МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    позволяет

    родителям помогать друг другу, и, самое главное, оно даёт возможность

    поделиться впечатлениями с детьми и во время такой беседы высказать своё

    мнение о товари-

    щах, об их поведении, о правильности или неправильности того или иного

    поступка, о полезности или вредности той или иной детской затеи.

    Такова общая методика организации режима в семье. Пользуясь этими

    указаниями,

    каждый родитель сможет выработать такое устройство семейного быта, которое

    наибо-лее соответствует особенностям его семьи.

    § 2. Трудовое воспитание

    Правильное воспитание невозможно себе представить как нетрудовое. Труд

    всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия

    человеческой жизни и культуры. В нашей стране труд перестал быть предметом

    эксплуатации, он сделался делом чести, славы, доблести и геройства. Наше

    государство есть государство

    трудящихся, в нашей Конституции написано: «Кто не работает, тот не ест».

    Поэтому в воспитательной системе труд должен быть одним из самых основных

    элементов.

    Попробуем проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье.

    Первое, о чём в особенности должны помнить родители, это следующее. Ваш

    ребё-

    нок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом

    обществе, ценность его как гражданина будут зависеть исключительно от

    того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном

    труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. Но от этого будет

    зависеть и его благосостояние, материаль-

    ный уровень его жизни, ибо в наше время Конституцией также сказано: «От

    каждого

    по способностям, каждому по труду». Мы хорошо знаем, что от природы все

    люди об-

    ладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди

    умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому

    простому труду,

    другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти

    различные тру-довые качества не даются человеку от природы, они

    воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.

    Каждый труд должен быть творческим трудом, ибо он целиком идёт на создание

    общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому

    труду - особая задача воспитателя.

    …В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но

    и под-готовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к

    другим людям, - это

    уже будет нравственная подготовка.

    …Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы

    или

    внешние качества - зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое

    развитие в

    труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно

    необхо-

    димым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в

    пси-

    хическом, духовном развитии человека.

    Конечно, в границах семьи трудно дать ребёнку такое трудовое воспитание,

    которое

    обычно называется квалификацией.

    Но родители вовсе не должны думать, что семейное воспитание не имеет

    никакого

    отношения к получению квалификации. Именно семейная трудовая практика

    имеет са-

    мое важное значение для будущей квалификации человека. Тот ребёнок,

    который полу-

    чил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим

    успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые

    не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут

    получить хорошей, их

    постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на

    все усилия государственных учреждений.

    Точно также родители не должны думать, что под трудом мы понимаем только

    фи-

    зический труд, мускульную работу. С развитием машинного производства

    физический

    труд постепенно теряет своё былое значение в человеческой общественной

    жизни. Человек становится всё больше и больше владетелем больших,

    организованных меха-

    нических сил, от него теперь всё больше и больше требуются не физические,

    а умст-

    венные силы: распорядительность, внимание, расчёт, изобретательность,

    находчивость, ухватка.

    Поэтому мы не должны думать, что в воспитании есть какая-либо существенная

    раз-ница между трудом физическим и трудом умственным. В том и в другом

    труде важ-ной стороной является прежде всего организация трудового усилия,

    его настоящая чело-

    веческая сторона.

    Если мы будем поручать мальчику или девочке всегда одно и то же дело, одну

    и ту же физическую работу, требующую от него только расхода мускульной

    энергии, воспитательное значение такого труда будет весьма ограниченно,

    хотя и нельзя сказать,

    что такой труд совершенно бесполезен. Ребёнок будет приучаться к трудовому

    усилию,

    будет принимать участие в общественном труде, будет нравственно

    воспитываться в

    трудовом равенстве с другими людьми, но всё же это не будет настоящее

    трудовое стахановское воспитание, если мы не прибавим к трудовому

    упражнению интересных

    организационных задач.

    В трудовом воспитании важным является следующая сторона метода. Перед

    ребён-

    ком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить,

    применяя

    то или другое средство. Эта задача не обязательно должна стоять на

    короткий отрезок

    времени, на один или два дня. Она может иметь длительный характер, даже

    продолжа-

    ться месяцами и годами. Важно то, что ребёнку должна быть предоставлена

    некоторая

    свобода в выборе средств и он должен нести некоторую ответственность за

    выполне-ние работы и за её качество. Меньше будет пользы, если вы скажите

    ребёнку:

    - Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так.

    Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребёнку поддержание чистоты

    в определённой комнате, а как он будет это делать - предоставьте решать и

    отвечать за

    решение ему самому. В первом случае вы поставили ребёнку только мускульную

    зада-чу, во втором случае вы поставили перед ним задачу организационную;

    последняя го-

    раздо выше и полезнее. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет

    трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Многие

    родители не учиты-вают этого обстоятельства. Они поручают детям сделать то

    или другое дело, но разбрасы-ваются в слишком мелких трудовых задачах. Они

    посылают мальчика или девочку в магазин купить какой-нибудь предмет, а

    гораздо лучше будет, если они возложат на него постоянную, определённую

    заботу, например всегда заботиться о том, чтобы в семье было мыло или

    зубной порошок.

    Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано.

    Начинаться оно должно в игре. Ребёнку должно быть указано, что он отвечает

    за целость игрушек,

    за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту

    работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто,

    не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли.

    Конечно, некоторые приё-

    мы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается,

    что для

    вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если он эту тряпку сам выпросит

    у ма-

    тери, если он к этой тряпке предъявит определённые санитарные требования,

    если он

    потребует лучшую тряпку и т.д. Точно так же и починка изломанных игрушек

    долж-

    на быть предоставлена ему самому в той мере, в какой это ему по силе,

    разумеется, с предоставлением в его распоряжение определенных материалов.

    С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры.

    Мы

    перечислим несколько видов детской работы, рассчитывая, что каждая семья в

    зависи-мости от условий своей жизни и возраста детей сможет исправить и

    дополнить этот список.

    1. Поливать цветы в комнате или во всей квартире.

    2. Вытирать пыль на подоконниках.

    3. Накрывать на стол перед обедом.

    4. Следить за солонками, горчичницами.

    5. Следить за письменным столом отца.

    6. Отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке.

    7. Получать газеты и складывать их в определённом месте, отделяя новые от

    прочитанных.

    8. Кормить котёнка или щенка.

    22. Помогать матери или сестре в определённых хозяйственных функциях.

    Каждая семья найдёт у себя очень много подобных работ, более или менее

    интерес-

    ных или посильных. Конечно, нельзя ребёнка загружать чрезмерным

    количеством рабо-ты, но во всяком случае необходимо, чтобы не бросалась

    разница в глаза в трудовой нагрузке родителей и в трудовых нагрузках

    детей. Если отцу или матери очень труд-

    но в домашнем хозяйстве, дети должны привлекаться к помощи им.

    В семье должна чувствоваться атмосфера коллективизма, как можно чаще

    проявлять-ся помощь одних членов семьи по отношению к другим.

    Спрашивается, какими мерами можно и должно вызывать у ребёнка то или

    другое

    усилие. Меры эти могут быть самые разные.

    В раннем детстве, конечно, многое ребёнку нужно и подсказать, но вообще

    необходи-мо считать идеальной формой, когда ребёнок сам замечает

    необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда её

    сделать, когда он по собствен-

    ной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу. Воспитать

    такую

    готовность к труду, такую внимательность к нуждам своего коллектива -

    значит вос-

    питать настоящего гражданина.

    Очень часто бывает, что ребёнок по своей неопытности, по слабости

    ориентировки не может самостоятельно заметить потребности в той или иной

    работе. Родители долж-

    ны в таких случаях осторожно подсказать, помочь ребёнку выяснить своё

    отношение

    к этой задаче и принять участие в её разрешении. Это часто лучше всего

    делать, вы-

    зывая простой технический интерес к работе, но и злоупотреблять этим

    способом не-

    льзя. Ребёнок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у

    него особого интереса, которые кажутся в первый момент работами скучными.

    Вообще он

    должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была

    не его заинтересованность, а его польза, его необходимость. Родители

    должны воспитывать

    у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы

    неприятные. По-

    том, по мере развития ребёнка, даже самая неприятная работа будет

    приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него

    очевидна.

    В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у

    ребён-

    ка желание трудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем и

    отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребёнку полную

    свободу выбора.

