Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности
Согласно определению, типология - это вычленение в группы предметов самых
характерных общих признаков и создание на основе этих общих признаков какого-то
типа, модели или классификации. Типологизировать можно практически все, от
природных явлений, до материальных объектов. Главное в этом процессе - выделить
общие признаки и объединить руководствуясь ими наиболее подходящие к каждой
группе объекты.
В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по
которым можно охарактеризовать любое СМИ:
- по характеру аудитории;
- по предметно-тематической направленности;
- по целевому назначению;
- по времени выхода;
- по периодичности.
Как видно, вышеназванные типологические признаки нацелены, прежде всего
на бумажные СМИ, однако мы перенесем их в телевизионную среду и создадим
собственную классификацию. Основная структурная единица - телевизионный канал.
Итак, мы предлагаем классифицировать телевизионные каналы по следующим
основаниям:
1.
По характеру аудитории
- международные телеканалы - охватывают несколько стран (BBC, Euronews, Fox и т.д.);
- национальные телеканалы - охватывают население одной страны (Первый
канал, Россия, НТВ и т.д.);
- межрегиональные - охватывают население нескольких регионов (телевидение
Дальнего Востока, Сибири);
- территориальные (краевые, областные, районные телеканалы);
- этнические - нацелены на одну национальную общность;
- профессиональные телеканалы - нацелены на узкую профессиональную
аудиторию (РБК-ТВ);
- телеканалы для различных социальных групп (например, религиозные
телеканалы);
- телеканалы для различных возрастных групп (детские телеканалы);
- телеканалы для женщин и мужчин (Охота и рыбалка, Fashion TV);
- семейные телеканалы (например, «Домашний»);
- телеканалы для групп населения, выделяющихся по другим признакам.
2. По предметно-тематической направленности
Большинство телеканалов - универсально-тематические (представлены разные
темы). Однако в последнее время наметилась тенденция к специализации, когда
канал вещает только в своей нише, но значительно повышает качество и
информационную достоверность своих передач. Специализированные телеканалы можно
классифицировать по предметно-тематической направленности:
- новостные телеканалы (Вести, Евроньюс);
- экономические телеканалы (РБК-ТВ, PRO Dеньги);
- экологические телеканалы (Planet Green, National Geographic);
- технические телеканалы (промышленность (Discovery,), строительство
(Усадьба);
- автомобильные телеканалы (Авто+, Первый автомобильный канал);
- сельскохозяйственные телеканалы (Агро-ТВ);
- спортивные телеканалы (Вести-Спорт, 7ТВ);
- телеканалы о культуре и искусстве (Культура);
- медицинские телеканалы (Здоровье, ЖИВИ!, Здоровое ТВ).
3. По целевому назначению
По целевому назначению все телеканалы можно поделить в соответствии с
теми функциями, которые они осуществляют. Выделим несколько направлений:
- культурно-просветительские телеканалы - их цель в том, чтобы обеспечить
зрителя информацией, способствовать его развитию и развлекать одновременно;
- информационные телеканалы - их цель в предоставлении самой свежей и
актуальной информации без какой-либо оценки;
- развлекательные телеканалы - их цель понятна из названия - развлечение
зрителя;
- образовательные телеканалы - их цель в том, чтобы помочь человеку
получить академические знания и обеспечить его доступным образованием;
- научно-популярные телеканалы - их цель состоит в популяризации научных
исследований, в информировании зрителей об открытиях, известных ученых,
направлениях науки и т.д.;
- практические телеканалы - цель этих телеканалов в том, чтобы научить
человека каким-либо практическим знаниям, например, строительство или ремонт;
- рекламные телеканалы - их цель в трансляции рекламных сообщений и
коммерческой информации;
4. По времени выхода
Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты.
Утренними передачами считаются программы 12 часов, дневными с 12 до 18 часов,
вечерними - с 18 часов, ночными с 23 часов.
