Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов
(обеспечивает высокое уменье усваивать знания, овладевать деятельностью),
2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из
них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных
людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по
уровню развития.
Способности - это такие индивидуально-психологические
особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или
иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и
навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся
к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается
дополнительно. Соответствующая деятельность является необходимым
условием не только для выявления, но и для развития способностей.
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются
лишь задатки, то есть анатомо-физиологические предпосылки формирования
способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе
взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его
способности. В психологии принято различать общие и специальные способности
(данные М.К.Акимовой и В.Т.Козловой). Общие, или общие умственные,
интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях
деятельности, в том числе и в учении.
Специальные способности - это способности к отдельным видам
деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам,
литературе, математические и т.д.
Вопросу о литературной одаренности уделял очень много внимания
В.Г.Короленко. Указывая на необходимость для литературного творчества
определенных способностей, он был далек от идеалистической трактовки их как
прирожденных и данных человеку в готовом, законченном виде. Наблюдая у
молодых людей по-разному выраженные "признаки", "задатки" литературного
дарования, он, однако, постоянно подчеркивает, что важны не эти задатки
дарования сами по себе, "а важно то, насколько оно может развиться,
углубиться, расшириться".
По В.Г.Короленко, способности - это не простое следствие
задатков, а результат развития, происходящего в процессе постоянного
творчества и овладения определенными навыками. Как на важнейший и основной
фактор развития литературной одаренности Короленко указывает на постоянный
упорный труд.
В общем комплексе литературных способностей он выделял
"литературные" способности и способности "художественные". Короленко
указывает на три ступени, которые нужно пройти, чтобы стать писателем:
"первая (самая легкая) - научиться писать грамотно, в смысле построения
речи; вторая (труднее) - выработать слог литературный, то есть гибкий и
свободный; третья (самая главная) - овладеть художественной формой -
картиной, образом".
Из этого можно предполагать, что под "литературными" способностями
он имеет в виду способности, необходимые для овладения техникой
литературной работы. "Художественные" способности связываются им с
созданием образного содержания произведения. В "художественных"
способностях он основными считал специфическую наблюдательность и
воображение.
Как обнаруживают себя высокие способности? По легкости и быстроте
продвижения их обладателя в каком-то виде деятельности, по значительности и
своеобразию достигаемых результатов.
С какими типами одаренных детей приходится иметь дело школьному
психологу? Известный исследователь способностей Н.С.Лейтес предлагает
различать три категории способных детей. Первая категория - это учащиеся с
ранним подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким
проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности.
Третья категория - это дети с потенциальными признаками одаренности.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего
характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой
склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Специальные
способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются
особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они
обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Литературные способности проявляются относительно поздно. Даже у
выдающихся писателей в более или менее сформированном виде они
обнаруживались в 17-18 лет. В школьном возрасте на них могут указывать
повышенный интерес к литературе, склонность к литературной деятельности,
но, как считают психологи, эти особенности не нужно рассматривать как
признаки обязательно выдающихся способностей.
Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные
способности?
Рассмотрим вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с
яркими проявлениями способностей к отдельным школьным предметам и видам
деятельности. Среди них уже в раннем возрасте можно встретить выраженных
"математиков", "биологов", детей с ярким гуманитарным дарованием.
В настоящее время проблема обучения детей с ярко выраженными
склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается
путем их дифференциации в старших классах и организации системы
факультативов. Созданы также специализированные школы и классы с
углубленным изучением некоторых учебных предметов. Помимо этого, существуют
разнообразные кружки в школах и некоторых научных и культурных заведениях.
Систематические занятия в кружке или на факультативе, где осуществляются
такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований,
выступлений с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов и
т.д., могут в большей степени способствовать удовлетворению интересов,
развитию дарований школьника. Кроме того, в школьных условиях может быть
эффективна и такая форма работы, как организация коллоквиумов в младших
классах, которыми руководит старшеклассник. Это дает возможность школьнику
побыть в роли учителя и с этой новой для него позиции отнестись к
интересующему его предмету. Если имеющиеся формы работы не удовлетворяют
полностью учащегося, то в этом случае школьный психолог совместно с
педагогом и родителями должны ему посоветовать, как организовать
самостоятельные занятия, что дополнительно читать, в каких внешкольных
учреждениях заниматься.
