МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    организа-ция всеё жизни детей, таким образом, является основным условием

    воспитания всех нужных качеств коллектива и каждого из воспитанников.

    Основным методом воспитания такого стиля и тона является общественное

    мнение коллектива, развитие критики и самокритики в детском коллективе.

    Организованное пе-

    дагогами общественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд

    требований к

    поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в

    стиле и то-не коллектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в

    традициях и привыч-ках.

    Так, например, в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского был установлен ряд

    конкретных

    требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за

    перила; не

    шуметь в помещении; обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как

    говорил

    Антон Семёнович, «надеяться на свою талию»; и сами требования эти стали

    традициями - так редки были случаи их невыполнения.

    Воспитание правильного стиля и тона - длительный процесс, который должен

    плани-

    роваться педагогами на большой срок. Ясно, что нельзя сразу «завалить»

    воспитанни-

    ков множеством таких требований, внедрять их в порядке воспитательной

    «кампании».

    На первых порах требований к стилю и тону коллектива не может быть много и

    они

    обязательно должны быть конкретными, реально выполнимыми, и, главное,

    должны вы-

    зываться определёнными потребностями жизни самого коллектива. Раз

    возникнув, эти

    требования должны быть доведены до конца, до того момента, когда требуемое

    поведе-ние станет привычным, традиционным.

    Характерными признаками правильного стиля и тона являются: постоянная

    бодрость и подтянутость (то, что Антон Семёнович называл «мажором», а его

    воспитанники хо-

    рошо выразили в лозунге: «Не пищать!» ), деловитость и точность в работе,

    спокойная

    уверенность в своих силах, основанная на вере в силы коллектива,

    радостное, оптими-стическое отношение к жизни. Упражнение детей в

    деятельности, воспитывающей эти

    качества, - такова одна из задач воспитательной работы, ведь стиль и тон

    воспитатель-

    ного коллектива также вырабатываются системой специальных упражнений в

    поведении.

    Примером упражнения детей в точности и деловитости в практике

    А.С.Макаренко может служить организация выступлений коммунаров на

    собраниях, когда полагается

    говорить не более двух минут. Точность, говорил Макаренко, «можно

    воспитать ещё при помощи, главным образом, персональных поручений… Это

    значит - в каждом слу-

    чае поручается кому-нибудь что-нибудь сделать с обязательным отчётом на

    общем собрании и с обязательной проверкой; не сделал - получи взыскание».

    Характер и общая культура поведения воспитанников, стиль и тон коллектива

    и всё вообще ценное в его опыте закрепляется в традициях, которые также

    играют значитель-ную роль в организации его жизни и являются как бы фондом

    коллективных ценнос-тей, создают определённую «индивидуальность»

    коллектива.

    Традиции складываются в коллективе объективно как один из результатов всей

    его

    жизни и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном детском

    коллективе мо-

    гут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких традиций может

    служить

    пресловутая «подсказка», «круговая порука» и т.п. В развитии жизни

    детского коллекти-ва такие отрицательные традиции не могут быть преодолены

    простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на

    основе которой они возникают, а

    затем они будут вытеснены новыми, ценными традициями.

    «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - отмечал Макаренко. -

    Воспитать

    традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы».

    Это совсем не значит, что педагог должен «выдумать» и навязать коллективу

    те или иные

    традиции. «Приживётся» в детском коллективе только та традиция, которая

    является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая

    эту жизнь, педагог

    должен видеть её действительные перспективы и потребности и в них найти

    условия

    для организации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.

    Важно отметить, что традиции - это постоянно действующие формы

    деятельности коллектива, они складываются лишь в таких элементах жизни

    детей, которые всё вре-

    мя повторяются, т.е. главным образом в ежедневных коллективных движениях.

    Такими

    элементами в коммуне были общие собрания, поверка, сдачи рапортов и т.д.

    Без таких

    традиций, «коллективных привычек», невозможно чётко проводить

    общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко,

    много.

    Традиции - проявление чести детского коллектива, и в этом их особая

    красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив. «Такие

    традиции, - говорил А.С.Макаренко, - украшают жизнь ребят. Живя в такой

    сетке традиций, ребята чувству-ют себя в обстановке своего собственного

    коллективного закона, гордятся им и старают-ся его улучшать. Без таких

    традиций я считаю невозможным правильное воспитание».

    § 12. Педагогическое руководство

    Основная задача педагога - организовать детскую жизнь, а значит, детский

    воспита-

    тельный коллектив, правильно руководить всей его деятельностью.