5. По периодичности
Практически все современные телеканалы вещают круглосуточно, поэтому
говорить об их периодичности некорректно. По этому основанию можно
квалифицировать отдельные передачи:
- ежедневные телевизионные передачи - выходят каждый день (новости,
сериалы и т.д.);
- еженедельные передачи - выходят раз в неделю (например, итоговые
новости, развлекательные передачи по выходным дням и т.д.);
- ежемесячные передачи - выходят ежемесячно и представляют собой
полноценные и глубокие исследования затронутой темы. Обычно это телевизионные
расследования, какие-либо тематические программы и т.д.;
- нерегулярные передачи - выходящие по мере накопления материалов
(альманахи) и ситуационные передачи (выходят в случае появления информационного
повода - премьера фильма, годовщина события, передачи о каком-либо человеке).
Наша классификация не единственная в своем роде, существуют и другие
типологии телеканалов и программ. Приведем одну из них.
1. По способу трансляции:
- эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ
распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
- спутниковое (например, «Космос-ТВ» - совместное российско-американское
предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы
западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в
конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);
- кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).
2. По типу деятельности:
- вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых
иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, - та же
«Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие
и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
- программопроизводящие (продюсерские фирмы);
- дистрибьюторы.
3. По охвату аудитории:
- общероссийские («Первый канал», «Россия»);
- региональные («Юг России»);
- местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).
4. По форме собственности:
- государственные;
- негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом
форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа,
общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной
ответственностью.
На наш взгляд такая классификация недостаточно полная, так как охватывает
не все телеканалы и все основания, по которым можно их типологизировать. Наша
классификация позволяет увидеть телевидение с разных сторон и составить общую
картину о типах каналов, их целях, аудитории и назначении.
Разумеется, существуют и другие классификации, для примера, приведем одну
из них, предложенную Юровским А.Я. в известном издании «Телевизионная
журналистика». Итак, он предложил классифицировать телеканалы по следующим
признакам:
- по тематическому признаку - пример: спутниковые каналы НТВ плюс («Наше
кино» - отечественный кинематограф, «Мир кино» - зарубежные фильмы,
круглосуточная спортивная и музыкальная программы);
- по аудиторному (адресному) признаку - для детей, молодежи, женщин,
пенсионеров и т.д.; безусловный лидер среди молодежной аудитории - «ТВ-6»;
- по учредителю - это может быть «мэрский» или «президентский» канал,
канал творческих союзов;
- по национальному признаку - республиканская программа, программа для
национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных
образований;
- по территориальному признаку - общегосударственная и местная программы,
межгосударственная (телерадиокомпания «Мир») и объединенная региональная
(Средняя Волга, Западная Сибирь и т. д.);
- наконец, по источнику финансирования:
- государственный (бюджетный) телеканал;
- платный - функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо
подписной по аналогии с печатной периодикой;
- общественный - существующий за счет фондов общественных организаций,
добровольных пожертвований предприятий и частных лиц;
- коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы;
- арендный - политическая партия, общественная организация, частное лицо
или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.
Как видно, Юровский А.Я. рассматривает различные признаки и выделяет
наиболее часто встречающиеся виды телеканалов, в соответствии с каждым из
признаков. Наша классификация во многом перекликается с классификацией
Юровского А.Я. , однако не является его аналогом и представляется более полной.
Представление о современном телевидении будет неполным, если не
проанализировать функции, которые оно выполняет. Об этом мы поговорим в
следующем параграфе.
1.3
Функции телевидения в современном мире
Телевидение - сложный социальный механизм, имеющий определенные цели и
функции. Такое явление как телевидение не может существовать просто так, оно
обязательно выполняет ряд задач, социальных, коммерческих, политических и
многих других. Ниже мы рассмотрим основные функции телевидения.
