МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие гражданского права

    необходимость права, его принципы разработки отдельных конкретных отраслей

    права. Ко второй группе как раз и относятся документы, которые фиксировали

    отношения переходного периода и потому считались временными, вынужденными.1

    С резкой, быстрой сменой общественных отношений требовалась быстрая

    и оперативная смена норм права. Однако с упразднением старой

    законодательной базы новая формировалась и развивалась не сразу. Сами

    отношения в перспективе были определенными и потому неизвестно было, каким

    росткам нового надо давать простор для развития, а что надо ограничивать,

    упразднять. Вначале поэтому не было цели создавать такую отрасль права, как

    советское гражданское право. Предполагалось, что в перспективе будет

    создана такая отрасль права, как социалистическое право. И то, что связано

    с регулированием гражданско-правовых отношений, как раз должно было войти в

    социалистическое право.

    Экономические реформы, в корне меняющие характер общественных

    отношений, предписывали подвести под них законодательную основу. Так,

    уничтожение частной собственности на средства производства ставило широкий

    спектр проблем: какими способами надо осуществлять, а что должно прийти на

    смену, кто должен быть собственником, как владеть, как пользоваться и т. д.

    Поэтому наиболее актуальными в начальный период были нормативные документы,

    касающиеся права собственности, права на имущество. Уничтожение частной

    собственности послужило основой для национализации средств производства.

    Национализация породила новую форму собственности – государственную

    собственность, которую называли и общественной, и социалистической

    собственностью. В связи с этим зарождается и новая отрасль права – право

    государственной собственности.

    Такие документы, как декреты советской власти, послужили юридическим

    основанием широкой национализации орудий и средств производства. В этих

    документах определялся и порядок перехода частной собственности в

    государственную. Декреты поэтому – нормативная база, регулирующая круг

    отношений, связанных исключительно с государственной собственностью. При

    этом в смысле национализации использовался широкий круг таких терминов, как

    реквизиция, конфискация, муниципализация, секвестр (ограничение).1 В

    декретах перечислялись объекты, которые переходят в собственность

    государства, а также субъекты, в чье распоряжение они переходят.

    Частная собственность на землю также отменялась. Декретом II

    Всероссийского съезда Советов она стала собственностью государства.

    Собственностью государства становились банки, церковное имущество,

    больницы. В принципе государственная собственность исключалась из торгового

    оборота и соответственно не считалась объектом гражданского оборота.

    Поскольку спектр национализации был достаточно широк, то возникла иллюзия

    того, что необходимость в гражданском кодексе, который должен был

    регулировать гражданские отношения, отпадает. В то же время с ростом

    социалистической (государственной) собственности возникла потребность в

    социалистическом праве, частью которого, как предполагалось, и должны быть

    гражданско-правовые узаконения.

    Смена одного общественного строя другим – причина, парализовавшая на

    некоторый период процесс производства предметов и продуктов массового

    потребления. Государству, как новому собственнику средства производства,

    еще только предстоит активизировать это производство в целях обеспечения

    широких слоев населения предметами и продуктами первой необходимости. По

    этой причине в первые годы советской власти декретом были созданы

    государственные монополии на торговлю семенами, сельхозмашинами,

    продовольственным зерном. В начале 1918 года была установлена монополия на

    торговлю спичками, свечами, пряностями. В то же время был опубликован

    декрет о безхозном имуществе, согласно которому дома и поместья, брошенные

    их собственниками, бежавшими за границу, становились собственностью

    государства.1

    В законодательных документах этого периода просматривается не только

    разрушительная функция, не только стремление навести порядок там, где

    возник хаос, но и созидающая функция, стремление к тому, чтобы разрушению

    противопоставить нечто конструктивное. На первых порах такие попытки были

    неудачными. Возможно, по той причине, что недооценивалась

    последовательность и преемственность преобразований.