    «Воспитательная ра-

    бота, - говорил Макаренко, - руководит всей жизнью ученика».

    Поэтому в условиях воспитательного коллектива вопрос о педагогическом

    руковод-

    стве и мастерстве, вообще о практической педагогической деятельности,

    встаёт совер-

    шенно по-новому: в плане научной, педагогически целесообразной организации

    воспи-

    тательной деятельности педагогов как целого педагогического коллектива.

    Поэтому «ни один воспитатель, - говорил Макаренко, - не имеет права

    действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную

    ответственность. Дол-жен быть коллектив воспитателей, и там, где

    воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана

    работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть

    никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых

    воспитателей, объединённых в коллектив, воодушевлённых одной мыслью,

    од-ним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших

    воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».

    Исходя из этого, можно установить и конкретные признаки правильно

    организован-ного педагогического коллектива.

    Важнейшим признаком такого коллектива является его единство. «Единство

    педаго-гического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый

    молодой, самый нео-пытный педагог в едином спаянном коллективе,

    возглавляемом хорошим мастером-ру-

    ководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый

    педагог, кото-рый идёт вразрез с педагогическим коллективом».

    Совершенно ясно, что там, где педагоги работают по принципу: «кто - в лес,

    кто - по дрова», не может быть и педагогического руководства единым

    общешкольным детс-ким воспитательным коллективом. Такая практика на каждом

    шагу порождает кустар-

    ничество в воспитательной работе, и, как следствие этого, стихийность

    процесса вос-

    питания детей, и педагогический брак (второгодничество, отсев и т.п.).

    «Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех (не

    показной, а

    действительный успех достижения больших воспитательных целей) всей школы

    стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте и затем

    уже на третьем месте его личный успех как педагога,то в таком коллективе

    будет настоящая воспита-

    тельная работа».

    Но для того чтобы коллектив педагогов мог работать по единому плану,

    едиными

    методами, иметь общую цель и перспективы, необходимо единоначальное

    руководство,

    «педагогический центр», который направляет, координирует и проверяет

    работу каждо-го из педагогов. Таким центром, указывал Антон Семёнович, в

    школе может быть толь-ко директор, являющийся уполномоченным

    педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко

    проходит идея гармонического сочетания единона-чалия и коллегиальности в

    руководстве.

    Единоначалие необходимо, ибо во всей жизни школы нет и не может быть ни

    одного факта, ни одной «мелочи», которые не требовали бы единого подхода в

    руководстве, учёте, контроле и оценке. Но для того чтобы осуществлять

    такое единоначалие,директор

    должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной

    работы.

    «Наши директора, - указывал Макаренко, - непомерно много уделяют внимания

    хозяй-

    ству, а между тем директор должен прежде всего быть… воспитателем школы».

    Наз-

    начение единоначалия не в утверждении единовластия, а в создании

    целеустремлённо-го, творческого коллектива. «Педагогическое мастерство

    директора школы не может за-ключаться в простом администрировании.

    Мастерство в том именно и состоит,чтобы,

    сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор

    общественным

    силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу, школьной

    печати,

    инициативе отдельных лиц и развёрнутой системе школьного самоуправления».

    В таком понимании единоначалия - сущность макаренского стиля руководством

    коллектива. Она

    проявлялась во всех замыслах, решениях и поступках Макаренко.

    Известно, каким строгим, порой суровым бывал Антон Семенович. Вместе с

    тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы,

    подводились итоги - словом, во всех случаях коллективного обмена мнениями,

    он буквально ловил всякое

    дельное предложение, интересную мысль, горячо её поддерживал, даже если

    она про-тиворечила его собственной.

    Известны случаи, когда на общих собраниях, на совете командиров

    воспитанники оспаривали те или иные его действия как руководителя. И

    Макаренко очень внимательно

    вникал в критику, старался взять из неё максимум полезного и, заботливо

    отобрав это

    полезное, последовательно и неумолимо проводил в жизнь. Такой стиль

    руководства - отнюдь не сугубо личная, индивидуальная особенность

    Макаренко. Это принципиальная

    жизненная установка педагога, глубоко осознавшего, что сочетание

    единоначалия и кол-

    легиальности в наших условиях - объективная необходимость.

    Каждая из областей жизни детского коллектива требует от педагогов

    специальных знаний и умений. Антон Семёнович подчёркивал, что наибольшее

    уважение и наиболь-шая любовь со стороны ребят проявляются к педагогам, у

    которых высокая квалифика-ция, уверенное и чёткое знание, умение,

    искусство, золотые руки. А может ли один че-

    ловек иметь такую высокую квалификацию во всех областях постоянно

    обогащающей-ся школьной жизни? Конечно, нет. Только коллективу педагогов

    по плечу роль такого универсального, квалифицированного воспитателя.