Конечно, и школьный психолог, и учитель, и родители, видя ярко
выраженную индивидуальную способность ученика, должны создать условия для
углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности,
способствуя таким образом формированию ранней специализации. Однако при
этом они не должны забывать, что гиперболизация одной такой способности и
ее эксплуатация могут привести к отставанию развития всей личности от
опережающей это развитие единичной способности.
Проявляя повышенный интерес и усиленно занимаясь по одному или
группе близких школьных предметов, учащиеся могут полностью игнорировать
другие или поддерживать знания "чуть тепленькими", лишь бы не на "двойку".
В итоге устойчивая, выраженная склонность к определенному виду деятельности
может приобрести однобокий характер и увести ребенка от всего того, что
является также важным, необходимым для него. В этом случае задача (и очень
трудная) школьного психолога и учителя заключается в том, чтобы убедительно
доказать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает,
имеют определенное отношение и к его любимому делу, без знания этих
предметов его развитие будет односторонним. Чтобы избежать таких
"перекосов", в школе и дома необходимо создавать условия, которые расширяют
круг познавательных интересов и побуждают учащегося к их формированию.
Б.М.Теплов в свое время выдвинул тезис о том, что талант по
преимуществу многосторонен. Нет как таковой общей или специальной
одаренности, а есть более общие и более специальные стороны одаренности.
Анализ эмпирического материала показывает, что проявление ярких
способностей в одном виде деятельности при правильно поставленном обучении
и воспитании стимулирует развитие широкого круга способностей вообще. Так,
например, учитель формируя у учащихся с гуманитарными способностями интерес
к математическим дисциплинам, постоянно стремился показать красоту,
эстетику, гармонию, заложенную в логических построениях точных наук. В
результате у большинства учащихся обнаруживался высокий уровень
способностей к овладению предметами математического цикла.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ.
ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие
способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы
у разных людей, способности не столько дар природы, сколько продукт
человеческой истории.
По А.В.Петровскому, овладевая миром исторических достижений,
люди формируют свои способности. Проявление способностей находится в прямой
зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих
знаний и умений, которые исторически вырабатываются людьми в ходе
удовлетворения потребностей общества.
Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от
которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности
или нет, является методика обучения. Как правило, о врожденности
способностей речь заходит всякий раз, когда методика обучения обнаруживает
свою несостоятельность и беспомощность. Разумеется, методика
совершенствуется, и потому круг "врожденных" способностей неизбежно все
больше сужается. Так, например, экспериментально удалось выработать
музыкальный слух у якобы абсолютно немузыкальных детей, то есть учащихся,
по поводу которых было сделано заключение, что у них отсутствуют задатки к
музыкальным способностям.
Существенно важный фактор развития способностей человека -
устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к
содержанию определенной области человеческой деятельности, которые
перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом
деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное
овладение приемами и способами деятельности. Подмечено, что возникновение
интереса к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением
способностей к ней и служит отправной точкой для их развития.
Оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано
обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые специальные
интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему
безошибочно определить свое призвание.
Одним из средств эстетического воспитания является привитие
учащимся хорошего литературного вкуса, умения понимать и ценить
литературные произведения. Среди школьников, обнаруживающих склонность к
литературе, часто встречаются учащиеся с повышенными способностями, легко
поддающимися дальнейшему развитию. Нередко из числа этих школьников выходят
впоследствии работники литературного труда. Литературный труд является
одним из сложных видов человеческой деятельности и требует специальных
способностей, или, как говорят, литературного таланта. Люди, обладающие
литературным талантом, встречаются относительно редко. Поэтому вопрос о
раннем выявлении литературно одаренных учащихся и о путях развития их
литературных способностей имеет большое общественное значение. Развитие
литературных способностей - это развитие способностей к экономному
логически правильному изложению своих мыслей, что существенно важно для
умственного развития человека и для всей его деятельности. Поэтому вопрос о
развитии литературных способностей имеет не только специальное, но и
общепедагогическое значение. Педагогическая работа по развитию литературных
способностей требует строгого индивидуального подхода, знания индивидуально-
психологических особенностей каждого учащегося.
