Прогнозирование, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на Туймазинском газоперерабатывающем заводе
4.7.2.2
Расчет сил и средств пожаротушения
1.Согласно расчетам в пункте 3.3.4 площадь пролива равна 692
м2.
Для тушения пожара пролива понадобится раствора
пенообразователя средней кратности (к=100) [39]:
Qр.п.=S·Iрп, (4.11)
Где S –
площадь пожара (равна площади пролива), Iрп – интенсивность подачи раствора пенообразователя. Iрп= 0,08 л/с·м2 для ГПС-600.
Qр.п =692·0,08=48 л/с.
Определим необходимое количество стволов ГПС-600 для тушения
пожара пролива:
NГПС= Qр.п / QГПС (4.12)
Где Qр.п –
количество пенообразователя, необходимое для тушения пожара, л/с,
QГПС –
производительность одного ГПС. QГПС=6 л/с для ГПС-600.
NГПС = 48/6=8
шт ГПС-600.
Необходимо подать 8 стволов ГПС-600 с противоположных сторон.
2.Расход воды на
охлаждение горящего резервуара:
Qр=Sр·JП (4.13)
Где Sр – площадь резервуара, м2,
JП – интенсивность подачи воды на тушение, л/с. JП = 0,3 л/с для лафетных стволов.
Qр = 8·0,3=2,4 л/с
Необходимо лафетных стволов:
Nл.с.= Qр /Qл.с. (4.14)
Где Qл.с=
21 – производительность одного лафетного ствола, л/с
Nл.с =2,4/21=0,11
Принимаем один лафетный ствол для охлаждения горящего резервуара.
3.Расход воды на охлаждение соседних колонн:
Qоск= (Sk·Jo)/2 (4.15)
Где Sk –
площадь колонны, м2, Jo -
интенсивность подачи воды на охлаждение, л/с
Qоск = (110·0,2)/2= 11 л/с.
Количество лафетных стволов, которые понадобятся для
охлаждения:
Nл.с.= Qоск./Qл.с.=11/21=0,53 (4.16)
Принимаем по одному лафетному стволу на каждую соседнюю
колонну.
Таким образом, для локализации и тушения пожара, необходимы 3
лафетных ствола для охлаждения аппаратов и 8 ГПС-600 для тушения пожара
пролива.
Определим общий расход воды на тушение и охлаждение:
Qв= NГПС · QГПС + NЛС · QЛС = 8·6+3·21=111 л/с (4.17)
Определяем пропускную способность трубопровода. При напоре в
сети 80 м и диаметре трубопровода 150 мм, пропускная способность 140 л\с. Следовательно, трубопровод обеспечивает потребности на тушение пожара, защиту и
охлаждение оборудования.
Для работы с лафетными стволами необходимо на каждый ствол
одно отделение, всего 3. Для подачи пены с помощью ГПС-600 с четырех
направлений – 4 отделения. Одно отделение состоит из 1 машины АЦ-5-40 и 5
человек. Таким образом, для тушения пожара потребуется 7 машин АЦ-5-40 и 35
человек личного состава.
4.8 Расчет сил для локализации аварий на коммунально-энергетических
сетях
На Туймазинском
газоперерабатывающем заводе имеется водопроводная сеть. Определим площадь
расчистки подъездных путей из расчета 0,6 км заваленных маршрутов на 1 км2 разрушенной части города по следующей формуле:
Lпп = 0,6∙Sраз
, км, (4.18)
Sраз – площадь
зоны сильных разрушений
Sраз=π∙R2=3.14·352=3846 м2=0,0038 км2,
Где R –радиус зоны сильных разрушений
Lпп = 0,6∙Sраз=
0,6∙0,0038 = 0,002 м2.
Определим численность
личного состава для расчистки подъездных путей по формуле:
(4.19)
Lпп - протяженность
заваленных подъездных путей, км;
Nпп - численность
личного состава, участвующего в расчистке
подъездных путей,
человек;
n - количество смен работы в сутки,
ед;
=2 человека
Расчистить подъездные
пути требуется в кратчайшие сроки (1 час), так как это необходимо для ввода
механизированных формирований в зону ЧС.
Определим количество
аварий на КЭС из 8 аварий на 1 км2 разрушений по следующей формуле:
Ккэс = 8∙
Sразр, ед, (4.20)
Ккэс = 8∙0,0038=1
ед
Определим численность личного
состава для ликвидации аварий на КЭС по формуле:
(4.21)
где Ккэс -
количество аварий на КЭС, ед;
Nкэс -
численность личного состава аварийно-технических команд.
человек
Количество и наименование основной инженерной техники,
привлекаемой для проведения непосредственно спасательных работ, определяется оснащением
спасательных механизированных групп из расчета, что каждая группа укомплектовывается
бульдозером, экскаватором, автокраном и компрессором.
Количество бульдозеров
для расчистки подъездных путей определяется по формуле:
, (4.22)
где Lпп -
протяженность заваленных подъездных путей, км;
Т - время выполнения
работ в очагах, ч;
kусл - коэффициент условий выполнения
задачи.