    Так, наряду с государственной собственностью декрет о земле создавал

    и кооперативную собственность. В марксизме учение о кооперативном

    социализме занимает значительное место. Можно вспомнить эксперименты,

    проводимые Р. Оуэном в Англии. Декрет предписывал создавать коммуны и

    товарищества, в том числе и в аграрном секторе. Попытки реализовать это

    узаконение на практике были. Однако широкого закрепления и распространения

    не получили. К тому же жесткой была тенденция к их огосударствлению – к

    регламентации и контролю со стороны государства.

    Эта тенденция получила некоторое развитие в первой половине 1919

    года. Декретом «О потребкоммунах» все население в обязательном порядке

    должно было включиться в потребкоммуны по месту жительства. С одной

    стороны, это было обусловлено проживаемой ситуацией: паралич производства,

    недостаток продовольствия, а, с другой стороны, недооценивались рыночные

    отношения. Считалось, что государственное распределение продуктов должно

    исключить денежное обращение в обществе. В начале на деньги смотрели как на

    пережиток прошлого. Такие Ленин В.И. позднее назовет «детской болезнью

    левизны в коммунизме».

    Национализация крупных, средних и мелких частных предприятий

    приводит к сужению сферы рыночных отношений, а также к резкому сокращению

    потребности в законодательных актах обязательного права. «Барометром

    состояния гражданского оборота, - пишет Новицкий И.Б., - и удельного веса

    обязательного права может служить купля-продажа как типичная оборотная

    сделка».1

    Среди норм обязательного права необходимо выделить те, которые

    регулируют договорные отношения. В условиях купли-продажи, аренды, найма

    договорные отношения выступают как необходимость. Государственные монополии

    как раз и возникают в связи с резким сокращением договорных сделок в сфере

    производства и обмена. В то же время государственные монополии упраздняли

    частью потребность в нормах обязательного права. Обязательное право, между

    тем, - составная и неотъемлемая часть гражданского права.

    До 1917 года рынок регулировал производство товаров. Если на рынке

    была потребность в товаре, то его производили. Управляли этим производством

    дирекции предприятий. Гражданско-правовые методы управления производством

    соответствовали рыночным отношениям, воспроизводили, стимулировали эти

    отношения. После событий 1917 года функцию управления производством берет

    на себя государство. Для этого создаются специальные органы: в центре _

    Всероссийский совет народного хозяйства, на местах – советы народного

    хозяйства. Вводится жесткая централизация – подчинение нижестоящих органов

    вышестоящим (центру) – и планирование – решение поставленных на перспективу

    задач. Тенденция заменить договорные отношения административно-правовыми

    прослеживается четко. Этой тенденции соответствует переход от рыночных

    отношений к государственному безденежному учету и распределению продуктов.

    Однако, как показала практика, нельзябыло полностью отказаться от

    договорных обязательств. Для регулирования отдельных видов отношений, в том

    числе возникающих при купле-продаже, в ограниченных пределах они

    применялись в соответствии с законодательными актами, которые представляли

    начальный этап советского обязательного права. Эти законы регулировали

    отношения, возникающие в ходе приобретения советскими учреждениями,

    кооперативными организациями у частных предпринимателей различных изделий,

    материалов, продуктов.

    Реальные отношения, возникающие в процессе деловой активности,

    требовали более широкой правовой основы. Так, законодательно закрепляются

    договоры аренды промышленного предприятия, найма жилых помещений. В 1920

    году принимается Устав железных дорог, в котором закрепляется договор

    перевозки, сохранности багажа, грузов, возлагается ответственность за их

    утрату.

    В 1918 году был принят декрет «Об отмене наследования». По старому

    законодательству частная собственность на средства производства

    передавалась по наследству. Цель нового декрета – ограничить источники

    частной собственности, исключить ее воспроизводство. Отмена наследования по

    закону и по завещанию исключила из гражданского права очень важную отрасль

    – право наследования. Вначале статьи декрета трактовались, как отмена

    наследования по закону, так и по завещанию. Вскоре выяснилось, что кроме

    частной собственности на средства производства есть еще и трудовая

    собственность и что в каждом конкретном случае могут быть родственники,

    которые эту собственность вправе наследовать.

