МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности и содержание педагогической системы Макаренко. Курсовая Работа.

    свою оче-

    редь необходимо вызывает и определённое, соответствующее её содержанию и

    харак-

    теру развитие естественных сил и способностей ребёнка (детей).

    Таким образом, жизненно необходимая деятельность ребёнка, являющаяся

    следствием

    его необходимых жизненных отношений с людьми, вещами, явлениями,

    составляет одно-

    временно и процесс и содержание его жизни, и процесс его воспитания.

    В жизни ребёнка, как и в жизни человека вообще, нет ни одного слова, ни

    одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего

    непосредственного

    жизненного значения, не имели бы значения воспитательного: не влияли бы

    так или

    иначе на физическое, умственное и нравственное развитие его, на

    образование навы-

    ков, умений, привычек, взглядов, не расширяли бы и не вызывали бы

    нарастания жиз-

    ненного опыта. Пусть эти изменения в каждый данный момент незаметны или

    мало

    заметны, но определённое количество и система их как результат

    определённой систе-мы жизнедеятельности и составляет процесс физического и

    духовного развития ребёнка,

    процесс формирования его как определённой личности, т.е. процесс его

    воспитания, не-

    зависимо от того, стремится кто-либо к этому сознательно или не стремится,

    хочет кто-либо этого или не хочет.

    Таким образом, ребёнок, живя, а следовательно, действуя, не может не

    воспитывать- ся, ибо в процессе всякой его деятельности: бытовой, учебной

    и т.п., в результате «при-

    ведения в движение» и упражнения вовлечённых в эту деятельность

    естественных сил

    и способностей неизбежно происходит их развитие, и наоборот, неразвитие,

    деградация тех сил и способностей, которые не вовлечены в деятельность, не

    упражняются.

    Следовательно, ребёнок воспитывается постоянно, в каждый данный момент,

    посколь-

    ку он в каждый данный момент живёт и действует. И в зависимости от того,

    как жи-

    вёт и как действует ребёнок, в зависимости от этого он упражняет, а

    следовательно,

    развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определённые

    навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т.е.

    определённым образом воспи-

    тывается.

    Таким образом, жизнь и воспитание ребёнка есть нечто единое, вернее, две

    стороны

    процесса его жизнедеятельности, в котором он, необходимо устанавливая

    взаимоотно- шения с окружающими людьми , вещами, явлениями, удовлетворяет

    свои жизненные потребности и в то же время, поскольку он «приводит в

    движение принадлежащие его телу естественные силы», упражняет и развивает

    их и приобретает соответствующие

    навыки, умения, знания, формирует духовные и физические качества.

    Следовательно, процесс жизни ребёнка объективно и есть действительный

    процесс его воспитания. Какова жизнь ребёнка, каковы характер и содержание

    его жизненно

    необходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определённый этими

    от-

    ношениями характер и содержание его жизнедеятельности - таков и процесс

    его вос-

    питания, таков и результат его: определённые, соответствующие содержанию и

    характе- ру жизнедеятельности ребёнка физические и духовные качества,

    навыки, знания, умения,

    взгляды, черты характера и т.п.

    Если жизнь ребёнка, его жизненные отношения и деятельность скудны, бледны

    по содержанию, ограничены, а отсюда - ограничено и слабо «движение» его

    естественных

    сил, их упражнение, то, следовательно, ограничено и их развитие, а как

    результат - сла-

    бы и односторонни его знания и навыки, умения, скудны и бледны его

    впечатления и представления и все другие человеческие качества. И,

    наоборот, чем богаче по содер-

    жанию жизнь ребёнка (детей), чем выше она по своему культурному уровню,

    шире по

    охвату жизненных явлений и отношений, тем разносторонней деятельность его,

    тем больше получает он «материала» для упражнения и развития своих

    естественных сил и тем культурней, опытней, разносторонней формируется он

    как человек.

