МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

    психологические образования, формирующиеся у человека под влиянием всего

    его художественного опыта, в который входит не только чтение, но и

    восприятие произведений живописи, музыки, театра, кино, скульптуры,

    архитектуры и собственная художественная деятельность в любых ее формах, а

    точнее - под воздействием эстетического отношения к явлениям не только

    искусства, но и природы, и общественной жизни.

    Таким образом, и художественный вкус, и эстетический идеал

    являются, без сомнения, показателями художественного развития человека, они

    входят в обширную характеристику эстетически и художественно развитой

    личности, но они не могут служить специфическими критериями и практическими

    измерителями уровней литературного развития. Поэтому, стремясь найти

    специфические показатели развития читателя-школьника, необходимо обратиться

    к особенностям самого процесса чтения, читательского восприятия, к его

    основным характеристикам. Тем более что и качество начитанности, и

    художественный вкус, и эстетический идеал формируются, так сказать, "в

    недрах" художественного восприятия.

    Изменения и совершенствование процесса восприятия произведения

    художественной литературы объективно проявляются в глубине обобщения, в

    умении видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ. Именно эти

    качества восприятия могут служить критериями литературного развития

    школьников. Такие особенности деятельности художественного восприятия, как

    образная конкретизация и образное обобщение, воспроизводят специфику

    предмета познания (литературы), непосредственно связаны с художественным

    образом, с его основными отражательными свойствами.

    Образ-восприятие структурно связан с образом-произведением, то

    есть объективно существующим продуктом творчества писателя, что дает право

    соотносить познавательные свойства художественного образа с его отражением

    в сознании читателя.

    Целостность отражения действительности в художественном образе,

    широкое обобщение, типизация жизненных явлений в форме единичного,

    конкретного определяет и особенности мыслительной деятельности читателя.

    Читатель на основе восприятия художественного текста воссоздает эти образы

    жизни из запаса своей памяти, из опыта жизненных впечатлений и переживаний

    при активной деятельности воображения и мышления. Образное обобщение

    вырастает из конкретных представлений, из их "сцепления" и живого

    взаимодействия. Чем активнее процесс образной конкретизации, чем ярче,

    детализированное и адекватнее представления, возникшие на основе словесно-

    художественного текста, тем глубже и шире образное обобщение. Процессы

    образной конкретизации и образного обобщения неразрывны и обусловливают

    друг друга. Восприятие словесно-художественного текста - это процесс,

    развертывающийся во времени. По мере знакомства с текстом первоначальные

    обобщения обогащают и обусловливают в известной мере последующую

    конкретизацию, образуя своеобразную спираль познания, по которой

    читательская мысль, не отрываясь от конкретных представлений, восходит к

    широким образным обобщениям, постигает художественное произведение в

    структурной зависимости его частей и целого.

    Интересным представляется подход к процессу восприятия и понимания

    литературно-художественного произведения в работах Г.А.Евтеевой,

    развивающей идеи Ю.А.Самарина.

    Исследуя природу вербальных представлений, она получает на

    материале анализа сочинений старшеклассников "данные о диалектике

    преобразования художественного слова в наглядное представление и, в свою

    очередь, о преобразовании этого вербально наглядного представления (уже на

    более высоком уровне) вновь в обобщенное интеллектуальное образование типа

    общего представления, но с особенно подчеркнутым эмоциональным компонентом

    ".

    Это диалектика преобразования вербальных представлений по своей

    природе является диалектикой образной конкретизации и образного обобщения

    как специфических умственных действий читателя.

    Первоначальные обобщения, образовавшиеся на основе восприятия

    текста, вновь включаются в систему уже иных, воссоздаваемых в

    художественных деталях жизненных связей и отношений, то есть

    конкретизируются. Затем читательская мысль восходит, уточняясь и

    углубляясь, к обобщению на новом уровне. Художественное (образное)

    обобщение, следовательно, не проходит стадии абстрагирования, не

    отвлекается от предметных форм, связей и отношений (например, идея

    "обломовщины" и образ Ильи Ильича Обломова представляют диалектическое

    единство обобщенного смысла и конкретно-чувственной формы художественного

    образа).

    Образная конкретизация и образное обобщение составляют объективное

    выражение специфики такой сложной по своей психологической структуре

    деятельности, как чтение и восприятие литературного произведения, поэтому

    показателями, или критериями, литературного развития могут служит

    предметное содержание и уровень образной конкретизации и образного

    обобщения.

    Единый подход к определению критериев литературного развития также,

    как и общего умственного развития, еще не выработан. Важно, однако, что,

    пытаясь найти такие критерии, исследователи обращаются к процессу

    восприятия как наиболее доступному для изучения с помощью объективных

    методов наблюдения.

