Основы права
Виновность заключается в наличии вины лица в совершении
правонарушения. Сущность вины заключается в отрицательном отношении
субъекта к охраняемым правом интересам общества, которые выражаются в
совершении общественно вредных деяний.
Наказуемость означает, что за совершенное правонарушение к виновному
лицу будет применена санкция.
Правонарушения в зависимости от степени социальной опасности делят на:
преступления – общественно опасные деяния, за которые предусмотрена
уголовная ответственность;
проступки – это разновидность правонарушений, наносящие незначительный вред
личности, обществу, государству.
В зависимости от того, в какой области общественных отношений
проступки совершены, различают административные, дисциплинарные проступки и
др.
В состав правонарушения входят следующие элементы:
субъект – деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение;
объект – определенное благо или отношения, защищенные государством;
объективная сторона – противоправное деяние, вредноносный результат и
причинная связь между деянием и результатом;
субъективная сторона – раскрывает психическое отношение субъекта к
совершенному деянию и его последствиям, направленность воли
правонарушителя. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив,
цель.
3. Правонарушение – основание юридической ответственности. Юридическая
ответственность – это наступление для нарушителя неблагоприятных
последствий, предусмотренных санкцией правовой нормы.
Признаки юридической ответственности:
опирается на государственное принуждение;
наступает за совершение правонарушений;
связана с осуждением поведения правонарушителя со стороны общества и
государства;
осуществляется компетентными органами в строгом соответствии с законом;
выражается в обязанности лица претерпеть определенные лишения.
Выделяют: уголовную, гражданско-правовую, административную,
дисциплинарную, материальную, хозяйственно-правовую ответственность.
Уголовная ответственность наступает при совершении гражданином
уголовного преступления. Конкретная характеристика составов преступлений и
предусмотренные за их совершение уголовные наказания содержатся в Уголовном
кодексе Украины. Уголовные наказания применяются только по приговору
судебных органов. Мерами уголовной ответственности являются: лишение
свободы, штраф, исправительные работы без лишения свободы, конфискация
имущества и др.
Гражданско-правовая и хозяйственно-правовая ответственность наступают
за нарушения гражданского или хозяйственного законодательства, невыполнение
договорных обязательств, причинение вреда. Мерами гражданско-правовой и
хозяйственно-правовой ответственности являются выплата неустоек, штрафов,
пени, а также возмещение причиненных убытков.
Административная ответственность наступает при совершении лицом
административного проступка. Виды и характеристика административных
проступков, а также меры ответственности за их совершение содержаться в
Кодексе Украины об административных правонарушениях. Основными видами
административных взысканий являются: предупреждение, штрафы, лишение
специального права, конфискация, административный арест и др. Дела об
административных правонарушениях рассматривают административные комиссии
при исполкомах местных Советов народных депутатов, судьи, должностные лица
органов внутренних дел, государственных инспекций и других органов.
Дисциплинарная ответственность наступает при совершении работником
дисциплинарных проступков. За нарушение трудовой дисциплины собственник
предприятия или уполномоченный им орган вправе привлечь работника к
дисциплинарной ответственности. Кодексом законов о труде Украины
предусмотрены следующие меры дисциплинарных взысканий: выговор и
увольнение.
Материальная ответственность возникает в случае причинения работником
прямого действительного ущерба предприятию, учреждению, организации, с
которыми данный работник состоит в трудовых правоотношениях. В зависимости
от условий причинения ущерба ответственность работника может носить
ограниченный или полный размер удержаний из его заработной платы.
Список рекомендуемой литературы
А. Нормативные акты
Конституция Украины: Принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28
июня 1996 г. // ВВРУ. - 1996. - № 30.
Всеобщая декларация прав человека. Права человека: Сб. документов. –
М., 1990.
Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г.
// ВВРУ. – 1990. - № 31.
О провозглашении независимости Украины: Постановление Верховной Рады
Украины от 24 августа 1991 г. // ВВРУ. – 1991. - № 38.
Б. Учебная литература
Теорія права: Підручник / За ред. В.О.Котюка – Київ: Вентурі, 1996.
Основы государства и права: Учебное пособие /Под ред. В.В.Комарова –
Х.: Одиссей, 1997.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И.Матузова – М.:
Юристъ, 1997.
Общая теория государства и права: Учебник. – 4-е изд. – перераб. и
дополн. – М.: Юрайт, 1998.
Теорія держави і права: Підручник / За ред. В.В.Копейчікова – К.:
Юрінком, 1998.
Теория государства и права: Учебник / Под ред.В.Н.Хропанюка –М.:
Интерстиль, 1999.
Правознавство: Підручник / За ред. В.В.Копейчікова – К.: Юрінком
Інтер, 1999.
Основы государства и права Украины / Под ред.И.Н. Пахомова – Харьков:
Одиссей, 2000.
Раздел 2. Основы административного права
Тема 1. Основы административного права
Вопросы
1. Общие положения об административном праве, его предмет.
2. Административно-правовые отношения: содержание и виды.
3. Общая характеристика органов исполнительной власти.
1. Административное право - одно из важнейших средств регулирования
общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой
деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата.
Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных
органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия
экономического и социально-культурного характера для удовлетворения
общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих
граждан.
Административное право закрепляет правовые и организационные формы
участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные
правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для
рядовых граждан.
Нормы административного права регулируют большой комплекс
управленческих отношений, возникающих в связи с организацией
государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного
строительства, административно-политического устройства.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы
Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе
организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного
управления.
Административное право призвано регулировать те общественные
отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в
сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения
возникают по поводу осуществления органами государственного управления
управленческих функций. Следовательно, предмет административного права
фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере
государственного управления осуществляется путем установления закрепленных
в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных
для всех участников регулируемых отношений.
Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому
подпадает под регулирующее воздействие административного права в следующих
случаях:
1) когда в нем обязательно участвует соответствующий орган
государственного управления (должностное лицо);
2) когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные
ему государством для осуществления управленческой деятельности.
К числу управленческих можно отнести следующие общественные отношения:
- между исполнительными органами государства в порядке их
иерархической подчиненности;
- между различными, не находящимися в подчинении, органами
государственного управления;
- между органами государственного управления и подчиненными им
государственными предприятиями, организациями;
- между органами государственного управления и негосударственными
предприятиями, организациями;
- между органами государственного управления и гражданами.
Административно-правовое регулирование этих разнообразных
управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих
методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия
права на общественные отношения, заложенные в самой природе права.
Различают следующие методы:
1. Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить
то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно
поступать именно так, а не иначе);
2. Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать то
или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;
3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях,
предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.
Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на
такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их
юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.
2. Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую
из норм административного права и управленческой деятельности, которую они
регулируют.
Сторонами этих правоотношений могут быть органы государственного
управления и местного самоуправления, государственные служащие,
предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности,
граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.
Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят
взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и
на оборот.
Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:
- неравенство сторон - одна из сторон всегда наделена юридически
властными полномочиями по отношению к другой стороне;
- могут возникать по инициативе любой из сторон - органа управления,
гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным
условием возникновения правоотношений. Они могут возникать вопреки желанию
одной из сторон;
- административно-правовые споры разрешаются, как правило, в
административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного
и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или
должностного лица;
- за нарушение требований административно-правовых норм стороны несут
ответственность не друг перед другом, а перед государством.
В зависимости от характера юридической связи между сторонами можно
выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
Вертикальные - состоят в том, что у одной стороны есть властные
полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие органы
управления, между организационно несоподчиненными органами управления и
т.д.). Основной признак таких правоотношений - наличие полномочий по
совершению односторонних властных действий у одной из сторон по отношению
к другому участнику этих отношений.
Горизонтальные - такие, в которых стороны юридически равноправны. Этот
принцип присущ отношениям, которые складываются между гражданином и
органом управления (должностным лицом), например, оформление на работу,
обращение с заявлением и т.д.
3. По характеру своей деятельности органы исполнительной власти можно
разделить на органы общей отраслевой компетенции, органы межотраслевой
компетенции, контрольные и надзорные органы, специализированные
государственные органы, выполняющие специальные или специфические функции
государства.
Система органов государственной исполнительной власти Украины включает
в себя:
- Кабинет Министров ;
- министерства;
- государственные комитеты и ведомства;
- органы государственной исполнительной власти Автономной Республики
Крым;
- государственные администрации областей, районов, городов Киева и
Севастополя.
Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность по
следующим направлениям:
1) в сфере экономики;
2) в социально-культурной сфере;
3) в административно-политической области.
В сфере экономики государственное регулирование осуществляется
соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их
компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими
нормативными актами. Систему органов исполнительной власти в этой области
составляют правительство Украины, министерства и ведомства.
К органам исполнительной власти в социально-культурной сфере
относятся:
- министерства;
- ведомства;
- комитеты науки и техники, культуры (в т.ч. средств массовой
информации, печати, телевидения, радиовещания, архивов), здравоохранения (в
т.ч. санитарно-эпидемиологической службы, физкультуры, туризма и т.д.);
- органы государственного управления в области труда, занятости и
социальной защиты населения;
- миграционные службы.
Система органов государственного управления в административно-
политической области и в сфере предпринимательства включают в себя органы,
осуществляющие государственное управление в области обороны, безопасности
(в т.ч. органы пограничной службы, внешней разведки, национальное бюро
расследований); органы внутренних дел (органы милиции, пожарной
безопасности); юстиции; иностранных дел; в области экономики (
государственная налоговая служба, таможенная служба и пр.
Служба - это один из видов платной, общественно-полезной деятельности
людей, в т.ч. и в сфере управления.
Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность
лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по
практическому выполнению задач и функций государства и получающих
заработную плату за счет государственных средств. Деятельность
государственных служащих в Украине регламентирована Законом «О
государственной службе» от 16.12.93 г.
Главным компонентом государственной службы как юридического института
является должность.
Должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная
структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую
возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.
Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей
государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на
которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление
организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.
Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы
ответственности государственного служащего, требования относительно его
профессиональной подготовки. Кроме того, она отражает содержание работы,
которую выполняет служащий, устанавливает его правовой статус.
Система должностей строится по иерархическому принципу, в ее основу
положено 7 категорий должностей служащих. Основными критериями
классификации должностей госслужащих является организационно-правовой
уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер
компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре
государственного органа.
В соответствии с нормами Закона «О государственной службе» указанным
категориям должностей государственных служащих присваивается 15 рангов.
Ранг служащему присваивается в соответствии с его должностью, уровнем
профессиональной квалификации и результатом работы.
На государственных служащих налагаются предусмотренные действующим
законодательством обязанности и права. Более конкретно они устанавливаются
на основе типовых квалификационных характеристик и отображаются в
должностных положениях и инструкциях, которые утверждаются руководителями
соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.
Тема 2. Административная ответственность
Вопросы
1. Понятие административного правонарушения, его субъекты и состав.
2. Виды административных правонарушений.
3. Понятие административной ответственности и виды административных
взысканий.
4. Порядок привлечения к административной ответственности.
1. Административное правонарушение (проступок) - противоправное,
виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|