Психология конфликтов
сопротивляясь общению на эмоциональном уровне.
Главное достоинство изоляции как защитного механизма состоит в том,
что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует
ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в
понимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть
чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на
него рукой как на тупого и пассивного. И, несмотря на отсутствие склонности
к выражению собственных чувств, такой человек бывает очень восприимчив к
чувствам других. На здоровом конце шизоидной оси мы находим людей,
выдающихся своей креативностью: художников, писателей, ученых-теоретиков,
философов, религиозных мистиков и других высокоталантливых созерцателей
жизни, чье свойство находится в стороне от стереотипов, дает им способности
к уникальному неординарному видению.
Отрицание.
Еще один способ справляться с неприятностями — отказ принять их
существование. Это психологическая защита, которая известна в нескольких,
довольно различных формах. Самая примитивная форма — это грубая регуляция
сенсорных и перцептивных функций с помощью снижений чувствительности к
некоторым избирательным стимулам или событиям.
Прообразом примитивной формы отрицания служит сон как
психофизиологический процесс, способствующий снятию общего утомления и
эмоциональной напряженности. В целом отрицание включает способности к
интрапсихическому повышению порогов обнаружения сигнала, что приводит к
снижению объема поступающей сенсорной информации, имеющей для человека
отрицательный смысл. В этом случае отрицание работает как защитный фильтр:
призванный не допустить сенсорную информацию на уровень когнитивной
обработки, действуя по принципу «Слушаю, но не слышу, смотрю, но не вижу».
В современных исследованиях по психологии и психофизиологии эта форма
отрицания известна под названием перцептивной защиты, интенсивно изучаемой
в России Э.А. Констадиевым и его учениками. Действуя как сенсорный фильтр,
перцептивная защита естественным образом искажает информацию о ситуации и
субъекте и тем самым формирует неадекватный «Я-образ» и образ среды.
Более сложная форма отрицания опирается на более или менее полноценный
образ среды, но при этом вносит помехи и ошибки в процесс переработки
поступившей информации, так переструктурируя ее, что даже потенциально
травмирующие аспекты становятся неузнаваемыми субъектом. Это свойство
интеллектуальныхпроцессов не позволяет человеку обладать объективными
сведениями о степени опасности событий, не позволяет ему сформировать
правильный прогноз событий. В целом, отрицание даже в этой, более точной и
современной форме снижает интеллектуальные возможности человека в угоду
благодушию и оптимизму.
По мнению некоторых конфликтологов, отрицание во всех своих
проявлениях контролирует чувство, проявляющееся в ситуации
принятия/отвержения социального окружения и себя самого, сдвигая критерии
поведения в сторону некритичной оценки. Очевидно, что эти довольно сложные
чувства в максимальной степени проявляются в межличностном общении людей и
в социальных отношениях, происходящих на базе мотивации общения,
самоутверждения и достижения цели.
Регулируя эмоции в процессе реализации этих важнейших мотиваций,
отрицание формирует определенный склад характера и стиль поведения,
характеризующийся эгоцентризмом и общительностью, которые кажутся
несовместимыми. Эта парадоксальная ситуация разрешается через отсутствие
отрицательных форм проявления личности в социальных взаимодействиях. Обычно
люди с доминирующей психологической защитой в виде отрицания настроены
оптимистично и дружелюбно по отношению к своему окружению, что делает их
хорошими коммуникаторами. Однако сниженная самокритичность и склонность к
завышению самооценки порождает и внутренние, и внешние конфликты. В случае,
если человек не агрессивен, то доминирующей формой будут внутренние
конфликты, разрешить которые невозможно из-за искажения образа
действительности, в том числе собственного «Я». В целом отрицание тормозит
интеллектуальное развитие и личностный рост, при доминирующей форме
отрицания способствует формированию истероидной психопатии и истерического
невроза со всеми психосоматическими проявлениями.
Большинство из нас до некоторой степени прибегают к отрицанию с
достойной целью: сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои
конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. В
чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на
уровне эмоций может оказаться спасительной.
Самый очевидный пример психопатологии, обусловленный использованием
отрицания, — мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в
невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребности в
сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то
время, как депрессия делает совершенно невозможным игнорировать болезненных
фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для
которых отрицание служит, основной защитой, маниакальны по своему
характеру. Но их все же относят к гипоманиакальным личностям, в отличие от
переживающих настоящие маниакальные эпизоды.
Эта категория была охарактеризована также словом «циклотимия»
(чередования эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования
маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих клиничности.
Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических
использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный «обвал»,
когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.
Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека
является поводом для беспокойства. Согласно Фрейду, отрицание наиболее
типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со
сниженным интеллектом, хотя люди зрелые и нормально развитые тоже могут
иногда использовать отрицание в сильно травмирующих ситуациях.
Всемогущий контроль
. Ощущение того, что человек способен влиять на мир. Это обычно
проявляется у маленького ребенка. На инфантильной стадии первичного
всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем под миром
нормальна. В конце концов, по мере взросления, ребенок примиряется с тем
неприятным фактом, что ни один человек не обладает неограниченными
возможностями.
Некоторый здоровый остаток этого инфантильного ощущения всемогущества
сохраняется во всех нас и поддерживает чувство компетентности жизненной
эффективности. Если личность эффективно осуществляет свои намерения, то у
нее возникает ответственное «пиковое чувство». Всякий, испытавший когда-
либо ощущение «близкой удачи» и вслед за ним выигрыш в некой азартной игре,
знает чувство всемогущественнейшего контроля. Эта убежденность в своем
абсолютном всемогуществе порой играет мощную позитивную роль
самоактуализирующегося вымысла.
У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного
контроля и интерпретировать происходящее с ними, как обусловленное их
собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность
организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она
может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в
связи с чем, все этические и практические соображения отходят на второй
план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую
(ее еще называют социопатической и антисоциальной).
«Перешагивать через других» — вот основное занятие и источник
удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает
всемогущественный контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы
хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все
интересы главной цели — проявить свое влияние.
Примитивная идеализация (и обесценивание)
Тезис Ференци о постоянном замещении примитивных фантазий собственного
всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по-
прежнему важен в психологии.
Одним из способов, которым человек может уберечь себя от подавляющих
случаев, в конфликтной ситуации, является вера в то, что кто-то, какая-то
благодетельная всемогущая сила обеспечивает защиту. Фактически, этим
способом является желание верить в то, что люди, правящие миром, мудры и
более могущественны, чем обычные, подверженные ошибкам и слабостям
человеческие существа, живет в сознании большинства и дает знать о себе
большей или меньшей сокрушенностью всякий раз, когда события показывают
нам, что это лишь желание, а не реальность.
Все склонны к идеализации и потому несут в себе остатки потребности
приписывать себе достоинства и власть людей, от которых эмоционально
зависят. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелых
отношений между людьми. И появляющаяся на протяжении жизни тенденция де
идеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую
привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации
— индивидуации. У некоторых людей, однако, потребность идеализировать
остается более или менее неизменной с младенчества. Их поведение
обнаруживает признаки архаических отчаянных усилий противопоставить
внутреннему дискомфорту в конфликтной ситуации уверенность в том, что кто-
то к кому он привязан, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и
психологическое слияние с этим сверхъестественным другом обеспечивает им
безопасность и спокойствие в ситуации конфликта. Они надеются также
освободиться от стыда: побочным продуктом идеализации связанной с ней веры
в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся
особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом — естественная в
этих ситуациях защита.
Примитивное обесценивание — это неизбежная оборотная сторона
потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего
совершенно, архаические пути идеализации неизбежно приводят к
разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное
обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживание их
крушений.
В повседневной жизни аналогией этому процессу та мера ненависти и
гнева, которая может обрушиться на того, кто казался таким многообещающим и
не оправдал ожиданий.
Проекция, интроекция и проективная идентификация
Это психологическая защита, наиболее полно представленная в
подростковом и юношеском возрасте, когда ее роль сводится к ослаблению
интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при неприязненных
отношениях с окружающими.
Известно, что любые формы и варианты общения, выступающие в качестве
основного процесса и результата социализации, сопровождаются определенными
эмоциональными реакциями принятия или неприятия окружающих. Юношеский
возраст характеризуется интенсивным формированием новых социальных ролей и
ожиданий, среди которых достаточно много тех, что вызывают активное
сопротивление личности или сопровождаются неудачами.
Хорошо изучены мотивы, побуждающие молодого, еще не опытного в
социальных отношениях человека вступать во взаимодействия со сверстниками и
людьми более старшего возраста. Эти мотивы обслуживают, в основном,
несколько важнейших в этом возрасте мотиваций: общения, самоутверждения,
самореализации. Отсутствие навыков решения жизненных задач естественно
приводит к многочисленным внешним конфликтам, а тревоги за невозможность
достижения своих целей формируют внутренние конфликты, что вместе взятое
требует активного использования психологической защиты.
Эмоциональные реакции реального или вымышленного отвержения имеют ярко
выраженную негативную окраску и обычно сводятся к таким хорошо известным
чувствам, как отвращение и брезгливость. Именно эти сильно действующие
чувства и обслуживаются проекцией.
