Политология (шпаргалка 2002г.)
|ориентируется на сознательное |прогресса. Все институты общества |
|преобразование политической системы в |соответствуют, практически, тем потокам|
|ситуации ее отставания от общественного|информаиции, которые существовали |
|развития. Радикалы могут быть более или|десятки лет назад. В настоящее время, |
|менее умеренными, выступая сторонниками|например, ежегодно объем |
|либо различного рода реформ, либо |научно-технической литературы |
|сторонниками революций, вплоть до |увеличивается на 30 млн листов книжной |
|терроризма. Очень часто трудно провести|продукции. С этим потоком научной и |
|грань между консерваторами и |иной информации не справляются даже |
|радикалами, поэтому противопоставление |специальные институты, не говоря уже об|
|между ними еще осуществляется по |остальных каналах культуры. Кроме |
|глубине предлагаемых преобразований. |информационного бума Тоффлер фиксирует |
|Политиков, предпочитающих постепенные |целостные изменения в обществе, которые|
|преобразования системы, называют |воздействуют на его облик. К элементам |
|реформаторами, а сторонники |этих инноваций он относит те изменения,|
|кардинальных перемен называются |которые происходят в традиционных |
|революционерами. Мы считаем, что |сферах, когда в них начинаются процессы|
|главным отличием консерваторов от |беспрерывного опредмечивания |
|радикалов и реформаторов от |современного знания и технологий, |
|революционеров является различие в |основанных на нем. Социолог приходит к |
|подходах к политическим инновациям. |выводу, что знание превращается в самый|
|Политики консервативного толка отдают |эффективный источник современного |
|предпочтение естественному, реальному |политического и социального могущества.|
|процессу общественного воспроизводства,| |
|стараясь при помощи реформаци-онной | |
|коррекции поддерживать систему в | |
|состоянии относительной гармонии. | |
|Б 23 |Б 25 |
|1. функции полит системы. |1. Признаки и функции государства |
|Главная функция полит системы общества |В общем виде определение правового |
|- управление обществом, функция полит |государства можетбыть следующим. |
|руководства государством. Она |Правовое государство — это такое |
|проявляется в определении |государство, где на практике обеспечена|
|стратегических целей и перспектив |высшая власть закона, где власть |
|общественного развития, в выработке и |основана на праве, им ограничивается и |
|реализации полит курса.Интегративная |через него реализуется. Основными |
|функция преследует цель консолидации |принципами правового государства |
|общественно-политического строя, |являются: 1. Верховенство правового |
|достижения динамической стабильности |закона во всех сферах общественной |
|общества в целом и составляющих его |жизни. Это означает, что все проблемы |
|систем. |общества должны решаться |
|Регулятивная функция направлена на |демократическим путем на основе |
|упорядочение и регламентацию полит |Конституции.2. Гарантированная |
|поведения и полит отношений в |защищенность государством свободы |
|государстве. Она связана с выработкой и|личности, ее прав и интересов. |
|обоснованием эталонов общественно |Государство не только охраняет трава |
|приемлемого поведения людей |каждого гражданина, но и в целях |
|Система – это то, что отвечает след |соблюдения порядка в обществе допускает|
|признакам: |определенные ограничения гражданских |
|1.- Любая система имеет несколько |прав и свобод. 3. Взаимная |
|составляющих элементов. |ответственность и доверие государства к|
|2.- Элементы взаимосвязаны между собой.|личности.Государственнаявласть, |
| |общество, отдельные граждане должны |
|3.- Более или мение чёткая граница |соблюдать определенные правила |
|между данной системой и очередной, в |поведения и не нарушать их. Верховная |
|которой она существует. Система состоит|власть сильна доверием народа и его |
|из элементов: |поддержкой. Только в этом случае она |
|- граждане, соц общности, пол институты|может быть легитимной.4. Разделение |
|--- власть --- интересы, отношения, |властей на исполнительную, |
|нормы(з-ны,своды), традиции, мораль |законодательную и судебную является |
|идея и ценность. |необходимым условием существования |
|Полит система – способ существования |правового государства. Высшая власть |
|власти, её реальное волощение в |должна быть единой, но ее отдельные |
|обществе. Полит систему рассматривают |структуры выполняют различные |
|как механизм для принятия решения в |взаимодополняемые властные функции. |
|обществе, систему полит ролей, сист |Основная цель указанного принципа |
|общения полит субъектов, совокупность |заключается :в создании условий, |
|полит институтов. |исключающих монополизацию власти |
|Структура политической системы. |какой-либо ее частью.5. Эффективные |
|В составе полит системы общества |формы контроля и надзора за |
|функционируют в тесной взаимосвязи |осуществлением закона Конкретное |
