МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

    36).

    Когнитивная подструктура включает осознание себя в системе

    деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных

    отношений и в системе его личностного развития. Постепенно на основе

    представления о себе в отдельных ситуациях, на основе мнения коллег

    складывается устойчивая Я - концепция, придающая ему чувство

    профессиональной уверенности или неуверенности.

    В аффективно-оценочном отношении к себе различают оценку своих

    сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних

    (ретроспективная самооценка) и будущих достижений (потенциальная или

    идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие

    (рефлексивная самооценка). По мнению А.К. Марковой если актуальная оценка

    выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной, это говорит о росте

    профессионального самосознания.

    И, наконец, третий компонент профессионального самосознания -

    поведенческий - означает способность действовать на основе знаний о себе и

    отношения к себе.

    А.Г. Спиркин, анализируя особенности самосознания и самооценки,

    фактически отождествляет эти явления: «…сама сущность сознания выражается в

    оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств,

    морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной

    оценке самого себя и своего места в жизни» (65, с.148-149).

    Основными функциями самосознания являются " развитие и

    совершенствование своей личности в соответствии с социально – нравственными

    требованиями общества и сознательное использование психических

    закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования

    природы и общества " (51, с.166).

    Вышеприведённый обзор различных точек зрения на вопрос возникновения

    самосознания в онтогенезе, стадиальность его развития, показывает, что

    существуют разногласия по этим вопросам. Мы же будем придерживаться

    трёхкомпонентной структуры самосознания, как и большинство психологов,

    рассматривающих самосознание как единство трёх сторон: самопознания,

    эмоционально-ценностного отношения к себе, и саморегулирования.

    Знание человека о самом себе многообразно по своему составу.

    Рефлексия, или самоотражение, выступает в качестве психологического

    механизма самосознания. В результате самоотражения возникает понятие о

    самом себе, или Я – концепция (динамическая система представлений индивида

    о себе, формирующаяся в процессе включения человека в различные социальные

    общности, в группы, активного участия в различных видах деятельности).

    Для развития самосознания характерна стадиальность, то есть деление

    на временные отрезки, в пределах которых накапливаются количественные

    признаки, которые постепенно или скачкообразно приводят к качественным

    новообразованиям в самосознании. Каждая сторона самосознания

    детерминирована образом жизни, ведущей деятельностью и общением, а также

    уровнем развития психики индивида.

    Исходя из вышеизложенного понимания самосознания, раскрывающего его

    содержательный аспект, можно вычленить следующее: человек как социальное

    существо осознаёт себя членом общества, группы: возрастной, половой,

    профессиональной, семьи и так далее, свой социальный статус, роли,

    социальные связи с другими людьми. Объектом самосознания является сама

    личность, как познающий субъект, которая осознаёт свои личностные

    особенности: направленность и отношения, психические состояния, процессы,

    свойства, характер, способности; проявления собственной активности:

    поступки, взаимоотношения с окружающим миром; осознаёт себя субъектом

    познания, общения и труда. Осознаёт свои индивидуальные свойства:

    особенности внешнего облика, функции своего тела, особенности соматической

    организации и так далее.

    Теперь мы обратимся к анализу Я - концепции – содержательной стороны

    самосознания.

    1.4.1. Я – концепция.

    У. Джемсу принадлежит первая концепция личностного Я, рассматриваемая

    в контексте самопознания. С его точки зрения глобальное, личностное Я

    является двойственным образованием, состоящем из двух составляющих - Я -

    сознающего и Я – как объекта. Эти две стороны самосознания всегда

    существуют одновременно. В состав Я – как объекта включаются :

    материальное Я (одежда, дом, семья), физическое Я (тело), социальное Я

    (общественное признание человека, его репутация), духовное Я (сам

    "мыслящий" субъект). Джемс рассматривает действующее Я – как субъекта

    мысли, но при характеристике эмпирического Я выходит за пределы сознания

    (17).