    В этом смысле человек как результат воспитания - это продукт своей

    жизнедея-

    тельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек, и эта

    формула

    Маркса в полной мере относится и к детям. Таким образом, изменение

    содержания и

    характера жизнедеятельности ребёнка (детей) неизбежно достигает и

    изменение его (их) духовного и физического развития, а следовательно, и

    изменение личности, изме- нение типа людей.

    Исходя отсюда, понятны задачи и методы практической педагогической

    деятельнос-

    ти и задачи педагогической науки. Если развитие духовных и физических сил

    детей (ребёнка), образование у них человеческих качеств является

    следствием и результатом

    их жизнедеятельности, то, следовательно, практическая педагогическая

    деятельность, чтобы достигнуть своих целей, должна, с одной стороны,

    внести в жизнь детей опре-

    делённые, соответствующие воспитательным целям виды деятельности и так

    организо-

    вать эту деятельность и руководить ею, чтобы в процессе её, наряду с

    удовлетворением

    своих естественных жизненных потребностей, дети овладевали бы необходимым

    жиз-

    ненным опытом прошлых поколений, развивали бы в себе соответствующие

    духовные

    и физические качества, навыки, умения, знания; с другой стороны, задача

    практической

    педагогической деятельности - исключить из жизни детей те её элементы, те

    виды де-

    ятельности, воспитательные результаты которых не соответствуют

    воспитательным целям.

    Короче, практическая педагогическая деятельность должна целесообразно

    организо-

    вать всю детскую жизнедеятельность, всю жизнь детей так, чтобы каждый

    элемент её,

    наряду с удовлетворением соответствующих жизненных потребностей детей, был

    бы в то же время средством воспитания тех или иных человеческих качеств, а

    вся детская

    жизнь в целом, наряду с максимальным удовлетворением жизненных

    потребностей де-

    тей, была бы в то же время определённой, соответствующей воспитательным

    целям системой воспитания детей, была бы определённо воспитывающей школой.

    Задачей педагогической науки, исходя отсюда, является разработка и

    совершенство- вание, на основе учёта и обобщения практического

    педагогического опыта, в том чис-

    ле и специального эксперимента, различных видов детской жизнедеятельности,

    различ-

    ных элементов детской жизни (их содержания, организации, проведения),

    чтобы сделать

    каждый из них, наряду с тем, что он является средством удовлетворения тех

    или иных естественных жизненных потребностей детей, средством воспитания

    тех или иных качеств человеческой личности, соответствующих требованиям

    современной жизни. Более того, нужна разработка всей системы детской жизни

    (её содержания, форм

    организации и проведения), чтобы жизнь детей, наряду с полным

    удовлетворением всех

    их жизненных потребностей, была бы в то же время определённой,

    соответствующей воспитательным целям системой их воспитания.

    Таковы, с точки зрения исторического материализма, некоторые особенности

    воспи- тания подрастающих поколений общества и следующие из них выводы для

    практи- ческой педагогической деятельности и для педагогической науки.

    Практическое осу- ществление этих выводов является основой и началом

    становления на подлинно на-

    учный путь и педагогики, и практической педагогической деятельности, а

    следователь-

    но, основой успеха их развития, о чём свидетельствуют опыт и труды

    А.С.Макаренко.

    Глава II. Воспитание детей в коллективе. Основы теории

    воспитательного коллектива

    § 1. Дисциплина и режим.

    Слово «дисциплина» имеет несколько значений. Одни под дисциплиной понимают

    собрание правил поведения. Другие называют дисциплиной уже сложившиеся,

    воспи-

    танные привычки человека, третьи видят в дисциплине только послушание. Все

    эти отдельные мнения в большей или меньшей степени приближаются к истине,

    но для

    правильной работы воспитателя необходимо иметь более точное представление

    о са-

    мом понятии «дисциплина».

    Иногда дисциплинированным называют человека, отличающегося послушанием.

