Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности
своей профессией и эффективность работы в целом.
В исследовании Н.А. Лавровой (32) указаны авторы, считающие самооценку
важным компонентом влияния на успех в профессиональной деятельности: А.Р.
Фонарёв - «уверенность в себе» (с.179) - выделяет её одним из таких
факторов; Р.В. Овчарова считает неприемлемой низкую самооценку в
профессионально – важных личностных чертах психолога; А.Г. Васюк также
выделяет одной из важных характеристик врача адекватную самооценку.
Том Шрайтер (95) пишет: «То, как мы себя видим, определяет, как мы
думаем, и определяет решения, которые мы принимаем… Если вы зарабатываете
пятьдесят долларов, то вы, соответственно, имеете самооценку на пятьдесят
долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц, то вы имеете
самооценку на десять тысяч»,- хотя со вторым утверждением данного автора мы
не вполне согласны, так как в жизни людей встречаются ситуации, когда
данное заключение себя не оправдывает.
Обобщая результаты вышесказанного, можно подвести итог, выражаясь
словами Петровского А.В.: "Всё что сложилось и отстоялось в личности,
возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с
ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение
существенно важные ориентиры для своего поведения, всё время сверяет то,
что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их
мнениями, чувствами и требованиями. Познавая качества другого человека,
личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать
собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат
сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в
других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому
человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к
его личностным качествам, поступкам, проявлениям; всё это входит в
самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие" (46,
с.410).
Согласно работам, проведённым перечисленными авторами, можно
заключить: самооценка является центральным звеном произвольной
саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его
отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной
детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения
человека.
Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на развитие
личности, её деятельность, поведение и взаимоотношения с другими людьми.
Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень
самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха
или неуспеха, достижения целей определённого уровня, то есть уровня
притязаний личности.
Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более
оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают
встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных
силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно
воспринимает окружающий мир и себя самого.
Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и
поддерживает его человеческое достоинство.
Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать
влияние на весь дальнейший ход жизни.
Профессиональная самооценка рассматривается как самоотношение
служащего к результату сопоставления реального и идеального "Я -
профессионал", формирующегося в результате процесса самооценивания (в
контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с
самим собой).
Ещё у С. Л. Рубинштейна (56) основной мыслью концепции субъекта и его
деятельности, основания которой заложены в статье 1922 года ("Принцип
творческой самодеятельности") является то, что человек и его психика
формируются и проявляются в деятельности. Согласно принципу единства
сознания и деятельности, деятельность человека обуславливает формирование
его сознания и самосознания, психических процессов, свойств человека, а они
в свою очередь являются регуляторами его деятельности, условиями её
адекватного выполнения.
Подводя итог первой части нашей работы, можно заключить, что
исследования, проведённые российскими и зарубежными авторами, показали
зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки
человека. Все авторы единогласны во мнении негативного влияния
неадекватной, либо заниженной и завышенной самооценки на социальное
поведение человека и его деятельность. Мы также попробуем проследить в
эмпирической части нашего исследования выявленную закономерность.
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы влияния самооценки на уровень
успешности профессиональной деятельности.
В данном исследовании принимали участие студенты 5 курса, вечернего
отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова, специализации «Психология менеджмента».
В эксперименте рассматривалась упешность их учебной деятельности, как
квазипрофессиональной, путём сопоставления их оценок и собственной оценки
успешности своей учебной деятельности с уровнем самооценки испытуемых.
В эксперименте учавствовало 31 человек. Успешными в профессиональной
(в данном случае учебной) деятельности мы признали 12 из них и столько
же признано неуспешными. Остальные участники эмпирического исследования
были нами отсеяны, так как мы не могли их отнести ни к одной из
вышеуказанных групп по нижеприведённой причине.
