МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Детские и подростковые программы на каналах "Первый" и "Россия": типологические особенности

    Первой учебной передачей на советском телеэкране считается лекционный курс «Автомобиль» студии «Техфильм», который выходил в эфир еженедельно в январе-мае 1955 года. В тот период в Москве на ЦТ существовала постоянная рубрика «В помощь школе», в Ленинграде - «Телевизионный лекторий для старшеклассников». В этих передачах читались лекции по высшей математике и ряду других теоретических дисциплин. Рубрики имели определенный успех у школьников, что заставило руководство страны озаботиться вопросом организации систематического учебного телевещания для школ, вузов. В результате в марте 1965 года на Центральном телевидении был открыт специализированный канал, названный третьей (учебной) программой. Однако эта программа никогда не была общесоюзной.

    Создавались учебные программы, которые, по сути, были наглядным пособием для школьников, изучающих ту или иную дисциплину в рамках программы. Утренний блок третьей программы адресовался школам. Дневные факультативные передачи выходили за рамки учебника и адресовались не только детям, но и взрослым.

    План нашего вещания на предстоящий учебный год утверждала, кроме коллегии Гостелерадио СССР, коллегия Министерства просвещения СССР. Решалось, какие предметы нуждаются в телевизионном подкреплении, а какие нет и, на основе этого, принималось решение о выборе предметов и тематики.

    Вот, что пишет об этом сам автор: «Предпочтение отдавалось темам, которые имели принципиально важное значение в изучаемом предмете и могли быть раскрыты доходчиво и наглядно. Прежде всего, это недоступный в обычной школьной лаборатории эксперимент, показ тех или иных процессов в динамике, видеозаписи уникальных явлений природы и т.п. Телевизионные уроки облекались в форму не только лекции или беседы, но и инсценировки, очерка, экскурсии, репортажа. Независимо от формы изложения материала авторы всегда помнили о специфике своей аудитории и стремились увлечь воображение зрителя поисками ученых, романтикой творческого развития человеческой мысли. Для того чтобы стимулировать самостоятельное мышление учащихся, иногда в конце передачи давались контрольные вопросы и задания.

    Для школьников, желавших поступить в вузы, редакция совместно с одним из самых престижных вузов Москвы - МИФИ - организовала курс лекций по математике. На их долю выпал неожиданный успех. Юные телезрители с азартом решали задачки, другие «домашние задания», которые давали с экрана профессора. Лекции - а их было около 60 - записывались на черно-белую кинопленку; в кадре - доска с мелом и одинокий профессор, читающий лекцию будущим абитуриентам. Писем от школьников было так много, что в МИФИ для анализа домашних заданий стали привлекать студентов-старшекурсников, а по итогам такой переписки институт отбирал себе будущих студентов».

    За двадцать с небольшим лет существования учебной программы по ней прошли передачи почти по всем дисциплинам программы средней школы.

    Современное российское телевидение претерпело значительные перемены в последние годы, причем даже не по отношению к советскому телевидению, а по отношению к российскому телевидению девяностых годов.

    Сегодня на первом плане - монетизация и, следовательно, рейтинги, все остальное становится неактуальным. С одной стороны это вполне объяснимо, телеканалы должны зарабатывать, чтобы существовать. С другой стороны они перестают выполнять ключевые функции - культурно-просветительскую, образовательную, интегративную. Если же говорить о детских передачах, то здесь ситуация еще более сложная.

    Согласно правилам лицензирования телевидения, установленным Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7-10% от эфирного времени. Но, ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. На Первом канале детские передачи занимают не более 3% (Ералаш, Умники и умницы, Мультфильмы) эфирного времени, на канале «Россия» около 0,4-0,5% эфирного времени (Спокойной ночи, малыши!), канал НТВ вообще не включает в сетку детские передачи, за исключением «Детского утра на НТВ» по воскресеньям, что составляет не больше 0,4% эфира. Немногим лучше выглядит канал ТВЦ, здесь детские передачи составляют 3,5-4% эфира, «Культура», где художественные и мультипликационные фильмы для детей занимают около 4,5% эфира.

    Больше всего программ для детей и подростков на канале СТС. Назовем несколько передач: развивающая программа «Галилео», игровая «Кто умнее пятиклассника?», интеллектуальная игра «Самый умный», детская программа «Детские шалости», снятая по формату «Устами младенца», некогда достаточно рейтинговой передачи на РТР. Кроме того, СТС транслирует достаточно большой объем мультфильмов, в основном иностранных.

