МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

    . борозде.

    Авторские эпитеты: бодрый серп, праздная борозда.

    Жаворонок (Жуковский)

    На солнце . . . . . . . . . . . .

    лес зардел,

    В долине пар белеет тонкий,

    И песню раннюю запел

    В лазури жаворонок . . . . . . . .

    . . . . .

    Авторские эпитеты: темный лес, жаворонок звонкий.

    Весна (Майков)

    Голубенький, . . . . . . . . . . .

    . .

    Подснежник-цветок.

    А подле сквозистый,

    . . . . . . . . . . . .

    снежок.

    Авторские эпитеты: чистый, последний.

    Пейзаж (Майков)

    Люблю дорожкою . . . . . . . . .

    .

    Не зная сам куда, брести,

    Двойной . . . . . . . . . . .

    колеею

    Идешь - и нет конца пути.

    Авторские эпитеты: дорожкою лесною, глубокой колеею.

    К морю (Пушкин)

    Прощай, . . . . . . . . . . . .

    стихия.

    В последний раз передо мной

    Ты катишь волны . . . . . . . . .

    .

    И блещешь гордою красой.

    Авторские эпитеты: свободная стихия, волны голубые.

    Осинкам холодно (Пришвин)

    В солнечный день на опушке елового леса собрались молодые . . . . . .

    . осинки густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало

    холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят

    на солнышко и сидят на завалинках.

    Авторский эпитет: разноцветные осинки.

    Первый мороз ( Пришвин)

    Ночь прошла под большой . . . . . . . . . . луной, и к утру лег первый

    мороз. Все было бело, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и

    разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими . . . .

    . . узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту опушку не

    хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была . . . . . . . . .

    . . сверху до низу королева-сосна.

    Авторские эпитеты: чистая луна, искрящиеся узоры, сверкающая королева-

    сосна.

    Гости (Пришвин)

    Еще скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза . . . . . . . .

    . , светло-желтые. Цапля вымахнула из . . . . . . . . . . . . . старых

    тростников. Землеройка пискнула в . . . . . . . . . . . листве.

    Авторские эпитеты: зоркие глаза, сухих старых тростников, старой листве.

    Перепелка (Пришвин)

    А ночью мне приснился сон: будто я на небе; и что же? На . . . . . . .

    . . . . облачке сидит моя перепелочка, только тоже вся беленькая, как тот

    крестик. И на голове у ней маленький . . . . . . . . . . . . . венчик; и

    будто это ей в награду за то, что она за своих детей пострадала.

    Авторские эпитеты: небольшом облачке, золотой венчик.

    1-я серия - на понимание метафор

    Лес (по тексту Фирсова и Харченко)

    1. Как хорош лес на заре ранней осенью. . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая

    паутина. Всюду еще звучат птичьи голоса.

    Предложения для выбора: Земля еще впитывает росу; Земля еще пьет росу;

    Земле еще нужна роса.

    2. И весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом

    в дальний путь . . . . . . . . . . . . .

    Предложения для выбора: Деревья нуждаются в свете и тепле; Свет и тепло еще

    нужны деревьям; Деревья ловят свет и тепло.

    3. Но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу.

    Листья съежатся, опадут. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    .

    Предложения для выбора: Снег заблестит на сучьях; Заблестит серебро на

    сучьях; Сучья покроются снегом.

    4. Узоры следов затейливо пересекут . . . . . . . . . . . . . . .

    Слова для выбора: снег, снежную поляну, снежный покров.

    5. Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идет

    тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега. .

    . . . . . . . . . . . . . . первые подснежники. Зажурчат ручьи. Придет

    весна.

    Слова для выбора: взойдут, появятся, пробьются.

    Зимой в лесу (Паустовский)

    Только ягоды и рябина еще кое-где . . . . . . . . . . . . в

    серебряных чащах.

    Слова для выбора: виднеются, пылают, краснеют.

    Русский лес (Соколов-Микитов)

    1. Особенно красив и . . . . . . . . . . . . . русский лес в ранние

    осенние дни.

    Слова для выбора: печален, грустен, весел.

    2. А в лесу стало нарядно - каждое дерево и каждый кустик . . . .

    . . . . . . снежные шапки.

    Слова для выбора: надели, приобрели, присмотрели.

    Передышка (Скребицкий)

    1. И так это славно бывало: кругом все поле даже блестит от солнца, а

    под густой березой свежо и прохладно. Над головой зеленые листья шумят,

    будто . . . . . . . . . . . присесть и передохнуть немножко.

    Слова для выбора: зовут, предлагают, говорят.

    2. Для всех береза посреди поля служит местом . . . . . . . . . .

    . . . . . . . .

    Слова для выбора: отдыха, веселья, наслаждения.

    2-я серия - на применение метафор

    вариант в стихах - 5 отрывков

    В бору (Бунин)

    Чем жарче день, тем сладостней в бору

    Дышать сухим смолистым ароматом,

    И весело мне было поутру

    Бродить по этим . . . . . . . . . . . . .

    . . .

    Авторская метафора: солнечным палатам.

