Психология конфликтов
восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе
конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения
является подавление силой. Подавленный конфликт становится
дисфункцмональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и
возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а
если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным
потрясениям.
Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для
открытых социальных структур:
. конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым
способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и
разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты,
ведущие к тяжелым последствиям;
. в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и
интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает
социальное напряжение;
. конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений,
стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность,
поощряет творчество и инновации, способствует общественному
прогрессу;
. в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и
противостоящие им интересы, полнее выявляют существование
объективных проблем и противоречий общественного развития;
. конфликты способствуют получению информации об окружающей
социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих
формирований;
. внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и
идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние
ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять
врагов и недоброжелателей;
. внутренние конфликты выполняют следующие функции:
a. создание и поддержание баланса сил;
b. социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил,
ценностей;
c. создание новых социальных норм и институтов, обновление
существующих;
d. адаптация и социализация индивидов и групп
e. группообразование, установление и поддержание нормативных и
физических границ групп;
f. установление и поддержание относительно стабильной структуры
внутригрупповых и межгрупповых отношений;
g. установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том
числе выявление неформальных лидеров;
. конфликт выясняет позиции, интересы и цели участников и тем самым
способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В
открытой социальной системе конфликт выполняет роль
«предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие
противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
Конфликт несет в себе негативные функции, когда:
. ведет к беспорядку и нестабильности;
. общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
. борьба ведется насильственными методами;
. следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
. возникает угроза жизни и здоровья людей.
К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в
частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической
несовместимости людей. Негативными считаются конфликты, затрудняющие
принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и
затянувшийся позитивный конфликт.
Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам
можно выделить следующие:
. конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в
силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места,
нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев
удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия,
лежащие в их основе;
. конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические
особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные
ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на
деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую
устойчивость к стрессовым факторам трудной –ситуации. Он способствует
более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только
непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
. конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся
реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие,
особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо
возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную
напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности
отрицательных эмоций;
. конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.
При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку
подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с
окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных
ситуаций;
. конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
. при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой
авторитет у окружающих;
. межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат
одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной
позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как
конфликты становления, самоутверждения, социализации.
Помимо конструктивных функций, конфликт, как правило, имеет и
деструктивные последствия (мы говорили об этом выше, сейчас же уточняем
негативные функции межличностных конфликтов):
. большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на
психическое состояние его участников;
. неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться
психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием
оппонентов;
. конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых
и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность
сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений
функционирования желудочно-кишечного тракта;
. конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые
сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся
неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся
до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта
взаимоотношения участников вообще прекращаются;
. конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который
способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту.
Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в
ущерб ему;
. конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной
деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на
качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут
работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;
. конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы
решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит
данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;
. конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут
способствовать формированию у человека неверия в торжество
справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.
Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное
окружение имеет двойственный противоречивый характер. Это связано с тем,
что отсутствуют четкие критерии различия конструктивных и деструктивных
конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме
того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его
развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он
конструктивен, а для кого деструктивен.
Глава V. Типология конфликтов
В практике отечественной и зарубежной конфликтологии существует
несколько классификаций конфликтов. Рассмотрим основные.
Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной
регуляции: на одном конце — институционализированные (типа дуэли), на
другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента).
Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени
институализации.
Социальный конфликт — понятие собирательное, охватывающее множество
форм проявления групповых столкновений. Такие конфликты различаются
масштабом, типом, составом участников причинами и последствиями. При этом
по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида:
. антагонистические (непримиримые);
. агонистические (примиримые).
Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция.
Конфронтация — это зачастую пассивное противостояние социальных групп
с противоборствующими политическими, экологическими, социальными
интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого
столкновения, но предполагает оказание давления , наличие разногласий.
Конфронтация может перерасти в соперничество.
Соперничество — это борьба за признание достижений и способностей
отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества —
приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей.
Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию.
