МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

    осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед

    подростками, и будущими выпускниками средней школы, и

    профессионалами. Эта фаза завершается формированием

    реалистического представления о мире труда и своего места в нём,

    появлением профессионального плана.

    2) Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней

    профессиональной подготовки у субъекта учебно–профессиональной

    деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в

    направленности, информированности, умелости.

    3) Фаза адаптации молодого специалиста к работе. Имеются различия в

    социальных, деятельностных нормах учебного заведения и

    производственного коллектива. В связи с этим специалист должен

    понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение,

    образ жизни, манеры, внешний облик, освоить "технологические"

    тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам.

    Профессионал должен адаптироваться к работе.

    4) Фаза интернала. На данном этапе развития профессионал приобретает

    значительный профессиональный опыт, имеет профессиональную

    направленность, способен самостоятельно выполнять основные

    профессиональные функции на данном трудовом посту. Профессионал на

    данном этапе своего развития характаризуется состоявшимся

    "вхождением в профессию".

    5) Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за

    нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен

    решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от

    других специальными качествами, умениями или универсализмом,

    широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он

    выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает

    хорошие результаты деятельности.

    6) Фаза авторитета. Профессионал является мастером своего дела.

    Профессиональная деятельность характеризуется высокой успешностью.

    Несмотря на свой биологический возраст, он успешно решает

    профессионально - производственные задачи, опираясь на высокий

    уровень профессионализма, умелость, организаторские способности.

    7) Фаза наставничества. Авторитетный мастер своего дела в каждой

    профессии имеет единомышленников, учеников, которые перенимают его

    опыт, следуют ему. Жизнь профессионала, несмотря на его

    биологический возраст, имеет определённую перспективу, смысл в

    связи с передачей опыта молодым профессионалам, отслеживанием их

    успехов, посильным включением в их дела.

    Выделенная учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта

    позволяет более дифференцированно представить жизненный путь профессионала

    как определённого рода целостность.

    Н.В.Самоукина (59) говорит, что на всех этапах развития человека как

    профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и

    субъективных, причём теоретически необходимо чтобы система объективных

    профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной

    сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-

    профессионала.

    Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые

    со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств и

    особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально

    значимых качеств).

    Субъективные факторы – это имеющиеся у данного работника задатки и

    способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его

    мотивация и уровень притязаний, а также самооценка, которая интересует Нас

    наиболее всего в данном исследовании.

    Рассмотрим точки зрения некоторых авторов на предпосылки успешности

    профессиональной деятельности.

    Б.М. Теплов говорил, что успешность профессиональной деятельности

    зависит от индивидуальных способностей человека, описывая их таким образом

    (67, с.9-20): "Способностями можно называть лишь такие индивидуально -

    психологические особенности, которые имеют отношение к успешности

    выполнения той или другой деятельности. Однако, не отдельные способности

    как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения

    какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей,

    которое характеризует данную личность ", но он делал оговорку: "одной из

    важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно

    широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная

    слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности

    успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно

    связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень

    широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного

    человека... От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а

    только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь

    психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного

    выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е.

    наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание

    необходимыми навыками и умениями. Одаренность не является единственным

    фактором, определяющим выбор деятельности, как не является она и

    единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности".

    У каждого человека существует также свой, индивидуальный стиль

    профессиональной деятельности, влияющий на её успешность или неуспешность.

    Е.А Климов (22, с.74-77) считает, что под индивидуальным стилем следует

    понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека,

    обусловленных особенностями его личности: "…индивидуальный стиль есть

    индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым

    сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего

    уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с

    предметными, внешними условиями деятельности…Среди особенностей такого

    рода, составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их

    категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке

    («А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»). При этом следует

    подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же

    особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в

    другом — в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований.

    Предпочтение однообразных неторопливых движений у инертных окажется в

    категории «А», например, при ручной полировке изделия, и в категории «Б»,

    если стоит задача срочно и часто менять характер движений, например при

    удержании равновесия на неустойчивой опоре... Формирование индивидуального

    стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления

    деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа «от

    каждого по способностям».

    Представляя нам сам термин успеха в профессиональной деятельности,

    Н.В.Самоукина высказывается о нём следующим, вполне соответствующим Нашему

    пониманию, образом: "Успех в профессиональной деятельности проявляется

    прежде всего в достижении работником значимой цели и преодолении или

    преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели " (59, с.221).

    Н.А. Лаврова (32), анализируя влияние личностных особенностей на

    успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек»

    показала в своём исследовании, что требования, выдвигаемые авторами, как

    определяющие для успешной профессиональной деятельности, более чем

    разнообразны. Ею выявлено, что субъект трудовой деятельности как личность

    характеризуется определённой специфической совокупностью устойчивости

    личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая

    система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы

    поведения и реагирования, характерологические особенности и другие

    структуры, определяющие своеобразие его индивидуально- психологических

    проявлений в профессиональной деятельности.

    Мы принимаем утверждения всех вышеприведённых авторов по данной теме,

    так как они не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга,

    способствуя лучшему пониманию факторов, от которых может зависеть успех в

    профессиональной деятельности.

    Таким образом становится видно, что успех в профессиональной

    деятельности может быть вызван различными причинами. Но подробнее всего мы

    остановимся на самооценке человека, так как именно она является наиболее

    значимой для нашего исследования.

    1.4. Самосознание личности.