    Учёными выделяются различные аспекты в изучении "Я". Р.Мейли (37)

    выделяет три аспекта в изучении "Я":

    1) Центрация большинства психических функций и явлений. Человек

    чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей,

    чувств и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем

    он был ранее.

    2) Совокупность объектов, определяющих "содержание Я" или его поле.

    3) "Защитные механизмы". В более общем смысле под ними понимается

    совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а

    также укрепление чувства своей силы и ценности.

    И.С. Кон (27) выделяет следущие аспекты проблемы "Я":

    1) "Я" – идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей

    среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя

    собственную структуру.

    2) "Эго" – (субъективность). С данным представлением связана

    субъективность сознания, понятие действующего лица, наблюдателя,

    которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание

    исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной

    саморегуляции поведения.

    3) Образ Я. При изучении Я - образов рассматриваются конкрентные

    процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок,

    структурные компоненты Я-образов и динамика их изменения, роль и

    значение самосознания в общем балансе психической деятельности.

    Вышеуказанные аспекты проблемы "Я" являются взаимосвязанными и

    предполагают друг друга: "Идентичность психики и поведения индивида не

    возможна без какого–то единого регулятивного начала, которое требует

    самосознание. "Эго" как регулятивный механизм предполагает преемственность

    психической деятельности и наличие информации о себе. "Образ Я" как бы

    достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно

    корректирует её поведение" (25, с.9).

    Общее в позициях Мейли и Кона состоит в том, что они выделяют "Я" как

    субъекта, активного, действующего, а также объектное "Я". Объектом

    рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания "Я". Также выделяют

    аспект проблемы "Я" – идентичность (самость). Человек отражает свою

    тождественность, неразрывность с тем, чем он был ранее.

    В процессе отражения человеком самого себя формируется Я - образ.

    "Наряду с "Я" как субъектом активным, действующим и субъективным, -

    подчёркивает И.С. Кон, - необходимо выделять "Я" как объект восприятия,

    мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я,

    понятие Я, или Я – концепцию". И.С. Кон (26) понимает "образ Я" как

    социальную установку (установочную систему), позволяющую представить его

    структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторуя систему

    когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков.

    Образ Я рассматривается Чесноковой И.И. (72) в контексте самосознания

    личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного

    познания личностью себя, развёрнутый во времени. Обобщённый образ Я

    формируется в процессе интеграции множества единичных, конкретных образов

    в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие,

    специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является

    определённым итогом процесса самопознания. Обобщённый образ Я является,

    согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на

    мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности.

    Другой подход к пониманию Я – образа характерен для Н.И. Непомнящей

    (41, 42). Образ Я рассматривается как сторона ценности, в которой

    выделяются две стороны: значимость для субъекта определённых сторон

    действительности; представление о самом себе или "образ Я". Автор данного

    подхода рассматривает становление образа Я как ценности, определяет связь

    образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что

    является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода

    состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях

    по умственному развитию детей.

    Большой интерес представляет подход к изучению образа Я,

    разрабатываемый в рамках концепции общения М.И.Лисиной (34), в котором

    рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными

    факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность,

    характерная для каждого возрастного этапа психического развития

    ребёнка, и форма его общения с окружающими людьми, причём эти факторы тесно

    взаимосвязаны между собой. Составляющими структуры образа Я как целостного

    образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и

    аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве (61).

    На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе

    преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно-

    когнитивное единство образа Я.

    А.Н.Крылов (30) рассматривает в теоретическом плане образ Я как фактор

    развития личности, образ Я формируется в результате интериоризации её

    внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно

    автору, интериоризированное общение.

    Таким образом, можно заключить, что имеется разнообразие в понимании

    Я - образа.

    В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не

    разрозненные образы Я, а систематическая Я - концепция. Дж. Мид (7) считал,

    что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не

    что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс

    формирования Я - сознающего и Я - как объекта. Индивид осознаёт и принимает

    те представления, которые существуют у других людей относительно него.

