МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности

    Согласно определению, типология - это вычленение в группы предметов самых характерных общих признаков и создание на основе этих общих признаков какого-то типа, модели или классификации. Типологизировать можно практически все, от природных явлений, до материальных объектов. Главное в этом процессе - выделить общие признаки и объединить руководствуясь ими наиболее подходящие к каждой группе объекты.

    В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по которым можно охарактеризовать любое СМИ:

    - по характеру аудитории;

    - по предметно-тематической направленности;

    - по целевому назначению;

    - по времени выхода;

    - по периодичности.

    Как видно, вышеназванные типологические признаки нацелены, прежде всего на бумажные СМИ, однако мы перенесем их в телевизионную среду и создадим собственную классификацию. Основная структурная единица - телевизионный канал.

    Итак, мы предлагаем классифицировать телевизионные каналы по следующим основаниям:

    1. По характеру аудитории

    - международные телеканалы - охватывают несколько стран (BBC, Euronews, Fox и т.д.);

    - национальные телеканалы - охватывают население одной страны (Первый канал, Россия, НТВ и т.д.);

    - межрегиональные - охватывают население нескольких регионов (телевидение Дальнего Востока, Сибири);

    - территориальные (краевые, областные, районные телеканалы);

    - этнические - нацелены на одну национальную общность;

    - профессиональные телеканалы - нацелены на узкую профессиональную аудиторию (РБК-ТВ);

    - телеканалы для различных социальных групп (например, религиозные телеканалы);

    - телеканалы для различных возрастных групп (детские телеканалы);

    - телеканалы для женщин и мужчин (Охота и рыбалка, Fashion TV);

    - семейные телеканалы (например, «Домашний»);

    - телеканалы для групп населения, выделяющихся по другим признакам.

    2. По предметно-тематической направленности

    Большинство телеканалов - универсально-тематические (представлены разные темы). Однако в последнее время наметилась тенденция к специализации, когда канал вещает только в своей нише, но значительно повышает качество и информационную достоверность своих передач. Специализированные телеканалы можно классифицировать по предметно-тематической направленности:

    - новостные телеканалы (Вести, Евроньюс);

    - экономические телеканалы (РБК-ТВ, PRO Dеньги);

    - экологические телеканалы (Planet Green, National Geographic);

    - технические телеканалы (промышленность (Discovery,), строительство (Усадьба);

    - автомобильные телеканалы (Авто+, Первый автомобильный канал);

    - сельскохозяйственные телеканалы (Агро-ТВ);

    - спортивные телеканалы (Вести-Спорт, 7ТВ);

    - телеканалы о культуре и искусстве (Культура);

    - медицинские телеканалы (Здоровье, ЖИВИ!, Здоровое ТВ).

    3. По целевому назначению

    По целевому назначению все телеканалы можно поделить в соответствии с теми функциями, которые они осуществляют. Выделим несколько направлений:

    - культурно-просветительские телеканалы - их цель в том, чтобы обеспечить зрителя информацией, способствовать его развитию и развлекать одновременно;

    - информационные телеканалы - их цель в предоставлении самой свежей и актуальной информации без какой-либо оценки;

    - развлекательные телеканалы - их цель понятна из названия - развлечение зрителя;

    - образовательные телеканалы - их цель в том, чтобы помочь человеку получить академические знания и обеспечить его доступным образованием;

    - научно-популярные телеканалы - их цель состоит в популяризации научных исследований, в информировании зрителей об открытиях, известных ученых, направлениях науки и т.д.;

    - практические телеканалы - цель этих телеканалов в том, чтобы научить человека каким-либо практическим знаниям, например, строительство или ремонт;

    - рекламные телеканалы - их цель в трансляции рекламных сообщений и коммерческой информации;

    4. По времени выхода

    Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты. Утренними передачами считаются программы 12 часов, дневными с 12 до 18 часов, вечерними - с 18 часов, ночными с 23 часов.

    5. По периодичности

    Практически все современные телеканалы вещают круглосуточно, поэтому говорить об их периодичности некорректно. По этому основанию можно квалифицировать отдельные передачи:

    - ежедневные телевизионные передачи - выходят каждый день (новости, сериалы и т.д.);

    - еженедельные передачи - выходят раз в неделю (например, итоговые новости, развлекательные передачи по выходным дням и т.д.);

    - ежемесячные передачи - выходят ежемесячно и представляют собой полноценные и глубокие исследования затронутой темы. Обычно это телевизионные расследования, какие-либо тематические программы и т.д.;

    - нерегулярные передачи - выходящие по мере накопления материалов (альманахи) и ситуационные передачи (выходят в случае появления информационного повода - премьера фильма, годовщина события, передачи о каком-либо человеке).