    Ко-

    нечно, в подавляющем большинстве случаев от каждого человека требуется

    точное и

    быстрое выполнение приказаний и распоряжений вышестоящих органов и лиц, и

    всё

    же так называемое послушание является совершенно недостаточным признаком

    челове-ка дисциплинированного.

    От гражданина мы требуем гораздо более сложной дисциплинированности. Мы

    тре-

    буем, чтобы он не только понимал, для чего и почему нужно выполнить тот

    или иной

    приказ, но чтобы он сам активно стремился выполнить его как можно лучше.

    Мало этого. Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту

    своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или

    приказа, чтобы он обла-дал инициативой и творческой волей. Мы надеемся при

    этом, что он будет делать только то, что действительно полезно и нужно для

    нашего общества, для нашей стра-

    ны, что в этом деле он не остановится ни перед какими трудностями и

    препятствиями.

    Наоборот, мы требуем от человека умения воздержаться от таких поступков

    или дей-

    ствий, которые принесут пользу только ему одному, а другим людям или всему

    обще-

    ству могут принести вред. Кроме того, мы всегда требуем от нашего

    гражданина, что-

    бы он никогда не ограничивался только узким кругом своего дела, своего

    участка, сво-

    его станка, своей семьи, а умел видеть и дела окружающих людей, их жизнь,

    их пове-

    дение, умел прийти им на помощь не только словом, но и делом, даже если

    для этого

    нужно пожертвовать частью личного покоя. Но по отношению к нашим общим

    врагам

    мы от каждого человека требуем решительного противодействия, постоянной

    бдитель-

    ности, несмотря ни на какую неприятность или опасность.

    Одним словом, дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только

    тако-

    го, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное

    поведение, наибо-

    лее полезное для общества, и найдёт в себе твёрдость продолжать такое

    поведение до

    конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности.

    Само собой понятно, что нельзя воспитать такого дисциплинированного

    человека только при помощи одной дисциплины, то есть упражнений в

    послушании. Дисципли-

    нированный гражданин может быть воспитан только всей суммой правильных

    влияний,

    среди которых самое видное место должны занимать: широкое политическое

    воспита-

    ние, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и даже

    такие как буд-

    то второстепенные вещи, как игра, развлечение, отдых. Только в совместном

    действии

    всех этих влияний может быть проведено правильное воспитание, и только в

    резуль-

    тате его может получиться настоящий дисциплинированный гражданин общества.

    Мы в особенности рекомендуем родителям помнить всегда это важное

    положение:

    дисциплина создаётся не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами,

    а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями,

    которым подвер-

    гаются дети.

    В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ

    правильного

    воспитания, а результат его. Правильная дисциплина - это хороший конец, к

    которому

    должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех

    средств, имеющихся в его распоряжении. Поэтому каждый родитель должен

    знать, что, давая сы-

    ну или дочери книгу для чтения, знакомя его с новым товарищем, беседуя с

    ребёнком

    о международном положении, о делах на своём заводе или о своих

    стахановских ус-

    пехах, он вместе с другими делами добивается и цели большего или меньшего

    дис-

    циплинирования.

    Таким образом, под дисциплиной мы будем понимать широкий общий результат

    всей воспитательной работы.

    Но есть и более узкий отдел воспитательной работы, который ближе всего

    стоит к

    воспитанию дисциплины и который часто смешивают с дисциплиной: это режим.

    Если

    дисциплина есть результат всей воспитательной работы, то режим есть только

    сред-

    ство, только способ воспитания. Отличия режима от дисциплины - очень

    важные отли-

    чия, родители должны в них хорошо разбираться. Дисциплина, например,

    относится к

    числу тех явлений, от которых мы всегда требуем совершенства.

    Всякий нормальный человек должен добиваться самой высокой дисциплины, то

    есть

    самого лучшего результата.