Изучение индивидуально-психологических особенностей школьников,
систематически занимающихся литературным творчеством, дает основание
сделать вывод о том, что процесс формирования способностей наиболее активно
происходит у школьников средних классов, что, видимо, связано с бурным
развитием в этом возрасте процессов мышления. К концу седьмого началу
восьмого класса школьники, занимающиеся поэтическим творчеством, уже
способны делать емкие поэтические обобщения, вполне владея языком как
средством поэтической выразительности. Работая над рассказами, они
относительно свободно строят сюжет, владеют элементарными правилами
композиции, используют пейзаж, диалог, речевые характеристики персонажей.
Наблюдения за работой школьников в литературно-творческих кружках
показали, что важными условиями успешного развития их способностей являются
максимальная самостоятельность, поддержание инициативы подростков в их
творческих начинаниях, их самостоятельности, организация интересных для них
и общественно значимых занятий и дел, которые могут получить определенное
общественное признание и общественную оценку (например, выпуск литературных
стенгазет, литературно-творческих рукописных журналов, проведение
литературных олимпиад, литературно-творческих конкурсов).
В течение ряда лет психолог В.П.Ягункова изучала школьников,
систематически занимающихся литературным творчеством. Длительные наблюдения
за способными школьниками и за процессом их литературного творчества, а
также лабораторные эксперименты, проводившиеся со старшими школьниками по
специально разработанной методике, позволили ей выявить следующие основные
компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие
действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная
наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное
мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее
относительную легкость словесного оформления образов.
Не все компоненты литературных способностей одинаково развиты у
школьников. Например, у одних школьников поэтическое восприятие
действительности характеризуется в большой мере яркостью образов и
эстетическим переживанием их, у других оно больше связано с эмоциональным
восприятием образов, у третьих - с эмоциональным восприятием человеческих
чувств и отношений.
Основным методом развивающей работы может быть психолого-
педагогический эксперимент. Под ним понимается специально организованная
учебная работа, в процессе которой осуществляется формирование литературных
способностей. Другими методами являются: систематические наблюдения за
развитием способностей детей в процессе учебных и внеклассных занятий,
беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного рода
литературные упражнения и игры, обсуждения рассказов и стихов учащихся,
выпуск стенгазет), анализ сочинений и других творческих работ.
Центральным вопросом психолого-педагогического эксперимента
является организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в
процессе которой и в связи с которой формируются те или иные компоненты
литературных способностей. Сюда относятся сочинения по собственным
жизненным впечатлениям учащихся, описания, сочинения на свободную тему. В
целях оживления творческой инициативы школьникам можно предложить выпускать
классный рукописный литературный журнал.
Некоторые приемы формирования
компонентов литературных способностей:
1. Организация наблюдений. Словарная работа в связи с наблюдениями.
Ученики часто употребляют известные им словосочетания чисто
механически, не испытывая никаких чувств, не видя за словами образов. Между
тем при непосредственном восприятии литературных текстов школьники любого
возраста отзываются не только на содержание того или иного произведения, но
и на художественную форму, хотя часто и не осознают этого. Поэтому следует
организовывать систематические наблюдения учащихся, целью которых развитие
наблюдательности, формирование эмоционально-эстетического отношения,
накопление поэтических представлений и соответственного им словарного
запаса.
Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывается
организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдать
- это значит внимательно рассматривать, не просто смотреть, но и думать
при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не
замечали.
По ходу наблюдения проводится словарная работа: коллективно
подбираются слова и словосочетания, которыми можно было бы описать
виденное.
2. Виды сочинений и их качественный анализ.
В системе письменных работ сочинения творческого характера
занимают видное место. Творческие сочинения являются одним из наиболее
эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной
письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие
предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|