ед
Инженерная техника для
оснащения аварийно-технических команд определяется потребностью в
укомплектовании аварийно-технических команд из расчета по одному бульдозеру,
экскаватору и автокрану в каждую команду.
Потребное количество
инженерной техники для ликвидации аварий на КЭС можно определить по формуле:
(4.23)
где kкэс - количество аварий на
коммунально-энергетических сетях.
5 ед
Для охраны общественного
порядка привлекается ведомственная охрана объекта в количестве 32 человек.
Общее количество сил и
средств, необходимых для проведения АСДНР представлены в таблице 4.4.
Результаты расчета сил и
средств и техники для проведения АСДНР представлены в таблицах 4.4 и 4.5:
Таблица 4.4 - Состав сил
для проведения аварийно-спасательных работ
Наименование работ
|
Количество отрядов
|
Специальность
|
Количество человек
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Первая медицинская
помощь
|
1
|
Врач
|
5
|
Средний медперсонал
|
30
|
Тушение пожара
|
7
|
Пожарный
|
35
|
Аварийные работы на КЭС
|
1
|
Участник
ликвидации ЧС
|
8
|
Расчистка
подъездных путей
|
1
|
Участник
ликвидации ЧС
|
2
|
Охрана общественного порядка
|
1
|
Вневедомственная охрана
|
32
|
Разборка завалов
(механизированная группа
разборки)
|
1
|
Командир группы
|
1
|
Крановщик
|
1
|
Стропальщик
|
2
|
Экскаваторщик
|
1
|
Бульдозерист
|
2
|
Компрессорщик
|
2
|
Газосварщик
|
2
|
Разборка завалов (звено ручной
разборки)
|
8
|
Спасатель разведчик
|
24
|
Спасатель
|
24
|
Спасатель–командир звена
|
8
|
Итог
|
Врачи, спасатели
|
107
|
|
Участники ликвидации
|
72
|
Итого
|
179
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.5 - Расчет
техники для проведения АСДНР
Тип работ
|
Наименование
техники
|
Количество спастехники, ед
|
1
|
2
|
3
|
Заправка спастехники
топливом
|
Автоцистерна
заправочная
|
1
|
Тушение пожара
|
Автоцистерна пожарная
|
7
|
Аварийные работы
на КЭС
|
Бульдозер
|
2
|
Автокран
|
1
|
Экскаватор
|
2
|
Вспомогательная
техника
|
Тягач для бульдозера
|
4
|
Автобус
|
4
|
Тягач для кухни полевой
|
1
|
Бортовой грузовик
|
4
|
Разборка завалов
(механизированная
группа разборки)
|
Автокран
|
1
|
Экскаватор
|
2
|
Компрессор
|
1
|
Газосварочный аппарат
|
1
|
Бульдозер
|
2
|
Перевозка раненных и погибших в
специализированные медицинские учреждения
|
Машина скорой помощи
|
10
|
Реанимация
|
4
|
Машина скорой
специальной помощи
|
2
|
Общее техническое
обеспечение АСДНР
|
Силовая электростанция
|
1
|
Осветительная
электростанция
|
2
|
Разборка завалов
(звено ручной разборки)
|
Прибор для определения
местонахождения заваленного человека или группы людей
|
1
|
Мотоперфораторы
|
2
|
Разжимной прибор
|
1
|
Спасательные ножницы
|
1
|
Плунжерная распорка
|
1
|
Лебедка
|
1
|
Носилки
|
5
|
Молоток
|
1
|
Малая саперная лопата
|
2
|
Ножовка по дереву
|
2
|
Пожарный топор
|
1
|
Итого
|
59
|
|
|
|
|
4.9
Подбор комплекта и комплекса спасательной техники для выполнения работ в зоне
чрезвычайной ситуации
Для механизации трудоемких процессов при проведении
АСДНР по ликвидации последствий ЧС необходимо правильно подобрать комплекты и
комплексы спасательных машин.
Большой объем работ в зоне аварии невозможно провести
в короткие сроки без применения различной техники. Только широкая механизация
всех видов работ позволит своевременно осуществить спасение пострадавших и
выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ. Для механизации работ
могут применяться имеющиеся на объекте различные типы и марки строительных
машин и механизмов, а также техника расположенная в ведении смежных предприятий.
Подбор машин выполняется на основе соответствия их главных эксплуатационных
параметров требованиям к машинам для механизации АСДНР и технологии
производства работ. Производится выбор оптимального варианта комплексной
механизации на основе сравнения основного и дополнительных показателей.
При выборе оптимального варианта комплексной
механизации, основным показателем является продолжительность производства
работ, также учитывается оснащенность формирований ликвидаторов ЧС, объемы и
характер необходимых работ. Для каждого формирования разработан «План
ликвидации аварийных ситуаций» на объекте, в соответствии с которым
привлекаются имеющиеся в их распоряжении машины и другие технические средства,
необходимые для ликвидации ЧС [36].