|четыре крупные подсистемы: |осуществление этого принципа |
|институциональная, регулирующая, |государством и обществом возлагается на|
|коммуникативная и |органы суда, прокуратуры, арбитраж, |
|политико-идеологическая. |налоговые службы, правозащитные |
|Институциональная подсистема включает |организации.Правовое государство |
|политические институты и, прежде всего,|выполняет определенные функции:1. |
|формы политического правления |Экономическая функция заключается в |
|(республика, монархия), политические |определенном регулировании государством|
|режимы (демократический, тоталитарный, |рыночных отношений, под^ держке |
|авторитарный и др.), органы зак-ной, |многоунладности экономики и ее |
|исп-ной и судебной власти, политические|аграрного сектора. Государственное |
|партии и движения, многочисленные |регулирование экономики должно |
|общественные организации, избирательную|обеспечивать экономическую и |
|систему и др. Этой подсистеме |продовольственную безопасность, |
|принадлежит ключевая роль в |сохранить в руках государства внешнюю |
|политической системе. Именно здесь |торговлю, укреплять националь'-ную |
|создается нормативно-правовая, |денежную систему, защищать собственных |
|определяющая условия, возможности и |товаропроизводителей от |
|границы функционирования всей |недобросовестной конкуренции со стороны|
|политической системы. |иностранных компаний. |
|Регулирующая подсистема базируясь на |2. Правоохранительная функция правового|
|принятых в обществе политико-правовых |государства сводится к гарантированном |
|нормах, отраженных в конституции страны|охране прав и свобод граждан, |
|и других законодательных актах, |поддержанию собственного порядка^ |
|регулирует формирование и деятельность |наблюдению за неукоснительным |
|полит институтов и функционирование |соблюдением законов не только |
|полит системы общества в целом. |гражданами, но и властными |
|Исходной базой, на которую опирается |структурами.3. Социальная функция |
|данная система, являются не только |правового государства заключается в |
|политико-правовые нормы, но и |обеспечении гарантий, равноправия |
|национальные, исторически сложившиеся |различных социальных слоев, классов, |
|обычаи и традиции, господствующие в |групп населения. У всех граждан должны |
|обществе политические взгляды, |быть равные возможности для получения |
|убеждения, принципы, воздействующие на |образования, медицин-скогообслуживания,|
|политическую систему общества. |социальной помощи. Государство недолжно|
|Коммуникативная подсистема представляет|допускать снижения жизненного уровня |
|собой совокупность отношений, |населения, ухудшения условий труда и |
|возникающих в процессе функционирования|его оплаты. |
|полит системы общества. Это прежде |4. Политическая функция правового |
|всего отношения по поводу управления |государства гарантирует гражданам: |
|обществом. Субъектами этих отношений |политические права, и свободы, равный |
|являются полит институты и организации,|доступ к участию в государственных и |
|полит лидеры, представители полит |общественных делах-Госу-дарство |
|элиты, граждане. Это также отношения, |соблюдает принцип разделениявластей, |
|связанные с борьбой за полит власть: ее|многопартийности, поддерживает местное |
|завоевание, удержание, реализацию. |самоуправление.5; В духовной сфере |
|Политико-идеологическая подсистема |высшая власть формирует |
|включает полит концепции, теории, |общегосударственную идеологию, |
|взгляды. Они лежат в основе создания и |допускает плюрализм мнении и |
|развития общественно-полит институтов, |мировоззрений в пределах закона. В то |
|политико-правовых норм, |же время государство должно бороться с |
|совершенствования полит отношений и |различнымиформами расового, |
|всей полит системы. |национального, религиозного |
|Данная структура (четыре подсистемы) |неравенства, экстремизмом, терроризмом |
|прослеживается в полит системе любого |и сепаратизмом. |
|общества, однако в конкретных условиях |2. Проблема внешнеполит выбора и |
|разных государств перечисленные |факторы влияющ на вн политику |
|подсистемы создаются и функционируют в |Вн.пол – это сознательная деятельность |
|различных формах. В связи с данным |государств, наций, направленная на |
|обстоятельством важно подчеркнуть, что |достижение поставленных ими целей в |
|политология изучает, во-первых, общие |междунар отношениях. |
|для всех политических систем |До середины 20 века было две |
|характеристики и, во-вторых, |свехдержавы, сейчас сложился |
|специфические формы их проявления в |однополярный мир – где полюс США и их |
|различных странах. |союзники по НАТО. |
|2. Тенденции развития современного мира|Вн. Политика должна обеспечивать |
| |экономическую и социальную стабильность|
|До середины 20 века было две |внутри государства, внутреннюю |
|свехдержавы, сейчас сложился |безопасность. Факторы: военный, |
