Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности
Мы намерены кратко рассмотреть историю телевидения, лишь основные этапы и
факты, достаточные для того, чтобы сделать нашу работу более полной и
содержательной не выходя за рамки рассматриваемой темы.
Мысль о возможности передачи изображения на расстояние была подсказана
людям самой природой, такими оптическими явлениями, как отражение предметов в
воде, миражи в пустынях и т.д. Наши предки стали задумываться о возможности
передаче изображения на расстояние, в результате появились легенды и сказки о
магах и волшебниках, которые якобы обладают даром видеть сквозь годы и
расстояния, о яблочках и тарелочках, хрустальных шарах и подобных
приспособлениях. Самые серьезные научные идеи, реализованные в современном
мире, вначале были осмыслены или подсказаны художественными средствами.
Приведем несколько примеров.
Прототипы телевизора не раз встречаются в произведениях Пушкина,
например, в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» (1834 г.): «Свет мой,
зеркальце, скажи да всю правду доложи?». Или в другой, не менее популярной
сказке «Аленький цветочек». Почти во всех ее вариантах встречается тема
передачи изображения на расстояние. Так, в записи сказки А.Н. Афанасьева (1858
г.) чудище, стараясь утешить тоскующую по отцу и сестрам гостью, дает ей
возможность увидеть на волшебном блюдце родной дом.
Похожие приборы встречались и у фантастов: Марк Твен, Жюль Верн, Герберт
Уэллс так или иначе описывали телевизионные приемники.
Подобные вещи встречались и у писателей, которых назвать фантастами
сложно. Например, А.И. Куприн в рассказе «Тост» (1906 г.) описал
четырехугольную форму стеклянного экрана телевизора, кнопочное устройство, с
помощью которого зрители могли включать и выключать приемные аппараты. Земля,
по описанию Куприна, когда-нибудь вся будет опутана электрическими проводами, и
это позволит в дальнейшем вести телевизионные передачи от Северного полюса до
Южного.
В произведении А.Н. Толстого «Аэлита» (1922 г.) дано довольно подробное
описание «туманного зеркала», то есть телевизионного устройства. Его передающая
часть представляла собой «бледно-зеленый шарик величиной с небольшое яблоко».
Такая компактность позволяла жителям Тумы не только смотреть заранее
подготовленные для них программы, но и включаться в любую передачу, вести
наблюдения за любым событием, которое происходило в этой стране, без контроля и
вмешательства со стороны сотрудников телецентра. Ведь такое «яблоко» нетрудно
было установить в любом месте, в любом помещении. То, что описывал Толстой,
считалось научной фантастикой, однако уже в 1925 году Фредерик Терман изобрел и
описал нечто подобное.
Александр Беляев, Бернард Шоу, Рей Брэдбери, Илья Варшавский и другие
писали о том, что оптическое изображение можно будет превращать в биотоки и
таким образом приемником телевизионных сигналов станет сам зритель. Он сможет
не только видеть изображение и слышать звук, но и воспринимать запахи, вкус,
ощущать предметы, находящиеся на большом удалении от него.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что идеи, рожденные
воображением людей далеких от науки, и в наши дни представляют определенный
интерес. Они продолжают подталкивать исследователей к новым открытиями и
разработкам. Теперь же поговорим о технической истории телевидения.
Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце
30-х годов прошлого столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий
упорных исследований и множества больших и не очень открытий.
Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект
- вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил
немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но
объяснить это явление так и не сумел. В феврале 1888, русский ученый Александр
Столетов провел опыт, наглядно демонстрирующий влияние света на электричество.
Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и
разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический
глаз». Но полностью объяснить природу фотоэффекта смог лишь Альберт Эйнштейн в
1905 году.
Параллельно этим исследованиям происходило и множество других, сыгравших
в итоге не менее важную роль в истории создания телевизоров. В 1879 году
английским физиком Уильямом Круксом были открыты вещества, способные светится
при воздействии на них катодными лучами - люминофоры. Позднее было установлено,
что яркость свечения люминофоров напрямую зависит от силы их облучения. В 1887
году первую версию катодо-лучевой трубки (кинескопа) представляет немецкий
физик Карл Браун.
