Психология конфликтов
сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая
форма исторического движения к новому социальному единству». Сказано,
думается, слишком масштабно. Не оказалось места для бытовых, семейных,
трудовых — словом, конфликтов более «низкого» уровня. А их не следует
игнорировать. Приведем еще одно определение, принадлежащее Т.В. Новиковой.
Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты)
взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или
взаимно исключают друг друга». Здесь, как видно, подчеркнут прежде всего
личностный, психологический аспект.
При изучении различных форм общественной жизни исследователи обычно
применяют так называемый конфликтологический подход: какое-либо деяние
рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается
механизм его возникновения.
Особый случай представляют собой игры, в том числе спортивные.
Некоторые из них задуманы как конфликты (например, бокс). Однако, очевидно,
что, по существу, речь идет об имитации конфликта. Кончается игра —
кончаются и «конфликтные» взаимоотношения. Неприязнь между игроками разных
команд, остающаяся после состязания,— скорее исключение, чем правило, в
спорте она отнюдь не поощряется.
Субъекты и участники конфликта
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны.
Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и
влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и
задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или
помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта
статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта.
Последние представляют собой определенные силы, преследующие в чужом
конфликте свои интересы.
Косвенные участники могут:
a. провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
b. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его
прекращению;
c. поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно
Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей
среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может
выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором
развития конфликта.
В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта»,
предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.
Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим
участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь
различные ранги, статусы и обладать определенной силой.
Ранг (нем.) — звание, чин, разряд, категория. В социальной
конфликтологии он определяется по принципу высший - низший и предполагает
позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к другому
субъекту, противоположной стороны. Можно предложить следующий способ
определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
1. Оппонент первого ранга — человек выступающий от своего собственного
имени и преследующий свои собственные интересы.
2. Оппонент второго ранга — отдельные индивиды, защищающие групповые
интересы.
3. Оппонент третьего ранга — структура, состоящая из непосредственно
взаимодействующих друг с другом групп.
4. Высший ранг — государственные структуры, выступающие от имени закона.
В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг
противника и повысить свой собственный. Некоторые исследователи считают,
что введение в конфликтологию понятия ранга оппонентов непродуктивно. Такое
мнение, думается, не вполне обосновано, т.к. на уровне подсознания, в своих
субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта
«наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения, для
этого нет оснований.
Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы
в обществе, связанной с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Статус может оказать значительное влияние на положение (позицию) того или
иного субъекта и участника в реальном конфликте.
Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон
конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента
(противника). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как
непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока
конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют
лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о
возможной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с началом
конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более
полной.
Окружающая среда — один из элементов в структуре социального
конфликта. Она состоит из физической сферы (географических, климатических,
экологических и других факторов) и социальной среды (определенных
социальных условий, в которых развивается конфликт)
Объект конфликта
Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е.
конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты
подразделяются на три вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно
с кем-либо невозможно.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между
участниками конфликта.
3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это
ситуация «мнимого конфликта».
Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и
участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут
скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к
противоборству.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из
сторон и существенно усложнить положение другой. Трудности в нахождении
действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда
одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта
подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере
осознает реальные мотивы противоборства.
Выявление основного объекта — непременное условие успешного решения
любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе
(тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере и во взаимодействии
субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.
Представление о ситуации
Каждый из участников конфликта составляет свое представление о
ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающий все связанные с ней
разногласия. Эти представления, очевидно, не совпадают. Стороны конфликта
видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для столкновения.
Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих
воспримет ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного,
неправомерного образа мыслей другого участника конфликта.
Необходимо отметить следующее, весьма существенное обстоятельство.
Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не
сообщит ему об этом. Но для возникновения конфликта не имеет значение ни
то, действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят
вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Тут вступает в действие
принцип, сформулированный социологом Томасом («теория Томаса»): «Если
ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».
Применительно к конфликту это значит: если человек считает конфликтную
ситуацию реальной, то это влечет реальные конфликтные последствия. Иначе
говоря, если кто-то полагает, что вступил в конфликт, то он и в самом деле
оказывается в конфликте. А тот, с кем он конфликтует, может даже не
подразумевать, что находится в конфликтных отношениях.
Мотивы конфликта
Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для
этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но
все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека
складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей
и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все с чем
сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы —
стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его
установок, потребностей и т.д. Но и в том и в другом случае они самым
существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.
Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием
цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который индивид
хотел бы в данной ситуации достичь
Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него
возникают внутри личностные конфликты. Хресс П. и Пиапи Ж. писали в
«Экспериментальной психологии»: «Человек, поставленный перед необходимостью
выбирать один из двух объектов, может выбрать один из них и, уже приняв
решение, воспринимать второй объект как имеющий значительно более высокую
ценность (poss-decision conflict). Возможен также конфликт вследствие того,
что человек любит или восхищается двумя индивидами, которые не терпят или
ненавидят друг друга. Возможны также конфликты познавательного характера,
когда человек сталкивается с информацией, противоречащей сложившимся у него
взглядам, и т.д.»
Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае
процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими
мотивационными тенденциями: одна из них создает у человека положительное
отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, а другая —
отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.
