МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    всю их жизнь.

    Все воспитываемые качества: мировоззрение, знания, навыки, умения,

    привычки, чер-

    ты характера, нормы поведения в обществе и быту, нормы отношений с людьми

    и т.д. и т.п. - все решительно качества личности, которыми должен обладать

    воспитанник

    к моменту его вступления в жизнь, по Макаренко, могут быть воспитаны

    преднамеренно,

    по заранее намеченному педагогическому плану, в процессе и в результате

    педагоги-чески целесообразно организованной деятельности детей, т.е.

    специально организован-

    ной системы упражнений.

    В строгом соответствии с принципом педагогической целесообразности

    А.С.Макарен-ко и делал содержанием жизни руководимого им коллектива детей

    те элементы самой

    передовой культуры, которые обеспечивали ему получение нужных

    воспитательных результатов, нужного типа людей.

    На первом месте в этой системе жизненных упражнений детского коллектива

    как

    главная составная часть коммунистического воспитания у Макаренко было

    учение, овладение детьми основами наук. Учебная деятельность есть основной

    и решающий

    успех воспитания детей школьного возраста вид деятельности.

    «У моих коммунаров, - говорил Макаренко, - страсть к учёбе была сильнее,

    чем у среднего школьника. И они с помощью этой страсти преодолевали лень и

    все труд-

    ности на этом пути».

    Однако А.С.Макаренко расценивал значение обучения основам наук не только с

    точ-ки зрения перспектив воспитанников в плане их будущей профессии. В

    учебной дея-

    тельности детей, как и во всякой другой, проявляется действие закона

    параллельного

    педагогического действия: овладевая основами наук, дети не только

    приобретают знания

    о природе и обществе, но и развивают и совершенствуют (воспитывают) своё

    мышление,

    приобретают навыки умственной деятельности, развивают свою речь, т.е.

    овладевают

    богатствами всей материальной и духовной культуры, и, кроме того,

    воспитывают в себе ряд ценных качеств, сторон научного мировоззрения,

    характера и поведения человека.

    Учение - это большой, сложный и систематический труд, требующий от ученика

    и во-левых усилий, и настойчивости в борьбе с трудностями, и усидчивости,

    и смекалки, и

    творческой мысли, и, наконец, умения распределить своё время в

    самостоятельной работе и выполнить в установленный срок определённое

    задание. И качества личности,

    воспитываемые в процессе учебного труда как его «параллельные» результаты,

    не ме-

    нее важны для педагога, чем непосредственные результаты учения, т.е.

    определённая сумма знаний, которыми овладел ученик. Ученик не есть

    одностороннее упражнение отдельных сил и способностей ученика, оно требует

    человека целиком и целиком его

    воспитывает, предъявляя к нему комплекс разнообразных требований и вызывая

    его разностороннюю деятельность. «Человек не воспитывается по частям, он

    создаётся синтетически», - говорил Макаренко, и в этом синтезе решающую

    роль играет научное

    образование. Поэтому, утверждал А.С.Макаренко, «систематическое

    приобретение осно-

    вательных знаний в школе и своевременное её окончание определяют путь

    человека в жизни, но это необходимо также для здорового и правильного

    формирования харак-

    тера, т.е. в значительной мере этим и судьба человека определяется ».

    Совершенно неправильными являются попытки отдельных педагогов представить

    учение А.С.Макаренко о воспитательном коллективе как учение, игнорирующее

    учеб-

    ную работу и так называемую дидактику. Воспитательная система Макаренко,

    напро-

    тив, немыслима без этого главного её звена. Но в разрешении задач и

    трудностей учебной работы он шёл не по пути традиционного нудного

    натаскивания детей в по-

    рядке постоянного их принуждения к учению непосредственным воздействием

    педаго-га (и родителей), как это часто имеет место в нашей школе, а

    включал учебную рабо-ту во всю систему средств, гармонически

    организованных, и делал её необходимой составной частью содержания жизни и

    деятельности воспитательного коллектива детей.