К концу 19-века сама идея телевидения не кажется уже чем-то абсурдным и
фантастическим. Никто из ученых уже не сомневается в возможности передачи
изображений на расстояния. Главные же принципы работы телевидения были созданы
французским ученым Морисом Лебланом. Независимо от него, подобные труды создает
и американский ученый Е. Сойер. Они описали принцип, согласно которому для
передачи изображения требуется его быстрое покадровое сканирование, с
дальнейшим превращением его в электрический сигнал. Ну а так как радио тогда
уже существовало и успешно использовалось, то вопрос с передачей электрического
сигнала решился сам собой.
В 1907 году Борис Розинг теоретически обосновал возможность получения
изображения посредством электронно-лучевой трубки, разработанной ранее немецким
физиком К. Брауном. Розингу так же удалось осуществить это на практике. И хотя
удалось получить изображение в виде одной единственной неподвижной точки, это
был огромный шаг вперед. В целом, в деле развития электронных телевизионных
систем, Розинг сыграл огромную роль.
Первое устройство механического сканирования разработал в 1884 году
немецкий инженер Пауль Нипков. Его устройство представляло собой вращающийся
непрозрачный диск, диаметром до 50 см, с нанесенными по спирали Архимеда
отверстиями - так называемый диск Нипкова (иногда в литературе приспособление
Нипкова называют «электрическим телескопом»). Таким образом, происходило
сканирование изображения световым лучем, с последующей передачей сигнала на
специальный преобразователь. Для сканирования же хватало одного фотоэлемента.
Количество же отверстий иногда доходило до 200 (обычно же от 30 до 100). В
телевизоре процесс повторялся в обратном порядке - для получения изображения
использовался вращающийся диск с отверстиями, за которым находилась неоновая
лампа. При помощи столь нехитрой системы и проецировалось изображение. Так же
построчно, но с достаточной скоростью, для того чтобы человеческий глаз видел
уже целую картинку.
В 1925 году шведскому инженеру Джону Бэрду удалось впервые добиться
передачи распознаваемых человеческих лиц. И снова с использованием диска
Нипкова. Несколько позже, им же была разработана и первая телесистема,
способная передавать движущиеся изображения.
В 1933 году, в США, русский эмигрант Владимир Зворыкин продемонстрировал
иконоскоп - передающую электронную трубку. Принято считать, что именно В. Зворыкин
является отцом электронного телевидения, однако сам он так не считал и
неоднократно заявлял, что главная роль принадлежит профессору Борису Львовичу
Розингу, у которого он был только консультантом.
Приблизительно в то же время, независимо от Зворыкина, передающую трубку
создает и советский ученый С. Катаев.
Первый же электронный телевизор, пригодный для практического применения
был разработан в американской научно-исследовательской лаборатории RCA,
возглавляемой Зворыкиным, в конце 1936 года. Несколько позже, в 1939 году, RCA
представила и первый телевизор, разработанный специально для массового
производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла из себя
массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов.
В Советском Союзе первый сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года.
С 1 октября того же года телепередачи стали регулярными. Так как телевизоров
еще не у кого не было, проводились коллективные просмотры, с специально
отведенных для этого местах.
15 ноября 1934 года впервые состоялась трансляция телевизионной передачи
со звуком. Довольно длительное время существовал лишь один канал - Первая
программа. На время Великой Отечественной Войны транслирование было прервано, и
восстановлено лишь после ее окончания. А в 1960 году появился и Вторая
программа.
Первый советский телевизор, выпущенный промышленностью, назывался Б-2.
Эта механическая модель появилась в апреле 32 года. Первый же электронный
телевизор был создан гораздо позже - в 1949 году. Это был легендарный КВН 49.
Телевизор был оснащен столь маленьким экраном, что для более-менее комфортного
просмотра перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было
наполнять дистиллированной водой. Производство же цветных телевизоров, в СССР
началось лишь в средине 1967 года.
Хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году,
лишь к 1950 году стало возможна ее реализация. Да и то лишь в качестве
экспериментальных разработок. Прошло много лет, прежде чем эта технология стала
общедоступной повсеместно.
Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та
же RCA. Эта модель была оснащена 15 дюймовым экраном. Несколько позже были
разработаны модели с диагоналями 19 и 21 дюйм. Стоили такие системы дороже
тысячи долларов США, а следовательно, были доступны далеко не всем.
