Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.
организа-ция всеё жизни детей, таким образом, является основным условием
воспитания всех нужных качеств коллектива и каждого из воспитанников.
Основным методом воспитания такого стиля и тона является общественное
мнение коллектива, развитие критики и самокритики в детском коллективе.
Организованное пе-
дагогами общественное мнение в детском коллективе предъявляет ряд
требований к
поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в
стиле и то-не коллектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в
традициях и привыч-ках.
Так, например, в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского был установлен ряд
конкретных
требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за
перила; не
шуметь в помещении; обращаясь к дежурному или педагогу, стоять прямо, как
говорил
Антон Семёнович, «надеяться на свою талию»; и сами требования эти стали
традициями - так редки были случаи их невыполнения.
Воспитание правильного стиля и тона - длительный процесс, который должен
плани-
роваться педагогами на большой срок. Ясно, что нельзя сразу «завалить»
воспитанни-
ков множеством таких требований, внедрять их в порядке воспитательной
«кампании».
На первых порах требований к стилю и тону коллектива не может быть много и
они
обязательно должны быть конкретными, реально выполнимыми, и, главное,
должны вы-
зываться определёнными потребностями жизни самого коллектива. Раз
возникнув, эти
требования должны быть доведены до конца, до того момента, когда требуемое
поведе-ние станет привычным, традиционным.
Характерными признаками правильного стиля и тона являются: постоянная
бодрость и подтянутость (то, что Антон Семёнович называл «мажором», а его
воспитанники хо-
рошо выразили в лозунге: «Не пищать!» ), деловитость и точность в работе,
спокойная
уверенность в своих силах, основанная на вере в силы коллектива,
радостное, оптими-стическое отношение к жизни. Упражнение детей в
деятельности, воспитывающей эти
качества, - такова одна из задач воспитательной работы, ведь стиль и тон
воспитатель-
ного коллектива также вырабатываются системой специальных упражнений в
поведении.
Примером упражнения детей в точности и деловитости в практике
А.С.Макаренко может служить организация выступлений коммунаров на
собраниях, когда полагается
говорить не более двух минут. Точность, говорил Макаренко, «можно
воспитать ещё при помощи, главным образом, персональных поручений… Это
значит - в каждом слу-
чае поручается кому-нибудь что-нибудь сделать с обязательным отчётом на
общем собрании и с обязательной проверкой; не сделал - получи взыскание».
Характер и общая культура поведения воспитанников, стиль и тон коллектива
и всё вообще ценное в его опыте закрепляется в традициях, которые также
играют значитель-ную роль в организации его жизни и являются как бы фондом
коллективных ценнос-тей, создают определённую «индивидуальность»
коллектива.
Традиции складываются в коллективе объективно как один из результатов всей
его
жизни и деятельности. Ясно, что в слабом и неорганизованном детском
коллективе мо-
гут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких традиций может
служить
пресловутая «подсказка», «круговая порука» и т.п. В развитии жизни
детского коллекти-ва такие отрицательные традиции не могут быть преодолены
простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на
основе которой они возникают, а
затем они будут вытеснены новыми, ценными традициями.
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - отмечал Макаренко. -
Воспитать
традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы».
Это совсем не значит, что педагог должен «выдумать» и навязать коллективу
те или иные
традиции. «Приживётся» в детском коллективе только та традиция, которая
является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая
эту жизнь, педагог
должен видеть её действительные перспективы и потребности и в них найти
условия
для организации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.
Важно отметить, что традиции - это постоянно действующие формы
деятельности коллектива, они складываются лишь в таких элементах жизни
детей, которые всё вре-
мя повторяются, т.е. главным образом в ежедневных коллективных движениях.
Такими
элементами в коммуне были общие собрания, поверка, сдачи рапортов и т.д.
Без таких
традиций, «коллективных привычек», невозможно чётко проводить
общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко,
много.
Традиции - проявление чести детского коллектива, и в этом их особая
красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив. «Такие
традиции, - говорил А.С.Макаренко, - украшают жизнь ребят. Живя в такой
сетке традиций, ребята чувству-ют себя в обстановке своего собственного
коллективного закона, гордятся им и старают-ся его улучшать. Без таких
традиций я считаю невозможным правильное воспитание».
§ 12. Педагогическое руководство
Основная задача педагога - организовать детскую жизнь, а значит, детский
воспита-
тельный коллектив, правильно руководить всей его деятельностью.