Исследование проходило в аудиториях МГОПУ им. М.А. Шолохова, в
вечернее время, перед началом лекций. Испытуемым вслух зачитывалась
инструкция, после чего раздавались бланки для ответов, заполняемые
самостоятельно.
Успешными студентами мы признали таких, у которых в журнале за
последний год обучения (так как именно он результативен для показания
успешности предстоящей профессиональной деятельности) было не более двух
оценок «хорошо». Неуспешными – тех, у кого имелась хотя бы одна оценка
«удовлетворительно». Остальные студенты нами не рассматривались из-за
невозможности влиять на ход эксперимента, однако мы приведём таблицу, в
которой более подробно освещены эти данные.
Для большей наглядности заменим оценки «отлично» на «5», «хорошо» на
«4», «удовлетворительно» на «3».
|№ п/п |ФИО |пол |возраст |оценки |считает ли сам студент|
| | | | | |успешной свою учебную |
| | | | | |деятельность |
|1 |ФТВ |ж |22 |544455555 |да |
|2 |ЮВВ |ж |28 |5455444555 |да |
|3 |АСЕ |ж |23 |5455544554 |да |
|4 |БДН |ж |20 |444555445 |да |
|5 |РНН |ж |21 |454545454 |да |
|6 |СЮН |ж |21 |454454455 |да |
|7 |ОДН |ж |22 |444445555 |да |
|8 |ОЕЛ |ж |38 |5555555555 |да |
|9 |ЗОВ |ж |27 |5555555555 |да |
|10 |ЛЛВ |ж |21 |555555555 |да |
|11 |СТА |ж |25 |5555555554 |да |
|12 |БОА |ж |21 |545555555 |да |
|13 |ЛИБ |м |33 |545555555 |да |
|14 |НСА |ж |21 |554555555 |да |
|15 |СИН |ж |23 |5555545554 |да |
|16 |МНА |ж |26 |5555545554 |да |
|17 |ЛВА |ж |21 |555555544 |да |
|18 |КЕН |ж |21 |554455555 |да |
|19 |КИА |ж |23 |555555445 |да |
|20 |ЩЮМ |м |22 |5354454354 |нет |
|21 |УАФ |ж |20 |4344443345 |да |
|22 |СОН |ж |22 |5454543544 |да |
|23 |ПНР |ж |22 |5344444553 |нет |
|24 |НВЛ |ж |22 |5555555553 |нет |
|25 |КОА |ж |27 |5355545555 |да |
|26 |ЁСБ |ж |21 |5344333444 |да |
|№ п/п |ФИО |пол |возраст |оценки |считает ли сам студент|
| | | | | |успешной свою учебную |
| | | | | |деятельность |
|27 |ВИВ |ж |26 |5455444553 |да |
|28 |АОИ |м |38 |5343545554 |да |
|29 |ГАА |ж |21 |4344455443 |да |
|30 |КАМ |ж |21 |434455455 |средне |
|31 |РЛН |ж |21 |434545545 |да |
Нами были применены две методики исследования самооценки: Дембо-
Рубинштейн и Будасси (49).
Методика исследования самооценки личности по Будасси:
Инструкция: «Прочитайте внимательно все слова, характеризующие
качества личности (уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость,
нервозность, терпеливость, пассивность, холодность, энтузиазм,
осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность,
жизнерадостность, мнительность, упрямство, беспечность, застенчивость,
увлекаемость). Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной
значимости, полезности, желательности. Оцените каждое качество баллами от 1
до 20. Оценку 20 поставьте в графе «№» слева от того качества, которое по
вашему мнению является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 - в
той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно,
значимо. Оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с Вашим отношением ко
всем остальным качествам. Ни одна оценка не должна повторяться.
В графе «П» отметьте оценкой 20 качество, которое, как вы считаете,
присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 – качество, присущее вам
несколько меньше и так далее; оценкой 1 – качество, характерное для вас в
наименьшей степени».
