Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.
знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать
за него, снять с него ответ-
ственность.
Вот именно линия ответственности является следующей важной линией
родительско-го авторитета. Ни в коем случае ребёнок не должен думать, что
ваше руководство семьёй и им самим есть ваше удовольствие и развлечение.
Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед
обществом. Не нужно бояться откры-то и твёрдо сказать сыну или дочери, что
они воспитываются, что им нужно ещё мно-гому научиться, что они должны
вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми,
что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся
ответственности.
В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и
требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в
самой суровой форме, не
допускающей возражений. Между прочим, нужно сказать, что такое требование
только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже
создан в пред-
ставлении ребёнка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что
его роди-тели не живут вместе с ним на необитаемом острове.
§ 5. Общие условия и проблемы семейного воспитания
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это
будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю.
Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих
детей. Наши дети
должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и
это не всё: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это
наша счастливая
старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это
наша вина
перед другими людьми, перед всей страной.
Дорогие родители, прежде всего вы всегда должны помнить о великой важности
этого дела, о вашей большой ответственности за него.
Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребёнка
правиль-
но и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с
самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим
кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому
отцу и каждой матери. Хоро-
шо воспитать ребёнка может каждый человек, если только он этого
действительно захочет, а кроме того, это - дело приятное, радостное,
счастливое. Совсем другое - пере-
воспитание.
Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало
о нём
думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда уже нужно
многое переде-лывать, чтобы с самого начала всё было сделано правильно.
Мы знаем, что эта работа не у всех одинаково успешно протекает. Это
зависит от многих причин и прежде всего зависит от применения правильных
методов воспитания.
Но очень важной причиной является и самое устройство семьи, её структура.
В извест-ной мере эта структура находится в нашей власти. Можно, например,
решительно утвер-ждать, что воспитание единственного сына или единственной
дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в
том случае, если семья испы-
тывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним
ребёнком.
Единственный ребёнок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и
матери,
сосредоточенные на этом ребёнке, обыкновенно превышают полезную норму.
Любовь
родителей в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого
ребёнка или смерть переносится такой семьёй очень тяжело, и страх такого
несчастья всегда
стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто
единст-
венный ребёнок привыкает к своему исключительному положительному и
становится
настоящим деспотом в семье. Для родителей бывает очень трудно затормозить
свою
любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста.
Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь
нормаль-ный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой
семье ребёнок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт
взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними
устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь
такой семьи предоставляет ребёнку возможность упражняться в различных
видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи,
которые единственному ребёнку недоступны: любовь
к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершенно различные
чувства,
умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы
уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребёнок
привыкает быть в коллективе. Всё это очень важно для воспитания.
Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться
вполне сознательно.
Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как
можно
лучше, они будут стараться и свои взаимные несогласия не доводить до
разрыва и тем
самым не ставить детей в самое трудное положение.
§ 6. Закон параллельного педагогического воздействия
В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С.Макаренко
исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности
детей, и обязательно
всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п., в
результате упражне-
ния вовлечённых в неё естественных сил детей происходит развитие этих сил,
а вме-
сте с тем и образование соответствующих содержанию и характеру
деятельности зна-
ний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.
Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в
трудах
А.С.Макаренко название «педагогики параллельного воздействия», и мы
считаем воз-
можным, исходя из существа этого положения, назвать его «законом
параллельного пе-
дагогического воздействия А.С.Макаренко».
В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или
отно-шения, которые, помимо своего основного значения, не имели бы
значения воспитатель-ного. Так примерно может быть сформулирован «закон
параллельного педагогического
действия А.С.Макаренко». Специальной формулировки этого положения как
определён-ного закона в трудах А.С.Макаренко нет. Поэтому, основываясь на
точном смысле ря-
да его высказываний, мы даём её как приблизительную в несколько обобщённом
ви-
де.
Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической
деятель-
ности исключительно велико.
Прежде всего он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть
единст-
венное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и
образу-ет, воспитывает человеческие качества - духовные и физические.