«Воспитательная ра-
бота, - говорил Макаренко, - руководит всей жизнью ученика».
Поэтому в условиях воспитательного коллектива вопрос о педагогическом
руковод-
стве и мастерстве, вообще о практической педагогической деятельности,
встаёт совер-
шенно по-новому: в плане научной, педагогически целесообразной организации
воспи-
тательной деятельности педагогов как целого педагогического коллектива.
Поэтому «ни один воспитатель, - говорил Макаренко, - не имеет права
действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную
ответственность. Дол-жен быть коллектив воспитателей, и там, где
воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана
работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть
никакого воспитательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых
воспитателей, объединённых в коллектив, воодушевлённых одной мыслью,
од-ним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших
воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет».
Исходя из этого, можно установить и конкретные признаки правильно
организован-ного педагогического коллектива.
Важнейшим признаком такого коллектива является его единство. «Единство
педаго-гического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый
молодой, самый нео-пытный педагог в едином спаянном коллективе,
возглавляемом хорошим мастером-ру-
ководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый
педагог, кото-рый идёт вразрез с педагогическим коллективом».
Совершенно ясно, что там, где педагоги работают по принципу: «кто - в лес,
кто - по дрова», не может быть и педагогического руководства единым
общешкольным детс-ким воспитательным коллективом. Такая практика на каждом
шагу порождает кустар-
ничество в воспитательной работе, и, как следствие этого, стихийность
процесса вос-
питания детей, и педагогический брак (второгодничество, отсев и т.п.).
«Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех (не
показной, а
действительный успех достижения больших воспитательных целей) всей школы
стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором месте и затем
уже на третьем месте его личный успех как педагога,то в таком коллективе
будет настоящая воспита-
тельная работа».
Но для того чтобы коллектив педагогов мог работать по единому плану,
едиными
методами, иметь общую цель и перспективы, необходимо единоначальное
руководство,
«педагогический центр», который направляет, координирует и проверяет
работу каждо-го из педагогов. Таким центром, указывал Антон Семёнович, в
школе может быть толь-ко директор, являющийся уполномоченным
педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко
проходит идея гармонического сочетания единона-чалия и коллегиальности в
руководстве.
Единоначалие необходимо, ибо во всей жизни школы нет и не может быть ни
одного факта, ни одной «мелочи», которые не требовали бы единого подхода в
руководстве, учёте, контроле и оценке. Но для того чтобы осуществлять
такое единоначалие,директор
должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной
работы.
«Наши директора, - указывал Макаренко, - непомерно много уделяют внимания
хозяй-
ству, а между тем директор должен прежде всего быть… воспитателем школы».
Наз-
начение единоначалия не в утверждении единовластия, а в создании
целеустремлённо-го, творческого коллектива. «Педагогическое мастерство
директора школы не может за-ключаться в простом администрировании.
Мастерство в том именно и состоит,чтобы,
сохраняя строгое соподчинение, ответственность, дать широкий простор
общественным
силам школы, общественному мнению, педагогическому коллективу, школьной
печати,
инициативе отдельных лиц и развёрнутой системе школьного самоуправления».
В таком понимании единоначалия - сущность макаренского стиля руководством
коллектива. Она
проявлялась во всех замыслах, решениях и поступках Макаренко.
Известно, каким строгим, порой суровым бывал Антон Семенович. Вместе с
тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы,
подводились итоги - словом, во всех случаях коллективного обмена мнениями,
он буквально ловил всякое
дельное предложение, интересную мысль, горячо её поддерживал, даже если
она про-тиворечила его собственной.
Известны случаи, когда на общих собраниях, на совете командиров
воспитанники оспаривали те или иные его действия как руководителя. И
Макаренко очень внимательно
вникал в критику, старался взять из неё максимум полезного и, заботливо
отобрав это
полезное, последовательно и неумолимо проводил в жизнь. Такой стиль
руководства - отнюдь не сугубо личная, индивидуальная особенность
Макаренко. Это принципиальная
жизненная установка педагога, глубоко осознавшего, что сочетание
единоначалия и кол-
легиальности в наших условиях - объективная необходимость.
Каждая из областей жизни детского коллектива требует от педагогов
специальных знаний и умений. Антон Семёнович подчёркивал, что наибольшее
уважение и наиболь-шая любовь со стороны ребят проявляются к педагогам, у
которых высокая квалифика-ция, уверенное и чёткое знание, умение,
искусство, золотые руки. А может ли один че-
ловек иметь такую высокую квалификацию во всех областях постоянно
обогащающей-ся школьной жизни? Конечно, нет. Только коллективу педагогов
по плечу роль такого универсального, квалифицированного воспитателя.
