Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.
деятель-
ность. Тогда педагогика будет полезной для практической педагогической
деятельнос-
ти и практическая педагогическая деятельность будет научно поставленной,
более ус-
пешной и эффективной и явится критерием истинности добытых педагогикой
знаний
и источником её дальнейшего развития.
Таковы с точки зрения исторического материализма признаки воспитания
подрастаю-
щих поколений, характеризующие его роль и место в системе общественной
жизни, его общественную функцию, его содержание и характер как
объективно-закономерного
общественного явления.
Значение указанных выше признаков состоит в том, что они являются
основанием
для научного разрешения таких важных проблем, как определение задач и
целей прак-
тической педагогической деятельности, её содержания, а также позволяют
правильно,
научно понять процесс воспитания как историческое явление.
Если воспитание как общественное явление есть процесс подготовки
подрастающих
поколений (детей) к общественно-производственной деятельности, то,
следовательно, за-
дача практической педагогической деятельности заключается не в том, чтобы
«воспиты-
вать вообще», для «жизни вообще», как определяется эта задача буржуазной
педагоги-
кой, а в том, чтобы воспитывать людей как важнейший элемент
производительных сил общества, воспитывать, образовывать у детей такие
человеческие качества, которые
делали бы подрастающее поколение способным приводить в движение орудия
произ-
водства и производить материальные блага.
Значит, в определении целей и задач педагогической деятельности надо
исходить не
из понятия о «человеке вообще», не из добрых пожеланий, высказываний и
т.п., а из по-
требностей производства и всей общественной жизни в тот
конкретно-исторический период, в который вступает в жизнь данное
подрастающее поколение: из состояния, уровня, потребностей и перспектив
развития производительных сил общества и других
общественных явлений, прямо или косвенно обслуживающих производство.
Если основным признаком, качеством людей как важнейшего элемента
производитель-
ных сил является то, что они владеют определённым производственным опытом
и навыками труда, то задача вооружения подрастающего поколения
производственным
опытом и навыками труда, соответствующими уровню и потребностям развития
про-
изводства в тот исторический период, в который вступает в жизнь данное
подрастаю-
щее поколение, является руководящим принципом во всей педагогической
деятельнос-
ти и в первую очередь в определении её целей и содержания.
Значит, задача педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь
подрас-
тающему поколению (детям) овладеть теми элементами жизненного опыта
прошлых по-
колений, освоение которых обеспечивает и воспитывает (образует) у них
производст-
венный опыт и навыки труда, необходимые для участия их в общественном
произ-
водстве в данных конкретно-исторических условиях.
Если процесс овладения подрастающим поколением производственным и в целом
жизненным опытом прошлых поколений есть в то же время и процесс развития
его
духовных и физических сил, процесс образования определённых человеческих
качеств,
определённого типа людей (типа личности), то задача педагогической
деятельности должна состоять не только в помощи подрастающему поколению в
овладении соответ- ствующим производственным опытом и навыками труда, но и
в воспитании духовных и физических качеств, в формировании определённого
типа людей, соответствующих потребностям общества в данный исторический
период.
Поэтому практическая педагогическая деятельность должна «включить» в жизнь
де-
тей такие элементы из опыта прошлых поколений и так организовать овладение
де-
тьми этим опытом, чтобы, наряду с приобретением производственного опыта и
навы-
ков труда, у детей воспитывались бы и нужные физические и духовные
качества, фор-
мировался бы нужный тип людей.
Таковы принципиальные выводы, которые следуют из указанных выше
характерных
признаков воспитания подрастающих поколений для определения целей и задач
педа-
гогической деятельности, её содержания и конкретных форм.
И, наконец, ещё один вывод для педагогической науки относительно познания
про-
цесса исторического развития воспитания подрастающих поколений. Если
воспитание
подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление,
состав-
ная органическая часть материальной жизни общества (процесс становления
детей лю-
дьми как важнейшим элементом производительных сил общества), то,
следовательно, понять и изучить процесс исторического развития его можно
только в тесной связи с
историей общества, прежде всего, с историей развития производства и его
важнейшего
элемента - производительных сил, в зависимости от изменения и развития
которых из-
менялся и развивался в ходе истории процесс воспитания подрастающих
поколений, обусловленный, конечно, и другими факторами.
Только при этом условии можно понять специфические особенности воспитания
подрастающих поколений в различные исторические эпохи, влияние на характер
вос-
питания классового деления общества и разделения труда в нём, особенности
воспита-
ния в различных странах у различных народов (его национальный характер), а
также понять и объяснить возникновение на разных этапах истории и в разных
странах об-
щих и различных педагогических учений и воспитательной политики и
практики. Та-
ковы, нам думается, с точки зрения исторического материализма, характерные
призна-
ки, особенности воспитания подрастающих поколений общества как
общественного яв-
ления и таковы основные условия и требования исторического материализма к
позна-
нию воспитания как общественного явления в целом, к разрешению таких
проблем педагогической теории, как определение целей и задач
педагогической деятельности, её содержания.