Если у двух людей их представления о какой-либо ситуации вступают в
противоречие, и возникают разногласия по поводу каких-то важных для них
вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. Т.е. в данной
ситуации стремления, желания этих людей не совпадают, оказываются
несовместимыми.
Действия в условиях конфликта
Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о
ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть
противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели — то,
естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия
сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей
цели. Поэтому они оцениваются последней как враждебные или , по меньшей
мере, некорректные. В свою очередь, эта другая сторона предпринимает
противодействия, которые у первой точно также получают негативную оценку. В
таком столкновении направленных друг против друга действий и
противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание
конфликта. Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надводную»,
лежащую на поверхности часть, в отличие от «подводной», скрытой от
непосредственного наблюдения части,— зоны разногласий, представлений сторон
конфликта осложнившейся ситуации, мотивов и целей их поведения.
Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые
другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее,
являются:
. создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений
другой стороны;
. невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
. захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно
находится во владении другой стороны;
. нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например,
распространение порочащих слухов);
. унижающие человеческое достоинства действия (в том числе словесные
оскорбления или оскорбительные требования);
. угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то,
что он не хочет и не обязан делать;
. физическое насилие.
При этом те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, могут сами
так не считать и даже подозревать, что действуют против кого-то. Им эти
действия могут казаться вполне нормальными, или случайными, или просто
необдуманными. Зачастую при откровенном разговоре это становится ясным для
другой стороны, и напряженность в отношениях спадает. Но иногда такте
оправдания не рассеивают убеждения другой стороны, что действия были
намеренно враждебными, специально направленными против нее. И в оправданиях
они видят лишь фальшь и хитрость, что еще более ухудшает отношения.
Конфликтное взаимодействие, таким образом, есть борьба, в которой
действия одной стороны встречают противодействия другой.
В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывает существенное
влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая
сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она, в свою очередь,
начинает планировать и предпринимать ответные действия. Поведение одного
участника конфликта вызывает соответствующие изменения в поведении другого.
Таким образом, конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на
друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно
остро, ибо направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей.
Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо
напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают
внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может
принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и
другие.
Динамика конфликта
Чтобы понять динамику конфликта нужно рассмотреть, во-первых, его
энергетику, и, во-вторых, процесс его развития.
Энергетика
Всякий конфликт существует лишь постольку, поскольку люди затрачивают
энергию на поддержку его существования, отдают ему время, душевные силы,
здоровье, а иногда и всю жизнь. И чем больше они это делают, тем выше
энергетика конфликта, его накал.
Прекратить любой конфликт очень просто: надо лишь перестать им
заниматься. Но это невозможно, когда в зоне разногласий находятся жизненно
важные для человека ценности. Однако есть конфликты, на которые люди
расходовали гораздо больше, явно гораздо больше энергии, чем того
заслуживала суть дела. Такие конфликты вспыхивают и пылают страстями, хотя
их вполне можно было и не начинать. Что же заставляет людей раздувать пламя
конфликта вместо того, чтобы искать средства его разрешения?
Следует различать субъективные и объективные факторы, действие которых
толкает людей в конфликт.
Объективные факторы — это реально существующие в действительности
обстоятельства. Они связаны, главным образом, с условиями быта, а также с
некоторыми существенными социально-психологическими особенностями личности,
реально имеющимися в данное время и не поддающимися изменению за короткий
срок.
К условиям быта, порождающим конфликты, относятся, например,
социальное неравенство и классовые противоречия.
Объективными факторами, связанными с особенностями личности, являются,
например, образование, уровень квалификации, интеллектуальное развитие,
диапазон способностей и возможностей личности, ее глубинные, стержневые
потребности и установки. Различия в этих качествах нередко ведут к
взаимному непониманию и распаду контактов, а несоответствие этих качеств
требованиям дела — одна из наиболее типичных причин служебных (да и не
только служебных) конфликтов.
Наличие объективных факторов, вызывающих столкновение жизненно важных
потребностей, интересов, целей индивидов, делает конфликт неизбежным.
Другое дело, в каких формах он будет протекать.
Если обстоятельства объективно таковы, что стороны не могут
существовать, не вступая в конфликт друг с другом, то мирное взаимодействие
невозможно. Борьба тут становится средством выявления сильнейшего. Она
может завершиться либо полным разрывом отношений между сторонами, либо
коренным изменением их в ходе борьбы, либо уничтожением одной из сторон. Но
это не значит, что в таких ситуациях надо отказываться от всяких попыток
ввести конфликт в мирное русло, в рамки норм и правил, обеспечивающих его
более спокойное протекание и создающих возможность регулирования его
мирными средствами.
Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным
действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди
искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и в их
воображении реальные обстоятельства принимают не свойственный им в
действительности характер или рисуются такие обстоятельства, которых в
данной ситуации на самом деле вообще нет. Но, согласно «теореме Томаса»,
последствия этого вполне реальны. Иллюзорные представления об
обстоятельствах стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем
реальные обстоятельства. Иллюзии становятся причинами, генерирующими
конфликт, поддерживающими и усиливающими его.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|