Стремительное развитие телевидения во второй половине 20-го века привело
к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без
телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами
телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD
и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков
сантиметров. Телевидение стало нормой.
В начале радиолампы были вытеснены полупроводниками - первый телевизор на
основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем
появились модели на основе микросхем. Теперь же существуют системы, когда вся
электронная начинка телевизора заключена в одну микросхему.
Первый пульт дистанционного управления был создан в 1950 году. Этот пульт
подключался к телевизору посредством длинного провода. Несколькими годами позже
Роберт Адлер предложил использовать для этой цели ультразвук. Предпринималось
также попытки использования луча видимого света. Но в итоге остановились на
инфракрасном излучении, которое и используется до сих пор.
По мнению А.Я. Юровского, детское вещание началось в январе 1939 г.
передачей «С новым годом». В январе 1940 г. дети увидели новогодний спектакль
«Зайкин дом».
Его мнение поддерживает А. Ожерельева, которая в своей статье утверждает,
что Советский союз на десятилетие раньше, чем США, осознал необходимость
создания телепрограмм для детей, однако до 1950 года передачи показывались от
случая к случаю, с того же года регулярное вещание для детей начало и
американское телевидение, зародив институт «субботнего утра».
При этом в СССР с самого начала телевидение оценивалось как
воспитательный и образовательный элемент, а в США как хорошая возможность
размещения рекламы. Связано это, в первую очередь, с особенностью экономик двух
стран. В то время как в Соединенных Штатах царили рыночные отношения, всей
собственностью СССР распоряжалось государство. В полной мере это относилось и к
телевидению, и появление детского контента было обусловлено двумя разными
целями в разных странах - денежной, с одной стороны, и воспитанием
идеологически правильно настроенного поколения - с другой.
На советском телевидении готовились передачи для детей разного возраста:
«Отзовитесь, горнисты!», «Спокойной ночи, малыши», телевизионные олимпиады,
«Музыкальные вечера для юношества», «Весёлые старты», «Умелые руки» и др. В
передачах «Лица друзей», многие из которых готовятся по письмам зрителей,
рассказывается о лучших учителях, об опыте работы в детских коллективах, о
советских людях, отдающих все силы воспитанию подрастающего поколения. Для
подростков и молодежи предназначены телевизионные программы - «В эфире -
молодость», «В добрый путь», «А ну-ка, девушки» и др.
В рубриках «Страницы творчества советских писателей», «Литературные
беседы», «Мастера искусств», «Поэзия», «Рассказы о художниках» и др. ведётся
большой разговор о роли и месте деятелей литературы и искусства в жизни страны.
Особое место занимают программы учебного телевидения, подготавливаемые
совместно с органами народного образования, АПН СССР, АН СССР, ведущими
учебными заведениями. Передачи для средней школы охватывают основные темы
большинства школьных дисциплин и передаются как непосредственно в класс, так и
для просмотра школьниками в вечернее время. Систематически велись передачи для
учителей («Экран - учителю»), для абитуриентов поступающих в вузы, студентов
заочных и вечерних вузов.
В 1970-е - начале 1980-х годов обе страны получают результаты своей
детской политики на телевидении. В нашей стране этот период считается периодом
наибольшего подъема, расцвета детского телевещания, когда с экранов
провозглашались вечные ценности в игровой форме. Формула этого телевидения
звучала так: обучая, развлекай! В то же время в США это формула выглядела
иначе: рекламируя, развлекай! Коммерческий подход привел страну к осознанию
кризиса, а первые попытки с ним бороться - к еще более глубокому в него
погружению. Как это произошло и в России в 1990-х годах.
Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается
губительной. Федеральная комиссия по коммуникациям США в 1990 году издает Акт о
детском телевидении, который направляет развитие американского телевидения для
детей по тому вектору, по которому шло изначально советское вещание - т.е. в
сторону образования, воспитания и ограничения рекламы, полное отсутствие
которой, как подтвердилось на российском опыте в 90-х годах (закон запрещал
какую бы то ни было коммерческую информацию во время трансляции детских
передач), поставило бы отрасль на грань выживания.
Российское телевидение в это же время двигается в противоположную
сторону. Конечно, причиной тому - смена политического курса и становление
рыночной экономики. В этот период передачи для детей становятся похожими на
американские программы во время их становления, с типично откровенной рекламой.