§ 2. «Механизм» процесса воспитания
Исторический материализм позволяет также научно разрешить проблему
развития детей в процессе воспитания и раскрыть, познать, так сказать,
«механизм» самого про-
цесса воспитания подрастающих поколений, или способ его осуществления, и
на осно-
ве этого научно разрешиь проблему методики и «техники» воспитательной
работы. Основанием для разрешения этой проблемы является
марксистско-ленинское учение о
развитии человеческой личности.
Марксизм-ленинизм, как известно, учит, что труд создал человека. В
процессе труда «для того чтобы присвоить вещество природы в форме,
пригодной для его собственной жизни, он (человек) приводит в движение
принадлежащие его телу естест-
венные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого
движения
на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою
собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру
этих сил своей соб-
ственной власти». Вызванные этим «движением» изменения в естественных
силах че-
ловеческого организма и его органах, их усовершенствования передавались по
наследству и умножались от поколения к поколению. И только благодаря
труду, с необходимостью
вызывающему «движение» и изменение естественных сил человека, благодаря
приспо-
соблению человека ко всё новым и новым сложным трудовым операциям и другим
видам общественной деятельности, являющимся следствием развивающегося
обществен-
ного производства, благодаря передаче по наследству достигнутого таким
путём особен-
ного развития человеческих сил, способностей и органов, а также благодаря
всё новому
применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё
более
сложным видам деятельности, только благодаря всему этому человеческий
организм достиг той высокой ступени развития, на которой он смог вызвать к
жизни современ-ные произведения искусства, науки, техники.
Таким образом, источником и средством развития, изменения,
усовершенствования ес-
тественных сил человека (духовных и физических), источником и средством
развития человеческой личности являются не какие-то потусторонние силы
(бог, природа, идея) и не какие-то внешние по отношению к человеку факторы
- среда, обстоятельства и т.д., а его собственная деятельность как
необходимое «движение» принадлежащих ему «естественных сил - рук и ног,
головы и пальцев» (Маркс), с необходимостью вызыва-
емое необходимыми жизненными отношениями его с природой и людьми.
Поскольку
человек живёт, постольку он вынужден определённым образом действовать,
т.е. приво-
дить, как говорит Маркс, в «движение» свои естественные - духовные и
физические - силы и способности. А этот факт «движения» вызывает
соответствующее его характеру
развитие и изменение вовлечённых в это движение сил и способностей
человека, и, наоборот, неразвитие (деградацию) тех сил и способностей,
которые в деятельность не вовлечены и, следовательно, не упражняются.
Следовательно, определённые обстоятельства жизни вызывают и обусловливают
определённую систему деятельности человека, определённую систему движений
опре-
делённых естественных сил и способностей человека, а эта деятельность с
необходи-
мостью приводит к соответствующему развитию тех сил и способностей,
которые в
неё вовлечены, а следовательно, к соответствующему развитию, формированию
чело-
веческой личности.
Так, например, односторонняя, обуженная деятельность людей, вызванная
разделением
труда, необходимо обуславливает односторонность их развития,
искалеченность челове-
ческой личности.
«Уже первое крупное разделение труда, - писал Энгельс, - отделение города
от дерев-
ни - обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан - на
порабоще-
ние каждого его специальным ремеслом. Оно уничтожило основу духовного
развития одних и физического развития других... Вместе с разделением труда
разделяется и сам
человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все
прочие
физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той
же ме-
ре, в какой растёт разделение труда, достигающее своего высшего развития в
мануфа-
ктуре. Мануфактура разлагает ремесло на его отдельные частичные операции,
отводит
каждую из них отдельному рабочему как его пожизненную профессию и
приковывает
его таким образом на всю жизнь к определённой частичной функции и к
определён-
ному орудию труда. «Мануфактура уродует рабочего, искусственно культивируя
в нём
одну только одностороннюю сноровку и подавляя мир его производственных
наклон-
ностей и дарований… Сам индивидуум разделяется, превращается в
автоматическое орудие данной частичной работы» (Маркс), - в автоматическое
орудие, которое во мно-
гих случаях достигает своего совершенства лишь путём буквального
физического и духовного уродования рабочего».
Таким образом, жизнедеятельность человека - труд, общественная
деятельность и т.п. - является не только производительной силой и имеет
своим результатом не только
достижение практических жизненных целей, которыми она обусловлена и
вызвана, на
достижение которых она направлена, но вместе с тем одновременно
(параллельно) она
заключает в себе, так сказать, силу воспитательную, педагогическую.