    Крестьяне (Дрожжин)

    До света еще, с петухами

    Выходят они на гумно,

    И . . . . . . . . . . . . .

    снопы под цепями,

    И . . . . . . . . . . . . . с

    колосьев зерно.

    Авторские глаголы: стонут снопы, брызжет с колосьев.

    Перед дождем (Некрасов)

    Заунывный ветер гонит

    Стаю туч на край небес.

    Ель надломленная . . . . . . .

    . .

    Глухо . . . . . . . . . . . .

    темный лес.

    Авторские глаголы: ель стонет, лес шепчет.

    Родник (Бунин)

    Кипит, играет и спешит

    Крутясь . . . . . . . . . . . .

    . .

    И под ветвистыми дубами

    Стеклом расплавленным бежит.

    Авторская метафора: хрустальными клубами.

    Топи да болота (Есенин)

    Тенькает синица

    Меж . . . . . . . . . . . .

    . . . . .

    Темным елям снится

    Гомон косарей.

    Авторская метафора: меж лесных кудрей.

    Вариант в прозе представляет собой связный текст:

    Летние сумерки (Кайгородов)

    . . . . . . . . . . . . . . приятные вечерние сумерки. Высокие,

    стройные сосны . . . . . . . . . . . . в безмолвной неподвижной тишине. На

    чистом безоблачном небе . . . . . . . . . . . . . . . ранние яркие

    звездочки. Высоко над горизонтом . . . . . . . . . . . . . . узкий золотой

    рог молодого, только что народившегося месяца. Ночь все больше и больше . .

    . . . . . . . . . . . . небо.

    Пропущенные слова и словосочетания: спустились сумерки, сосны замерли,

    зажглись звездочки, резко обозначился золотой рог месяца, ночь обнимает

    небо.

    МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    Основной метод - психолого-педагогический эксперимент. Под ним

    понимают специально организованную учебную работу, в процессе которой

    осуществляется формирование литературных способностей.

    В работе были использованы и другие методы:

    - наблюдения за развитием способностей детей в процессе учебных и

    внеклассных занятий;

    - беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного

    рода литературные упражнения и игры, обсуждение рассказов и стихов,

    написанных учащимися, выпуск стенгазет);

    - анализ сочинений и других творческих работ.

    В соответствии с целью нашей диагностико-развивающей работы, а

    именно: организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в

    процессе которой и в связи с которой формируются некоторые компоненты

    литературных способностей, система творческих сочинений была задумана и

    осуществлялась в целях: 1) формирования самостоятельности при выполнении

    письменных работ, умения писать конкретно, на основе своего жизненного

    опыта, выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, давать свою

    нравственную и эмоциональную оценку фактам и явлениям; 2) формирования

    образного мышления и творческого воображения и в соответствии с этим

    образной и эмоциональной выразительности письменной речи.

    Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с

    содержанием, то есть в связи с собственным жизненным опытом, с накоплением

    представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и

    переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее

    эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной

    письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие

    предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их

    действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их

    чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти

    человека.

    Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные

    работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них

    должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта

    восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от

    списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов и затертых

    фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого

    воображения.

    Рассмотрим, как разрешались перечисленные выше задачи в процессе

    проведения творческих сочинений разного типа.

    Сочинения по наблюдениям. Словарная работа в связи с наблюдениями за

    природой являлась составной частью подготовки учащихся к сочинению.

    Организация наблюдений учащихся за природой имела цель развития

    наблюдательности как важнейшего условия самостоятельности письменной речи

    и как условия формирования поэтических представлений, накопления

    поэтических представлений и соответствующего им словарного запаса,

    формирования самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их

    использование в письменной речи. Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо -

    так обосновывалась нами организация наблюдений и словарная работа в связи с

    наблюдениями. Наблюдая, учащиеся должны были подбирать точные и образные

    слова и словосочетания, которые можно было бы использовать в описании. Эти

    слова и словосочетания полагалось записывать в специальную тетрадь для

    наблюдений, которая должна была играть роль своеобразного литературного

    словарика.

    О р г а н и з а ц и я и п р о ц е д у р а п р о в е д е н и я .

    Учащимся дается на дом задание: 1) рассмотреть деревья (клен, березу,

    дуб) и различные кустарники и растения, какие они весной, что с ними

    происходит в это время года; причем не просто внимательно рассматривать, но

    и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего

    раньше не замечали (темы "Трава", "Цветы", "Деревья"); 2) подобрать и

    записать в тетрадь слова, которыми можно определить увиденное; 3) найти,

    какими словами описывают эти явления, предметы и образы писатели и поэты.

