Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов
. борозде.
Авторские эпитеты: бодрый серп, праздная борозда.
Жаворонок (Жуковский)
На солнце . . . . . . . . . . . .
лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок . . . . . . . .
. . . . .
Авторские эпитеты: темный лес, жаворонок звонкий.
Весна (Майков)
Голубенький, . . . . . . . . . . .
. .
Подснежник-цветок.
А подле сквозистый,
. . . . . . . . . . . .
снежок.
Авторские эпитеты: чистый, последний.
Пейзаж (Майков)
Люблю дорожкою . . . . . . . . .
.
Не зная сам куда, брести,
Двойной . . . . . . . . . . .
колеею
Идешь - и нет конца пути.
Авторские эпитеты: дорожкою лесною, глубокой колеею.
К морю (Пушкин)
Прощай, . . . . . . . . . . . .
стихия.
В последний раз передо мной
Ты катишь волны . . . . . . . . .
.
И блещешь гордою красой.
Авторские эпитеты: свободная стихия, волны голубые.
Осинкам холодно (Пришвин)
В солнечный день на опушке елового леса собрались молодые . . . . . .
. осинки густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало
холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят
на солнышко и сидят на завалинках.
Авторский эпитет: разноцветные осинки.
Первый мороз ( Пришвин)
Ночь прошла под большой . . . . . . . . . . луной, и к утру лег первый
мороз. Все было бело, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и
разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими . . . .
. . узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту опушку не
хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была . . . . . . . . .
. . сверху до низу королева-сосна.
Авторские эпитеты: чистая луна, искрящиеся узоры, сверкающая королева-
сосна.
Гости (Пришвин)
Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза . . . . . . . .
. , светло-желтые. Цапля вымахнула из . . . . . . . . . . . . . старых
тростников. Землеройка пискнула в . . . . . . . . . . . листве.
Авторские эпитеты: зоркие глаза, сухих старых тростников, старой листве.
Перепелка (Пришвин)
А ночью мне приснился сон: будто я на небе; и что же? На . . . . . . .
. . . . облачке сидит моя перепелочка, только тоже вся беленькая, как тот
крестик. И на голове у ней маленький . . . . . . . . . . . . . венчик; и
будто это ей в награду за то, что она за своих детей пострадала.
Авторские эпитеты: небольшом облачке, золотой венчик.
1-я серия - на понимание метафор
Лес (по тексту Фирсова и Харченко)
1. Как хорош лес на заре ранней осенью. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая
паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса.
Предложения для выбора: Земля еще впитывает росу; Земля еще пьет росу;
Земле еще нужна роса.
2. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом
в дальний путь . . . . . . . . . . . . .
Предложения для выбора: Деревья нуждаются в свете и тепле; Свет и тепло еще
нужны деревьям; Деревья ловят свет и тепло.
3. Но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу.
Листья съежатся, опадут. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
Предложения для выбора: Снег заблестит на сучьях; Заблестит серебро на
сучьях; Сучья покроются снегом.
4. Узоры следов затейливо пересекут . . . . . . . . . . . . . . .
Слова для выбора: снег, снежную поляну, снежный покров.
5. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идет
тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега. .
. . . . . . . . . . . . . . первые подснежники. Зажурчат ручьи. Придет
весна.
Слова для выбора: взойдут, появятся, пробьются.
Зимой в лесу (Паустовский)
Только ягоды и рябина еще кое-где . . . . . . . . . . . . в
серебряных чащах.
Слова для выбора: виднеются, пылают, краснеют.
Русский лес (Соколов-Микитов)
1. Особенно красив и . . . . . . . . . . . . . русский лес в ранние
осенние дни.
Слова для выбора: печален, грустен, весел.
2. А в лесу стало нарядно - каждое дерево и каждый кустик . . . .
. . . . . . снежные шапки.
Слова для выбора: надели, приобрели, присмотрели.
Передышка (Скребицкий)
1. И так это славно бывало: кругом все поле даже блестит от солнца, а
под густой березой свежо и прохладно. Над головой зеленые листья шумят,
будто . . . . . . . . . . . присесть и передохнуть немножко.
Слова для выбора: зовут, предлагают, говорят.
2. Для всех береза посреди поля служит местом . . . . . . . . . .
. . . . . . . .
Слова для выбора: отдыха, веселья, наслаждения.
2-я серия - на применение метафор
вариант в стихах - 5 отрывков
В бору (Бунин)
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим . . . . . . . . . . . . .
. . .
Авторская метафора: солнечным палатам.
Крестьяне (Дрожжин)
До света еще, с петухами
Выходят они на гумно,
И . . . . . . . . . . . . .