Поскольку она, как определённая деятельность, вызывает и обусловливает
определён-
ное «движение» вовлечённых в неё естественных сил и способностей человека,
постоль-
ку она с необходимостью и неизбежностью является средством, «механизмом»
разви-
тия и изменения этих сил, средством и «механизмом» развития, формирования
личности.
Поэтому её необходимым следствием, наряду с достижением жизненно
практических
результатов, являются и воспитательные результаты: определённое,
соответствующее со-
держанию и характеру деятельности развитие естественных сил человека,
которые были
вовлечены в деятельность, или неразвитие, деградацию тех сил, которые не
были вовле-
чены в деятельнось, не упражнялись, и соответствующее образование
определённых че-
ловеческих качеств, определённого типа личности.
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности человека
(людей),
таков и процесс его развития, таков и сам человек (люди), или, как говорит
Маркс, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами». Поэтому,
говорит Маркс, старое «материалистическое учение о том, что люди суть
продукты обстоятельств и
воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных
обстоятельств
и изменённого воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства
изменяются имен-
но людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно
поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых
возвышается над
обществом (например, у Роберта Оуэна)».
Таковы, коротко, основные положения, раскрывающие сущность
марксистско-ленинско-
го учения о развитии человеческой личности. Это учение произвело коренной
переворот
во взглядах на происходящее развитие человека и является подлинной научной
осно-
вой всех наук, изучающих человека, в том числе науки о воспитании
подрастающих поколений людей - педагогики. Применение этих положений к
воспитанию подрастаю-
щих поколений общества (детей), к изучению процесса воспитания детей
позволило совершенно по-новому в сравнении с домарксовой и современной
немарксистской пе-
дагогикой как формулировать общую педагогическую теорию, так и решать ряд
кон-
кретных проблем, позволило впервые в истории поставить педагогику на
подлинно научные основы.
§ 3. Воспитание и развитие личности
Ребёнок - это человек в возможности. Он заключает в себе - в организации,
структу-
ре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности -
весь исто-
рически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие
и пере- данные по наследству от поколения к поколению изменения в этих
органах и организ-ме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в
их способностях стать чело-
веческим организмом, человеческой личностью и в способности дальнейшего
развития
и совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями жизни.
Но никакими силами, которые бы обусловили обязательное развитие всех
получен-
ных по наследству естественных сил и способностей до совершенства
человеческих
качеств, ребёнок от рождения не обладает. Единственным средством и
«механизмом» развития естественных сил и способностей ребёнка и
превращения их в реальные ка-
чества человеческой личности является деятельность, движение вовлечённых в
неё (в
деятельность) принадлежащих ребёнку естественных сил и способностей, их
упражне-
ние.
Поэтому полученные по наследству силы и способности ребёнка, в зависимости
от
обстоятельств его жизни и обуславливаемой этими обстоятельствами
деятельности ре-
бёнка, могут развиваться, превращаться в реальные качества человеческой
личности. Тогда, в зависимости от количества и качества их развития,
ребёнок станет человеком.
Но они могут и не развиться, если не будет вызвана и организована
обусловливаю-
щая их развитие деятельность, или может развиться только часть их. В этом
случае
развитие ребёнка получит неполный, односторонний характер и результатом
его бу-
дет неполно, односторонне развитый человек.
Можно сказать, что, какова деятельность ребёнка, таково и движение
вовлечённых
в эту деятельность его естественных сил и способностей, их упражнение, а
каково
движение и упражнение этих сил, таково их развитие, их изменение, а
следовательно,
таков и результат этого развития - воспитания определённых человеческих
качеств,
определённый тип личности, его своеобразие.
Идеализм потому и не может понять и разрешить проблему развития человека,
в том числе и в период воспитания, что «вместо того, чтобы понять
своеобразие людей
как следствие их деятельности и обусловленного ею способа наслаждения
(т.е. удовле-
творения людьми своих потребностей), он объясняет деятельность и
наслаждение «сво-
еобразием человека», чем, конечно, ликвидируется возможность всякой
дальнейшей дискуссии».
Следовательно, процесс деятельности ребёнка и есть процесс развития его
естествен- ных сил и способностей, процесс становления его человеком или,
иначе говоря, процесс
его воспитания.
Деятельность ребёнка, являющаяся источником и процессом развития его
естествен-
ных духовных и физических сил и способностей, процессом образования у него
чело-
веческих качеств, обусловливается и вызывается необходимыми жизненными
потреб-
ностями ребёнка во взаимоотношениях его со всем окружающим миром.
Необходимость
жить вызывает необходимость отношений его с окружающими людьми, вещами,
явления-
ми, т.е. необходимость определённой жизнедеятельности, а эта последняя в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|