МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование коммуникативной компетентности подростков (на материале уроков иностранного языка)

    ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного метода

    необходима соответствующая материальная база и техническое оснащение.

    В соответствии с коммуникативным методом обучение варьируется в

    зависимости от уровня обучаемых. Прежде всего, учебный процесс

    ориентируется на содержание, которое помогает ориентироваться в мире чужой

    культуры, развивает собственный мир видения разных культур. Обучаемые

    выступают как активные партнеры по общению, их побуждают к осознанному и

    самостоятельному использованию языковых и речевых средств. Занятия имеют

    социальный характер, фронтальная работа заменяется на партнерскую,

    индивидуальную и групповую.

    Работа по коммуникативному методу, активное использование учебников и

    пособий с коммуникативной направленностью в учебном процессе дает

    положительные результаты при обучении иностранному языку.

    Выводы по первой главе.

    В данной главе проведен теоретический анализ понятий коммуникации и

    общения, коммуникативных умений, выявлены основные компоненты в речевой

    коммуникации, выделены основные фазы в процессе осуществления коммуникации,

    дано определение коммуникативной компетентности личности, основываясь на

    фундаментальных понятиях и выводах ученых-специалистов (А.Б. Добрович, Ю.М.

    Жуков, Н.Д. Никандров, Л.А. Петровский, П.В. Растянников).

    На основе имеющихся определений мы считаем, что информационное,

    эмоциональное взаимодействие, в процессе которого реализуются

    коммуникативные умения личности подростка, есть коммуникативная

    компетентность. Нами были выявлены следующие компоненты коммуникативной

    компетентности:

    1. Организация контакта – умения межличностной коммуникации.

    2. Поддержание контакта, установление обратной связи, пластичность

    коммуникативных действий – умения межличностного взаимодействия.

    3. Анализ результатов контакта, рефлексия – умения межличностного

    восприятия.

    Следуя логике задачного подхода, мы определили последовательность

    работы педагога по формированию коммуникативных задач, в ходе поэтапного

    решения которых формируется коммуникативная компетентность подростка.

    Сформированность коммуникативной компетентности характеризуется

    наличием следующих критериев: желание вступать в контакт с окружающими,

    уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход

    коммуникативного акта, способность проявления эмпатии, рефлексивного

    поведения.

    Для организации процесса формирования коммуникативной компетентности

    важно использование коммуникативной методики. В связи с этим необходимо

    соблюдение следующих характеристик, позволяющих назвать образовательный

    процесс коммуникативным:

    1. иноязычное образование;

    2. реальное общение;

    3. личностный смысл;

    4. мотивированность любого действия;

    5. речемыслительная активность;

    6. связь общения с другими видами речевой деятельности;

    7. ситуации как системы взаимоотношений;

    8. функциональность;

    9. новизна и эвристичность;

    10. содержательность;

    11. проблемность.

    Процессу формирования коммуникативной компетентности подростков на

    примере изучения иностранного языка посвящена вторая глава нашего

    исследования.

    Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности подростков

    на уроках иностранного языка

    2.1. Практическая реализация средств формирования коммуникативной

    компетенции подростков на уроках иностранного языка

    Целью обучения иностранному языку в рамках базового курса является

    овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого

    происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение

    основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально

    достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. способности к

    готовности осуществлять иноязычное общение в определенных Временным

    Госстандартом пределах (21, С. 48).

    Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение

    иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной,

    регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и

    этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные

    коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения (см.

    схему 1).

    Схема 1.

