Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов
психологические образования, формирующиеся у человека под влиянием всего
его художественного опыта, в который входит не только чтение, но и
восприятие произведений живописи, музыки, театра, кино, скульптуры,
архитектуры и собственная художественная деятельность в любых ее формах, а
точнее - под воздействием эстетического отношения к явлениям не только
искусства, но и природы, и общественной жизни.
Таким образом, и художественный вкус, и эстетический идеал
являются, без сомнения, показателями художественного развития человека, они
входят в обширную характеристику эстетически и художественно развитой
личности, но они не могут служить специфическими критериями и практическими
измерителями уровней литературного развития. Поэтому, стремясь найти
специфические показатели развития читателя-школьника, необходимо обратиться
к особенностям самого процесса чтения, читательского восприятия, к его
основным характеристикам. Тем более что и качество начитанности, и
художественный вкус, и эстетический идеал формируются, так сказать, "в
недрах" художественного восприятия.
Изменения и совершенствование процесса восприятия произведения
художественной литературы объективно проявляются в глубине обобщения, в
умении видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ. Именно эти
качества восприятия могут служить критериями литературного развития
школьников. Такие особенности деятельности художественного восприятия, как
образная конкретизация и образное обобщение, воспроизводят специфику
предмета познания (литературы), непосредственно связаны с художественным
образом, с его основными отражательными свойствами.
Образ-восприятие структурно связан с образом-произведением, то
есть объективно существующим продуктом творчества писателя, что дает право
соотносить познавательные свойства художественного образа с его отражением
в сознании читателя.
Целостность отражения действительности в художественном образе,
широкое обобщение, типизация жизненных явлений в форме единичного,
конкретного определяет и особенности мыслительной деятельности читателя.
Читатель на основе восприятия художественного текста воссоздает эти образы
жизни из запаса своей памяти, из опыта жизненных впечатлений и переживаний
при активной деятельности воображения и мышления. Образное обобщение
вырастает из конкретных представлений, из их "сцепления" и живого
взаимодействия. Чем активнее процесс образной конкретизации, чем ярче,
детализированное и адекватнее представления, возникшие на основе словесно-
художественного текста, тем глубже и шире образное обобщение. Процессы
образной конкретизации и образного обобщения неразрывны и обусловливают
друг друга. Восприятие словесно-художественного текста - это процесс,
развертывающийся во времени. По мере знакомства с текстом первоначальные
обобщения обогащают и обусловливают в известной мере последующую
конкретизацию, образуя своеобразную спираль познания, по которой
читательская мысль, не отрываясь от конкретных представлений, восходит к
широким образным обобщениям, постигает художественное произведение в
структурной зависимости его частей и целого.
Интересным представляется подход к процессу восприятия и понимания
литературно-художественного произведения в работах Г.А.Евтеевой,
развивающей идеи Ю.А.Самарина.
Исследуя природу вербальных представлений, она получает на
материале анализа сочинений старшеклассников "данные о диалектике
преобразования художественного слова в наглядное представление и, в свою
очередь, о преобразовании этого вербально наглядного представления (уже на
более высоком уровне) вновь в обобщенное интеллектуальное образование типа
общего представления, но с особенно подчеркнутым эмоциональным компонентом
".
Это диалектика преобразования вербальных представлений по своей
природе является диалектикой образной конкретизации и образного обобщения
как специфических умственных действий читателя.
Первоначальные обобщения, образовавшиеся на основе восприятия
текста, вновь включаются в систему уже иных, воссоздаваемых в
художественных деталях жизненных связей и отношений, то есть
конкретизируются. Затем читательская мысль восходит, уточняясь и
углубляясь, к обобщению на новом уровне. Художественное (образное)
обобщение, следовательно, не проходит стадии абстрагирования, не
отвлекается от предметных форм, связей и отношений (например, идея
"обломовщины" и образ Ильи Ильича Обломова представляют диалектическое
единство обобщенного смысла и конкретно-чувственной формы художественного
образа).
Образная конкретизация и образное обобщение составляют объективное
выражение специфики такой сложной по своей психологической структуре
деятельности, как чтение и восприятие литературного произведения, поэтому
показателями, или критериями, литературного развития могут служит
предметное содержание и уровень образной конкретизации и образного
обобщения.
Единый подход к определению критериев литературного развития также,
как и общего умственного развития, еще не выработан. Важно, однако, что,
пытаясь найти такие критерии, исследователи обращаются к процессу
восприятия как наиболее доступному для изучения с помощью объективных
методов наблюдения.