    Так, например, в докторской диссертации О.И.Никифоровой выдвигаются

    следующие критерии, по которым можно определить полноценность восприятия

    литературы: "1) по умению уверенно отличать художественный текст от

    нехудожественного; 2) по умению детально оценивать форму произведения; 3)

    по соответствию их (испытуемых) непосредственного восприятия и понимания

    идей произведения особенностям художественного произведения".

    Л.Г.Жабицкая в качестве психологических критериев литературного

    развития читателя выдвигает следующие особенности восприятия и оценки

    читателем литературного произведения: активность использования

    художественной детали в воссоздании литературного образа; уровень понимания

    эстетического значения воссозданного образа; уровень восприятия переносного

    значения художественной детали - тропа; богатство ассоциаций, связывающих

    содержание данной художественной детали с другими содержаниями и другими

    элементами текста; подчинение процесса ассоциирования ведущему идейно-

    эстетическому значению образа; уровень восприятия "эмоций формы" и "эмоций

    материала" (по Л.С.Выготскому).

    Перечисленные выше психологические критерии более

    дифференцированы, и, возможно, их применение в лабораторном психологическом

    эксперименте при диагностике дает более точную и полную картину, чем те

    критерии, которые выдвинуты в настоящем исследовании.

    Однако критерии, предложенные здесь, имеют более практический и

    универсальный характер, так как, по существу, могут быть использованы в

    процессе изучения восприятия любого художественного текста в любых условиях

    школьной практике. В известной мере именно это качество отражает специфику

    исследования, когда исследователь и учитель-практик (изучающий восприятие

    своих учеников) поставлены в жесткие рамки естественного эксперимента.

    Уровни образной конкретизации и образного обобщения являются

    показателями зрелости и незрелости читательского восприятия на всех этапах

    постижения читаемого произведения (на этапах непосредственного и

    "обдумывающего" восприятия), кроме того, они могут быть также использованы

    для оценки результатов и уровней изучения произведения в классе, для

    определения сдвигов в восприятии под воздействием обучения.

    Возникает вопрос, можно ли считать образную конкретизацию и

    образное обобщение формализованными операциями, говорить о переносе этих

    операций на новый объект, в новую познавательную ситуацию. Вопрос этот

    экспериментально пока никем не изучался. Исходя из специфики предмета

    познания (художественное произведение), можно прийти к теоретическому

    утверждению, что образное обобщение и образная конкретизация не могут быть

    "освобождены" от предметного содержания, то есть от образа со всеми его

    познавательными свойствами.

    "Техника" художественного мышления, то есть целостного познания,

    очевидно, состоит в глубокой его диалектичности (в диалектике единичного и

    всеобщего). Чем подвижнее связи между единичным и всеобщим, тем более

    обеспечивается индивидуальная неповторимость и гармоническая целостность

    художественного образа в восприятии читающего, следовательно, тем ближе и

    сам познавательный процесс в искусстве.

    Образная конкретизация и образное обобщение как основные

    умственные действия, характеризующие читательское восприятие,

    предопределены предметом познания (художественным образом), "сращены" с

    ним, именно по этому не могут превратиться в автоматизированные операции.

    Из этого следует: поскольку эти умственные действия не могут

    автоматизироваться и формализоваться и поэтому быть перенесенными на новый

    объект, очевидно, не в прямом и непосредственном обучении обобщению и

    конкретизации надо видеть главную цель литературного развития в процессе

    обучения.

    Психические процессы, определяющие качество такой сложной

    умственной деятельности, как художественное восприятие, по существу,

    определяют и качества образного обобщения и образной конкретизации как

    умственных действий. Целью литературного развития, следовательно, должно

    стать развитие самих психических процессов, но не прямое обучение обобщению

    и конкретизации, тем более что в практике школы попытки такого обучения

    приводят к логизации, к разрушению образного характера художественного

    обобщения, а стремление предельно конкретизировать читательские

    представления, возникающие на основе текста, лишает восприятие необходимой

    многомерности, приводит к упрощению и вульгаризации

    художественного содержания.

    В отличие от механизма понятийного мышления, для которого

    автоматизация операций является одним из показателей его развитости и

    зрелости, в художественном мышлении на первый план выступает индивидуальный

    личностный характер умственных действий, их эмоциональная окрашенность,

    лежащий на них "свет" читательского искания художественной истины.

    Образному обобщению и образной конкретизации как специфическим умственным

    действиям свойствен своеобразный перенос "на себя", то есть слияние

    процесса познания произведения искусства с процессом самопознания.

    Очевидно, что умственные действия такого типа не могут автоматизироваться.

    Таким образом, стремясь обеспечить литературное развитие учащихся в

    процессе обучения, надо развивать их наблюдательность, воссоздающее

    воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память,

    чувство поэтического слова, формировать у них эстетическое отношение к

    читаемому литературному произведению. Для этого учащимся сообщаются

    необходимые теоретические знания, юные читатели учатся самостоятельно

    анализировать и оценивать читаемое, выражать к нему личностное отношение.