    Тем самым полностью разрешалась и попросту снималась проблема дисциплины

    на уроках, проблема детского сопротивления в учёбе: коллектив требовал от

    каждого из воспитанников точного и неуклонного выполнения его учебных

    обязанностей.

    Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у

    А.С.Ма-каренко занимал производительный труд детей. А.С.Макаренко всегда

    боролся против

    многочисленных попыток вульгаризаторских педагогических течений «увязать»

    обуче-ние основам наук с элементарными трудовыми процессами в некий

    надуманный «ком-плекс». Поэтому, говорил Антон Семёнович, «в вопросе об

    отношении школы к про-

    изводству и производства к школе я был постоянным противником какой бы то

    ни было увязки…

    В результате получалась самая здоровая и самая естественная увязка.

    Выходил чело-век, знающий производство, знающий организацию производства,

    процессы производ-ства, и, кроме того, образованный человек, получивший

    среднее образование».

    Практика А.С.Макаренко по организации детского производительного труда на

    совре-менном производстве показала, что дети школьного возраста

    поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими

    производственными навыками,

    причём не только навыками труда на сложных станках, но и организации

    производ-

    ства. На заводах электросверлилок и фотоаппаратов «ФЭД» в коммуне имени

    Ф.Э.Дзержинского производство было налажено так, что, работая ежедневно

    четыре часа, воспитанники за время работы в коммуне проходили

    технологический процесс - на разных его ступенях - от овладения различными

    станками и сборки до руковод-

    ства группами, участками и даже цехами.

    Именно такой труд является источником той сложной и разносторонней

    деятельнос-ти детей, которая одна лишь может воспитать в них требуемые

    нашими целями каче-ства личности, и, во-вторых, потому, что такой труд не

    встречает никаких фатальных

    «физиологических» и «психологических» препятствий для овладения им

    детьми.Наобо-рот, сложность и разнообразие трудовых операций и процессов

    на производстве позво-ляли воспитанникам проявить свои склонности и

    способности, развить таланты и своей общественной значимостью вызывали в

    детях чувство законной гордости за важность

    порученного им дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный

    результат,

    закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонность

    приобретае-

    мых детьми навыков и умений, черт характера.

    Следовательно, и в трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал

    наибольшее

    значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям,

    знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к

    которым эта деятель-

    ность приводит, и в соответствии с этим так организовывал производительный

    труд

    своих воспитанников, что результатом его было и максимальное развитие и

    совершен-

    ствование их естественных сил и способностей.

    Но помимо системы упражнений для «рук и ног,головы и пальцев» (К.Маркс), в

    ре-

    зультате которых у детей воспитываются точность, трудолюбие,

    организаторские спо-

    собности и другие качества, производство у Макаренко являлось мощным

    воспитатель-ным средством и ещё в целом ряде отношений. Производство

    входило необходимой составной частью в цельную систему воспитательного

    коллектива: оно также было инструментовано всей сложной системой

    воспитательных средств коллектива, и это-то

    как раз раскрывало совершенно неоценимые воспитательные возможности

    производства.

    Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства ответственности

    за по-

    рученное дело и за доверенные ценности, чувства соревнования,

    взаимопомощи, воспи-тание стремления к рацоинализации и совершенствованию

    производства, - всё это до-

    стигается и воспитывается в детях через участие их в производительном

    труде, орга-низованном как органическая составная часть воспитательного

    процесса в системе детского коллектива.

    В постановке вопросов гигиены и физического воспитания - в организации

    физкуль-туры и спорта, как и во всём содержании деятельности детского

    коллектива, А.С.Ма-

    каренко руководствовался прежде всего целями воспитания. «Какое физическое

    воспита-ние? - говорит он. - Спартанское воспитание, например, тоже

    неплохое воспитание, но я всегда настаиваю на том, что наше воспитание

    должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием

    сознательности. У спартанцев воспитание за-

    калённых людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как у

    нас, та-

    кой философией жизни».

    Физическая культура пронизывала всю жизнь коммунаров: она была

    организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива, начиная с

    чистоты помещений, соб-

    людения правил гигиены и технической безопасности на производстве и кончая

    ве-

    дением специальной спортивной работы. Основной принцип здесь, как и во

    всём, - пе-дагогическая целесообразность.