    Итогом этого является возникновение в сознании индивида "Мe" - обобщённой

    оценки индивида другими людьми. Он считал "Мe" образуют усвоенные

    человеком установки (значения и ценности), а " I " – это то, как человек в

    качестве субъекта психической деятельности воспринимиает ту часть своего

    Я, которая представлена как "Мe". "I" и "Мe" образуют собственно

    личностное Я (Self) (цит.: Бернс Р., 7,с.51-52). Он считает социальное

    окружение важным фактором формирования Я - концепции индивида.

    У Р. Бернса Я - концепция понимается как совокупность установок "на

    себя". В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный,

    эмоционально-оценочный и поведенческий. Применительно к Я - концепции он

    конкретизует эти элементы установки так:

    1) Образ Я – это представления индивида о себе. В него включаются

    ролевые, статусные, психологические характеристики индивида,

    жизненные цели. Одни характеристики Я – образа обладают большей

    значимостью, другие меньшей.

    2) Самооценка – аффективная оценка данного представления. В Я–

    концепции представлена не только констатация, описание черт, но и

    вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними

    переживаний.

    3) Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия,

    которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

    У Бернса Я – концепция представлена в виде иерархической структуры.

    Её вершину составляет глобальная Я – концепция, включающая всевозможные

    грани индивидуального самосознания. Это чувство собственной

    преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ Я и

    самооценка образуют неразрывное единство, и предрасполагают индивда к

    определённому поведению, автор рассматривает глобальную Я – концепцию как

    совокупность установок индивида, направленных на себя. Выделяются три

    основные модальности самоустановок:

    1) Реальное «Я» – это установки, связанные стем как индивид

    воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли,

    статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле.

    2) Зеркальное (социальное) Я – это установки, связанные с

    представлениями индивида о том, каким его видят другие люди.

    3) «Идеальное» Я – установки, связанные спредставлением о том, каким

    он хотел бы быть.

    Я – образ или Я – концепция является важной характеристикой личности.

    Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия

    организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный

    образ (37).

    Смысл «образа Я» складывается на основе соотнесения собственных

    свойств личности с мотивом её деятельности (39). Существование внутренних

    преград, их противоборство в реальном или воображаемом поступке становится

    основой саморефлексии – главной составляющей смысла Я. Причём саморефлексия

    имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная

    проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке,

    эмоциональная – в формировании эмоций и чувств, направленных на себя

    самого.

    Итак, структура Я – концепции схематически может быть

    представлена нами следующим образом:

    Осветив вопрос самосознания и Я – концепции, мы можем перейти к более

    всего занимающей нас теме – самооценке.

    1.4.2. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки.

    В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания,

    исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих

    возможностей, качеств, и места среди других людей (46). Петровский А.В.

    утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция реального

    "Я" на "Я" идеальное" (там же, с.411).

    «Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в

    целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения

    (47,с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное

    образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс

    самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов

    индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве

    центрального личностного образования и центрального компонента Я –

    концепции».

    Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее

    непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как

    автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся

    при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего

    мира (81).

    Т.Шибутани (77, с.220) говорит о самооценке так: «Если личность – это

    организация ценностей, то ядром такого функционального единства является

    самооценка».

    Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем

    самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель

    индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично

    включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные

    функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально - ценностное

    отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя (81).

    Б.Г.Ананьев (3) высказал мнение, что самооценка является наиболее

    сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс

    опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с

    движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных

    ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я (85)),

    являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии

    личности.

    Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с

    самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(48). Так И.С. Кон (26)

    говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я",

    выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

    А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство"

    как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный

    характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"

    (33, с.304).

    М.И. Ковель (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней

    мотивации) высказывается, что самооценка является основой внутренней

    мотивации и тесно связана с процессом познания (84).

    Чтобы понять отличие самооценки от интроспекции, процитируем Ю.Б.

    Гиппенрейтер (14), которая показывает различие, говоря словами всемирно

    известного сказочника-, Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок":

    «Помните тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл

    к царственным птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя

    уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции"

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.