Проекция по своим психологическим механизмам, представляется довольно
сложной защитой. Ее функционирование включает два взаимосвязанных, но
относительно самостоятельных процесса эмоционально-когнитивной оценки какой-
либо конкретной ситуации и/или определенного события. Один из них —
разделение общей оценки на два компонента, первый из которых положительный,
второй — отрицательный, что возможно во всех неоднозначно воспринимаемых и
трактуемых событиях или амбивалентных переживаниях, в которых можно
выделить как положительный так и отрицательный аспекты. Именно в этих
весьма многочисленных случаях проекция дифференцирует оценку на две
полярные составляющие: хорошую и плохую, добрую и злую, «белую» и «черную».
Данное действие проекции — плохо или совсем не осознаваемое —
завершается вторым, заключительным процессом: личностным приписыванием себе
положительного, доброго, светлого акцента и переносом отрицательного,
злого, черного на персону, которая действовала вместе в оцениваемой
конфликтной ситуации. Как правило, человек, на которого проецируются
негативные черты ситуации, уже имеет отрицательный смысл для того, кто
защищает свое «эго» от изменения и/или разрушения, усиливая тем самым свое
враждебное отношение к нему и формируя хорошо известный и также хорошо
описанный в психологической литературе образ врага. Следовательно,
включение проекции в процесс внешнего конфликта способствует не только
сохранению целостности личности, но и усиливает (или формирует) враждебные
агрессивные чувства к кому-либо из окружающих, тем самым играя роль
усилителя внешних конфликтов.
При возникновении внутренних конфликтов проекция служит целям
освобождения «я-концепции» от негативных оценок с помощью процесса
негативных характеристик на кого-либо из окружающих близких людей или тех,
кому эти характеристики свойственны.
Эмоциональная преднастройка, источник которой — различные проявления
действующих социальных стереотипов, делает заранее возможным отрицательные
оценки любых действий противоположной стороны, к которым человек, имеющий в
виде основной психологической защиты проекцию, относится с подозрением.
Вероятно, проекция — это одна из самых конфликтогенных психологических
защит, т.к. активное и стабильное ее использование в качестве ведущей
приводит к формированию таких черт личности, как самолюбие и гордость,
мстительность и обидчивость, враждебность и склонность к ревности. Другими
словами, личность с доминирующей проекцией при возникновении противоречий
склонна к поведению, формирующемуся на основе наиболее конфликтогенных
мотиваций активно оборонительного поведения и самоутверждения. В любой
реальной диспозиции проекция заставляет человека исполнять роль прокурора,
обвиняющего окружающих в своих промахах и неудачах, приписывающего свои
недостатки окружающим по принципу «в чужом глазу соринку видит, в своем
бревна не замечает».
Проекция, по представленности среди защитных механизмов, является
наиболее часто используемой не только в подростковом , но и в юношеском
возрасте, что, вероятно, характеризует ее высокую эффективность, благодаря
отсутствию у субъекта чувства ответственности за свои поступки. Очевидно,
что формирование зрелой и социально полноценной личности с присущей ей
свободой выбора решения в конфликтной ситуации и ответственностью за эти
решения несовместимо с интенсивным использованием проекции в качестве
основной действующей психологической защитой. В связи с этим можно
согласиться с конфликтологами, которые относят ее в разряд примитивных
защит.
Проекцией часто называют механизм неконтролируемого переноса
содержания бессознательного на каких-либо близких и дорогих людей
независимо от эмоционального знака и содержания этого переноса, т.к.
переноситься могут и положительные и отрицательные характеристики личности.
Естественно, что в этом случае человек видит в окружающих только то, что
известно и свойственно ему самому. Это свойство проекции тоже выступает в
роли психологической защиты, превентивно предохраняя (?) от возможных
негативных переживаний. Результат действия проекции в этом случае — это не
только сохранение устойчивых положительных отношений и социальных связей,
но и более важное следствие в виде формирования социальной диспозиции «свой-
чужой», где «свой» — это тот, кто похож на собственную личность, а «чужой»
— не похожий на эту личность. Возможно, проекция в таком контексте включена
в хорошо известный в профессиональной деятельности педагога и психолога
процесс управления поведением других людей.
Проекция как психологический механизм безусловно включена в творческий
процесс любого типа как средство действия, так как для того чтобы создать
что-то принципиально новое, необходимо вывести продукцию из
бессознательного либо на уровень сознания в виде идей, либо прямо в
действие с предметами в случае художественного творчества. В том и другом
варианте проекция как необходимый элемент встроена в одну из самых
эффективных психологических защит — в сублимацию
Как защитный механизм, по своей теоретической значимости проекция
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|