4.9.1 Теоретические основы отбора дорожных машин для
механизации работ в зоне ЧС
Задача
расчетов заключается в подборе дорожных машин в соответствии с условиями
выполнения работ. Так же требуется определить, подходит ли Бульдозер марки
Д-521 для работ по ликвидации завала. Тактико-технические характеристики
Бульдозера представлены в приложении Б.
Исходные данные расчетов
принимаются на основе обстановки, в том числе и инженерной: объема завалов,
состояния подъездных путей и т.д.
техническая
производительность машины Пт = 0,77 км/м.
коэффициент, зависящий от
числа проходов бульдозера по одному следу. В данном случае расчет проводится
при двух проходах К =0,4 [5];
длина отвала бульдозера
Д-521 L0=336 см [5];
угол поворота отвала в
плане для бульдозеров с неповоротным отвалом sinω = 1;
усилие на перемещение
призмы волочения на 1 погонный сантиметр длины отвала Рпр
=25,0кгс/см
усилие копания на один
погонный сантиметр длины отвала PK=4,5 кгс/см
коэффициент сопротивления
гусеничного хода fг =0,2
коэффициент использования
сцепного веса базовой машины, φсц =0,9 [5];
коэффициент буксования кб=
0,1.
коэффициент полезного
действия силовой передачи и ходовой части, η =,82.
С целью определения
максимальной производительности, которую может дать машина с учетом ее основных
конструктивных параметров и условий работы, осуществляется тяговый расчет.
Отметим,
что рабочий процесс машины в каждом элементе рабочего цикла возможен в том
случае, если сила тяги машины по двигателю Рд и сила тяги машины по
сцеплению Рсц будут больше (или равны) сумме всех сил сопротивлений W для соответствующих элементов цикла,
которые машина должна преодолевать в заданных условиях, т. е.
(4.24)
В
противном случае возможно, что заглохнет двигатель или забуксует движитель.
В соответствии с [5] для
проведения работ по расчистке завалов выбирается бульдозер со средним значением
номинальной силы тяги – 135 — 200 кН.
Данным требованиям
подходит бульдозер Д-521.
Производительность машин
при работе в завалах зависит от характеристик завала, схемы производства работ
и технических параметров машин. Таким образом, для ориентировочных расчетов
примем:
Пэ = 0,65∙Пт
(4.25)
где Пт
техническая производительность машины;
Эксплуатационная
производительность бульдозеров на гусеничных тракторах при прокладывании
проездов в завалах может быть определена по формуле:
, км/ч, (4.26)
где N — мощность
двигателя трактора, л.с;
К — коэффициент,
зависящий от числа проходов бульдозера по одному следу;
W — полное сопротивление
движению бульдозера при работе, кгс.
Пэ = = 0,5 км/ч (4.27)
Полное сопротивление
движению бульдозера при работе W слагается из сопротивления копанию W1,
сопротивления перемещению призмы волочения (объема породы перед отвалом) W2
и сопротивления перемещению бульдозера W3.
Сопротивление копанию
определяется по формуле:
W1 = PK∙Lo∙sinω, кгс (4.28)
где PK∙—
усилие копания на один погонный сантиметр длины отвала, кгс/см;
L0 — длина
отвала;
ω — угол поворота
отвала.
W1 = 4,5∙336∙1
= 1512 кгс
Сопротивление перемещению
призмы волочения определим по формуле:
W2 = Pпр∙L0,
кгс (4.29)
где Рпр —
усилие на перемещение призмы волочения на 1 погонный сантиметр длины отвала,
кгс/см.
W2 = 25,0∙336
= 8400 кгс
Сопротивление
перемещению бульдозера определяется по формуле
W3 = Gб∙fг (4.30)
где Gб — полный вес бульдозера, кг;
fг — коэффициент сопротивления
гусеничного хода.
W3 = 16900∙0,2 = 3380 кгс
Полное
сопротивление движению бульдозера при работе рассчитывается по формуле:
W=Wl + W2 + W3. (4.31)
W = 1512 + 8400 +
3380 = 13292 ≈ 13000 кгс
Опыт
производства работ по прокладыванию проездов в завалах с помощью бульдозеров
показывает, что минимальное заглубление отвала при этом должно быть примерно 0,2 м.
Поэтому,
если найденное расчетом полное сопротивление движению бульдозера при
заглублении отвала 0,2 м окажется больше максимальной силы тяги трактора, то
это указывает на нерациональность применение данного типа бульдозера для
прокладывания проездов [2].
Рассчитаем
силу тяжести базового тягача для создания номинального тягового усилия по
сцеплению по формуле:
GT=Pном/φсц (4.32)
где φсц — коэффициент использования сцепного
веса базовой машины;
Рном
— номинальное тяговое усилие, кгс.
GT =
180∙103/0,9 = 200000 кгс
(4.33)
Общая
сила тяжести конструкции бульдозеров рассчитаем по формуле:
Gб = 1,2∙GT, (4.34)
где Gб — сила тяжести базовой машины
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|