    Функции общения, решаемые в ходе их реализации коммуникативные задачи и

    формируемые коммуникативные умения

    |Информационная |запросить информацию |Формирование |

    |(познавательная, |сообщить информацию |продуктивных речевых|

    |когнитивная) функция |объяснить информацию |умений: в говорении |

    | |воспринять и понять воспринятую|и письме |

    | |информацию | |

    |Регулятивная |побудить к чему-либо | |

    |(побудительная) |попросить о чем-либо | |

    |функция |предложить что-либо | |

    | |посоветовать | |

    | |договориться о чем-либо | |

    | |воспринять побуждение и | |

    | |отреагировать на него | |

    |Эмоционально-оценочна|выразить мнение, оценку | |

    |я |выразить чувства, эмоции | |

    |(ценностно-ориентацио|доказывать, убеждать | |

    |нная) функция |ощутить | |

    | |удовольствие/неудовольствие и | |

    | |другие чувства от воспринятой | |

    | |информации | |

    |Этикетная функция |обратиться, начать разговор |Формирование |

    | |выразить интерес к собеседнику,|рецептивных речевых |

    | |внимательно слушать и слышать |умений в восприятии |

    | |поддержать разговор, закончить |речи на слух |

    | |его |(аудировании) и |

    | |поздравить с праздником |чтении |

    | |поблагодарить | |

    | |выразить | |

    | |сочувствие/соболезнование | |

    Для того, чтобы реализовать указанные функции общения средствами

    иностранного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять

    их в основных видах речевой деятельности, знать определенные

    страноведческие реалии, особенности речевого и неречевого поведения в

    социокультурном контексте страны/стран изучаемого языка, уметь овладеть

    всеми этими знаниями, навыками и умениями, а также умениями выходить их

    положения при нехватке иноязычных языковых средств (компенсаторными

    умениями) -–использовать трифраз, заменять нужное слово синонимом и т.п.

    Таким образом, овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах –

    процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция (как

    методическое понятие), выступающая как искомый результат обучения, -

    явление сложное, многокомпонентное (см. схему 2).

    Схема 2.

    Компонентный состав коммуникативной компетенции

    | |

    |Коммуникативная компетенция |

    v^

    | |

    |Лингвистическая компетенция (в том числе социолингвистическая) (владение |

    |языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста) |

    v^

    | |

    |Тематическая компетенция (владение экстралингвистической информацией, в том|

    |числе страноведческой) |

    v^

    | |

    |Социокультурная компетенция (поведенческая, в том числе этикетная, знания |

    |социокультурного контекста) |

    v^

    | |

    |Компенсаторная компетенция (умение добиться взаимопонимания, выйти из |

    |затруднительного в языковом отношении положения) |

    v^

    | |

    |Учебная компетенция (умение учиться) |

    Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной

    компетенции обеспечивает:

    1. Развитие коммуникативных умений (наряду с развитием языковых знаний

    и навыков), а именно:

    - умение читать и понимать (полностью и/или в основном) содержание

    несложных аутентичных текстов разных жанров и видов;

    - умение устно осуществлять диалогическое общение в стандартных

    ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения;

    - умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем

    окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на

    текст;

    - умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в

    частности, написать письмо.

    2. Развитие общеучебных и специальных учебных умений (умения учиться –

    работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать

    перевод).

    3. Развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств

    выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования

    синонима).

    4. Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных

    отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, что

    предполагает формирование у них:

    - системы моральных ценностей;

    - оценочно-эмоционального отношения к миру;

    - положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа,

    говорящего на этом языке, взаимопонимания, толерантности;

    - понимания важности изучения иностранного языка и потребности

    пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей

    страны в мировое сообщество.

    5. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта

    творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной

    действительности, их общности и различия, что предполагает формирование у

    школьников:

    - механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую

    ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой

    деятельности;

    - языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;

    - ценностных ориентаций, чувств и эмоций;

    - способности и готовности вступать в иноязычное общение, потребности

    в дальнейшем самообразовании в иностранном языке.

    6. Образование средствами иностранного языка, которое предполагает:

    - понимание особенностей своего мышления;

    - сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей

    каждого языка;

    - знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны

    изучаемого языка;

    - представление о достижениях национальных культур (собственной и

    иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и

    культуры в зеркале культуры другого народа, включение школьников в

    диалог культур.

