Психопатии и акцентуации характера у подростков
|соучеников, они неохотно | |
|переходят в другой коллектив. | |
|Учатся обычно старательно. | |
|Пугаются всякого рода | |
|контрольных, проверок, экзаменов.| |
|Нередко стесняются отвечать перед| |
|классом, боясь сбиться, вызвать | |
|смех, или, наоборот, отвечают | |
|гораздо меньше того, что знают, | |
|чтобы не прослыть выскочкой или | |
|чрезмерно прилежным учеником | |
|среди одноклассников. | |
|Начало пубертатного периода | |
|обычно проходит без особых | |
|осложнений. Трудности адаптации | |
|чаще возникают в 16-19 лет. | |
|Именно в этом возрасте выступают | |
|оба главных качества сенситивного| |
|типа, отмеченные П. Б. | |
|Ганнушкиным, - "чрезвычайная | |
|впечатлительность" и "резко | |
|выраженное чувство собственной | |
|недостаточности" (Ганнушкин, | |
|1964). | |
|Реакция эмансипации у сенситивных| |
|подростков бывает выражена | |
|довольно слабо. К родным | |
|сохраняется детская | |
|привязанность. К опеке старших | |
|относятся не только терпимо, но | |
|даже охотно ей подчиняются. | |
|Упреки, нотации и наказания со | |
|стороны близких скорее вызывают | |
|слезы, угрызения и даже отчаяние,| |
|чем обычно свойственный | |
|подросткам протест... | |
|Рано формируется чувство долга, | |
|ответственности, высоких | |
|моральных и этических требований | |
|и к окружающим, и к самому себе. | |
|Сверстники ужасают грубостью, | |
|жестокостью, циничностью. В себе | |
|же видится множество недостатков,| |
|особенно в области качеств | |
|морально-этических и волевых. | |
|Источником угрызений у подростков| |
|мужского пола зачастую служит | |
|столь частый в этом возрасте | |
|онанизм. Возникают самообвинения | |
|в "гнусности" и "распутстве", | |
|жестокие укоры себя в | |
|неспособности удержаться от | |
|пагубной привычки. Онанизму | |
|приписываются также собственное | |
|слабоволие во всех областях, | |
|робость и застенчивость, неудачи | |
|в учебе вследствие якобы | |
|слабеющей памяти или свойственная| |
|иногда периоду роста худоба, | |
|диспропорциональность | |
|телосложения и т. п. | |
|Чувство собственной | |
|неполноценности у сенситивных | |
|подростков делает особенно | |
|выраженной реакцию | |
|гиперкомпенсации. Они ищут | |
|самоутверждения не в стороне от | |
|слабых мест своей натуры, не в | |
|областях, где могут раскрыться их| |
|способности, а именно там, где | |
|особенно чувствуют свою | |
|неполноценность. Девочки | |
|стремятся показать свою | |
|веселость. Робкие и стеснительные| |
|мальчики натягивают на себя | |
|личину развязности и 'даже | |
|нарочитой заносчивости, пытаются | |
|показать свою энергию и волю. Но | |
|как только ситуация неожиданно | |
|для них требует смелой | |
|решительности, они тотчас же | |
|пасуют. Если удается установить с| |
|ними доверительный контакт и они | |
|чувствуют от собеседника симпатию| |
|и поддержку, то за спавшей маской| |
|"все нипочем" оказываются жизнь, | |
|полная укоров и самобичевания, | |
|тонкая чувствительность и | |
|непомерно высокие требования к | |
|самому себе. Нежданное участие и | |
|сочувствие могут сменить | |
|заносчивость и браваду на бурно | |
|хлынувшие слезы. | |
|В силу той же реакции | |
|гиперкомпенсации сенситивные | |
|подростки оказываются на | |
|общественных постах (старосты и | |
|т. п.). Их выдвигают воспитатели,| |
|привлеченные послушанием и | |
|старательностью. Однако их | |
|хватает лишь на то, чтобы с | |
|большой личной ответственностью | |
|выполнять формальную сторону | |
|порученной им функции, но | |
|неформальное лидерство в таких | |
|коллективах достается другим. | |
|Намерение избавиться от робости и| |
|слабоволия толкает мальчиков на | |
|занятия силовыми видами спорта: | |
|борьбой, гантельной гимнастикой и| |
|т. п. | |
|В отличие от шизоидов сенситивные| |
|подростки не отгораживаются от | |
|товарищей, не живут в | |
|воображаемых фантастических | |
|группах и не способны быть "белой| |
|вороной" в обычной подростковой | |
|среде. Они разборчивы в выборе | |
|приятелей, предпочитают близкого | |
|друга большой компании, очень | |
|привязчивы в дружбе. Некоторые из| |
|них любят иметь более старших по | |