    В классе зачитываются наблюдения и разбирается содержание отрывков и

    то, как писатель "рисовал словами", какие использовал слова для создания

    образов. На отрывках из произведений Тургенева, Тютчева, Бунина,

    Паустовского, Пришвина мы знакомили учащихся с поэтическим описанием

    природы. Мы стремились к тому, чтобы учащиеся воссоздавали в своем

    воображении эти картины. С этой целью использовался прием игры. Зачитывался

    короткий текст - описание пейзажа (или предъявлялась карточка с

    соответствующим текстом). Участники игры должны были в своем воображении

    представить себе эту картину и запомнить ее. Один ученик должен был описать

    картину по представлению, стараясь вспомнить определения, эпитеты,

    сравнения автора. Если он ошибался или неточно воспроизводил картину,

    забывая слова, другие учащиеся задавали ему вопросы и дополняли, а в

    заключении ставили отметку.

    Учащимся на дом было задано понаблюдать за окружающей нас природой и

    людьми. Основным требованием было стараться увидеть и удержать в памяти как

    можно больше подробностей, образов. По ходу наблюдений проводится словарная

    работа: подбирались слова и словосочетания, которыми можно было бы описать

    виденное. Делался акцент на то, что именно, по мнению ученика, надо

    замечать в человеке и почему (выражение лица, походка, одежда, отношение к

    другим людям). Учащиеся должны были сделать заметки на темы: "Прохожий",

    "На автобусной остановке", "На перемене", "Мой друг".

    В классе разбирали написанное, удачные слова и словосочетания

    ученики записывали в тетрадь. Неудачи обсуждались. Позже был коллективно

    составлен план сочинения, которого учащиеся могли бы придерживаться в

    случае затруднения, но который был необязателен для тех, кто захотел бы

    написать иначе, по своему плану. Составленный план представлял собой

    перечень тех объектов, которые желательно не забыть в описании: небо,

    воздух, деревья, листья, различные здания, мост, улицы, люди. Кроме того,

    каждый ученик должен был придумать вступительную и заключительную части

    сочинения.

    На дом учащимся было дано задание написать сочинение на тему "Весна в

    городе".

    Сочинения по впечатлениям эмоционального характера. Одним из

    показателей самостоятельности мысли в сочинениях является наличие в них

    личного отношения, оценки (эстетической, эмоциональной). Словарная работа в

    связи с наблюдениями и сочинение о природе способствовали осознанию

    учащимися того непосредственного эмоционального воздействия, которое

    оказывали на них картины природы. Мы постоянно напоминали ученикам, что

    недостаточно в сочинении дать эстетическую оценку ("красиво", "нравится" и

    т.п.), надо найти слова для более точного выражения своих впечатлений и

    чувств.

    Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывает музыка.

    В классе было проведено сочинение, которое писалось под музыку и

    по мотивам музыкальных произведений. Для этой цели были использованы "звуки

    природы": прибой, музыка спокойного моря. Сначала музыка просто звучала в

    классе. Затем учащимся сообщалось название музыкального отрывка и

    предлагалось при повторном прослушивании представить себе зрительно те

    образы (ту картину), которые передает музыка. В ходе повторного

    прослушивания экспериментатор делает отдельные замечания, направляя

    соответствующим образом восприятие учащихся, например: "Вы слышите, как

    шумит прибой?" или "Не правда ли, как красиво спокойное море?" Затем музыка

    звучит более тихо, и учащиеся, прислушиваясь к ней, должны были писать

    сочинение на тему "Прогулка по берегу моря".

    Сочинение, которое пишется под музыку, необычно для школьников.

    Эмоциональное воздействие музыки на учащихся велико. Во время прослушивания

    музыкальной композиции в классе должна быть полная тишина.

    Сочинения по картине. Наиболее легкие для учащихся это сочинения

    по картине-пейзажа. Имея опыт наблюдений и написания сочинений о природе,

    учащиеся дополняют впечатления от картины впечатлениями из личного опыта, и

    это делает сочинение более живым и разнообразным. Вначале с классом была

    проведена коллективная подготовка к сочинению по картине. Был рассмотрен

    пейзаж, художественные детали картины, отработан словарь, после чего

    учащимся было предложено написать сочинение. Давая задание, мы сообщили

    школьникам, что в сочинении они должны описать содержание картины, по

    возможности ярко и выразительно, но что хорошо было бы написать рассказ на

    сюжет картины, к которому сама картина могла бы быть иллюстрацией. При этом

    было подсказано, что можно выйти за пределы той ситуации, которая

    изображена на картине (то есть придумать, что было и что будет).

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. М., 1973.

    2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.

    3. Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. М., 1991.

    4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.

    5. Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Ташкент, 1990.

    6. Левина Е.Р. Психология восприятия художественной литературы. М., 1989.

    7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

    8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

    9. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе. Самостоятельная работа над

    текстом. М., 1968.

    10. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.

    М., 1976.

    11. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа над языком художественного

    произведения. М., 1964.

    12. Психологическая поддержка в развитии творческой одаренности личности.

    Челябинск, 1993.

    13. Солдатова Е.Л. Развитие когнитивных способностей. Челябинск, 1998.

    14. Способности и деятельность / Под ред. Н.С. Воронина. Ярославль, 1989.

    15. Способности и интересы. М., 1962.

    16. Способности и склонности. М.,1989.

    17. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность.

    Свердловск, 1990.

    18. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.,

    1986.

    19. Чудновский В.Э. Одаренность. М., 1990.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.