    Наша классификация не единственная в своем роде, существуют и другие типологии телеканалов и программ. Приведем одну из них.

    1. По способу трансляции:

    - эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

    - спутниковое (например, «Космос-ТВ» - совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);

    - кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

    2. По типу деятельности:

    - вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, - та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

    - программопроизводящие (продюсерские фирмы);

    - дистрибьюторы.

    3. По охвату аудитории:

    - общероссийские («Первый канал», «Россия»);

    - региональные («Юг России»);

    - местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

    4. По форме собственности:

    - государственные;

    - негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью.

    На наш взгляд такая классификация недостаточно полная, так как охватывает не все телеканалы и все основания, по которым можно их типологизировать. Наша классификация позволяет увидеть телевидение с разных сторон и составить общую картину о типах каналов, их целях, аудитории и назначении.

    Разумеется, существуют и другие классификации, для примера, приведем одну из них, предложенную Юровским А.Я. в известном издании «Телевизионная журналистика». Итак, он предложил классифицировать телеканалы по следующим признакам:

    - по тематическому признаку - пример: спутниковые каналы НТВ плюс («Наше кино» - отечественный кинематограф, «Мир кино» - зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы);

    - по аудиторному (адресному) признаку - для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории - «ТВ-6»;

    - по учредителю - это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов;

    - по национальному признаку - республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований;

    - по территориальному признаку - общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир») и объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т. д.);

    - наконец, по источнику финансирования:

    - государственный (бюджетный) телеканал;

    - платный - функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой;

    - общественный - существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц;

    - коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;

    - арендный - политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

    Как видно, Юровский А.Я. рассматривает различные признаки и выделяет наиболее часто встречающиеся виды телеканалов, в соответствии с каждым из признаков. Наша классификация во многом перекликается с классификацией Юровского А.Я. , однако не является его аналогом и представляется более полной.

    Представление о современном телевидении будет неполным, если не проанализировать функции, которые оно выполняет. Об этом мы поговорим в следующем параграфе.


    1.3 Функции телевидения в современном мире


    Телевидение - сложный социальный механизм, имеющий определенные цели и функции. Такое явление как телевидение не может существовать просто так, оно обязательно выполняет ряд задач, социальных, коммерческих, политических и многих других. Ниже мы рассмотрим основные функции телевидения.

    1. Информационная функция. Телевидение, как и любое средство массовой информации, имеет главную цель - удовлетворение информационных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом. Однако телевидение превосходит всех своих предшественников (радио, печатные СМИ), так как позволяет распространять информацию быстрее, нагляднее, достовернее и эмоционально более насыщенно. В современном обществе регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой. При этом информационные передачи являются одним из важнейших каналов распространения новостей и других сведений и присутствуют практически на каждом телеканале. Особое внимание телевидение уделяет событиям, выходящим за рамки нормальной жизни: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Такой подход объясняется стремлением быть в курсе событий, поддерживать зрительский рейтинг, завоевать авторитет и сформировать постоянную аудиторию. Все эти показатели в конечном итоге работают на экономическую эффективность телевизионной деятельности.

    Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной степени касается как региональных, так и глобальных новостей. При хорошем взаимодействии регионального и общенационального телевидения любое событие, где бы оно ни произошло, быстро становится достоянием всей страны и даже всего мира. Но все-таки ведущие телекомпании планеты предпочитают иметь репортажи с самых важных событий от своих собственных корреспондентов, обладающих «фирменным» почерком в работе и запоминающейся внешностью.

    Телевидение - это своего рода индикатор общества, аналогичный рецептору в организме, который сообщает мозгу информацию о том, что происходит в каждой клетке, в каждом органе.

    Мировой новостной стандарт, работающий уже несколько десятилетий: выпуск новостей, не смотря на преобладающее количество новостей с негативной эмоциональной окраской, должен оставлять положительное впечатление в целом, поэтому бытовые и положительные сюжеты ставят в конец выпуска.

    Некоторые телеканалы осуществляют информационное вещание для детей, транслируют новости, представляя их таким образом, чтобы они были понятны самым маленьким зрителям. Примером такой программы могут быть некогда известные «Там-там-новости», созданная студией РОСТ и транслировавшееся на телеканале «Россия».