Например - программа «Дисней-клуб» (сравнить с «Тип-топ клуб», который выходил
в США в 1950-х годах, преимущественно для рекламы хлеба одноименной марки).
Получается, что страны совершили рокировку: в США - от коммерческого
развлекательного телевидения к образовательному под государственным контролем,
а в России - от образовательного к развлекательному.
В середине 2000-х годов в России стали появляться первые телеканалы для
детей. Видимо, как ответ на кризис программы на этих каналах отвечают
требованиям воспитания нравственности у подрастающего поколения. Тем не менее,
в РФ количество детских каналов достаточно мало и практически недоступно
большей части населения.
В США количество этих каналов таково, что их простое перечисление
представляется затруднительным - существуют и телекомпании, которые занимаются
исключительно детским контентом, а также «взрослые каналы» обычно имеют свои
проекты, посвященные детям (ABCKids, PBSKids, DiscoveryKids и т.д.).
Телевидение для детей, как в США, так и в России сохраняет присущие ему
изначально черты, хотя и несколько подкорректированные. Так, в США на многих
детских каналах можно увидеть лишь развлекательный контент (обычно это
кабельные сети как Nickelodeon, Cartoon Network, 4KidsTV), помимо того реклама
зачастую присутствует прямо в названии шоу. Например, популярный сериал на
Nickelodeon «iCarly» воспевает продукцию «Apple» и в названии (техника «Apple»
традиционно имеет в названии букву i: плейеры»iPod», телефоны «iPhone» и т.д.),
и по своей сути - сериал рассказывает о молодежи - активных пользователях
технических новинок.
В то же время абсолютно все российские каналы, посвященные детям, имеют в
сетке образовательные и воспитательные программы. Даже коммерческий телеканал
«Мультимания» (более 90 % программ - мультсериалы иностранного производства)
транслирует образовательные («Большая энциклопедия природы», «Исторические
личности»), развивающие («Тельмо и Тула») и воспитательные мультфильмы. К современному
периоду развития российского детского телевидения мы вернемся далее.
1.2
Характеристика и типологические особенности телевидения
Телевидение является наиболее массовым из СМИ. Оно охватывает даже те
слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Почему? Об этом
мы поговорим далее.
Способность телевидения к массовости объясняется его спецификой. Средства
создания телевизионных продуктов, передачи их конечному потребителю и уровень
восприятия телевизионный информации отличны от всего, что было ранее.
Телевидение объединяет в себе возможности радио, кино, газет, телеграфа, всего,
что было до него. Объединяет и превосходит все характеристики традиционных СМИ.
Рассмотрим некоторые специфические особенности телевидения:
1. Телевизионный сигнал - это электромагнитные колебания, способные
проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Современное
спутниковое телевидение вообще не имеет преград и способно транслироваться в
любую точку планеты, без всяких ограничений и это еще более усиливает позиции
ТВ. Таким образом, телевидение можно считать вездесущным СМИ, для которого не
существует расстояний и преград, вследствие чего аудитория которого может
равняться населению целого региона или страны.
2. Специфика подачи сигнала - телевизионная передача задействует два
основных канала получения информации - визуальный и аудиальный. При этом
человеку не требуется значительных усилий для ее восприятия, достаточно
прислушаться и посмотреть на экран. Так телевизионные образы становятся
доступными для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио,
телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной
(словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной
коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом
числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и
участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно
утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие
телевизионной журналистики от других ее родов.
3. Оперативность. Телевидение способно сообщить форме о действии в момент
его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном
экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством
телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не
постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского
восприятия, свидетельствуя о достоверности действия, происходящего на экране.
Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий,
придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую
достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает
исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из
разновидностей СМИ.
Рассмотренные выше специфические свойства телевидения обеспечивают ему
особые функциональные, структурные, выразительные и эстетические особенности, а
также дает такие возможности, о которых ранее не могло быть и речи. Несомненно,
телевидение заняло и продолжает занимать особое место в системе средств
массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые
выполняет телевидение в современном мире. О функциях телевидения мы поговорим
позднее, теперь же обратимся к типологии, чтобы составить более четкое
представление о самом телевидении и его составляющих.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|