снопы под цепями,
И . . . . . . . . . . . . . с
колосьев зерно.
Авторские глаголы: стонут снопы, брызжет с колосьев.
Перед дождем (Некрасов)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная . . . . . . .
. .
Глухо . . . . . . . . . . . .
темный лес.
Авторские глаголы: ель стонет, лес шепчет.
Родник (Бунин)
Кипит, играет и спешит
Крутясь . . . . . . . . . . . .
. .
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Авторская метафора: хрустальными клубами.
Топи да болота (Есенин)
Тенькает синица
Меж . . . . . . . . . . . .
. . . . .
Темным елям снится
Гомон косарей.
Авторская метафора: меж лесных кудрей.
Вариант в прозе представляет собой связный текст:
Летние сумерки (Кайгородов)
. . . . . . . . . . . . . . приятные вечерние сумерки. Высокие,
стройные сосны . . . . . . . . . . . . в безмолвной неподвижной тишине. На
чистом безоблачном небе . . . . . . . . . . . . . . . ранние яркие
звездочки. Высоко над горизонтом . . . . . . . . . . . . . . узкий золотой
рог молодого, только что народившегося месяца. Ночь все больше и больше . .
. . . . . . . . . . . . небо.
Пропущенные слова и словосочетания: спустились сумерки, сосны замерли,
зажглись звездочки, резко обозначился золотой рог месяца, ночь обнимает
небо.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основной метод - психолого-педагогический эксперимент. Под ним
понимают специально организованную учебную работу, в процессе которой
осуществляется формирование литературных способностей.
В работе были использованы и другие методы:
- наблюдения за развитием способностей детей в процессе учебных и
внеклассных занятий;
- беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного
рода литературные упражнения и игры, обсуждение рассказов и стихов,
написанных учащимися, выпуск стенгазет);
- анализ сочинений и других творческих работ.
В соответствии с целью нашей диагностико-развивающей работы, а
именно: организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в
процессе которой и в связи с которой формируются некоторые компоненты
литературных способностей, система творческих сочинений была задумана и
осуществлялась в целях: 1) формирования самостоятельности при выполнении
письменных работ, умения писать конкретно, на основе своего жизненного
опыта, выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, давать свою
нравственную и эмоциональную оценку фактам и явлениям; 2) формирования
образного мышления и творческого воображения и в соответствии с этим
образной и эмоциональной выразительности письменной речи.
Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с
содержанием, то есть в связи с собственным жизненным опытом, с накоплением
представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и
переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее
эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной
письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие
предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их
действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их
чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти
человека.
Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные
работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них
должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта
восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от
списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов и затертых
фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого
воображения.
Рассмотрим, как разрешались перечисленные выше задачи в процессе
проведения творческих сочинений разного типа.
Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с наблюдениями за
природой являлась составной частью подготовки учащихся к сочинению.
Организация наблюдений учащихся за природой имела цель развития
наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи
и как условия формирования поэтических представлений, накопления
поэтических представлений и соответствующего им словарного запаса,
формирования самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их
использование в письменной речи. Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо -
так обосновывалась нами организация наблюдений и словарная работа в связи с
наблюдениями. Наблюдая, учащиеся должны были подбирать точные и образные
слова и словосочетания, которые можно было бы использовать в описании. Эти
слова и словосочетания полагалось записывать в специальную тетрадь для
наблюдений, которая должна была играть роль своеобразного литературного
словарика.
О р г а н и з а ц и я и п р о ц е д у р а п р о в е д е н и я .
Учащимся дается на дом задание: 1) рассмотреть деревья (клен, березу,
дуб) и различные кустарники и растения, какие они весной, что с ними
происходит в это время года; причем не просто внимательно рассматривать, но
и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего
раньше не замечали (темы "Трава", "Цветы", "Деревья"); 2) подобрать и
записать в тетрадь слова, которыми можно определить увиденное; 3) найти,
какими словами описывают эти явления, предметы и образы писатели и поэты.
В классе зачитываются наблюдения и разбирается содержание отрывков и
то, как писатель "рисовал словами", какие использовал слова для создания
образов. На отрывках из произведений Тургенева, Тютчева, Бунина,
Паустовского, Пришвина мы знакомили учащихся с поэтическим описанием
природы. Мы стремились к тому, чтобы учащиеся воссоздавали в своем
воображении эти картины. С этой целью использовался прием игры. Зачитывался
короткий текст - описание пейзажа (или предъявлялась карточка с
соответствующим текстом). Участники игры должны были в своем воображении
представить себе эту картину и запомнить ее. Один ученик должен был описать
картину по представлению, стараясь вспомнить определения, эпитеты,
сравнения автора. Если он ошибался или неточно воспроизводил картину,
забывая слова, другие учащиеся задавали ему вопросы и дополняли, а в
заключении ставили отметку.