    Физкультурно-спортивная работа в коммуне была поставлена на «широкую

    ногу». Коллектив имел богатое спортивное оборудование, свой стадион со

    всеми необходимы-ми снарядами и приспособлениями, кроме того, спортивный

    элемент сознательно вно-

    сился Макаренко во все организуемые коллективные мероприятия и движения:

    строй коммуны, многочисленные походы и экскурсии и т.п.

    «Спортивной работе, - говорил Антон Семёнович, - мы придавали большое

    значение. Она была поставлена у нас очень серьёзно. Если ты в первом

    взводе, ты должен быть

    ворошиловским стрелком. Если ты не имеешь ворошиловского значка, переходи

    во вто-рой взвод. А там ты будешь выше всех ростом, и тебе будет стыдно.

    Во втором взводе все должны иметь значок ГТО. Если не имеешь значка ГТО,

    пе-

    реходи в третий взвод».

    Таким образом, физкультурно-спортивная работа в коммуне являлась также

    органи-

    ческой составной частью содержания жизни и деятельности коллектива;

    общественное

    мнение его регулировало эту работу, стимулировало и превращало её для

    каждого вос-питанника в сознательное занятие по физической закалке и

    развитию своего органи-

    зма.

    В содержании деятельности детского воспитательного коллектива Макаренко

    включал

    и передовой культурный быт воспитанников в самом широком значении этого

    слова.

    Организация быта детей в воспитательной работе занимает очень важное

    место, тем

    более что очень часто именно эта область человеческих отношений совершенно

    упус-

    кается из виду педагогами. Отсутствие педагогически целесообразной

    организации бы-

    та детей приводит к тому, что значительная часть повседневных жизненных

    отношений

    детей протекает стихийно и даже на основе засоренных предрассудками норм.

    Отсюда

    нередки случаи противоречия между поведением школьников в обществе (в

    труде, в общественной деятельности и т.п.) и мещанским - в быту, в так

    называемой «личной» жизни, где дети порой руководствуются не нормами

    коммунистического общежития, а отсталыми традициями и пережитками. Вполне

    понятно, что приобретение привычек и навыков культурного поведения

    возможно только в педагогически целесообразно орга-низованной жизни детей

    путём упражнения их в различных видах деятельности, вос-

    питывающих (образующих) эти навыки и привычки. Поэтому организация

    культурного

    быта детей в системе воспитательного коллектива приобретает двойное

    значение. Культурный, передовой быт, во-первых, создаёт нормальные условия

    для успешной учеб-

    но-воспитательной работы детского воспитательного учреждения, и,

    во-вторых, он, как определённое условие детской жизни, вызывает

    соответствующую деятельность детей,

    их поведение и настроение, обусловленные всей обстановкой и переходящие в

    нужные

    нам навыки, привычки, черты характера, традиции.

    Поэтому, указывал Макаренко, «цветы, костюмы, чистота комнат, чистота

    обуви - это должно быть в детском коллективе…

    Всё это очень важно. Вот стол. Можно положить клеёнку - хорошо,

    гигиенично, мож-но что угодно положить, а потом вымыл, и чисто. Нет,

    только белая скатерть, только бе-

    лая скатерть может научить есть аккуратно, а клеёнка - развращение.

    Скатерть в пер-

    вые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет

    чистая. Невоз-можно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите

    белой скатерти…

    Или такая мелочь, как носовой платок. Как это не дать человеку чистого

    платка и не менять его каждый день! Я видел детские дома, где носовые

    платки меняют раз в

    месяц, т.е. специально приучают человека вытирать нос грязной тряпкой…

    Вот таких мелочей в жизни коллектива очень много, из них и составляется та

    эстетика

    поведения, которая должна быть в коллективе», и, говорит Макаренко,

    «конечно, одиноч-ка за ними не уследит, а когда коллектив за этим следит и

    знает цену этим мелочам, с этим вполне можно справиться».