    В связи с этим особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического

    колле-ктива, его комплектовании. «Коллектив педагогов должен быть собран

    не случайно, а составлен разумно». Педагогический коллектив не должен быть

    односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту,

    по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил Антон

    Семёнович, что «нужно разрешить

    вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом

    коллекти-ве… сколько должно быть из педагогов людей весёлых и сколько

    угрюмых». Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств

    воплощено в педагогичес-ком коллективе, чем он разностороннее, богаче и

    жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим

    руководителем детского воспитательного коллектива.

    Большое внимание уделяет Антон Семенович вопросу о стаже педагогического

    кол-лектива. Педагогический коллектив, чтобы быть сильным и опытным

    руководителем воспитанников, должен накопить опыт коллективной работы в

    кокретных условиях, определённый минимальный «срок жизни». «Если у нас в

    коммуне, - говорил он, - жи-

    вёт энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5

    лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может

    быть меньше 5

    лет. Это закон, так как если коллектив живёт и сбит по-настоящему, то

    каждый новень-кий является новеньким - не только воспитанник, но и

    педагог. И воображать, что сегод-ня пришедший педагог может воспитывать,

    это ошибка. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член

    коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести

    коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива

    воспитанников, естественно, что он будет слаб».

    Все те, кто знал Макаренко, работал вместе с ним, отмечают, что он всегда

    и неуто-мимо учился. Он систематически до последних дней своей жизни

    изучал теорию, про-являл глубокий, не ослабевающий никогда интерес ко всем

    достижениям человеческой

    культуры, он учился у нашей жизни, у своих товарищей и даже у своих

    воспитанни-ков. Антон Семёнович не раз говорил, что, создавая

    воспитательный коллектив, он сам

    изменялся, воспитывался. «Люди думают, что Макаренко был гениальным

    учителем, а Макаренко был гениальным учеником у людей…», - писал один из

    его воспитанников.

    «Я убедился, - писал Макаренко, - что как бы человек успешно ни кончил

    педагоги-ческий вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться

    на опыте, никогда не будет хорошим педагогом». Макаренко и теоретически, и

    практически доказал необ-ходимость и возможность овладения всеми

    работниками воспитательных учреждений

    педагогическим мастерством.

    Рядом с коллективом, говорил Антон Семёнович, нужно поставить и мастерство

    пе-

    дагога.

    Я «очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идёт, неважный я был

    учитель.

    И воспитатель был неважный.

    Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться

    каждый,

    если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно

    сделать-ся только в хорошем педагогическом коллективе».

    Итак, создание целеустремлённого, дружного, творческого коллектива

    педагогов, их систематичекое самообразование и самосовершенствование -

    таковы необходимые условия успешной работы педагогов.

    Глава III. Цели воспитания

    В специальных педагогических контекстах недопустимо говорить только об

    идеале воспитания, как это уместно делать в философских высказываниях. От

    педагога-теоре-тика требуется не решение проблемы идеала, а решение

    проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна

    разработать сложнейший вопрос о цели вос-питания и о методе приближения к

    этой цели.

    Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть

    только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт

    воз-можность каждой отдельной личности развивать свои особенности,

    сохранять свою

    индивидуальность.

    Совершенно очевидно, что, приступая к решению нашей частной педагогической

    за-дачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять

    положе-ние нового человека в новом обществе. В нём не должно быть

    уединённой личности,

    то выпяченной в виде прыща, то размельчённой в придорожную пыль.

    Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего

    коллектива.

    На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в

    одном общем приёме. В каждый момент вашего воздействия на личность эти

    воздействия обязатель-но должны быть и воздействием на коллектив.

    И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и

    воспита-нием каждой личности, входящей в коллектив.

    Коллектив, который должен быть первой целью нашего воспитания, должен

    обладать

    совершенно определёнными качествами, ясно вытекающими из его характера.

    А. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде,но и

    в общей организации этого труда. Общая цель здесь - не случайное

    совпадение частных

    целей, как в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива.

    Отношение

    общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей, а только

    отноше-ние общего (значит, и моего) к частному, которое, оставаясь только

    моим, будет итожить-ся в общее в особом порядке.

    Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны

    расце-

    ниваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая

    педагоги-ческая логика должна буквально пронизывать каждый школьный день,

    каждое движе-ние коллектива.

    Б.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.