Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов
Челябинский государственный университет
Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной
переподготовки кадров
Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента
литературных способностей учащихся 6х классов
дипломная работа
выполнила:
студентка П2
Перушина
Наталья
Михайловна
Челябинск
2000
Работа выполнена на кафедре прикладной психологии _________________
(название кафедры)
__________________________________________________________________
Научный руководитель доцент Н.Н. Апарин_________________________
(ученая степень, Ф.И.О. )
__________________________________________________________________
Решение кафедры о допуске дипломной работы к защите в ГАК (протокол № ____
от )
Научный руководитель ____ подпись
Заведующий кафедрой ____ подпись
Введение
1. Проблема литературного развития школьников в процессе обучения.
1.1. Литературное развитие школьников как научная проблема.
1.2. Развитие речи школьников в процессе их литературного развития.
1.2.1. Основные возрастные этапы развития речевого мышления.
1.2.2. Специфика языка художественной литературы и задачи развития речи
школьников на занятиях литературой.
1.2.3. Особенности процесса развития речи учащихся в связи с формированием
словесно-художественного обобщения на основных возрастных ступенях.
1.3. Методы исследования процесса литературного развития школьников.
1.4. Критерии литературного развития.
1.5. Понятие сдвига в литературном развитии.
2. Литературные способности в системе способностей и одаренности.
2.1. Способности: общие, специальные, творческие.
Специфика литературных способностей.
2.2. Формирование компонентов литературных способностей у школьников.
Выразительная письменная речь.
3. Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента
литературных способностей учащихся.
3.1. Объект диагностико-развивающей работы, его сравнительная
характеристика.
3.2. Предмет работы.
3.3. Цель и задачи диагностико-развивающей работы.
3.4. Гипотеза работы.
3.5. Методы психодиагностики литературных способностей.
3.6. Результаты диагностической работы и их обсуждение.
3.7. Методы формирования компонентов литературных способностей.
3.8. Результаты развивающей работы и их обсуждение.
4. Заключение.
5. Рекомендации.
6. Литература.
7. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
В программе школьного обучения литература занимает особое место.
Она является мощным средством формирования мировоззрения учащихся, их
умственного, нравственного и эстетического развития.
Для полноценного восприятия художественных произведений
необходимо, чтобы у школьников были развиты некоторые психологические
качества, соответствующие специфике литературы как искусства слова. Они
должны уметь воспроизводить в сознании образы и картины, изображенные
писателем, научиться видеть за ними определенный жизненный процесс,
осмысливать идею произведения, заражаться чувствами автора и давать свои
собственные эмоциональные оценки. Свои мысли и чувства в связи с чтением и
анализом произведений литературы учащиеся должны уметь свободно, логично и
аргументировано излагать в сочинениях, раскрывая при этом художественные
особенности этих произведений. Таким образом, они должны обладать и
эмоциональной восприимчивостью, и легкостью словесного оформления своих
мыслей и чувств, то есть определенными литературными способностями.
В современной методической литературе, в многочисленных
статьях, публикуемых в периодических изданиях, большое значение придается
усилению непосредственного эмоционального воздействия литературы на
учащихся, повышению ее роли в эстетическом воспитании, а также повышению
творческой активности школьников.
Преемственность программ по литературе, наличие определенной
системы в руководстве чтением учащихся, обучение их теории литературы и
приемам анализа литературного произведения - все это обеспечивает
постепенное развитие у школьников полноценного восприятия художественных
произведений, а также умения сознательно разбираться в системе образов, в
композиции, в языке произведений. Процесс литературного развития учащихся
наиболее активно идет в старших классах школы. Ученики средних, в
особенности шестых классов, в силу ряда возрастных особенностей и в силу
недостаточной разработанности методики развития устной и письменной речи не
всегда представляют себе те образы и картины, которые описываются в
произведении, многого не понимают, нередко остаются эмоционально
безучастными. Развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости
учащихся и их воображения в процессе обучения литературе в средних классах
школы происходит замедленно. В результате к началу изучения
систематического курса литературы многие учащиеся приходят недостаточно
эмоционально и эстетически отзывчивыми, со слаборазвитым воображением и
образным мышлением, с неумением использовать изобразительных средств языка
в целях индивидуализации описываемых предметов и явлений, что отрицательно
сказывается на усвоении ими литературы во всем ее идейном и эстетическом
богатстве.