|возрасту друзей. Обычная | |
|подростковая группа ужасает их | |
|господствующими там шумом, | |
|развязностью, грубостью... | |
|Ни к алкоголизации, ни к | |
|употреблению наркотиков, ни к | |
|делинквентному поведению | |
|сенситивные подростки не склонны.| |
|Сенситивные юноши, как правило, | |
|даже не курят, алкогольные | |
|напитки же способны внушать им | |
|отвращение... | |
|Самооценка сенситивных подростков| |
|отличается довольно высоким | |
|уровнем объективности. | |
|Подмечается свойственная с | |
|детства обидчивость и | |
|чувствительность, застенчивость, | |
|которая особенно мешает | |
|подружиться с кем хочется, | |
|неумение быть вожаком, заводилой,| |
|душой компании, неприязнь к | |
|авантюрам и приключениям, всякого| |
|рода риску и острым ощущениям, | |
|отвращение к алкоголю, нелюбовь к| |
|флирту и ухаживаниям. Они | |
|подчеркивают, что не склонны ни | |
|легко ссориться, ни быстро | |
|мириться. У многих из них имеются| |
|проблемы, к которым они не могут | |
|определить своего отношения или | |
|не хотят сделать это. Чаще всего | |
|этими проблемами являются | |
|отношение к друзьям, к своему | |
|окружению, к критике в свой | |
|адрес, к деньгам, к спиртным | |
|напиткам. Видимо, все это бывает | |
|связано с окрашенными эмоциями, | |
|затаенными переживаниями. Питая | |
|отвращение ко лжи и маскировке, | |
|сенситивные подростки отказ | |
|предпочитают неправде. | |
|Слабым звеном сенситивных | |
|личностей является отношение к | |
|ним окружающих. Непереносимой для| |
|них оказывается ситуация, где они| |
|становятся объектом насмешек или | |
|подозрения в неблаговидных | |
|поступках, когда на их репутацию | |
|падает малейшая тень или когда | |
|они подвергаются несправедливым | |
|обвинениям... | |
|ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП | |
|Психастенические проявления в | |
|детстве незначительны и | |
|ограничиваются робостью, | |
|пугливостью, моторной | |
|неловкостью, склонностью к | |
|рассуждательству и ранними | |
|"интеллектуальными интересами"...| |
| | |
|Иногда уже в детском возрасте | |
|обнаруживаются навязчивые | |
|явления, особенно фобии - боязнь | |
|незнакомых людей и новых | |
|предметов, темноты, боязнь | |
|оказаться за запертой дверью и ^.| |
|п. Реже можно наблюдать появление| |
|навязчивых действий, | |
|невротических тиков и т. п. | |
|Критическим периодом, когда | |
|психастенический характер | |
|развертывается почти во всей | |
|своей полноте, являются первые | |
|классы школы. В эти годы | |
|безмятежное детство сменяется | |
|первыми требованиями к чувству | |
|ответственности. Подобные | |
|требования представляют один из | |
|самых чувствительных ударов для | |
|психастенического характера. | |
|Воспитание в условиях "повышенной| |
|ответственности", когда родители | |
|возлагают недетские заботы по | |
|надзору и уходу за младшими или | |
|беспомощными стариками, положение| |
|старшего среди детей в трудных | |
|материальных и бытовых условиях | |
|способствуют становлению | |
|психастении (Сухарева, 1959)... | |
|Главными чертами | |
|психастенического типа в | |
|подростковом возрасте являются | |
|нерешительность и склонность к | |
|рассуждательству, тревожная | |
|мнительность и любовь к | |
|самоанализу и, наконец, легкость | |
|образования обсессий - навязчивых| |
|страхов, опасений, действий, | |
|ритуалов, мыслей, представлений. | |
| | |
|Тревожная мнительность | |
|психастенического подростка | |
|отличается от сходных черт | |
|астено-невротического и | |
|сенситивного типов. Если | |
|астено-невротическому типу присущ| |
|страх за свое здоровье | |
|(ипохондрическая направленность | |
|мнительности и тревоги), а для | |
|сенситивного типа свойственно | |
|беспокойство по поводу отношения,| |
|возможных насмешек, пересудов, | |
|неблагоприятного мнения о себе | |
|окружающих (релативная | |
|направленность мнительности и | |
|тревоги), то опасения | |
|психастеника целиком адресуются к| |
|возможному, даже к маловероятному| |
|в будущем (футуристическая | |
|направленность). Как бы чего .не | |
|случилось ужасного и | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|