности суда в принцип судейского

    руководства.

    Снижение степени государственного вмешательства в частноправовые

    отношения определяет пересмотр таких институтов гражданского и арбитражного

    процесса, как участие органов исполнительной власти и прокурора в суде (ст.

    41, 42 ГПК РСФСР, ст. 41, 42 АПК). Вместе с тем полное устранение

    государства от вмешательства в частноправовые отношения невозможно, что

    определяет собой существование проблемы защиты публичных и общественных

    интересов в суде.

    Одновременно развитие гражданского оборота и диспозитивность

    гражданских прав обусловливают развитие системы

    частного правоприменения, прежде всего в рамках третейского

    разбирательства.

    2) Изменение самих принципов построения судебной власти, разделение

    властей обусловили изменение места судебной практики, признание судебного

    прецедента в качестве источника правового регулирования. Подобный подход к

    судебной практике как источнику правового регулирования, оказывающего

    воздействие на исполнительную и законодательную власть, вполне

    соответствует концепции судебной власти. В условиях неустойчивой правовой

    системы, наличия большого числа субъектов, находящихся в отношениях

    координации, судебная власть может сыграть в определенной мере роль

    интегрирующего начала.

    Суды путем прецедентного регулирования способны оказать позитивное

    воздействие на становление новой правовой системы, выработку единых правил

    поведения в однотипных фактических ситуациях. Плодотворность концепции

    судебного прецедента как источника правового регулирования объясняется

    рядом причин, в том числе и тем, что правовое регулирование имеет

    определенные пределы детализации. Сфера гражданско-правовых отношений

    "обречена" быть прецедентной, поскольку за определенными рамками

    конкретизации закон рискует превратиться в трудно понимаемый даже

    специалистами свод юридических казусов.

    Вряд ли наступит момент, когда можно будет сказать – эта правовая

    общность совершенна и не нуждается в развитии. Создание права, в том числе

    и частного, есть непрерывный процесс приближения к его все новому и новому

    качественному состоянию, которое питается постоянной динамикой действий

    участников гражданского оборота, отраженной в том числе и в судебной

    практике.

    Поэтому возникает проблема теоретико-прикладного характера,

    связанная с определением пределов и возможностей

    воздействия судебной практики на процесс правотворчества и

    право реализации. Вопрос следует скорее обсуждать не в плоскости того,

    является ли судебный прецедент источником права, а в ином направлении, а

    именно, решения каких органов судебной власти создают прецеденты, в каких

    пределах и для кого они обязательны.1

    3) Современное гражданское законодательство характеризуется большей

    степенью абстрактности и обобщенности регулирования. Для него характерно

    значительное число норм с относительно определенными и неопределенными

    элементами. Например, ГК РФ содержит такие положения как разумность

    действий и добросовестность участников гражданских правоотношений (ст. 10

    ГК), и целый ряд подобных категорий, требующих конкретизации в судебной

    практике, придании юридической значимости самым различным фактическим

    обстоятельствам по усмотрению суда.

    Поэтому возрастает роль судебного усмотрения и связанного с ним

    судебного толкования, что требует совершенно иного подхода судей к

    разрешению гражданских дел, творческого применения права, когда

    законодательство не содержит прямых ответов на фактические ситуации,

    являющиеся предметом судебного разбирательства. Все это требует принятия

    серьезных мер по повышению качества судейского корпуса, способного не

    только на догматическое, но и доктринальное применение права.

    4) Переход к состязательной модели гражданского процесса также обусловлен

    изменениями, происшедшими в нашем обществе. Современной модели гражданского

    общества и роли суда как органа судебной власти соответствует отказ суда от

    вмешательства в состязание сторон, предоставление сторонам равных

    возможностей по защите своих прав и интересов. Однако одним провозглашением

    принципа состязательности не обеспечить его реальное действие на практике.

    Необходимо решение целого комплекса вопросов с тем, чтобы обеспечить

    состязательность в условиях фактического равенства правовых возможностей

    сторон. Возникает вопрос о защите прав экономически слабой либо –

    юридически неосведомленной стороны, которая не в состоянии воспользоваться

    правовой помощью представителя в суде.

    5) Повышение самостоятельности участников гражданского оборота, свобода

    договора обусловливают необходимость фиксации важнейших юридических

    действий в различных процедурных формах, например в рамках нотариального

    производства, либо процедур государственной регистрации юридических лиц,

    прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая фиксация либо

    удостоверение обеспечивают выполнение нескольких задач одновременно.

    Во-первых, обеспечивается правомерность деятельности участников

    гражданского оборота, поскольку при несоблюдении положений действующего

    законодательства участникам гражданского оборота должны отказать в

    регистрации либо удостоверении соответствующих юридических действий. Тем

    самым правовое взаимодействие участников гражданских правоотношений в

    рамках гражданско-правовых процедур происходит на более высоком уровне,

    служит интересам защиты прав его участников, в том числе экономически

    слабой либо юридически неосведомленной стороны

    Во-вторых, обеспечивается возможность доказывания правовых действий

    участников гражданского оборота, поскольку такая фиксация свидетельствует о

    самом факте и времени совершения юридических действий сторон.

    В-третьих, обеспечиваются фискальные интересы государства, поскольку

    надлежащим образом зафиксированные юридические действия участников

    гражданского оборота в случае необходимости их налогообложения не могут

    быть скрыты.