Обработка данных. Начиная с первой строки, из оценки, стоящей слева (в
графе “№”), вычтите оценку стоящую справа (в графе “П”). Результат запишите
в графе “а”. Возведите его в квадрат и результат запишите в графе “а2”.
Сложите все значения “а2” и запишите внизу полученную сумму. Умножьте эту
сумму на 0,00075. Вычтите полученное произведение из единицы. Это и есть
коэффициент ранговой корреляции “Ч”.
Параметры высоты самооценки:
от (- 0,2) до 0 - нереалистично низкая
0 – 0,2 - низкая
0,25 – 0,3 - ниже среднего
0,31 – 0,6 - средняя
0,61 – 0,65 - выше средней
0,66 – 0,8 - высокая
более 0,81 - нереалистично высокая
Методика исследования самооценки личности по Дембо – Рубинштейн.
Инструкция: «Каждый человек может оценивать способности, возможности,
характер. Каждую сторону человеческой личности условно можно представить в
виде вертикальной линии, где её нижняя граница – самое низкое развитие
данного качества, а верхняя – наивысшее его развитие. На каждой линии
отметьте чёрточкой уровень, который есть у вас на данный момент, а
крестиком тот уровень, достигнув которого вы были бы удовлетворены».
Используемые в методике шкалы: «здоровье» - не оценивается,
“запускает” механизм самооценки, «умение много делать своими руками»,
«авторитет у сверстников», «внешность», «умственные способности»,
«характер», «уверенность в себе».
Обработка данных: 1 параметр – высота самооценки (в нашем исследовании
мы руководствовались в основном лишь этим параметром). Адекватная
самооценка расположена в границах от 45 до 75 баллов (1 балл = 1 мм
стомиллеметровой шкалы). Ниже – заниженная и наоборот;
2 параметр – уровень притязаний. Реальный уровень располагается в
границах от 75 до 89 баллов. Ниже – нежелание развития, отсутствие
притязаний. Выше – незрелая личность, не умеющая ставить реальные цели;
3 параметр – целевое отклонение. Наилучший вариант – в пределах от 8
до 22 баллов. Выше 23 баллов – неразвитый механизм целеполагания, неумение
ставить реально достижимые цели.
2.2. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных в
профессиональной деятельности студентов:
«самооценка / уровень притязаний / целевое отклонение»
|№|п|«умение|«Характ|«Умстве|«Автори|«Внешно|«Уверен|Средни|ФИО |
|п|о|много |ер» |нные |тет у |сть» |ность в|й | |
|/|л|делать | |способн|сверстн| |себе» |показа| |
|п| |своими | |ости» |иков» | | |тель | |
| | |руками»| | | | | | | |
|1|ж|69/100/|63/66/3|74/100/|73/93/2|68/88/2|82/92/1|71/90/|ОЕЛ |
| | |31 | |26 |0 |0 |0 |22 | |
|2|ж|51/53/2|69/71/2|75/89/1|53/58/5|78/78/2|79/79/0|67/71/|ЗОВ |
| | | | |4 | | | |4 | |
|3|ж|69/75/6|71/79/8|92/96/4|72/82/1|74/94/1|78/87/1|76/85/|ЛЛВ |
| | | | | |0 |4 |9 |10 | |
|4|ж|64/75/1|67/81/1|73/79/6|73/87/1|72/76/4|67/100/|69/83/|СТА |
| | |1 |4 | |4 | |33 |14 | |
|5|ж|59/77/1|67/87/2|73/98/2|77/92/1|87/100/|87/100/|75/92/|БОА |