    2. Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Некоторые передачи преследуют эту цель напрямую, другие же формируют культуру косвенно, через демонстрацию зрителю участников событий, стиля их поведения, ведухих, их речь, одежду, тактичность и т.д. Зритель постепенно приобретает представления о том, как должен говорить человек, как одеваться, как держаться на публике. Именно поэтому, ведущие отбираются очень скрупулезно, а требования к ним предъявляются такие, что далеко не каждый сможет соответствовать нужному образу.

    Напрямую культурно-просветительская функция реализуется через трансляцию спектаклей, фильмов, концертов, деловых встреч и т.д. Огромное количество людей, живущих в нашей стране, только через телевидение могут узнать о тех или иных событиях, познакомиться с биографией известных людей, узнать, чем же отличился тот или иной поэт, писатель, культурный деятель. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности, что в целом допустимо, однако при определенных условиях: как минимум, такая передача не должна вызывать отторжения. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.

    3. Интегративная функция. Телевидение, возможно в большей мере, чем любое другое СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, взаимодействие между различными социальными и культурными слоями, профессиональными общностями и т.д. Люди, являющиеся аудиторией одной программы, канала, в конце концов, начинают мыслить похожими образами, поэтому сами по себе интегрируются в единый социум.

    Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию телевидения, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у телевизора. Выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном, социальном отношении.

    4. Социально-педагогическая или управленческая функция. Телевидение напрямую участвует в осуществлении определенного социально-педагогического или управленческого воздействия на аудиторию и в целом население государства. Посредством телевидения осуществляется пропаганда определенного образа жизни, насаждение тех или иных взглядов, политических, моральных, социальных, распространение определенных духовных ценностей и представлений об организации мира. Социально-педагогическая, или управленческая, функция телевидения, очевидно, граничит с интегративной и, кроме того, с информационной.

    Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру, политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий, телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму - от информации до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в существенной части своих программ служит проводником государственной политики.

    Сотрудничество телевидения и государства не является аморальным или предосудительным само по себе. Все зависит от тех установок, тех принципов, которые распространяются посредством телевидения. Первичную ответственность в этом несет, разумеется, государство, телевидение же выполняет лишь функцию инструмента, посредством которого осуществляется влияние. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

    Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство - СМИ - народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.

    Необходимо заметить, что независимо от политической системы государства, телевидение обязано представлять события в максимально беспристрастном, нейтральном виде. В противном случае, навязчивая пропаганда, умалчивание одних подробностей и акцентирование других, приводит к утрате качества информации и, впоследствии, доверия аудитории.

    5. Организаторская функция. Организаторская и управленческая функции - это не одно и то же. Телевидение целенаправленно, вынужденно или случайно, иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей. Примером осуществления этой функции могут быть многочасовые телемарафоны с благотворительными целями, опросы аудитории, проведение социальных акций (например, уборка города в весенний период), соблюдение правил дорожного движения и т.д.

    6. Образовательная функция. В настоящий момент существует целый ряд каналов (особенно на западе), транслирующих образовательные передачи. В данном случае телевидение тоже является инструментом, однако используется для иных целей. Трансляция учебных циклов предназначена в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.) и не имеющих других возможностей для получения подобных сведений. В бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу Центрального телевидения, сегодня в России работают несколько подобных каналов.

    7. Рекреативная функция. Также мало связана непосредственно с журналистикой, однако очень характерна именно для телевидения. Как известно, рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Миллионы людей предпочитают отдых на диване с телевизионным пультом. Причина - огромное количество развлекательных телепрограмм рекреативной направленности. Чисто развлекательная продукция (видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы) создается, как правило, специализированными телекомпаниями, сотрудничающими с телеканалами.

    Таким образом, телевизионные каналы охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека, заполняют информационное пространство и практически все свободное время. Но так ли все хорошо на телевидении, действительно ли телеканалы предоставляют информацию всем, кто в ней нуждается? К сожалению, российское телевидение находится в таком состоянии, когда одна из главных аудиторий остается без внимания. На главных российских телеканалах практически отсутствуют детские передачи. О детском и юношеском телевидении мы поговорим далее.


    1.4 Детские и подростковые программы на российском телевидении


    Прежде, чем приступить к детским и подростковым каналам, появившимся в России после перестройки, хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс и рассказать об образовательном телеканале для школьников, существовавшем в СССР. О том, как он создавался и какие передачи транслировались, достаточно подробно рассказал в своей книге «Телевидение: Страницы истории» корифей телевидения Вилен Владимирович Егоров.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.