Других средств нет.
Этот вывод как первоочередной и лёг в основу практической педагогической
деятель-ности А.С.Макаренко, его методики «параллельного педагогического
воздействия». Ма-
каренко в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского достиг
нужных
ему воспитательных результатов не «перекладыванием» истин из головы
воспитателя в головы воспитанников путём напряжения «голосовых связок»
воспитателе и не «раз-
витием» и «привитием» тех или иных человеческих качеств путём волшебного
«убеж-дения», а тем, что вносил в жизнь детей соответствующие
воспитательным целям
виды деятельности и так организовывал эту деятельность, что результатом
её, ре-
зультатом упражнение в этой деятельности было и соответствующее
воспитатель-ным целям развитие естественных сил детей и образование
духовных и физических качеств, знаний, умений, навыков и т.п.
«Попробуйте, - говорил А.С.Макаренко, - серьёзно, искренне, горячо
задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже
нельзя будет ограничить-ся душеспасительными разговорами. Нельзя будет
закрыть форточки, обложить ребён-
ка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что
результат
для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного
наблюдате-ля, для которого чужой подвиг - только объект для глазения,
развлекательный момент.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие
условия,
когда бы он мог проявить мужество, - всё равно в чём: в сдержанности, в
прямом от-крытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости».
То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого
качества - и духовного и физичес-кого. Нельзя воспитать грамотного
человека без упражнения его в грамотном письме,
нельзя воспитать коллективиста без упражнения его в коллективных движениях
и т.д. и т.п., и в этом смысле воспитание есть упражнение в жизни.
Следовательно, если единственным средством развития естественных сил детей
и воспитания у них определённых человеческих качеств является деятельность
воспиты-вающихся, то единственным средством овладения процессом воспитания
детей, управле-ния этим процессом в соответствии с поставленными целями,
т.е. практической педаго-гической деятельностью, является такая специально
организованная система детской
жизнедеятельности, в результате упражнения детей в которой, вместе с
удовлетворени-ем их жизненных потребностей, «параллельно», образовывались,
воспитывались бы ка-
чества личности, требуемые нашей эпохой.
Обращаясь к родителям в «Лекциях о воспитании детей», А.С.Макаренко
говорил:
«Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже
догадались об этом, заключается вовсе не в наших разговорах с ребёнком, не
в прямом воздействии
на ребёнка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни
и в организации жизни ребёнка. Воспитательная работа есть прежде всего
работа организа-тора».
В этом суть макаренковской методики параллельного воздействия как основы
всей воспитательной работы. Нужно «создать такую цепь упражнений, цепь
трудностей, ко-
торые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».
Далее, закое параллельного педагогического воздействия показывает, что не
сущест-
вует «воспитательных» и «невоспитательных» средств. Каждый элемент детской
жизни,
каждый шаг ребёнка является обязательно воспитательным средством,
поскольку он обязательно вызывает к действию и, следовательно, упражняет
естественные силы и совершенствует те или иные человеческие качества,
знания, умения, и т.п. Значит, дети воспитываются постоянно, в каждый
данный момент, поскольку в каждый данный мо-
мент они живут и действуют.
Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент детской жизни воспитывает нуж-
ные, соответствующие воспитательным целям качества, и далеко не все
необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут
возникнуть в детской
жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его
результа-ты не были стихийными, случайными, а соответствовали бы
воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие
воспитательным целям виды дея-тельности и вносить, включать в жизнь детей
такие виды деятельности, которые бы
отвечали воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и
всю дет-
скую жизнедеятельность так, чтобы её результатом с необходимостью было
воспита-
ние нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям нашей
жизни.
Мы начинаем с организации бытия, указывал А.С.Макаренко.
Следовательно, методика параллельного педагогического действия как
практический
вывод из одноимённого закона есть способ управления процессом воспитания
детей,
который осуществляется путём организации системы упражнений детей в
различных
видах деятельности в соответствии с поставленными целями.