Так, например, в докторской диссертации О.И.Никифоровой выдвигаются
следующие критерии, по которым можно определить полноценность восприятия
литературы: "1) по умению уверенно отличать художественный текст от
нехудожественного; 2) по умению детально оценивать форму произведения; 3)
по соответствию их (испытуемых) непосредственного восприятия и понимания
идей произведения особенностям художественного произведения".
Л.Г.Жабицкая в качестве психологических критериев литературного
развития читателя выдвигает следующие особенности восприятия и оценки
читателем литературного произведения: активность использования
художественной детали в воссоздании литературного образа; уровень понимания
эстетического значения воссозданного образа; уровень восприятия переносного
значения художественной детали - тропа; богатство ассоциаций, связывающих
содержание данной художественной детали с другими содержаниями и другими
элементами текста; подчинение процесса ассоциирования ведущему идейно-
эстетическому значению образа; уровень восприятия "эмоций формы" и "эмоций
материала" (по Л.С.Выготскому).
Перечисленные выше психологические критерии более
дифференцированы, и, возможно, их применение в лабораторном психологическом
эксперименте при диагностике дает более точную и полную картину, чем те
критерии, которые выдвинуты в настоящем исследовании.
Однако критерии, предложенные здесь, имеют более практический и
универсальный характер, так как, по существу, могут быть использованы в
процессе изучения восприятия любого художественного текста в любых условиях
школьной практике. В известной мере именно это качество отражает специфику
исследования, когда исследователь и учитель-практик (изучающий восприятие
своих учеников) поставлены в жесткие рамки естественного эксперимента.
Уровни образной конкретизации и образного обобщения являются
показателями зрелости и незрелости читательского восприятия на всех этапах
постижения читаемого произведения (на этапах непосредственного и
"обдумывающего" восприятия), кроме того, они могут быть также использованы
для оценки результатов и уровней изучения произведения в классе, для
определения сдвигов в восприятии под воздействием обучения.
Возникает вопрос, можно ли считать образную конкретизацию и
образное обобщение формализованными операциями, говорить о переносе этих
операций на новый объект, в новую познавательную ситуацию. Вопрос этот
экспериментально пока никем не изучался. Исходя из специфики предмета
познания (художественное произведение), можно прийти к теоретическому
утверждению, что образное обобщение и образная конкретизация не могут быть
"освобождены" от предметного содержания, то есть от образа со всеми его
познавательными свойствами.
"Техника" художественного мышления, то есть целостного познания,
очевидно, состоит в глубокой его диалектичности (в диалектике единичного и
всеобщего). Чем подвижнее связи между единичным и всеобщим, тем более
обеспечивается индивидуальная неповторимость и гармоническая целостность
художественного образа в восприятии читающего, следовательно, тем ближе и
сам познавательный процесс в искусстве.
Образная конкретизация и образное обобщение как основные
умственные действия, характеризующие читательское восприятие,
предопределены предметом познания (художественным образом), "сращены" с
ним, именно по этому не могут превратиться в автоматизированные операции.
Из этого следует: поскольку эти умственные действия не могут
автоматизироваться и формализоваться и поэтому быть перенесенными на новый
объект, очевидно, не в прямом и непосредственном обучении обобщению и
конкретизации надо видеть главную цель литературного развития в процессе
обучения.
Психические процессы, определяющие качество такой сложной
умственной деятельности, как художественное восприятие, по существу,
определяют и качества образного обобщения и образной конкретизации как
умственных действий. Целью литературного развития, следовательно, должно
стать развитие самих психических процессов, но не прямое обучение обобщению
и конкретизации, тем более что в практике школы попытки такого обучения
приводят к логизации, к разрушению образного характера художественного
обобщения, а стремление предельно конкретизировать читательские
представления, возникающие на основе текста, лишает восприятие необходимой
многомерности, приводит к упрощению и вульгаризации
художественного содержания.
В отличие от механизма понятийного мышления, для которого
автоматизация операций является одним из показателей его развитости и
зрелости, в художественном мышлении на первый план выступает индивидуальный
личностный характер умственных действий, их эмоциональная окрашенность,
лежащий на них "свет" читательского искания художественной истины.
Образному обобщению и образной конкретизации как специфическим умственным
действиям свойствен своеобразный перенос "на себя", то есть слияние
процесса познания произведения искусства с процессом самопознания.
Очевидно, что умственные действия такого типа не могут автоматизироваться.
Таким образом, стремясь обеспечить литературное развитие учащихся в
процессе обучения, надо развивать их наблюдательность, воссоздающее
воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память,
чувство поэтического слова, формировать у них эстетическое отношение к
читаемому литературному произведению. Для этого учащимся сообщаются
необходимые теоретические знания, юные читатели учатся самостоятельно
анализировать и оценивать читаемое, выражать к нему личностное отношение.