Таким образом, в практике работы школы (несмотря на
преемственность программ) образуется довольно ощутимое противоречие между
подготовленностью учащихся, прошедших курс литературы в средних классах, и
требованиями, предъявляемыми к ним программой в старших классах. Такого
положения могло бы не быть, если бы в средних классах школы проводилась
более целенаправленная и эффективная работа по формированию у учащихся
литературных способностей. Формирование литературных способностей у
учащихся средних классов школы и было поставлено нами в качестве задачи
исследования.
Но в нашем исследовании формирование литературных способностей
не являлось самоцелью в том смысле, что мы не ставили перед собой задачу
добиться того, чтобы у учащихся возникла потребность в литературном
творчестве и они начали бы сочинять стихи и рассказы. Задача исследования -
формирование некоторых компонентов литературных способностей в той мере,
которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие
художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного
рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.
ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики,
на мировоззрение, речь, нравственное поведение в обществе, коллективе,
семье, на эстетическое и художественное развитие, - по существу, на
формирование всей личности человека. Однако, чтобы читать и глубоко
воспринимать художественное произведение, надо обладать необходимыми
знаниями, развитым, воссоздающим воображением, эмоциональной отзывчивостью,
чувством поэтического слова, наблюдательностью, способностью к
художественному обобщению.
Литературное развитие, понимаемое как развитие специальное,
необходимое для деятельности в сфере словесного искусства (собственно
творческой и воспроизводящей, читательской деятельности), глубоко и
всесторонне связано с общим умственным развитием.
Литературное развитие можно было бы предварительно определить как
процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства
слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное,
руководствуясь при этом эстетическими критериями и художественным вкусом,
выработанными в школе при усвоении учебного курса литературы и в широком
внешкольном общении с искусством.
Проблема литературного развития школьников в процессе обучения
занимает одно из важных мест в ряду проблем изучения личности.
Значительно продвинулись за последнее время социалогические
исследования, посвященные духовным интересам, склонностям и вкусам
школьников в области искусства.
В современных эстетических и литературоведческих исследованиях
вопрос об эстетическом восприятии включен в широкий контекст основных
теоретических вопросов искусства как познания действительности. В
определении искусства как формы познания познавательный акт трактуется не
только как процесс художественного творчества, но и как процесс
художественного восприятия. Произведение искусства для воспринимающего не
только средство познания действительности, но и объект познания как
самостоятельная эстетическая ценность. Этим объясняется многоаспектность
изучения художественного восприятия. Эстетическое воспрятие рассматривается
в трех основных аспектах: 1) исторический (анализ филогенеза эстетического
восприятия); 2) с точки зрения изучения эстетического восприятия отдельной
личности (онтогенез); 3) исходя из анализа эстетического восприятия как
особой системы деятельности человека.
Человеческое творчество, в том числе и художественное, является
дальнейшим развитием и совершенствованием активного отражения (познания)
действительности. Познание действительности в форме художественного
обобщения всегда сопровождается ее оценкой.
Воздействие искусства на человека - это воздействие, вызывающее
обычно не однозначную реакцию воспринимающего. Это обусловлено
многозначностью художественного образа и возможной вариативностью
художественного восприятия как выявления внутреннего состояния, внутренних
условий психической жизни того или иного человека.
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Проблему литературного развития школьников под воздействием обучения
необходимо соотнести с родственными проблемами и понятиями психологии
личности, педагогической и детской психологии для того, чтобы точнее
очертить круг вопросов, относящихся к исследованию.
С позиций нашего исследования особенно важны такие основные
теоретические понятия, как "общее умственное развитие", "специальное
развитие", "развитие общих и специальных способностей", так как понятие
литературного развития школьника входит как структурный элемент в обширную
систему этих понятий, оно по-разному с ними связано, в различной степени
отражает содержание каждого из них, не утрачивая при этом своей специфики.
В теоретической разработке проблемы развития психики человека
основополагающим моментом является осмысление и объяснение взаимосвязи и
взаимодействия внешних и внутренних условий. Все отечественные психологи
стоят на точке зрения детерминации человеческого мышления и формирования
умственных способностей, сходясь на утверждении, что внешние условия
опосредуются и преломляются через внутренние условия.
Этот общий принцип объяснения психического развития подводит
непосредственно к системе собственно психологических понятий, конкретное
наполнение которых необходимо выяснить прежде, чем раскрывать понятие
литературного развития.
Поскольку речь идет о развитии специальном, а именно об умственном
развитии человека, точнее школьника, в совершенно определенной области
деятельности (в области чтения и восприятия художественной литературы, в
области усвоения соответствующего учебного предмета), поскольку выяснение
системы психологических понятий надо начать с вопроса о развитии умственных
способностей.