    Необходимо заметить, что многие каналы транслируют мультфильмы в самое неудобное для детей время. ТВЦ показывает отечественные мультфильмы в 5:15 утра, НТВ по выходным в 6:50, другие каналы зачастую действуют аналогично.

    Таким образом, явно видно нежелание руководства телеканалов занимать эфирное время нерейтинговыми и некоммерческими детскими передачами. Детское телевещание находится в глубоком кризисе. Для того, чтобы понять это, достаточно изучить программу передач. Детских программ практически нет ни на основных метровых, ни на дециметровых каналах. Некоторые каналы пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир дешевыми и некачественными мультфильмами зарубежного производства, однако ни о какой воспитательной и образовательной функции, здесь речи не идет. Дети лишены национального телевещания, имеющего глубокие культурные традиции, вынужденно смотрят взрослые передачи и постигают мир не с той стороны.

    По данным экспертов TNS Gallup Media, в среднем по России (в городах с численностью населения более 100 тысяч человек) среди аудитории старше четырех лет бесспорным лидером по-прежнему остается программа «Спокойной ночи, малыши!» (канал «Россия»). Ее рейтинговые показатели колеблются от 6 до 8,5%. Второе место занимает киножурнал «Ералаш» (Первый канал), за ним с примерно равными показателями следуют программа «Дисней-клуб» (Первый канал) и мультсериалы канала СТС. То есть на всем российском телевидении есть только несколько передач, имеющих достаточно весомый рейтинг. При этом две передачи («Спокойной ночи, малыши!» и «Ералаш») созданы несколько десятилетий назад и сегодня снимаются по одному шаблону. То есть ничего нового не создается, а все, что было создано в 90-е годы давно закрыто и забыто.

    Не лучше ситуация и с вещанием для подростков. Специальные программы, рассчитанные на эту аудиторию, на российском телевидении практически полностью отсутствуют. Как следствие, подростки вынуждены смотреть фильмы и передачи для взрослых. То, что они там видят, вызывает вполне закономерную озабоченность у ученых. Достаточно вспомнить пресловутый «Дом-2», чтобы понять насколько сложная ситуация в этом сегменте телевидения.

    Уже несколько лет в Центре социологии образования Российской академии образования (РАО) изучают влияние, которое современное отечественное телевидение оказывает на молодых россиян. В ходе экспертных телепросмотров, длительность которых составила 116 часов, удалось выяснить, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики (то есть каждые 15 минут). Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета можно сделать вывод, что в среднем российский ребенок или подросток ежедневно видит не менее девяти подобных сцен. При этом если в утренние часы в среднем транслируется 3,2 сцены насилия или эротики за один час телевещания, то в вечерние уже 4,3, а в ночные - 5,4.

    Электронные СМИ, среди которых и телевидение, стали одним из основных факторов социализации современного ребенка. Отсутствие юношеских редакций, студий, производящих детские программы и фильмы, приведет к потере еще одного подрастающего поколения. Детское вещание - это не только мультфильмы, это еще и огромный пласт научно-популярных, учебных программ, экранизаций классических произведений, беседы об искусстве и музыке, в том числе современной, а также великое множество других форм и жанров. Современное российское телевидение очень далеко от детей и подростков, даже в сложные постперестроечные годы эфир был заполнен детскими передачами, сегодня же их практически нет.

    Необходимо заметить, «Первый канал» и «Россия» все-таки имеют детские телеканалы - «Теленяню» и «Бибигон». Оба с утра до вечера показывают развивающие и образовательные программы, мультфильмы и даже детские сериалы про школьную жизнь, взаимоотношения и т.д., но аудитория этих каналов несравнима с их «родителями», зачастую они просто недоступны для детей. Так, если «Бибигон» в Москве ловится практически везде, с «Теленяней» сложнее. Однако, если говорить о регионах, то здесь ситуация иная, эти телеканалы могут быть просто незнакомы детям.

    Кратко рассмотрим историю и концепцию этих телеканалов.

    «Теленяня», (прежнее название «Эрудит») - детский телеканал для зрителей в возрасте от 3 до 8 лет. Производителем телеканала является ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть». Вещание ведётся круглосуточно на русском языке. Канал транслируется в кабельных сетях России и стран СНГ. Вещание канала стартовало 8 сентября 2006 года под брендом «Эрудит». 1 июня 2007 года канал «Эрудит» сменил название на «Теленяню». Основная аудитория - дети от 3 до 8 лет.

    ФГУП ГТК «Телеканал «Бибигон» - создан и входит в телехолдинг ВГТРК. Начал вещание 1 сентября 2007 года. Название получил в честь персонажа сказки К. И. Чуковского «Приключения Бибигона». Возрастная аудитории не ограничен, транслируются передачи для детей младшего возраста и подростков.