1. Информационная функция. Телевидение, как и любое средство массовой
информации, имеет главную цель - удовлетворение информационных потребностей
каждого человека в отдельности и общества в целом. Однако телевидение
превосходит всех своих предшественников (радио, печатные СМИ), так как
позволяет распространять информацию быстрее, нагляднее, достовернее и
эмоционально более насыщенно. В современном обществе регулярное получение
людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном
мире стало нормой. При этом информационные передачи являются одним из важнейших
каналов распространения новостей и других сведений и присутствуют практически
на каждом телеканале. Особое внимание телевидение уделяет событиям, выходящим
за рамки нормальной жизни: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным
катаклизмам и т.д. Такой подход объясняется стремлением быть в курсе событий,
поддерживать зрительский рейтинг, завоевать авторитет и сформировать постоянную
аудиторию. Все эти показатели в конечном итоге работают на экономическую
эффективность телевизионной деятельности.
Для того чтобы телекомпания могла оперативно показывать события, о
которых ничего не было известно заранее, необходим высокий уровень технического
оснащения и исключительно четкая организация репортерской службы. Это в равной
степени касается как региональных, так и глобальных новостей. При хорошем
взаимодействии регионального и общенационального телевидения любое событие, где
бы оно ни произошло, быстро становится достоянием всей страны и даже всего
мира. Но все-таки ведущие телекомпании планеты предпочитают иметь репортажи с
самых важных событий от своих собственных корреспондентов, обладающих
«фирменным» почерком в работе и запоминающейся внешностью.
Телевидение - это своего рода индикатор общества, аналогичный рецептору в
организме, который сообщает мозгу информацию о том, что происходит в каждой
клетке, в каждом органе.
Мировой новостной стандарт, работающий уже несколько десятилетий: выпуск
новостей, не смотря на преобладающее количество новостей с негативной
эмоциональной окраской, должен оставлять положительное впечатление в целом,
поэтому бытовые и положительные сюжеты ставят в конец выпуска.
Некоторые телеканалы осуществляют информационное вещание для детей,
транслируют новости, представляя их таким образом, чтобы они были понятны самым
маленьким зрителям. Примером такой программы могут быть некогда известные
«Там-там-новости», созданная студией РОСТ и транслировавшееся на телеканале
«Россия».
2. Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере
приобщает человека к культуре. Некоторые передачи преследуют эту цель напрямую,
другие же формируют культуру косвенно, через демонстрацию зрителю участников
событий, стиля их поведения, ведухих, их речь, одежду, тактичность и т.д.
Зритель постепенно приобретает представления о том, как должен говорить
человек, как одеваться, как держаться на публике. Именно поэтому, ведущие
отбираются очень скрупулезно, а требования к ним предъявляются такие, что
далеко не каждый сможет соответствовать нужному образу.
Напрямую культурно-просветительская функция реализуется через трансляцию
спектаклей, фильмов, концертов, деловых встреч и т.д. Огромное количество
людей, живущих в нашей стране, только через телевидение могут узнать о тех или
иных событиях, познакомиться с биографией известных людей, узнать, чем же
отличился тот или иной поэт, писатель, культурный деятель. В
культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент
дидактики, назидательности, что в целом допустимо, однако при определенных
условиях: как минимум, такая передача не должна вызывать отторжения. Задача
авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.
3. Интегративная функция. Телевидение, возможно в большей мере, чем любое
другое СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, взаимодействие
между различными социальными и культурными слоями, профессиональными общностями
и т.д. Люди, являющиеся аудиторией одной программы, канала, в конце концов,
начинают мыслить похожими образами, поэтому сами по себе интегрируются в единый
социум.
Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко
всем. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция телевидения
решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения).
Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной,
культурно-просветительской, организаторской, образовательной и др. Для
журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию телевидения, первейшим
качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности
общества с заботами отдельного человека у телевизора. Выполнение интегративной
функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской
аудитории: в национальном, конфессиональном, социальном отношении.
4. Социально-педагогическая или управленческая функция. Телевидение напрямую участвует в
осуществлении определенного социально-педагогического или управленческого
воздействия на аудиторию и в целом население государства. Посредством
телевидения осуществляется пропаганда определенного образа жизни, насаждение
тех или иных взглядов, политических, моральных, социальных, распространение
определенных духовных ценностей и представлений об организации мира.