Конкуренция — это особый тип конфликта, цель которого — получение
выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту. Мятеж,
бунт, революцию, т.е., конфликты, имеющие острые формы.
Смута — это неясно выраженное недовольство существующим положением.
Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем — в
негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные
требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е.
воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем —
в восстание.
Бунт и мятеж — это целенаправленное выражение личной или коллективной
активности в агрессивных формах.
Восстание — целенаправленное выражение личной или коллективной
агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста. Высшей
формой конфликта может стать революция.
Революция — это крайняя форма несогласия политический способ свержения
существующего строя, означающий качественные перемены существующего
социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает
насильственный военный способ действия и вовлечение в свою орбиту широких
масс.
Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как
разногласие и доминирование.
Разногласие — основная переменная, которая указывает состояние и
ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях
или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее
поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Модели (программы)
поведения могут быть трех типов:
. достижение цели за счет другого участника конфликта;
. частичная или полная уступка своих позиций другому участнику
конфликта;
. взаимное, равное удовлетворение интересов обоих сторон.
Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих
сообществах, борьбу за приоритетные позиции. Это система человеческих
действий, основанная на стремление применить силу.
Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие
виды конфликтов.
1. Экономические. В их основе лежит столкновение экономических
интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет
потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их
разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе
глобальных кризисов между обществом и властью.
2. Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся
политики государства в сфере властных и социальных отношений,
партий и политических объединений. Они тесно связаны с
межгосударственными и международными столкновениями.
3. Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах,
установках людей на самые разные проблемы жизни общества,
государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в
самых малых объединениях на уровне личности.
4. Социально-психологические. Они могут проявиться как между
личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат
нарушения в области взаимоотношений. Причиной может быть
психологическая несовместимость, немотивированное неприятие
человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т.д.
5. Социально-бытовые. Они связаны с разными представлениями групп и
отдельных лиц и жизни, быте и т.д. Главный из них — дисгармония
семейных отношений. Его причины: бытовые неурядицы, морально-
бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.
Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то
конфликты можно разделить на следующие типы:
1. Бурные и быстротекущие. Отличаются большой эмоциональностью,
крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон.
Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические
последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.
2. Острые и длительные. Возникают преимущественно в тех случаях, когда
противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или
труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции
и поступки. Прогноз решения — преимущественно неопределенный.
3. Слабовыраженные и вялотекущие. Характерны для противоречий, носящих
неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна
сторона; вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или
избегает конфронтации.
4. Слабовыраженные и быстропротекающие. О благоприятном прогнозе можно
говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в
определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных
конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и
неблагоприятным.
Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то
конфликты могут быть:
1. Глобальные (мировая цель);
2. Региональные (Афганистан);
3. Межгосударственные (Армения — Азербайджан);
4. Межнациональные (Осетино-Ингушский, 1991 г.);
5. Межклассовые или между разными слоями общества (Кузбасс: учителя,
шахтеры и чиновничество);
6. Межгрупповые (команда Президента и Верховный Совет в 1993 г.);
7. Межпартийные (КПРФ — ЛДПР);
8. Межличностные политические (предвыборная борьба кандидатов во
властные структуры).
Если за критерий взять количество участвующих сторон, т.е. круг
участников, то конфликты бывают:
. двусторонние;
. трехсторонние;
. многосторонние.
Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты могут
быть:
. невооруженные (таможенные войны);
. вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое
ведение военных действий.
Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают:
. агрессивные;
. компромиссные.
Могут быть конфликты:
. по основным вопросам;
. не по основным вопросам.
Разумеется, нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему.
Есть конфликты типа «схваток», где разрешение может быть только в случае
победы одной из сторон, и «дебаты», где возможен компромисс. Кроме того,
встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог
М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации
конфликта и субъективных восприятий ситуации):
1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную,
хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных
оснований, возникает в результате ложных представлений или
недоразумений.
2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для
возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу
тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не
осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу
объективных причин, но до определенного времени не
актуализируется.
3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. Это
столкновение интересов существует объективно, осознается
участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою
очередь. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|