В отечественной психологии за последнее время широко развернута
теоретическая и экспериментальная работа по созданию научной теории
способностей. Началом создания этой теории было капитальное исследование
Б.М. Теплова "Психология музыкальных способностей".
Отечественные психологи рассматривают способность как сложную,
синтетическую, индивидуально-психологическую особенность человека,
определяющую его пригодность к той или иной деятельности.
Способности как свойства личности рассматриваются всеми
отечественными психологами (не смотря на их частные разногласия) в
непосредственной связи с деятельностью. Более того, в отличие от других
свойств личности способности не только проявляются и формируются в
определенной деятельности, но вне соответствующей деятельности они вообще
не существуют. Поэтому так важна организация деятельности учащегося в
процессе обучения, так важно предопределять многообразие ее видов с тем,
чтобы вызвать к жизни потенциальные способности и превратить их в
актуальные.
С.Л. Рубинштейн и его ученики экспериментально доказали, что
мышление, понимаемое как процесс, отличается от усвоения навыков, умений,
знаний, "опыта" в широком смысле.
В структуре мышления С.Л. Рубинштейн выделял два компонента: механизмы
собственно мыслительного процесса (анализ, синтез, обобщение, абстракция) и
способы действия, операции (грамматические, математические и другие
общественно выработанные правила, регулирующие ту или иную конкретную
деятельность).
Определяющим моментом в мыслительной деятельности является не
"техника" мышления, а его творческое начало, умение не только владеть
готовыми обобщениями. но открывать новое, восходить к более высоким
обобщениям.
Соответственно ядром способности, по С.Л.Рубинштейн, является
качество тех психических процессов, которые регулируют операции, а не сами
автоматизированные операции, хотя без них выполнение конкретной
деятельности не возможно.
Здесь особый интерес приобретает вопрос об общих и
специальных способностях, о соотношении способности и одаренности.
Для того, чтобы выразить и определить более общее понятие, чем
способность к деятельности в определенной области знаний и практики,
психологи вводят понятие "одаренность".
Одаренность - это общая основа специальных способностей в их
различных, всегда индивидуальных сочетаниях, что создает неповторимость
человеческой личности.
Б.Г. Ананьев соотносит понятие "одаренность" с понятием "общее
умственное развитие", а понятие "специальные способности" - с понятием
"специальное развитие".
Мысль о связи и взаимозависимости общего и специального развития
многократно высказывается отечественными психологами, хотя сам характер
этих связей и зависимостей очень сложен и исследован далеко недостаточно.
Очень важно, что эти два процесса (общее и специальное развитие)
родственны по своей природе и протекают на общей нейрологической основе.
Применительно к школьнику, основной сферой деятельности которого
является учение, правильным будет не противопоставлять резко общее и
специфические способности, так как в условиях общеобразовательной школы, в
процессе и под воздействием обучения формируются главным образом общие
способности. Но на фоне различных учебных предметов происходит и известная
специализация процесса обучения, когда специфика учебного предмета
определяет и направляет формирование многих специальных способностей.
Существует целая литература по вопросу формирования специальных
способностей у школьников.
Специальные способности это не только дифференцированные способности,
которые складываются в процессе профессиональной деятельности, но, если
можно так сказать, способности интегрированные, проявляющиеся в довольно
обширных сферах духовной деятельности развивающегося, растущего человека в
условиях обучения его в общеобразовательной школе. Поэтому и важно
выяснение природы и структуры таких общих психических явлений, как
одаренность, проявляющаяся в ведущих формах человеческой деятельности.
При понимании способностей как интегрального качества психики, как
"ансамбля свойств личности" естественно ставить вопрос о структуре этого
сложного единства. Вопрос о компонентах способностей - один из сложнейших
вопросов теории способностей, разрабатываемый в психологии в различных
аспектах. Структуре литературных способностей посвящены исследования В.П.
Ягунковой, где речь идет о творческих способностях вообще, а не о
способности к усвоению учебного предмета "литература".
Некоторых психологов значительно больше и непосредственнее
интересует учебная способность к усвоению литературы, то есть та
способность, которая формируется в процессе систематического школьного
обучения и проявляется прежде всего и преимущественно в восприятии
литературно-художественного произведения. Так, В.П.Ягункова выделила такие
основные компоненты литературных способностей: впечатлительность, или
поэтическое восприятие предметов и явлений деятельности; поэтическая
зоркость; хорошая ("цепкая") память; способность силы мышления и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|