    Следовательно, организацией культурного быта достигается педагогическая

    инстру-

    ментовка каждой незаметной, но повседневно сказывающейся в жизни детей

    мелочи, превращение всех этих мелочей в воспитательные средства,

    помогающие разрешению задач, которые стоят перед педагогом.

    Макаренко особенно настаивает на последовательном осуществлении принципа

    целе-сообразности в воспитании всех навыков поведения детей в быту. «Мы

    должны при-учать воспитанников к упорядоченным, целесообразным движениям.

    Извольте двигать-ся целесообразно. Вы идёте по коридору, чтобы выйти на

    улицу. Никакой скидки на ваши какие-то детские особые аппетиты к движению.

    Проходи спокойно по коридору, спокойно выходи на улицу, а когда выйдешь во

    двор, там можешь удовлетворить свои аппетиты.

    И оказалось, что никаких особых аппетитов у ребят нет. И потом, может

    быть, тор-

    можение этих аппетитов даже полезнее, чем их удовлетворение», потому что,

    именно

    упражняясь в торможении этих «аппетитов», дети воспитывают в себе навыки

    культур-ных, целесообразных движений, сообразующихся с обстановкой и с

    интересами колле-

    ктива. Вот это воспитание правильных «тормозов» в поведении и параллельное

    приоб-ретение навыков и привычек культурного поведения человека и является

    у Макаренко

    важной составной частью содержания жизни детского коллектива.

    Всей этой работой по организации культуры быта воспитанников А.С.Макаренко

    добивался полной ликвидации противоречий между сознанием и поведением

    детей. Ведь,

    действительно, осознание правильности или неправильности того или иного

    поступка,

    той или иной привычки - это не так уж сложно; гораздо сложнее воспитание

    привыч-ки поступать всегда правильно, и тогда, подчёркивал Макаренко,

    когда поступок совер-шается «по секрету», когда нет свидетелей, которые

    могли бы оценить поступок, что как раз и характеризует больше всего

    внутреннюю культуру поведения человека. «Между сознанием, как нужно

    поступить, и привычным поведением…есть какая-то маленькая канавка, и нужно

    эту канавку заполнить опытом», т.е. упражнением в пове-

    дении, организованным в соответствии с воспитательными целями, куда входит

    всё по-

    вседневное поведение воспитанника в быту.

    § 11. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

    Режим, указывал Макаренко, должен быть точным, общим, определённым и

    непреклон-ным, и это не только условия его наилучшего выполнения, но и

    основные признаки его педагогической целесообразности. Как и всякая

    организационная форма деятельнос-ти детского коллектива, режим служит

    интересам коллектива, удовлетворяет потребнос-ти детей; в то же время он

    создаёт много полезных привычек, автоматизирует навыки

    поведения воспитанников, являясь педагогическим «стереотипом» их

    деятельности и в учёбе, и в труде, и в отдыхе, и т.п.

    Правильный режим - это одно из условий, при которых вырабатывается

    здоровый, устойчивый «динамический стереотип» (И.П.Павлов) человеческого

    организма. Учиты-

    вая параллельные педагогические результаты режима, Макаренко настаивал на

    предель-ном требовании воспитателей к его проведению в жизнь.

    Но «ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой.

    Шерен-ги, команда, военная субординация, маршировка по зданию, -всё это

    наименее полезные

    формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько

    укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически».

    В оформлении жизни и деятельности детского коллектива важное значение

    имеют его стиль и тон. Отношения детей в коллективе, их общее настроение,

    общая культура

    поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - всё это

    создаёт опреде-лённую физиономию коллектива, определённый стиль и тон его

    жизни.

    Во всяком коллективе есть свой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль

    и тон

    воспитательного коллектива. «Стиль детского коллектива бывает просто

    возбуждённый,

    наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный.

    Можно без

    конца называть стили. Стиль создаётся очень медленно потому, что он

    немыслим без накопления традиций».

    Следовательно, правильный стиль и тон детского коллектива не возникает сам

    по се-бе, стихийно, а воспитывается в коллективе при определённых условиях

    и достигается

    определёнными воспитательными средствами. Педагогически целесообразная

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.