    Несмотря на то, что детское телевидение в России все-таки существует, оно по-прежнему недоступно для большинства детей и, следовательно, не может рассматриваться как массовое. О качестве детских телепрограмм на других каналах говорить сложно, так как оценивать зачастую приходится дешевые низкокачественные мультсериалы, закупленные за рубежом. Необходимо менять сложившуюся ситуацию. Прежде всего, необходима планомерная подготовка профессиональных кадров, способных создавать качественные телевизионные продукты для детей. Необходима программа целевой государственной поддержки телеканалам для того, чтобы они были заинтересованы в создании детских и подростковых передач.


    Выводы по 1 главе.


    Мы рассмотрели основные этапы развития телевидения. Необходимо заметить, что основные открытия, связанные с созданием телевидения как такового, были сделаны в начале 20 века, однако этому предшествовало множество открытий, сделанных ранее.

    Современное телевидение можно типологизировать по разным основаниям, что позволяет перевести этот вопрос в научную плоскость и более точно и основательно рассматривать и изучать его с этой точки зрения.

    Телевидение в современном мире выполняет целый комплекс функций, многие из которых уникальны и незаменимы. Кроме того, телевидение, в сущности, является частью цивилизации, которую мы знаем, цивилизации, которая без телевидения была бы совершенно иной.

    Детское телевидение в современной России является одним из тех отраслей, которой уделяется очень мало внимания. Оно не является коммерческим, поэтому не представляет интереса для инвесторов и продюсеров. Вместе с тем это крайне важная и необходимая сфера телевидения, требующая очень серьезного отношения. Подтверждением этому может быть история советского детского образовательного телевидения, которое очень внимательно и осторожно обращалось с детскими темами.

    ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ ПРОГРАММ НА «ПЕРВОМ КАНАЛЕ» И «РОССИИ»


    2.1 «Первый канал» и «Россия»: ведущие российские телевизионные СМИ. Характеристика и политика вещания


    Прежде, чем мы приступим к анализу детского контента на телеканалах «Первый» и «Россия», хотелось бы изучить их более подробно, составить четкое и полное представление об информационной политике, масштабах деятельности, особенностях этих СМИ.

    В первую очередь хотелось бы отметить, что эти каналы являются единственными российскими телеСМИ, которые транслируются практически везде и принимаются самыми обычными телевизорами с обычными антеннами, без дополнительных приспособлений. Благодаря этому, их охват аудитории можно считать если не стопроцентным, то очень близким к тому. Поговорим о каждом из этих каналов подробней.

    ОАО «Первый канал» - российский телеканал, обладающий наибольшей областью охвата аудитории России (98,8 % населения). Контрольный пакет акций (51 %) канала принадлежит государству. Вещание осуществляется из Москвы. Штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12.

    Первый канал ведет свою историю от «Первой программы ЦТ СССР», выходившей в эфир с 1951 года, и является старейшим массовым телеканалом в России. В 1991 году Центральное телевидение было приватизировано и стало собственностью РГТРК «Останкино». В тот момент и был основан «Первый канал Останкино», существовавший до 1995 года. В 1995 году он был преобразован в «Первый Канал», в то время называвшийся «Общественное российское телевидение» (ОРТ). Историческое название «Первый канал» было возвращено в 2002 году.

    В настоящий момент «Первый канал» транслирует сигнал в системе цвета аналогового цветного телевидения SECAM. С ноября 2003 канал частично перешёл на стереовещание.

    Историю канала условно можно разбить на три периода. Кратко рассмотрим каждый из них.

    1. Советский период

    Первая программа Гостелерадио СССР существовала с 22 марта 1951 года. Изначально это был единственный телеканал в СССР, без постоянного вещания, однако со временем появились и другие каналы. Изначально Первая Программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные программы («Время»), так и развлекательные: музыкальные и образовательные программы, кинофильмы, мультфильмы, познавательные («Клуб путешественников», «В мире животных»), юмористические передачи. Юмористические передачи («Вокруг смеха», «Джентльмен-шоу», «КВН»). Детские передачи также были представлены в достаточно большом количестве. Многие из них продолжали издаваться несколько десятилетий («В гостях у сказки», «Будильник», «АБВГДейка» и др.).