В связи с этим особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического
колле-ктива, его комплектовании. «Коллектив педагогов должен быть собран
не случайно, а составлен разумно». Педагогический коллектив не должен быть
односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту,
по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил Антон
Семёнович, что «нужно разрешить
вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом
коллекти-ве… сколько должно быть из педагогов людей весёлых и сколько
угрюмых». Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств
воплощено в педагогичес-ком коллективе, чем он разностороннее, богаче и
жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим
руководителем детского воспитательного коллектива.
Большое внимание уделяет Антон Семенович вопросу о стаже педагогического
кол-лектива. Педагогический коллектив, чтобы быть сильным и опытным
руководителем воспитанников, должен накопить опыт коллективной работы в
кокретных условиях, определённый минимальный «срок жизни». «Если у нас в
коммуне, - говорил он, - жи-
вёт энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5
лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может
быть меньше 5
лет. Это закон, так как если коллектив живёт и сбит по-настоящему, то
каждый новень-кий является новеньким - не только воспитанник, но и
педагог. И воображать, что сегод-ня пришедший педагог может воспитывать,
это ошибка. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член
коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести
коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива
воспитанников, естественно, что он будет слаб».
Все те, кто знал Макаренко, работал вместе с ним, отмечают, что он всегда
и неуто-мимо учился. Он систематически до последних дней своей жизни
изучал теорию, про-являл глубокий, не ослабевающий никогда интерес ко всем
достижениям человеческой
культуры, он учился у нашей жизни, у своих товарищей и даже у своих
воспитанни-ков. Антон Семёнович не раз говорил, что, создавая
воспитательный коллектив, он сам
изменялся, воспитывался. «Люди думают, что Макаренко был гениальным
учителем, а Макаренко был гениальным учеником у людей…», - писал один из
его воспитанников.
«Я убедился, - писал Макаренко, - что как бы человек успешно ни кончил
педагоги-ческий вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться
на опыте, никогда не будет хорошим педагогом». Макаренко и теоретически, и
практически доказал необ-ходимость и возможность овладения всеми
работниками воспитательных учреждений
педагогическим мастерством.
Рядом с коллективом, говорил Антон Семёнович, нужно поставить и мастерство
пе-
дагога.
Я «очень долгое время чувствовал, что у меня плохо идёт, неважный я был
учитель.
И воспитатель был неважный.
Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться
каждый,
если ему помогут и если он сам будет работать. И хорошим мастером можно
сделать-ся только в хорошем педагогическом коллективе».
Итак, создание целеустремлённого, дружного, творческого коллектива
педагогов, их систематичекое самообразование и самосовершенствование -
таковы необходимые условия успешной работы педагогов.
Глава III. Цели воспитания
В специальных педагогических контекстах недопустимо говорить только об
идеале воспитания, как это уместно делать в философских высказываниях. От
педагога-теоре-тика требуется не решение проблемы идеала, а решение
проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна
разработать сложнейший вопрос о цели вос-питания и о методе приближения к
этой цели.
Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть
только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время даёт
воз-можность каждой отдельной личности развивать свои особенности,
сохранять свою
индивидуальность.
Совершенно очевидно, что, приступая к решению нашей частной педагогической
за-дачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять
положе-ние нового человека в новом обществе. В нём не должно быть
уединённой личности,
то выпяченной в виде прыща, то размельчённой в придорожную пыль.
Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего
коллектива.
На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в
одном общем приёме. В каждый момент вашего воздействия на личность эти
воздействия обязатель-но должны быть и воздействием на коллектив.
И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и
воспита-нием каждой личности, входящей в коллектив.
Коллектив, который должен быть первой целью нашего воспитания, должен
обладать
совершенно определёнными качествами, ясно вытекающими из его характера.
А. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде,но и
в общей организации этого труда. Общая цель здесь - не случайное
совпадение частных
целей, как в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива.
Отношение
общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей, а только
отноше-ние общего (значит, и моего) к частному, которое, оставаясь только
моим, будет итожить-ся в общее в особом порядке.
Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны
расце-
ниваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая
педагоги-ческая логика должна буквально пронизывать каждый школьный день,
каждое движе-ние коллектива.
Б.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|