Психопатии и акцентуации характера у подростков
|семейного кумира. Проявления | |
|реакции оппозиции могут быть теми| |
|же, что и в детстве, - уход в | |
|болезнь, попытки избавиться от | |
|того, на кого внимание | |
|переключилось (например, | |
|заставить мать разойтись с | |
|появившимся отчимом), но чаще эта| |
|детская реакция оппозиции | |
|выявляется подростковыми | |
|нарушениями поведения. Выпивки, | |
|знакомство с наркотиками, | |
|прогулы, воровство, асоциальные | |
|компании предназначаются для | |
|того, чтобы просигнализировать: | |
|"Верните мне прежнее внимание, | |
|иначе я собьюсь с пути!" Реакция | |
|имитации может многое определять | |
|в поведении истероидного | |
|подростка. Однако модель, | |
|избранная для подражания, не | |
|должна заслонять саму подражающую| |
|персону. Поэтому для имитации | |
|избирается образ абстрактный или | |
|лицо, пользующееся популярностью | |
|среди подростков, но Не имеющее | |
|непосредственного контакта с | |
|данной группой ("кумир моды"). | |
|Иногда же подражание зиждется на | |
|собирательном образе: в погоне за| |
|оригинальностью воспроизводятся | |
|сногсшибательные высказывания | |
|одних, необычная одежда других, | |
|вызывающая манера вести себя | |
|третьих и т. п. | |
|Выдумки подростков-истероидов | |
|отчетливо разнятся от фантазий | |
|шизоидов. Истероидные фантазии | |
|изменчивы, всегда предназначены | |
|для определенных слушателей и | |
|зрителей, подростки легко | |
|вживаются в роль, ведут себя | |
|соответственно своим выдумкам... | |
| | |
|Реакция эмансипации может иметь | |
|бурные внешние проявления: побеги| |
|из дому, конфликты с родными и | |
|старшими, громогласные требования| |
|свободы и самостоятельности и т. | |
|п. Однако по сути дела настоящая | |
|потребность свободы и | |
|самостоятельности вовсе не | |
|свойственна подросткам этого типа| |
|- от внимания и забот близких они| |
|совсем не жаждут избавиться. | |
|Эмансипационные устремления часто| |
|сползают на рельсы детской | |
|реакции оппозиции. | |
|Реакция группирования со | |
|сверстниками всегда сопряжена с | |
|претензиями на лидерство или на | |
|исключительное положение в | |
|группе. Не обладая ни достаточной| |
|стеничностью, ни бестрепетной | |
|готовностью в любой момент силой | |
|утвердить свою командную роль, | |
|подчинить себе других, истероид | |
|рвется к лидерству доступными для| |
|него путями. Обладая хорошим | |
|интуитивным чутьем настроения | |
|группы, еще назревающих в ней | |
|порой неосознанных желаний и | |
|стремлений, истероиды могут быть | |
|их первыми выразителями, | |
|выступать в роли зачинщиков и | |
|зажигателей. В порыве, в экстазе,| |
|воодушевленные обращенными на них| |
|взглядами, они могут повести за | |
|собой других, даже проявить | |
|безрассудную смелость. Но они | |
|всегда оказываются вожаками на | |
|час - перед неожиданными | |
|трудностями пасуют, друзей легко | |
|предают, лишенные восхищенных | |
|взоров, сразу теряют весь задор. | |
|Главное, группа вскоре распознает| |
|за внешними эффектами их | |
|внутреннюю пустоту. Это | |
|осуществляется особенно быстро, | |
|когда истероидные подростки | |
|добиваются лидерской позиции, | |
|"пуская пыль в глаза" историями о| |
|своих былых удачах и | |
|приключениях. Все это ведет к | |
|тому, что истероидные подростки | |
|не склонны слишком долго | |
|задерживаться в одной и той же | |
|подростковой группе и охотно | |
|устремляются в новую, чтобы | |
|начать все сначала. Если от | |
|истероидного подростка слышишь, | |
|что он разочаровался в своих | |
|приятелях, можно смело полагать, | |
|что те "раскусили" его... | |
|Увлечения почти целиком | |
|сосредоточиваются в области | |
|эгоцентрического типа хобби... | |
|Предпочитаются те виды искусства,| |
|которые наиболее модны среди | |
|подростков своего круга (в | |
|настоящее время чаще всего | |
|джазовые ансамбли, эстрада) или | |
|поражают своей необычностью | |
|(например, театр мимов)... | |
|Подражание йогам и хиппи | |
|представляет в этом отношении | |
|особенно благодатную почву... | |
|Самооценка истероидных подростков| |
|далека от объективности. | |
|Подчеркиваются те черты | |
|характера, которые в данный | |
|момент могут произвести | |