    2. Период с 1991 по 1995 год

    В этот период, на канале, так же как и во всей стране, произошли значительные перемены. С конца 1991 года «Первая программа» была трансформирована в «Первый канал Останкино» в составе РГТРК «Останкино» - переименованного Гостелерадио СССР. Председателями ГТРК «Останкино» в разное время были Егор Яковлев и Александр Яковлев. В последующие годы постоянно менялась информационная политика, трансформировалась концепция канала. Кроме того, в это время появились и другие каналы, составившие серьезную конкуренцию «Первому» В результате к началу 1995 года «Первый канал Останкино» окончательно потерял свои, в прошлом лидирующие, по отношению к другим каналам, позиции. Социологические данные исследования телевизионной аудитории по Москве, проводимые в то время, показывали, что канал значительно уступал по объёму аудитории в дневное время телеканалу 2×2, а в вечерние часы - НТВ. В связи с этим было принято решение закрыть телеканал. Указом Президента 6 октября 1995 года телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована.

    В этот период большая часть детских передач советского периода на канале прекратила существование, однако появились первые передачи нового формата - «Джунгли зовут», «Звездный час», «Умники и умницы» и другие.

    3. С 1995 года по настоящее время

    Этот период можно назвать возрождением канала. Новый первый канал, названный «Общественное Российское Телевидение» вышел в эфир в первом частотном диапазоне 1 апреля 1995 года. Генеральным директором Первого канала стал известный на тот момент тележурналист Владислав Листьев. Однако, так и не успев произвести каких-либо значимых изменений на канале, Листьев был убит в подъезде собственного дома. Генеральным директором телеканала стал Сергей Благоволин. Владельцем крупнейшей доли акций ОРТ стал на тот момент Борис Березовский.

    Название «Общественное Российское Телевидение» по мнению В.В. Егорова не соответствовало тому, какую функцию оно выполняло. В своей книге он пишет: «В конце XX века общественное телевидение в глазах населения и политиков превратилось в трибуну одного олигарха и окончательно потеряло какой бы то ни было общественный характер».

    В июне 1995 года генеральным продюсером ЗАО «ОРТВ» был назначен Константин Эрнст. Его первым серьезным проектом стала серия роликов «Русский проект» - социальная реклама ОРТ, показанный между фильмами и программами на ОРТ с октябрь 1995 года по 1996 год. С 1 августа 1995 году на канале стали показывать рекламу, которая до этого времени присутствовала в передачах в скрытом виде.

    В октябре 1997 года генеральным директором стала Ксения Пономарёва. 15 октября 1998 года - Игорь Шабдурасулов. В 6 октября 1999 года Константин Эрнст был назначен генеральным директором телекомпании, его заместителем стал Сергей Доренко.

    В 1999 году для вещания за рубеж создана компания ЗАО «ОРТ-международное», 100 % акций которой принадлежат ОАО «ОРТ», преобразованного из ЗАО «ОРТВ».

    В 2000 году Борис Березовский передал свои 49 % акций под управление журналистам. В 2001 году - продал их государству за 150 млн долларов. В том же году произошла «большая революция» на канале, то есть кардинальное изменение сетки вещания. ОРТ переживал творческий кризис, из-за чего пришлось закрыть более десятка программ. В это же время канал кардинально меняет оформление.

    2 сентября 2002 года телеканал стал называться ОАО «Первый канал», международная версия - ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», компания по производству видеокассет, впоследствии DVD-дисков - «Первая видеокомпания», а лейбл - «Первый музыкальный лейбл».

    Сегодня «Первый канал» представляет собой серьезную коммерческую компанию, заметим, именно коммерческую. Тем не менее, согласно официальной позиции, приоритетным для канала (официальная позиция) является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра - кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.

    Основой структуры «Первого канала» является информационное вещание, и, прежде всего, новостные выпуски и информационная программа «Время», которая имеет стабильную зрительскую аудиторию. Наиболее популярен традиционный вечерний («девятичасовой») выпуск. «Ночное Время» представляет собой информационно-аналитический канал, который выходит в эфир с итогами дня и содержит прямые включения с комментариями специалистов по наиболее важным вопросам и актуальным проблемам.

    В утреннем эфире выходит информационно-развлекательный канал «Доброе утро», который также можно отнести к новостным, т.к. основу его составляют новостные сюжеты из самых разных областей жизни страны.

    Заметное место в вещании занимают публицистические программы, где обсуждаются наиболее актуальные политические, экономические и другие аспекты жизни современного общества. Кроме того, особое место на канале занимает жанр документального расследования, построенного по принципу реконструкции событий прошлого, который расширяет демографический состав канала, привлекая к нему значительную молодежную и мужскую аудиторию.

    Несколько иную, но не менее важную задачу решает программа социальной направленности «Жди меня», помогающая в поисках людей, потерявших друг друга порой много лет назад, и создающая через разные, зачастую трагические, человеческие судьбы портрет сегодняшней России.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.