    Стремление воздействовать в первую очередь на психические процессы,

    образующие структуру читательского восприятия, а не на "отработку"

    умственных действий (обобщение и конкретизация) ведет к достижению

    значительно более устойчивого и широкого результата.

    При таком подходе к литературному развитию обеспечивается не только

    формирование необходимых умственных действий, но и обогащение личности

    читателя: его мировоззрения, художественного вкуса, интересов,

    склонностей, духовных потребностей, его способности мыслить словесно-

    художественными образами.

    Включаясь в сферу индивидуального сознания, образная конкретизация

    и образное обобщение приобретают свое качество, достигают необходимого

    уровня прежде всего в зависимости от возрастных возможностей учащихся, от

    типа и индивидуального характера художественного восприятия и, конечно, в

    каждом конкретном случае от своеобразия читаемого литературного

    произведения.

    Несмотря на сложную опосредованность этих умственных действий,

    именно они наиболее объективно отражают своеобразие деятельности

    читательского восприятия и именно поэтому могут быть приняты за критерии

    литературного развития.

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ.

    Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный

    процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника

    при усвоение учебных предметов, различной лексики и фразеологии в

    зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Обязательной

    основой этого достаточно широкого процесса всегда является общественная

    жизнь во всех ее проявлениях (производство, наука, искусство, бытовое

    общение).

    Однако у каждого из источников, обогащающих речь школьника, есть

    своя специфика. Такая специфика есть и у литературы как учебного предмета,

    включающего в свой состав изучение как художественных произведений, так и

    основ литературоведения. Поскольку освещаемый вопрос касается процесса

    развития речи школьников, ее специфического источника на уроках литературы

    (язык художественных произведений), необходимо уточнить соотношение

    терминов "язык" и "речь" в данном конкретном аспекте.

    Речь, то есть язык как процесс, соотносится в данном случае с

    языком в его эстетической функции как формой художественного образа,

    перестающим уже быть средством повседневного общения людей. Обычные

    значения слов (в языке обыденного общения), входя в качестве материала в

    художественный образ, переосмысливаются, включаются в иную, более сложную

    систему связей и отношений.

    Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно

    связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их

    художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-

    художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой

    сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти,

    творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие

    осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем

    точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в

    сознании читателя, тем

    шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное

    и эстетическое воздействие читаемого произведения на юного читателя.

    Слово, с помощью которого построен художественный образ, несет с

    собой уже известное обобщение, результаты абстрагирующей работы мысли,

    закрепленные в языке множества человеческих поколений. Но художественный

    образ конкретен, и поэтому в поэтическом слове особенно ярко проступает его

    предметная отнесенность, его предметное значение. Эта сторона слова

    "оживает" в сознании читающего только тогда, когда оно вводит в действие

    накопления конкретного жизненного опыта, "следы" бывших восприятий,

    хранящихся в памяти читателя. Таким образом, поэтическое слово действует на

    человека по-своему, и к восприятию его надо специально готовить юного

    читателя, помогать ему входить с помощью словесно-художественных образов в

    условный мир литературного произведения. Так естественно возникает

    необходимость организованной, целенаправленной работы над языком

    художественного произведения.

    В свою очередь, углубление художественного восприятия ведет к

    обогащению речи самого учащегося, его пассивного и активного словаря,

    способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов,

    употреблению точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор и других

    художественных тропов в связной устной и письменной речи.

    Изучение языка литературных произведений, в которых отражается

    сложное переплетение речевых (функциональных) стилей общенационального

    языка, ведет к практическому знакомству читателя-школьника с функциональной

    стилистикой родного языка. В непосредственной жизни школьник не всегда

    сможет попасть в такие речевые ситуации, которые дадут ему возможность

    пережить и воспринять проявление родного языка в различных его

    функциональных стилях.

    Чувство стиля писателя и читаемого литературного произведения - это

    проявление сугубо специфического процесса обогащения и развития речи

    школьника как на уроках литературы, так и при самостоятельном чтении

    произведений словесного искусства.

    Такой источник развития речи, как художественное произведение,

    нельзя рассматривать без его соотнесения с жизненным опытом школьника-

    читателя. Только опора на имеющийся уже опыт жизни учащегося является

    условием глубокого чтения и, следовательно, обогащения читательского опыта,

    а вместе с ним и развития речи в процессе понимания языка художественных

    произведений.

    Следовательно, точнее будет говорить о тексте художественного

    произведения и жизненном опыте читателя-школьника как о двух

    взаимосвязанных источниках развития его речи (имеется в виду понимание речи

    и активное словоупотребление).

    Но изучение литературы не ограничивается только чтением

    художественных произведений. Школьники усваивают определенную систему

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.