    Таким образом, коммуникативная компетенция с методической точки зрения

    представляет собой многофакторное, интегративное целое, которое можно

    рассматривать на разных уровнях. Уровневый подход к рассмотрению

    коммуникативной компетенции нашел в настоящее время достаточно широкое

    распространение в методической литературе. Одни исследователи выделяют 10

    уровней, другие 5-6.

    Данная ниже схема (см. схему 3) опирается на исследования американских

    ученых, однако она переосмыслена и модифицирована с учетом имеющейся у нас

    образовательной ситуации.

    Схема 3.

    | | |Уровни обученности |

    |Уровни коммуникативной компетенции | |учащихся внутри каждого|

    | | |уровня коммуникативной |

    | | |компетенции |

    | |

    |I. Начальный уровень в овладении | | |

    |аудированием, говорением, чтением, письмом.| | |

    |Уровень начинающего. | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | |Нижний |

    | | |Промежуточный |

    | | |Верхний |

    | | | |

    |II. Средний уровень. Уровень элементарной | | |

    |коммуникативной компетенции. | | |

    | | | |

    |III. Продвинутый уровень. Уровень | | |

    |продвинутой коммуникативной компетенции. | | |

    | | | |

    |IV. Высокий уровень (в рамках общего | | |

    |среднего образования) | | |

    | | | |

    |V. Профессионально достаточный уровень. | | |

    | | | |

    |VI. Высокий уровень, приближающийся к | | |

    |коммуникативной компетенции образованного | | |

    |носителя языка. | | |

    Первые три уровня коммуникативной компетенции могут быть достигнуты в

    школах общего типа при адекватной организации обучения (нацеленности на это

    учителя, учащихся). Четвертый уровень может быть достигнут в школах с

    углубленным изучением иностранного языка, в лингвистических гимназиях.

    Пятый уровень соотносится в большей мере с обучением в неязыковых уровнях,

    шестой – с обучением в языковых вузах и подготовкой специалистов в области

    иностранного языка – педагогов, переводчиков (21, С. 50).

    Охарактеризуем коротко первые три уровня, которые могут быть соотнесены

    с базовым курсом обучения.

    Первый уровень – уровень начинающего. Для него характерно развитие

    исходных умений в основных видах иноязычной речевой деятельности

    (аудировании, говорении, чтении, письме) на основе начальных языковых и

    страноведческих знаний и навыков. На первом этапе обучения (в V классе)

    желательно достичь данного уровня и заложить основы для достижения

    следующего уровня.

    Второй уровень – уровень элементарной коммуникативной компетенции. Он

    предполагает развитие способности и готовности устно объясниться с

    носителем языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения,

    добиваясь в целом взаимопонимания, а также извлечь информацию из

    облегченного устного и письменного текста, написать письмо. На втором этапе

    (VI – VII классы) возможно достижение этого уровня, однако сформулированные

    речевые умения нуждаются в закреплении и развитии (VIII – IX классы).

    Третий уровень – уровень продвинутой коммуникативной компетенции. Он

    позволяет практически использовать иностранный язык в относительно

    естественных условиях общения без значительных ограничений (имеющих место

    на предыдущем этапе), например, читать несложные аутентичные тексты, уметь

    объясниться с носителем языка в нестандартных ситуациях общения.

    В рамках базового курса ученик идет от начальной коммуникативной

    компетенции в говорении, чтении, аудировании, письме к элементарной

    коммуникативной и, желательно, к продвинутой коммуникативной компетенции.

    Но поскольку способности м возможности школьников и условия обучения

    разные, то не всем удается достичь продвинутой коммуникативной компетенции

    во всех видах речевой деятельности. Труднее всего этого добиться

    применительно к устной речи (аудированию, говорению) и письму, т.к. объем

    продуктивного словаря и объем продуктивной речевой практики в существующих

    условиях обучения недостаточен. Применительно к чтению (при правильной

    постановке дела) – это значительно более реально. Вот почему временный

    государственный образовательный стандарт допускает в базовом курсе

    ассиметрию в уровне развития целевых речевых умений, т.е. школьник как

    минимум должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в

    говорении, аудировании, письме и продвинутой коммуникативной компетенции в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.