Психопатии и акцентуации характера у подростков
|расцвечивается радужными | |
|красками, то представляется серым| |
|и унылым, и прошлое предстает то | |
|как цепь приятных воспоминаний, | |
|то кажется сплошь состоящим из | |
|неудач, ошибок и | |
|несправедливостей. Одни и те же | |
|люди, одно и то же окружение | |
|кажутся то милым, интересным и | |
|привлекательным, то надоевшим, | |
|скучным и безобразным, наделенным| |
|всяческими недостатками. | |
|Маломотивированная смена | |
|настроения иногда создает | |
|впечатление о поверхностности и | |
|легкомыслии. Но это суждение не | |
|соответствует истине. | |
|Представители лабильного типа | |
|способны на глубокие чувства, на | |
|большую и искреннюю | |
|привязанность. Это прежде всего | |
|сказывается в их отношении к | |
|родным и близким, но лишь к тем, | |
|от кого они сами чувствуют | |
|любовь, заботу и участие. К ним | |
|привязанность сохраняется | |
|несмотря на легкость и частоту | |
|мимолетных ссор. | |
|Не менее свойственна лабильным | |
|подросткам и преданная дружба. В | |
|друге они стихийно ищут | |
|психотерапевта. Они предпочитают | |
|дружить с тем, кто в минуты | |
|грусти и недовольства способен | |
|отвлечь, утешить рассказать | |
|что-нибудь интересное, | |
|приободрить, убедить, что "все не| |
|так страшно", но и в то же время | |
|в минуты эмоционального подъема | |
|легко откликнуться на радость и | |
|веселье, удовлетворить | |
|потребность сопереживания. | |
|Лабильные подростки весьма чутки | |
|ко всякого рода знакам внимания, | |
|благодарности, похвалам и | |
|поощрениям - все это доставляет | |
|им искреннюю радость, но вовсе не| |
|побуждает к заносчивости или | |
|самомнению. Порицания, осуждения,| |
|выговоры, нотации глубоко | |
|переживаются и способны вторгнуть| |
|в беспросветное уныние. | |
|Действительные неприятности, | |
|утраты, несчастья лабильные | |
|подростки переносят чрезвычайно | |
|тяжело, обнаруживая склонность к | |
|реактивным депрессиям, тяжелым | |
|невротическим срывам. | |
|Реакция эмансипации у лабильных | |
|подростков выражена весьма | |
|умеренно. Им хорошо в семье, если| |
|они чувствуют там любовь, тепло и| |
|уют. Эмансипационная активность | |
|проявляется в виде коротких | |
|вспышек, обусловленных капризами | |
|настроения и обычно трактуемых | |
|взрослыми как простое | |
|упрямство... | |
|Ей чужд и опьяняющий азарт игр, и| |
|скрупулезная дотошность | |
|коллекционирования, и настойчивое| |
|совершенствование силы, ловкости | |
|умений и высоты утонченных | |
|интеллектуально-эстетических | |
|наслаждений... | |
|Самооценка отличается | |
|искренностью (Ефременкова, | |
|Иванов, 1971). Лабильные | |
|подростки хорошо знают | |
|особенности своего характера, | |
|знают, что они - "люди | |
|настроения" и что от настроения у| |
|них все зависит. Отдавая отчет в | |
|слабых сторонах своей натуры, они| |
|не пытаются что-либо скрыть или | |
|затушевать, а как бы предлагают | |
|окружающим принимать их такими, | |
|какие они есть. В том, как | |
|относятся к ним окружающие, они | |
|обнаруживают удивительно хорошую | |
|интуицию - сразу, при первом | |
|контакте чувствуя, кто к ним | |
|расположен, кто безразличен, а в | |
|ком таится хоть капля | |
|недоброжелательности или | |
|неприязни. Ответное отношение | |
|возникает незамедлительно и без | |
|попыток его утаить... | |
|АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП | |
|У подростков | |
|астено-невротического типа с | |
|детства нередко обнаруживаются | |
|признаки невропатии - беспокойный| |
|сон и плохой аппетит, | |
|капризность, пугливость, | |
|плаксивость, иногда ночные | |
|страхи, ночной анурез, заикание и| |
|т. п. | |
|Главными чертами | |
|астено-невротической акцентуации | |
|являются повышенная утомляемость,| |
|раздражительность и склонность к | |
|ипохондричности. Утомляемость | |
|особенно проявляется в умственных| |
|занятиях. Умеренные физические | |
|нагрузки переносятся лучше, | |
|однако физические напряжения, | |
|например обстановка спортивных | |
|соревнований, оказываются | |
|невыносимыми. Раздражительность | |
|неврастеников существенно | |
|отличается от гневности | |
|эпилептоидов и вспыльчивости | |