Стремление воздействовать в первую очередь на психические процессы,
образующие структуру читательского восприятия, а не на "отработку"
умственных действий (обобщение и конкретизация) ведет к достижению
значительно более устойчивого и широкого результата.
При таком подходе к литературному развитию обеспечивается не только
формирование необходимых умственных действий, но и обогащение личности
читателя: его мировоззрения, художественного вкуса, интересов,
склонностей, духовных потребностей, его способности мыслить словесно-
художественными образами.
Включаясь в сферу индивидуального сознания, образная конкретизация
и образное обобщение приобретают свое качество, достигают необходимого
уровня прежде всего в зависимости от возрастных возможностей учащихся, от
типа и индивидуального характера художественного восприятия и, конечно, в
каждом конкретном случае от своеобразия читаемого литературного
произведения.
Несмотря на сложную опосредованность этих умственных действий,
именно они наиболее объективно отражают своеобразие деятельности
читательского восприятия и именно поэтому могут быть приняты за критерии
литературного развития.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ.
Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный
процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника
при усвоение учебных предметов, различной лексики и фразеологии в
зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Обязательной
основой этого достаточно широкого процесса всегда является общественная
жизнь во всех ее проявлениях (производство, наука, искусство, бытовое
общение).
Однако у каждого из источников, обогащающих речь школьника, есть
своя специфика. Такая специфика есть и у литературы как учебного предмета,
включающего в свой состав изучение как художественных произведений, так и
основ литературоведения. Поскольку освещаемый вопрос касается процесса
развития речи школьников, ее специфического источника на уроках литературы
(язык художественных произведений), необходимо уточнить соотношение
терминов "язык" и "речь" в данном конкретном аспекте.
Речь, то есть язык как процесс, соотносится в данном случае с
языком в его эстетической функции как формой художественного образа,
перестающим уже быть средством повседневного общения людей. Обычные
значения слов (в языке обыденного общения), входя в качестве материала в
художественный образ, переосмысливаются, включаются в иную, более сложную
систему связей и отношений.
Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно
связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их
художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-
художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой
сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти,
творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие
осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем
точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в
сознании читателя, тем
шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное
и эстетическое воздействие читаемого произведения на юного читателя.
Слово, с помощью которого построен художественный образ, несет с
собой уже известное обобщение, результаты абстрагирующей работы мысли,
закрепленные в языке множества человеческих поколений. Но художественный
образ конкретен, и поэтому в поэтическом слове особенно ярко проступает его
предметная отнесенность, его предметное значение. Эта сторона слова
"оживает" в сознании читающего только тогда, когда оно вводит в действие
накопления конкретного жизненного опыта, "следы" бывших восприятий,
хранящихся в памяти читателя. Таким образом, поэтическое слово действует на
человека по-своему, и к восприятию его надо специально готовить юного
читателя, помогать ему входить с помощью словесно-художественных образов в
условный мир литературного произведения. Так естественно возникает
необходимость организованной, целенаправленной работы над языком
художественного произведения.
В свою очередь, углубление художественного восприятия ведет к
обогащению речи самого учащегося, его пассивного и активного словаря,
способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов,
употреблению точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор и других
художественных тропов в связной устной и письменной речи.
Изучение языка литературных произведений, в которых отражается
сложное переплетение речевых (функциональных) стилей общенационального
языка, ведет к практическому знакомству читателя-школьника с функциональной
стилистикой родного языка. В непосредственной жизни школьник не всегда
сможет попасть в такие речевые ситуации, которые дадут ему возможность
пережить и воспринять проявление родного языка в различных его
функциональных стилях.
Чувство стиля писателя и читаемого литературного произведения - это
проявление сугубо специфического процесса обогащения и развития речи
школьника как на уроках литературы, так и при самостоятельном чтении
произведений словесного искусства.
Такой источник развития речи, как художественное произведение,
нельзя рассматривать без его соотнесения с жизненным опытом школьника-
читателя. Только опора на имеющийся уже опыт жизни учащегося является
условием глубокого чтения и, следовательно, обогащения читательского опыта,
а вместе с ним и развития речи в процессе понимания языка художественных
произведений.
Следовательно, точнее будет говорить о тексте художественного
произведения и жизненном опыте читателя-школьника как о двух
взаимосвязанных источниках развития его речи (имеется в виду понимание речи
и активное словоупотребление).
Но изучение литературы не ограничивается только чтением
художественных произведений. Школьники усваивают определенную систему
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|