|впечатление... | |
|НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП | |
|Kraepelin (1915) назвал | |
|представителей этого типа | |
|безудержными, неустойчивыми (При | |
|сходстве названий "лабильный" и | |
|"неустойчивый" следует указать на| |
|то, что первое относится к | |
|эмоциональной сфере, а второе - к| |
|поведению). Schneider (1923) и | |
|Stutte (1960) более подчеркнули в| |
|своих названиях недостаток воли | |
|("безвольные", "слабовольные"). | |
|Их безволие отчетливо выступает, | |
|когда дело касается учебы, труда,| |
|исполнения обязанностей и долга, | |
|достижения целей, .которые ставят| |
|перед ними родные, старшие, | |
|общество. Однако в поиске | |
|развлечений представители этого | |
|типа также не обнаруживают | |
|напористости, а скорее плывут по | |
|течению. | |
|В детстве они отличаются | |
|непослушанием, непоседливостью, | |
|всюду и во все лезут, но при этом| |
|трусливы, боятся наказаний, легко| |
|подчиняются другим детям. | |
|Элементарные правила поведения | |
|усваиваются с трудом. За ними все| |
|время приходится следить. У части| |
|из них встречаются симптомы | |
|невропатии (заикание, ночной | |
|анурез и т. д.). | |
|С первых классов школы нет | |
|желания учиться. Только при | |
|непрестанном и строгом контроле, | |
|нехотя подчиняясь, они выполняют | |
|задания, всегда ищут случая | |
|отлынивать от занятий. Вместе с | |
|тем рано обнаруживается | |
|повышенная тяга к развлечениям, | |
|удовольствиям, праздности, | |
|безделью. Они убегают с уроков в | |
|кино или просто погулять по | |
|улице. Подстрекаемые более | |
|стеничными сверстниками, могут | |
|ради компании сбежать из дома. | |
|Все дурное словно липнет к ним. | |
|Склонность к имитации у | |
|неустойчивых подростков | |
|отличается избирательностью: | |
|образами для подражания служат | |
|лишь те модели поведения, которые| |
|сулят немедленные наслаждения, | |
|смену легких впечатлений, | |
|развлечения. Еще детьми они | |
|начинают курить. Легко идут на | |
|мелкие кражи, готовы все дни | |
|проводить в уличных компаниях. | |
|Когда же они становятся | |
|подростками, то прежние | |
|развлечения, вроде кино, их уже | |
|не удовлетворяют, и они дополняют| |
|их более сильными и острыми | |
|ощущениями - в ход идут | |
|хулиганские поступки, | |
|алкоголизация, наркотики... | |
|С наступлением пубертатного | |
|периода такие подростки стремятся| |
|высвободиться из-под родительской| |
|опеки. Реакция эмансипации у | |
|неустойчивых подростков тесно | |
|сопряжена все с теми же желаниями| |
|удовольствия и развлечения. | |
|Истинной любви к родителям они | |
|никогда не питают. К бедам и | |
|заботам семьи относятся с | |
|равнодушием и безразличием. | |
|Родные для них - лишь источник | |
|средств для наслаждений. | |
|Неспособные сами занять себя, они| |
|очень плохо переносят одиночество| |
|и рано тянутся к уличным | |
|подростковым группам. Трусость и | |
|недостаточная инициативность не | |
|позволяют им занять в них место | |
|лидера. Обычно они становятся | |
|орудиями таких групп. В групповых| |
|правонарушениях им приходится | |
|таскать каштаны из огня, а плоды | |
|пожинают лидер и более стеничные | |
|члены группы. | |
|Их увлечения целиком | |
|ограничиваются | |
|информативно-коммуникативным | |
|типом хобби, да азартными играми.| |
|К спорту они испытывают | |
|отвращение. Только автомашина и | |
|мотоцикл сохраняют заманчивость | |
|как источник почти гедонического | |
|наслаждения бешеной скоростью с | |
|рулем в руках. Но упорные занятия| |
|и здесь отталкивают их... | |
|Учеба легко забрасывается. | |
|Никакой труд не становится | |
|привлекательным. Работают они | |
|только в силу крайней | |
|необходимости. Поражает их | |
|равнодушие к своему будущему, они| |
|не строят планов, не мечтают о | |
|какой-либо профессии или о | |
|каком-либо положении для себя. | |
|Они целиком живут настоящим, | |
|желая извлечь из него максимум | |
|развлечений и удовольствий. | |
|Трудности, испытания, | |
|неприятности, угроза наказаний - | |
|все это вызывает одинаковую | |
|реакцию - убежать подальше. | |
|Побеги из дому и интернатов - | |
|нередкий поступок неустойчивых | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|