    Одна из статей декрета говорит о наследственном праве – праве

    наследования трудовой собственности. Жесткого разграничения между частной и

    трудовой собственностью в то время не было. Позднее историки в понятие

    «трудовая собственность» вкладывали смысл о том, что она не была источником

    эксплуатации человека человеком.1

    В марте 1921 года X съезд РКП(б) принял решение перейти к новой

    экономической политике. Постепенно отменялись государственные монополии на

    различные виды продукции и товаров. Государственные предприятия

    переводились на хозрасчет. Рекомендовалось шире развивать рыночные

    отношения. В торговый оборот включались не только традиционно производимые

    товары, но и новые. В многоукладном характере производства: государственный

    уклад, частно-государственный, частный, крестьянский рыночный и

    крестьянский натуральный – главным считается государственный. Однако на

    этом этапе ставилась цель развития всех укладов, чтобы позднее прийти к

    единому государственному за счет вытеснения других укладов.

    В августе 1921 года совет народных комиссаров издает наказ «О новой

    экономической политике, в котором предприятиям рекомендовалось приобретать

    и сбывать товары на вольном рынке. Коммерческий способ ведения дел,

    увеличение торгового оборота выдвигали проблему разработки нормативных

    документов, которые, с одной стороны, защищали бы интересы частных

    имущественных прав, а в другой – укрепить государственный сектор, создать

    благоприятные условия для его укрепления и развития. В мае 1922 года

    Всероссийский центральный исполнительный комитет принимает постановление

    «Об основных частных имущественных правах». Основные принципы советского

    гражданского права были заложены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года.

    1.2. Роль Гражданского кодекса РСФСР 1922 года в развитии

    гражданского права Советского российского государства

    Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета от 21

    марта 1921 года «О замене продовольственной и сырьевой разверстки

    натуральным налогом» подводил итоги реформам периода военного коммунизма и

    формировал основы новой экономической политики. Жесткий государственный

    контроль за производством и потреблением различных видов продукции был

    тормозом в развитии экономики страны. Становился актуальным лозунг «учиться

    торговать по-европейски». Крестьяне после того, как часть произведенной

    продукции отдавали государству в форме налога, оставшуюся часть могли

    оставить у себя для своих собственных потребностей, а также получали право

    обменивать ее на предметы фабрично-заводского производства. В новых

    условиях им давали возможность свободно продавать излишки продукции и

    покупать то, что необходимо для ведения хозяйства. Предметом купли-продажи

    могли быть лошади, сельхозинвентарь сельхозпродукты, предметы фабрично-

    заводского производства. Возрастала роль денег как посредника между

    покупателем и продавцом.

    Для того чтобы активизировать промышленное производство,

    постановлением Всероссийского съезда Советов, заводы и фабрики переводились

    на хозрасчет. Хозрасчетные предприятия также должны были производить

    продукцию на рынок, однако были и ограничения. Наряду с хозрасчетом

    вводился и государственный план.

    Государственный план – это одна из форм контроля государства за

    производством. Государство определяет то, что и сколько надо производить.

    Государственный заказ – явление весьма распространенное. Но в то же время

    он ограничивает рыночные отношения: продукция идет не на рынок, а на заказ.

    Регулировался нормативными документами и частнокапиталистический

    уклад хозяйства. Декрет Совета народных комиссаров от 5 июля 1921 года

    разрешал товариществам, другим объединениям, отдельным гражданам арендовать

    государственный промышленные предприятия. Другим декретом – от 7 июля 1921

    года – отдельным гражданам предоставлялась возможность организовывать

    мелкопромышленные предприятия. Активизация частнокапиталистического сектора

    должна была способствовать преодолению застойных явлений в производстве

    периода военного коммунизма.