    Вместе с тем при определении видов юридических действий участников

    гражданских правоотношений, подлежащих государственной регистрации,

    нотариальному удостоверению либо фиксации в иной процедурной форме, должно

    производиться с учетом потребностей гражданского оборота. Так, снятие

    требований по нотариальному удостоверению доверенностей на право

    распоряжения автомототранспортом и на распоряжение недвижимостью способно

    вызвать рост правонарушений.

    6) Усложнение отношений гражданского оборота, большая

    специализация нормативных предписаний обусловливает специализацию судебной

    системы и судебных процедур, их рационализацию, развитие квазисудебных

    процедур, нотариата. Так, специфика предпринимательской деятельности

    обусловила существование системы арбитражных судов, развитие третейского

    разбирательства (арбитража).

    Как справедливо отмечал С. А. Хохлов, нормы ГК РФ в части

    восполнения денежных потерь кредитора дают основу для введения упрощенной

    судебной процедуры взыскания денежной компенсации и оперативной защиты его

    интересов. Между тем такие меры оперативной защиты кредитора имеются только

    в гражданском процессе (судебный приказ), но до сих пор не введены в

    арбитражное судопроизводство, хотя значительную часть арбитражных дел

    занимают споры из кредитных и расчетных отношений.

    7) Развитие гражданского общества и политической системы обусловило

    снятие каких-либо ограничений на возможность обращения в суд. Право на

    судебную защиту стало пониматься как право абсолютное, реализуемое в

    качестве общего дозволения. Все это вызвало изменение правил

    подведомственности, ее критериев и правил.

    8) Появление новых частноправовых способов защиты гражданских прав

    обусловило необходимость развития исковых форм защиты гражданских прав.

    Так, развитие системы акционерных обществ, отделение управления от капитала

    обусловили появление в гражданском законодательстве правил о косвенных

    исках как форме защиты прав акционеров и акционерных обществ в связи с

    возможной недобросовестностью действий их управляющих.

    Развитие фондового рынка, банковской системы, становление системы

    оказания услуг привели к возможности нарушения прав больших групп

    участников гражданского оборота одним и тем же лицом. В силу этого появился

    институт защиты неопределенного круга лиц (групповых исков), который

    позволяет более эффективно защищать интересы больших групп граждан.

    9) Новый статус субъектов гражданского оборота, изменение положений о

    гражданской правоспособности и дееспособности (а также в трудовом,

    семейном, кооперативном и иных отраслях российского законодательства)

    требуют адекватных изменений требований о гражданской процессуальной

    правоспособности и дееспособности.

    10) Расширение возможностей, с помощью которых допускается фиксация

    отношений сторон, требует расширения круга средств доказывания в

    судопроизводстве. Так, согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме

    может быть заключен путем составления одного документа, подписанного

    сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой,

    телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи,

    позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по

    договору. Все это определяет необходимость изменения правил доказывания,

    учитывающих появление новых форм фиксации правовых отношений участников

    гражданского оборота.

    11) Появление и развитие новых форм и объектов права собственности,

    изменение характера ответственности субъектов предпринимательской

    деятельности, изменения оснований принудительного исполнения и ряд других

    обстоятельств определили необходимость реформы системы исполнительного

    производства.

    Как видно, степень и пределы воздействия частного права

    на формирование процессуальных отраслей права многообразны и отражаются в

    "правовой материи" процесса самым различным образом.

    На доктринальном уровне необходимо очертить формы

    взаимодействия материального и процессуального права, имея в виду, что

    такое взаимовлияние носит двусторонний характер. Во-первых, такое

    воздействие частного права не столь однозначно в связи с тем, что

    процессуальное право является в большей степени правом публичным, поскольку

    представляет собой в современных условиях систему норм, регулирующих прежде

    всего и в основном деятельность суда. Последовательное развитие

    частноправового начала в методе процессуального регулирования означает

    усиление активности сторон и возможности влияния их распорядительных

    действий на динамику гражданского и арбитражного процесса. Так, в развитии

    судопроизводства большую роль должны играть акты саморегуляции поведения

    сторон, их влияние на подготовку дела к разбирательству, формирование

    доказательственного материала, совершение действий по приостановлению

    процесса, его окончанию без вынесения судебного решения, порядок оплаты

    расходов и решение иных процессуальных вопросов. Стороны и суд должны иметь

    равные возможности в решении различных процессуальных вопросов с тем, чтобы

    каждое действие суда могло быть оспорено заинтересованным участником.

    Во-вторых, не только материальное право определяет правовые режимы и

    конкретные варианты правового регулирования в процессуальном праве, но

    имеют место и обратные связи, когда отсутствие процессуальных форм защиты

    прав тормозит развитие соответствующих новых сфер материального права.

    Гражданское и арбитражное судопроизводства представляют собой

    функционально взаимосвязанный большой фактический состав, включающий в себя

    множество разнообразных процессуальных юридических фактов, порождающих

    правовые

    последствия как в комплексе с другими фактами, так и вне их. Иначе говоря,

    гражданский процесс есть модель обеспечения реализации, в том числе

    принудительной. Процессуальное право по своей правовой природе должно

    содержать развитые правовые процедуры реализации правовых норм в

    зависимости от различных фактических ситуаций. При отсутствии либо

    недостаточности средств принудительного воздействия, отсутствии юридико-

    фактических моделей поведения в конкретных правовых ситуациях защита

    материального права становится либо затруднительной либо невозможной.

    В-третьих, следует иметь в виду, что развитость процессуального

    права и вообще правовых процедур является одним

    из основных показателей качества правовой системы, отражает степень ее

    зрелости, цивилизованности, достижения общей и правовой культуры. Опыт

    показывает, что любая нормальная

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.