| | |8 |0 |5 |5 |13 |13 |19 | |
|6|м|71/80/9|74/74/0|83/98/1|74/93/1|75/75/0|86/96/1|77/86/|ЛИБ |
| | | | |5 |9 | |0 |9 | |
|7|ж|70/91/2|77/92/1|81/96/1|66/77/1|74/79/5|78/83/5|74/86/|НСА |
| | |1 |5 |5 |1 | | |12 | |
|8|ж|70/100/|81/100/|89/100/|84/100/|86/100/|85/100/|82/100|СИН |
| | |30 |19 |11 |16 |24 |15 |/19 | |
|9|ж|68/86/1|76/89/1|81/93/1|72/83/1|65/83/1|82/94/1|74/88/|МНА |
| | |8 |3 |2 |1 |8 |2 |14 | |
|1|ж|81/91/1|80/88/8|76/96/2|77/95/1|85/94/9|71/88/1|78/92/|ЛВА |
|0| |0 | |0 |8 | |7 |14 | |
|1|ж|85/85/0|60/60/0|83/92/9|80/80/0|76/96/2|76/84/8|77/83/|КЕН |
|1| | | | | |0 | |6 | |
|1|ж|57/86/2|74/80/6|82/100/|81/81/0|70/79/9|75/89/1|73/86/|КИА |
|2| |9 | |18 | | |4 |11 | |
|Ср |68/84/1|73/81/9|80/95/1|73/85/1|76/87/1|79/91/1|75/87/|
|сред|5 | |5 |2 |3 |4 |13 |
|.. | | | | | | | |
|знач| | | | | | | |
|. | | | | | | | |
Средний показатель самооценки по группе равен 75 баллам, что
соответствует крайней границе адекватного уровня (76 баллов – уже
завышенный уровень самооценки); средний показатель уроня притязаний – 87
баллов (адекватен); средний показатель целевого отклонения – 13 баллов
(группе в целом присущ развитый механизм целеполагания, умение ставить
реально осуществимые цели).
100
У П
самооценка
Ц О
0 умение много делать
характер умственные авторитет
внешность уверенность
своими руками
способности у сверстников
в себе
ЦО – целевое отклонение, УП – уровень притязаний
Рис.1. График результатов, полученных у студентов, успешных в
профессиональной деятельности
2.3. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн неуспешных
в профессиональной деятельности студентов:
«самооценка / уровень притязаний / целевое отклонение»
|№|п|«умени|«Характ|«Умстве|«Автори|«Внешно|«Уверен|Средний|ФИО |
|п|о|е |ер» |нные |тет у |сть» |ность в|показат| |
|/|л|много | |способн|сверстн| |себе» |ель | |
|п| |делать| |ости» |иков» | | | | |
| | |своими| | | | | | | |
| | |руками| | | | | | | |
| | |» | | | | | | | |
|1|м|84/96/|51/77/2|70/97/2|76/100/|84/96/1|74/91/1|73/93/2|ЩЮМ |
| | |12 |6 |7 |24 |2 |7 |0 | |
|2|ж|62/100|40/100/|41/100/|66/100/|21/100/|59/100/|48/100/|УАФ |
| | |/38 |60 |59 |34 |79 |41 |52 | |
|3|ж|52/88/|33/100/|70/100/|76/100/|67/79/1|82/100/|63/94/3|СОН |
| | |36 |67 |30 |24 |2 |18 |1 | |
|4|ж|22/96/|60/100/|78/98/2|52/96/4|85/100/|52/98/4|58/98/4|ПНР |
| | |74 |40 |0 |4 |15 |6 |0 | |
|5|ж|72/97/|80/86/6|91/96/5|61/74/1|73/91/1|85/89/4|77/89/1|НВЛ |
| | |25 | | |3 |8 | |2 | |
|6|ж|62/100|77/100/|78/100/|43/100/|59/100/|12/85/7|55/97/4|КОА |
| | |/38 |23 |22 |57 |41 |3 |2 | |
|7|ж|32/62/|63/84/2|48/77/2|56/92/3|75/92/1|47/85/3|53/82/2|ЁСБ |
| | |30 |1 |9 |6 |7 |8 |8 | |
|8|ж|100/10|68/78/1|82/92/1|74/74/0|80/80/0|74/98/2|80/87/7|ВИВ |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|