    Новая экономическая политика в производстве и торговле создавала

    совсем иную ситуацию сравнительно с периодом продразверстки, военного

    коммунизма. Нормативные документы, рассредоточенные в декретах и

    постановлениях правительства, затрудняли оперативное регулирование

    отношений. Возникали и противоречия, например, ограничения на куплю-продажу

    периода военного коммунизма снимались в период НЭПа; в то же время наличие

    государственного уклада, поддерживаемого правительством, вносило свои

    особенности в возникающие производственные отношения. Возникала

    настоятельная потребность в систематизированном законодательном документе,

    который регулировал бы гражданско-правовые отношения.

    Попытка разработать и принять систематизированный нормативный

    документ по гражданско-правовым отношениям предпринималась в период

    военного коммунизма. Проект такого документа назывался «Кодексом

    экономических законов РСФСР». На место рыночного регулирования производства

    ставились административно-правовые методы. Предприятия не имели права

    распоряжаться своей продукцией, исключались и договорные отношения, которые

    можно было бы использовать для приобретения сырья, сбыта продукции. Все эти

    функции выполняло государство. Разработка этого кодекса не была доведена до

    конца. Опыт работы над этим кодексом позднее был использован при разработке

    Гражданского кодекса 1922 года.

    Неразрывность гражданско-правовых отношений сдерживала работу над

    систематизацией гражданско-правовых нормативных документов. Коллегия

    народного комиссариата юстиции 8 апреля 1920 года решила поставить перед

    очередным Всероссийским съездом деятелей юстиции вопрос о целесообразности

    разработки Гражданского кодекса. С докладом на этом съезде выступил

    известный в то время юрист, принимавший активное участие в разработке новых

    законопроектов, А.Г. Гойхбарг. Он высказался против разработки Гражданского

    кодекса, поскольку отношения, которые он призван регулировать (договорные,

    наследственные и др.) отсутствуют. В то же время А.Г. Гойхбарг предложил

    разработать Кодекс социального законодательства.1

    Переход к новой экономической политике берет начало в марте 1921

    года. Возникает вопрос: как можно было за короткий промежуток времени

    составить такой солидный документ правотворчества? Во-первых, о

    целесообразности создания такого документа возникли разговоры среди

    составителей проектов еще до новой экономической политики. И как уже было

    сказано, предпринимались попытки составить кодекс экономических законов. Во-

    вторых, новая экономическая политика по своим признакам частью представляла

    те отношения, которые уже имели место в России до 1917 года. И не только в

    России, а и в других странах зарубежья. Перед законодателями, поэтому, были

    аналоги, которые облегчили работу по созданию нового законопроекта. В-

    третьих, практика реальных правоотношений требовала разработки новых

    законов. В 1921 году возрастает число заключаемых сделок. Возникла

    необходимость проверки их на соответствие новым законам.

    В связи с этими потребностями Народный комиссариат юстиции поступил

    к разработке крупного нормативного документа по гражданскому праву –

    Кодекса законов об обязательствах, возникающих из договоров. Эту работу

    возглавил А.Г. Гойхбарг, который был и одним из авторов окончательного

    варианта Гражданского кодекса 1922 года. Отсюда и берет начало новый

    гражданский кодекс.

    Работа над кодексом об обязательствах велась очень интенсивно.

    Народный комиссариат юстиции очень торопился представить этот проект на

    обсуждение. Перед обсуждением проект был разослан всем народным комиссарам

    для изучения и внесения в него поправок и замечаний. Проект был утвержден

    21 февраля 1922 года. В.И. Ленин считал, что в данной редакции проект

    нельзя вводить в действие, и ставил вопрос о его переработке. Он ставил

    задачу: «полностью обеспечить интересы пролетарского государства с точки

    зрения возможности контролировать все без изъятия частные предприятия и

    отменять все договоры и частные сделки, противоречащие как букве закона,

    так и интересам трудящейся массы».1 Это замечание касалось также и

    готовящегося проекта Гражданского кодекса, работу над которым Ленин лично

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.