В этом и состоит главная задача воспитателя (родителей, школы и других
воспита-
тельных учреждений) и в этом заключается сущность и ценность
педагогического мас-
терства.
Как показывает история педагогической мысли, закон и методика
параллельного пе-
Дагогического воздействия давно стучатся в двери педагогики. Частичное их
осознание в прогрессивной домарксовой педагогике породило в своё время
передовые педагоги-
ческие идеи - лучшее, что есть в теории и методике Коменского, Песталоцци,
Ушинс-
кого и других передовых педагогов. В своей практической работе с детьми
они доби-вались успеха постольку, поскольку шли по пути упражнения
естественных сил воспи-танников в процессе специально организованной их
жизнедеятельности. Вся практика
воспитательной работы в ходе истории человечества складывалась на основе
стихий-ного использования это закономерности.
§ 7. Единство воспитания и жизни детей
«Жизнь образует» (Песталоцци). Этот принцип был раскрыт и провозглашён ещё
педагогами-материалистами домарксова периода. Но они, опираясь в основном
на пред-
ставление о человеке как пассивном продукте обстоятельств, среды, не могли
сделать и не сделали из этого «великого и основного принципа» творчески
преобразующих выводов.
Антон Семёнович всегда и во всём исходил из того, что «человек не может
быть
воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами
эта лич-
ность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком
смысле…
Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в
беско-
нечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается,
переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным
ростом самого ребёнка.
Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее он
создаёт
в каждый данный момент определённые изменения в личности ребёнка.
Направить это
развитие и руководить им - задача воспитателя».
Наша жизнь, говорил Макаренко, заключает в себе огромную преобразующую и
во-
спитывающую в соответствии с её потребностями силу. Тем не менее, мы не
можем сидеть и дожидаться, пока жизнь сама, стихийно даст нам готовый
продукт, готовых для жизни людей, и не можем слепо следовать за стихийно
складывающимся процес-сом воспитания детей. Мы должны руководить процессом
воспитания детей, управлять
им, чтобы изменения в личности ребёнка, которые происходят в «каждый
данный мо-мент», были бы не случайными, не стихийно складывающимися, а
соответствовали тем
воспитательным целям, к достижению которых мы стремимся. «Наши дети, -
писал А.
С.Макаренко, - цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это
прекрасный яб-
лоневый сад…Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не
радоваться,
но ещё труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим
делом: вска-
пывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки.
…Не только аромат, не только «гаммы красок» - плоды, вот что вас должно
интересовать
в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними
вздохами и по-целуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте
лестницу. А когда в вашем
саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте
немнож-
ко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно…
Да, давайте будем садовниками, - продолжает Макаренко. - Это…сравнение
позволит
нам кое-что выяснить в трудном вопросе, кто воспитывает ребёнка - родители
или жизнь?
Кто выращивает садовое дерево?
Из земли и воздуха оно берёт ароматы своего тела, солнце даёт ему
драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в
борьбе, соседние братья-
деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг него
всегда про-
текают сложнейшие химические процессы.
Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли
он
бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и
наглой ру-кой похитителя сорвать их и сожрать?
Так именно и делают дикари где-нибудь в трущобах Огненной Земли. И так
делают многие родители.
Но так не делает настоящий садовник.
Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не
творит природу и не уничтожает её, он только вносит в неё свой
математически-могучий корректив…» и через это получает нужные ему дары
природы.
Наша работа, работа воспитателя, говорил Макаренко, - это такой же
корректив жизни
детей, какой вносит в жизнь плодового дерева хороший садовник-мичуринец. И
только
поэтому, и только в этом случае возможен её успех.
По существу, принципиально-методологически, - это та же творческая и
преобразую-
щая позиция практики и науки, которая выражена знаменитой формулой
И.В.Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё -
наша задача».
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности детей,
таковы
процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат
воспитания -это продукт своей жизнедеятельности.
Если закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают
«меха-
низм» процесса воспитания детей и метод овладения и управления им, то идея
един-
ства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспитания, его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|