Социально-педагогическая, или управленческая, функция телевидения, очевидно,
граничит с интегративной и, кроме того, с информационной.
Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную
систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с
соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень
этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения
этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное
СМИ. В тех развивающихся странах, где существенную роль играет, к примеру,
политика ограничения рождаемости или освоения новых земледельческих орудий,
телевидение уделяет много внимания пропаганде начинаний в этих сферах. При
тоталитарных режимах пропаганда пронизывает всю телепрограмму - от информации
до произведений искусства, демонстрируя всеобщую любовь к властям и к
исполнению их указаний. Но и в самых демократических государствах телевидение в
существенной части своих программ служит проводником государственной политики.
Сотрудничество телевидения и государства не является аморальным или
предосудительным само по себе. Все зависит от тех установок, тех принципов,
которые распространяются посредством телевидения. Первичную ответственность в
этом несет, разумеется, государство, телевидение же выполняет лишь функцию
инструмента, посредством которого осуществляется влияние. Наиболее очевидно
управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других
общественно-политических программах.
Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не
обязательно действует в схеме «государство - СМИ - народ». Телевизионным
средством массовой информации могут управлять те или иные партийные,
финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.
Необходимо заметить, что независимо от политической системы государства,
телевидение обязано представлять события в максимально беспристрастном,
нейтральном виде. В противном случае, навязчивая пропаганда, умалчивание одних
подробностей и акцентирование других, приводит к утрате качества информации и,
впоследствии, доверия аудитории.
5. Организаторская функция. Организаторская и управленческая функции - это не
одно и то же. Телевидение целенаправленно, вынужденно или случайно, иногда само
становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо
совместные действия масс людей. Примером осуществления этой функции могут быть
многочасовые телемарафоны с благотворительными целями, опросы аудитории,
проведение социальных акций (например, уборка города в весенний период),
соблюдение правил дорожного движения и т.д.
6. Образовательная функция. В настоящий момент существует целый ряд каналов
(особенно на западе), транслирующих образовательные передачи. В данном случае
телевидение тоже является инструментом, однако используется для иных целей.
Трансляция учебных циклов предназначена в помощь людям, получающим то или иное
образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для
поступающих в вузы и т.д.) и не имеющих других возможностей для получения
подобных сведений. В бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу
Центрального телевидения, сегодня в России работают несколько подобных каналов.
7. Рекреативная функция. Также мало связана непосредственно с журналистикой,
однако очень характерна именно для телевидения. Как известно, рекреация - это
отдых, расслабление, восстановление сил. Миллионы людей предпочитают отдых на
диване с телевизионным пультом. Причина - огромное количество развлекательных
телепрограмм рекреативной направленности. Чисто развлекательная продукция
(видеоклипы, комедийные фильмы, конкурсы) создается, как правило,
специализированными телекомпаниями, сотрудничающими с телеканалами.
Таким образом, телевизионные каналы охватывают практически все сферы
жизнедеятельности человека, заполняют информационное пространство и практически
все свободное время. Но так ли все хорошо на телевидении, действительно ли
телеканалы предоставляют информацию всем, кто в ней нуждается? К сожалению,
российское телевидение находится в таком состоянии, когда одна из главных
аудиторий остается без внимания. На главных российских телеканалах практически
отсутствуют детские передачи. О детском и юношеском телевидении мы поговорим
далее.
1.4
Детские и подростковые программы на российском телевидении
Прежде, чем приступить к детским и подростковым каналам, появившимся в
России после перестройки, хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс и
рассказать об образовательном телеканале для школьников, существовавшем в СССР.
О том, как он создавался и какие передачи транслировались, достаточно подробно
рассказал в своей книге «Телевидение: Страницы истории» корифей телевидения
Вилен Владимирович Егоров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|