Учащимся на дом было задано понаблюдать за окружающей нас природой и
людьми. Основным требованием было стараться увидеть и удержать в памяти как
можно больше подробностей, образов. По ходу наблюдений проводится словарная
работа: подбирались слова и словосочетания, которыми можно было бы описать
виденное. Делался акцент на то, что именно, по мнению ученика, надо
замечать в человеке и почему (выражение лица, походка, одежда, отношение к
другим людям). Учащиеся должны были сделать заметки на темы: "Прохожий",
"На автобусной остановке", "На перемене", "Мой друг".
В классе разбирали написанное, удачные слова и словосочетания
ученики записывали в тетрадь. Неудачи обсуждались. Позже был коллективно
составлен план сочинения, которого учащиеся могли бы придерживаться в
случае затруднения, но который был необязателен для тех, кто захотел бы
написать иначе, по своему плану. Составленный план представлял собой
перечень тех объектов, которые желательно не забыть в описании: небо,
воздух, деревья, листья, различные здания, мост, улицы, люди. Кроме того,
каждый ученик должен был придумать вступительную и заключительную части
сочинения.
На дом учащимся было дано задание написать сочинение на тему "Весна в
городе".
Сочинения по впечатлениям эмоционального характера. Одним из
показателей самостоятельности мысли в сочинениях является наличие в них
личного отношения, оценки (эстетической, эмоциональной). Словарная работа в
связи с наблюдениями и сочинение о природе способствовали осознанию
учащимися того непосредственного эмоционального воздействия, которое
оказывали на них картины природы. Мы постоянно напоминали ученикам, что
недостаточно в сочинении дать эстетическую оценку ("красиво", "нравится" и
т.п.), надо найти слова для более точного выражения своих впечатлений и
чувств.
Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывает музыка.
В классе было проведено сочинение, которое писалось под музыку и
по мотивам музыкальных произведений. Для этой цели были использованы "звуки
природы": прибой, музыка спокойного моря. Сначала музыка просто звучала в
классе. Затем учащимся сообщалось название музыкального отрывка и
предлагалось при повторном прослушивании представить себе зрительно те
образы (ту картину), которые передает музыка. В ходе повторного
прослушивания экспериментатор делает отдельные замечания, направляя
соответствующим образом восприятие учащихся, например: "Вы слышите, как
шумит прибой?" или "Не правда ли, как красиво спокойное море?" Затем музыка
звучит более тихо, и учащиеся, прислушиваясь к ней, должны были писать
сочинение на тему "Прогулка по берегу моря".
Сочинение, которое пишется под музыку, необычно для школьников.
Эмоциональное воздействие музыки на учащихся велико. Во время прослушивания
музыкальной композиции в классе должна быть полная тишина.
Сочинения по картине. Наиболее легкие для учащихся это сочинения
по картине-пейзажа. Имея опыт наблюдений и написания сочинений о природе,
учащиеся дополняют впечатления от картины впечатлениями из личного опыта, и
это делает сочинение более живым и разнообразным. Вначале с классом была
проведена коллективная подготовка к сочинению по картине. Был рассмотрен
пейзаж, художественные детали картины, отработан словарь, после чего
учащимся было предложено написать сочинение. Давая задание, мы сообщили
школьникам, что в сочинении они должны описать содержание картины, по
возможности ярко и выразительно, но что хорошо было бы написать рассказ на
сюжет картины, к которому сама картина могла бы быть иллюстрацией. При этом
было подсказано, что можно выйти за пределы той ситуации, которая
изображена на картине (то есть придумать, что было и что будет).
ЛИТЕРАТУРА
1. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. М., 1973.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
3. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.
5. Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Ташкент, 1990.
6. Левина Е.Р. Психология восприятия художественной литературы. М., 1989.
7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
9. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. Самостоятельная работа над
текстом. М., 1968.
10. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.
М., 1976.
11. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа над языком художественного
произведения. М., 1964.
12. Психологическая поддержка в развитии творческой одаренности личности.
Челябинск, 1993.
13. Солдатова Е.Л. Развитие когнитивных способностей. Челябинск, 1998.
14. Способности и деятельность / Под ред. Н.С. Воронина. Ярославль, 1989.
15. Способности и интересы. М., 1962.
16. Способности и склонности. М.,1989.
17. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность.
Свердловск, 1990.
18. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.,
1986.
19. Чудновский В.Э. Одаренность. М., 1990.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|