    В этой главе Мы постораемся осветить взгляды различных исследователей

    на вопрос возникновения самосознания, стадиальность его развития и его

    составляющие, так как без раскрытия этого вопроса описание самооценки,

    являющейся его компонентом, было бы неполным.

    Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с

    развитием самосознания. В осуществлении различных видов активности

    субъекта, в том числе его деятельности, общения, поведения, значительная

    роль принадлежит самосознанию. В процессе практической деятельности

    человек как субъект (человек на характерном для него высшем уровне

    активности, целостности, автономности (13)), характеризуется совокупностью

    деятельностей и мерой их продуктивности, преобразует социальный мир, а

    также и самого себя. Изменяя мир, человек глубже понимает и его, и самого

    себя как субъекта деятельности (личность, имеющая определённые права,

    обязанности и выполняющая определённые роли и функции (4)).

    Психологический словарь определяет самосознание как осознанное

    отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам

    поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально –

    смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве

    основания целесообразных действий и поступков (47).

    В основе самосознания – способность человека отличать себя от своей

    собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании

    первичных способов человеческой жизнедеятельности. Отношение к своему

    бытию, опосредованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью,

    способствует формированию определённого представления о себе самом как о

    способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе

    (субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного

    отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих

    поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми

    в обществе. "Образ Я" - непременное условие каждого акта целеполагания.

    Представление о цели и путях её достижения есть одновременно и

    представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях

    способностях – о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе

    изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои

    возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и

    престижными способностями, во втором - к тем, у которых этих способностей

    нет (47).

    С.Л.Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности

    завершается раскрытием её самосознания (57). Он считал, что развитие

    самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении

    самого себя до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со

    всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л.

    Рубинштейн высказал суждение (55) о трёхкомпонентной структуре

    самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку

    и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.

    Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему

    для организации его собственной деятельности, его

    взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.

    Самосознание в психической деятельности человека выступает

    как сложный процесс опосредованного познания себя,

    развернутый во времени, связанный с движением от

    единичных, ситуативных образов через интеграцию

    подобных ситуативных образов в целостное

    образование - понятие собственного «Я».

    Образование отношений формирующегося человека к самому

    себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех

    видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к

    ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь

    пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само

    объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных

    осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе

    превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно

    эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее

    целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности,

    ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания,

    самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности (85).

    Самопознание - сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно

    развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание

    своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и

    дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ (85).

    По своему объекту (тому, что осознаётся) самосознание понимается как

    процесс, направленый на осознание себя как субъекта сознания, общения и

    действия (А.Г. Спиркин), своих отношений к внешнему миру, другим людям, к

    самому себе (П.Р. Чамата), своей личности как физического, духовного и

    общественного существа (Н.Е. Анкудинова); осознание самого себя как

    существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего

    лица в процессе его деятельности – практической и теоретической, субъекта

    деятельности осознания в том числе (С.Л. Рубинштейн).

    И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный (72)

    психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных

    "образов" самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении

    этих образов в единое целостное образование – в представление, а затем в

    понятие о собственном Я. Процесс самопознания тесно связан с разнообразными

    переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное

    отношение личности к себе . Обобщённые результаты познания себя и

    эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую

    самооценку, которая становится регулятором поведения личности. Таким

    образом, И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как единство трёх

    сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и

    саморегулирования поведения. Самосознание является динамичным образованием

    психики, находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в

    постоянном функционировании.

    Сторонами внутреннего строения сознания и самосознания являются

    знание и отношение.

    Самосознание является рефлексивным отображением самого себя. Рефлексия

    выступает в качестве психологического механизма самосознания. В.Н. Козиев

    (25) определяет рефлексию как способность перейти в некоторую позицию и

    рассматривать другого человека или собственную личность с точки зрения

    этой позиции.

    Самосознание сопровождает любые процессы сознания в специфической

    форме осознания, отнесённости акта осознания к моему "Я" (71).

    Л.Д. Олейник (44) выделяет следующие стадии в развитии самосознания:

    закладывание основ самосознания (от рождения до 2 – 3 лет); становление

    личности и формирование субъекта сознания и самосознания на конкретном

    уровне (от 3 до 10 – 12 лет); дальнейшего становления личности и

    формирования самосознания на абстрактно – логическом уровне (от 12 до 18

    - 20 лет); стадия зрелого самосознания (от 20 лет и далее).

    Основанием для выделения стадий у И.И. Чесноковой (73) являются

    кризисы в развитии личности. Она условно выделяет следующие стадии: от годо

    до 3 лет; от 3 до 7; от 7 до 12; от 12 до 14; от 14 до 18. По её мнению

    последним вышеуказанным возрастным периодом процесс развития самосознания

    не завершается, а продолжает развиваться дальше, возможно всю жизнь.

    Онтогенез самосознания рассматривается у Чесноковой И.И. как

    развёртывающийся во времени психический процесс, состоящий из трёх всё

    более усложняющихся форм: самопознания, эмоционально – ценностного

    отношения и саморегуляции. Если на первых стадиях развития ребёнка все эти

    три сферы самосознания как бы слиты, то со временем каждая из этих форм

    самосознания становится относительно самостоятельной. Необходимо отметить,

    что стадиальность самосознания, рассмотренная И.И. Чесноковой ближе Нашему

    пониманию, по причине своей соотнесённости с возрастными кризисами.

    Структура самосознания личности представляет собой взаимодополняющее

    соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой (38,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.