    Совсем другое дело - режим. Режим, как мы уже говорили, - это только

    средство, а мы вообще знаем, что всякое средство в какой угодно области

    жизни нужно употреб-

    лять только тогда, когда оно соответствует цели, когда оно уместно.

    Поэтому можно представить себе самую лучшую дисциплину, и к ней мы всегда

    стремимся, но нель-

    зя представить себе какой-нибудь идеальный, самый лучший режим. В одних

    случаях

    один режим будет самым подходящим, в других случаях - другой.

    Семейный режим не может быть и не должен быть одинаковым при различных ус-

    ловиях. Возраст детей, их способности, окружающая обстановка, соседи,

    величина квар-

    тиры, её удобства, дорога в школу, оживлённость улиц и многие другие

    обстоятельства

    определяют и изменяют характер режима. Один режим должен быть в большой

    семье,

    где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребёнок. Режим,

    полезный

    по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его

    применять к

    более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для

    девочек, в особенности в старшем возрасте.

    Следовательно, нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим.

    Режимов

    есть много, и нужно из них выбрать один, самый подходящий в данной

    обстановке.

    Первое, на что мы обращаем внимание родителей, - это следующее: какой бы

    вы ни

    выбрали режим для вашей семьи, он должен быть прежде всего целесообразен.

    Любое

    правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то дугой

    завёл его у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а

    исключительно потому,

    что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту

    цель вы

    и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны

    знать её и дети. Во всяком случае и в ваших глазах, и в глазах детей режим

    должен иметь

    характер разумного правила.

    Вторым важным свойством каждого режима является его определённость. Если

    се-

    годня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно

    убрать

    после себя постель, то нужно сделать это и завтра. Не должно быть так, что

    сегодня

    мать потребовала уборки постели, а завтра не потребовала и сама не убрала.

    Такая не-

    определённость лишает режим всякого значения, обращает его в набор

    случайных, нес-

    вязанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться

    опреде-

    леностью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда

    исключе-

    ния действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами. Как

    прави-ло же, в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы

    малейшее нарушен-ие режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с

    самого малого возраста ребёнка, и чем родители строже будут следить за

    выполнением режима, тем всё мень-

    ше будет нарушений и тем реже впоследствии придётся прибегать к

    наказаниям.

    Режим в самой семье, дома, обязательно должен касаться следующих

    частностей:

    точно должно быть установлено время вставания и время отхода ко сну - одно

    и то-

    же как в рабочие дни, так и в дни отдыха; правила аккуратности и

    соблюдения чисто-

    ты, сроки и правила смены белья, одежды, правила их носки, чистки; дети

    должны при-учаться к тому, что все вещи имеют своё место, должны после

    работы или игры ос-

    тавлять всё в порядке; с самого раннего возраста дети должны уметь

    пользоваться уборной, умывальником, ванной; должны следить за

    электрическим светом, включать и

    выключать его, когда нужно. Особый режим должен быть установлен за столом.

    Каждый ребёнок должен знать своё место за столом, приходить к столу

    вовремя, должен уметь вести себя за столом, пользоваться ножом и вилкой,

    не пачкать скатерть; не набрасы-

    вать кусков на столе, съедать всё, положенное на тарелку, и поэтому не

    просить лишне-го.

    Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьёй, находится почти в

    полной влас-ти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

    Известную часть времени ре-

    бёнок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на

    площад-

    ках, катках, иногда на улице. В таком случае для родителей нужно только

    одно: более

    или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

    Многие случаи дурного поведения, а тем более явления детской распущенности

    не имели бы

    места, если бы родители ближе знакомились с товарищами сына, с родителями

    этих товарищей, смотрели иногда игру детей, даже приняли в ней участие,

    вместе с ними

    совершили бы путешествие, пошли в кино, цирк и т.д. Такое активное

    приближение ро-

    дителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже

    удовольствие. Оно

    позволяет отцу и матери ближе узнать сущность товарищеских отношений,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.