|гипертимов и более всего сходна с| |
|аффективными вспышками у | |
|подростков лабильного типа. | |
|Раздражение, нередко по | |
|ничтожному поводу, легко | |
|изливается на окружающих, порой | |
|случайно попавших под горячую | |
|руку, и столь же легко сменяется | |
|раскаянием и даже слезами. В | |
|отличие от эпилептоидов аффект не| |
|отличается ни постепенным | |
|накипанием, ни силой, ни | |
|продолжительностью. В отличие от | |
|вспыльчивости гипертимов поводом | |
|для вспышек вовсе не обязательно | |
|служит встречаемое | |
|противодействие, бурного | |
|неистовства аффект также не | |
|достигает. Склонность к | |
|ипохондризации является особенно | |
|типичной чертой. Такие подростки | |
|внимательно прислушиваются к | |
|своим телесным ощущениям, крайне | |
|подвержены ятрогении, охотно | |
|лечатся, укладываются в постель, | |
|подвергаются осмотрам. Наиболее | |
|частым источником ипохондрических| |
|переживаний, особенно у | |
|мальчиков, становится сердце | |
|(Кургановский, 1965). | |
|Делинквентность, побеги из дому, | |
|алкоголизация и другие нарушения | |
|поведения подросткам | |
|астено-невротического типа не | |
|свойственны. Но это не означает, | |
|что специфически подростковые | |
|поведенческие реакции у них | |
|отсутствуют. Стремление к | |
|эмансипации или тяга к | |
|группированию со сверстниками, не| |
|получая прямого выражения в силу | |
|астеничности, утомляемости и т. | |
|п., могут исподволь подогревать | |
|маломотивированные вспышки | |
|раздражения в отношении | |
|родителей, воспитателей, старших | |
|вообще, побуждать к обвинению | |
|родителей в том, что их здоровью | |
|уделяется мало внимания, или же | |
|порождать глухую неприязнь к | |
|сверстникам, у которых | |
|специфически-подростковые | |
|поведенческие реакции выражаются | |
|прямо и открыто. Сексуальная | |
|активность обычно ограничивается | |
|короткими и быстро истощающимися | |
|вспышками. К сверстникам тянутся,| |
|скучают без их компании, но | |
|быстро от них устают и ищут | |
|отдыха, одиночества или общества | |
|с близким другом. | |
|Самооценка астено-невротических | |
|подростков обычно отражает их | |
|ипохондрические установки. Они | |
|отмечают зависимость плохого | |
|настроения от дурного | |
|самочувствия, плохой сон ночью и | |
|сонливость днем, разбитость по | |
|утрам. В мыслях о будущем | |
|центральное место занимают заботы| |
|о собственном здоровье. Они | |
|сознают также. что утомляемость и| |
|раздражительность глушат их | |
|интерес к новому, делают | |
|непереносимыми критику и | |
|возражения, стесняющие их | |
|правила. Однако далеко не все | |
|особенности отношений подмечаются| |
|достаточно хорошо... | |
|СЕНСИТИВНЫЙ ТИП | |
|С детства проявляется пугливость | |
|и боязливость. Такие дети часто | |
|боятся темноты, сторонятся | |
|животных, страшатся остаться | |
|одни. Они чуждаются слишком | |
|бойких и шумных сверстников, не | |
|любят чрезмерно подвижных и | |
|озорных игр, рискованных | |
|шалостей, избегают больших | |
|детских компаний, чувствуют | |
|робость и застенчивость среди | |
|посторонних, в новой обстановке и| |
|вообще не склонны к легкому | |
|общению с незнакомыми людьми. Все| |
|это иногда производит впечатление| |
|замкнутости, отгороженности от | |
|окружающего и заставляет | |
|подозревать свойственные шизоидам| |
|аутистические наклонности. Однако| |
|с теми, к кому эти дети привыкли,| |
|они достаточно общительны. | |
|Сверстникам они нередко | |
|предпочитают игры с, малышами, | |
|чувствуя себя среди них увереннее| |
|и спокойнее. Не проявляется также| |
|свойственный шизоидам ранний | |
|интерес к абстрактным знаниям, | |
|"детская энциклопедичность". | |
|Многие чтению охотно предпочитают| |
|тихие игры, рисование, лепку. К | |
|родным они иногда обнаруживают | |
|чрезвычайную привязанность, даже | |
|при холодном отношении или | |
|суровом обращении с их стороны. | |
|Отличаются послушанием, часто | |
|слывут "домашним ребенком". | |
|Школа пугает их скопищем | |
|сверстников, шумом, возней, | |
|суетой и драками на переменах, | |
|но, привыкнув к одному классу и | |
|даже страдая от некоторых | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|