|однополярный мир – где полюс США и их |экономический, идеологический. |
|союзники по НАТО. Тенденции : |Сказать про ЕС, ЕВРО, терроризм … |
|1)Существование однополярного мира | |
|является основной тенденцией | |
|современных международных отношений. ->| |
|Всемирная глобализация. США- | |
|гипердержава-> 2)Вторая по значению | |
|тенденция формирования многополюсного | |
|мира., тк однополярность | |
|считается(противниками) негативным | |
|цивилизационным | |
|явлением(Китай+Индия+Россия или Зап | |
|Евр+РФ или Япон+ РФ+ Зап.Евр) --- 3) | |
|Нарастание глобальных проблем (политич,| |
|экономич, экологич, социальные) 4) | |
|Накопление и совершенствование оружия | |
|массового поражения (ядер, термоядер, | |
|хим, био, бактерио..) 5)Терроризм | |
|(Афган, чечня,+взрывы сша итд, пример –| |
|алькаида) 6) Задача сохранения оркуж | |
|среды 7)Экономика в целом (тут про | |
|нехватку полез ископаемых, быстрый рост| |
|населения китая индии африки… | |
|демография) 7) Тенденция – | |
|демократизация междунар отношений и | |
|внутриполитических процессов (нарушение| |
|прав и свобод невозможно скрыть, | |
|междунар общественность и сми | |
|принимают активное участие в | |
|формированиии мэждунар отношений на | |
|началах демократии) | |
|Б 27 |Б 18 |
|1. Формы государственного устройства. |1. Парксон, Истон |
|ФГУ является административная и |Понятие «система» в изучении общества |
|национально-территорияльная |принес Парсонс. Он представил общество|
|организационная структура государства. |как взаимодействие четырех подсистем, |
|По этому признаку государства могут |которые находятся в отношениях |
|быть унитарными, федеративными, |взаимозависимости и взаимообмена: |
|конфедеративными, империями. |экономической, политической, социальной|
|По формам правления государства делятся|и духовной. Каждая из подсистем |
|на: |выполняет определенные функции, |
|монархии (власть по наследству) |реагирует на требования, которые |
|(конституционная, абсолютная); |исходят к ней изнутри или извне, а |
|республики (власть избирается) |вместе они обеспечивают |
|(парламентская, президентская). |жизнедеятельность общества в целом. |
|В соответствии с |Так, адитациго общества к потребностям |
|национально-территориальной |в потребительских товарах осуществляет |
|организацией гос-ва подразделяются на: |экономическая подсистема. Определение |
|Унитарные- характеризуется единством |коллективных целей, мобилизация |
|территорий, конституции, гражданства, |ресурсов на их -достижение, принятие |
|высших органов власти, судебной |решений входят в функцию политической |
|системы, армии, правоохранительных |подсистемы. Социальная подсистема |
|органов Китай, япония, англия, франция,|обеспечивает поддержание устоявшегося |
|италия, индия; |образа, жияни, передачи норм, правил и |
|Федеративные-союзное гос-во, состоящее |ценностей, которые становятся важными |
|из госуд образований с определенным |факторами мотивации поведения, |
|внутренним суверинитетом на своей |личности. Наконец, интеграция общества,|
|территориии, собственными органами |установление и сохранение связей |
|исполнительной и законодательной |солидарности между ее элементами |
|власти.; |осуществляются духовной подсистемой,. |
|Конфедерации- это постоянный союз |Основателем, системного' ^подхода в |
|независимых гос-в на добровольной |политической науке принято считать Д. |
|основе, для достижения общих политич, |Истона, по определению которого |
|экономических, оборонит |политика есть «волевое распределение |
|целейГосударства сохраняют свою |ценностей». Оно осуществляется |
|независимость, имеют собственные высшие|политической системой, которую |
|органы власти. СНГ, ЕС |можно'рассматривать как совокупность |
|Империи – своеобразные гос образования,|взаимодействий по поводу распределения |
|для которых характерно обширная |ресурсов и ценностей. С этой точки |
|территория, многонациональность при |зрения политическая система |
|государствообразующей нации, сильная |представляет собой сложный механизм |
|централизованная власть |формирования и функционирования власти |
|2 .Геополитика |в обществе. Системный подход позволил |
|Фундаментальное изменение политической |более.четко определить место политики в|
|карты мира, образование большого |жизни общества и выявить механизм |
|количества новых независимых |социальных изменений » нем. С одной |
|государств, стремительное нарастание |стороны, политика рассматривалась, как |
|территориальных, социальных, |относительно самостоятельная сфера, |
|экономических, демографических, |состоящая из взаимосвязанных элементов-|
|экологических противоречий и |и выполняющая функции распределения |
|неспособность классической политической|ресурсов и побуждения к принятию этого |
|теории указать выход обуславливает |распределения в качестве обязательного |
|повышенный интерес к бурно |большинством общества. С другой |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|