    Просьба и должна быть такова. Её так нужно произнести, чтобы ребёнку

    казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не

    побуждаемый к этому

    никакими принуждениями. Нужно говорить:

    - У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно и у тебя всякие другие дела…

    Просьба - самый верный, лучший и мягкий способ обращения, но и

    злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять

    в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребёнок с удовольствием

    выполнит вашу просьбу. Если же у

    вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного

    поручения

    спокойного, уверенного, делового. Если с самого малого возраста вашего

    ребёнка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности

    если вы будете возбуждать личную инициативу ребёнка, будете учить его

    видеть необходимость ра-

    боты самому и по собственному почину выполнять её, в вашем поручении не

    будет уже никаких прорывов. Только если вы запустили дело воспитания, вам

    иногда придёт-ся прибегнуть к принуждению.

    Принуждение может быть различное - от простого повторения поручения до

    повто-

    рения резкого и требовательного. Во всяком случае никогда не нужно

    прибегать к фи-

    зическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает

    у ребёнка отвращение к трудовой задаче.

    Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так

    называемыми

    ленивыми детьми. Нужно при этом сказать, что лень, то есть отвращение к

    трудовому усилию, только в очень редких случаях объясняется плохим

    состоянием здоровья, фи-

    зической слабостью, вялостью духа. В этом случае, конечно, лучше всего

    обратиться к

    врачу. Большей же частью лень у ребёнка развивается благодаря

    неправильному вос-

    питанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребёнка

    энергии,

    не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к

    семей-

    ному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем

    удоволь-ствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью

    единственный: посте-

    пенное втягивание ребёнка в область труда, медленное возбуждение у него

    трудового

    интереса.

    Но, борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Есть дети,

    которые охотно выполняют любую работу, но делают её без увлечения, без

    интереса, без мысли,

    без радости. Они работают только потому, что хотят избежать неприятностей,

    чтобы отделаться от упрёков и т.п. такая работа часто очень напоминает

    усилия рабочей ло-

    шади… Нельзя воспитывать такую лошадиную покорность, ибо у этих людей нет

    нравственного требования ни к своей работе, ни к работе других людей.

    Правда, в нашем государстве невозможна эксплуатация человека человеком на

    про-

    изводстве, но есть ещё очень много охотников, которые могут пользоваться

    чужим трудом в домашней обстановке, в быту, в семье.

    Воспитание наших детей должно проходить таким образом, чтобы в нашем

    общест-

    ве не было готовых объектов для эксплуатации, чтобы никакие

    эксплуататорские ап-

    петиты у нас не могли развиваться даже в домашней обстановке. Поэтому

    родители в

    особенности должны внимательно следить, чтобы старшие братья не

    пользовались тру-

    дом младших иначе, как в порядке взаимной помощи, чтобы в семье не было

    никакого трудового неравенства.

    Нам остаётся сказать несколько слов о качестве труда. Качество труда

    должно иметь

    самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда,

    требовать серь-ёзно. Конечно, ребёнок ещё неопытен, часто он физически не

    способен выполнить ра-

    боту во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого

    качества, которое

    для него совершенно посильно, которое доступно и его силам и его

    пониманию.

    Не нужно при этом поносить ребёнка за плохую работу, стыдить его,

    упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана

    неудовлетворительно, что она должна быть переделана, или исправлена, или

    сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребёнка

    силами самих родителей, только в редких слу-

    чаях можно проделать часть такой работы, которая явно не по силам ребёнку,

    поправ-ляя в этом случае допущенную нам ошибку в самом назначении работы.

    § 3. Игра

    Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у

    взрос-

    лого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во

    многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего

    деятеля происходит преж-де всего в игре. И вся история отдельного человека

    как деятеля и работника может

    быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу.

    Этот пе-

    реход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок

    преимущест-венно играет, его рабочие функции очень незначительны и не

    выходят за пределы са-

    мого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть,

    укрываться одеялом,

    надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В

    хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются,

    ребёнку поруча-ются всё более сложные работы, которые имеют значение для

    всей семьи. Но игра в

    это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает,

    интересует.

    Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в

    такой

    организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются

    качества будуще-го работника и гражданина.

    Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители

    дол-

    жны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она

    отличается от работы.

    Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой

    разни-

    цы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра

    на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая

    работа больше

    похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.

    В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.

    Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и

    пускать, а ребё-нок будет целый день смотреть на мышку и радоваться, - в

    этой игре не будет ниче-го хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся

    пассивным, всё его участие сводится к то-

    му, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими

    играми, из него

    вырастет пассивный человек, привыкший глазеть на чужую работу, лишённый

    почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать

    трудности. Игра

    без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.