Определение основных понятий
соотношений.
Интердисциплинарный характер психотерапии проявляется также в лечебно-
реабилитационном процессе при широком круге заболеваний, особенно при
хроническом их течении (Кабанов). В ходе реабилитации с каждом этапом
возрастает необходимость все более интенсивного включения больного в
социальную жизнь (вначале в терапевтической, а затем и во в не
терапевтической среде), поэтому психотерапевтические мероприятия
приобретают важную роль. Поле действия психотерапии достаточно широкое, и
при соответствующих модификациях психотерапевтические методы могут быть
использованы также для решения психогигиенических, психопрофилактических и
иных задач.
Психотерапия тесно связана также с общей и медицинской психологией,
социологией, социальной психологией. В психотерапевтической работе с
группами пациентов особое значение имеют феномены и закономерности
социальных интеракций, коммуникации, групповой динамики. Этим обусловлено
тесное сотрудничество в лечебной практике врача-психотерапевта и психолога.
В свою очередь, психотерапия способствует развитию социальных наук
благодаря исследованиям, опирающимся на специфический научный подход. Ввиду
включения в психотерапию все большего числа специальных конкретных приемов
расширяются ее связи «искусством, музыкой, лингвистикой и с другими
областями знаний с учетом значения их достижений для психотерапевтического
процесса.
Интердисциплинарный характер психотерапии отражается также в организации
психотерапевтической службы и образования в области психотерапии.
Расширяется сеть психотерапевтических кабинетов поликлиник и стационаров.
Психотерапия включается в территориальные программы обязательного
медицинского страхования, увеличивается количество кабинетов
психологической коррекции на промышленных предприятиях, служб
психологического консультирования. Интеграция психотерапии в медицину
осуществляется и через семейных врачей, врачей разных специальностей —
невропатологов, кардиологов, онкологов и др.
Новые требования к психотерапии, более четкое определение ее места среди
других медицинских дисциплин, разработка критериев эффективности и
профессионализма предполагают создание комплекса преемственных и
взаимосвязанных программ, которые позволят осуществить более качественную
подготовку психотерапевтов и других специалистов, использующих в своей
работе психотерапию.
Интердисциплинарный характер психотерапии можно рассматривать как этап,
развития психотерапии: научные направления, которые прошли уже фазу
интердисциплинарности, становятся самостоятельными, в полной мере
независимыми от тех дисциплин, на основе которых они формировались.
Рассматривая перспективы развития психотерапии, можно полагать, что
включение во всю медицинскую деятельность — диагностическую,
терапевтическую, реабилитационную, профилактическую — элементов
психотерапии способствовало бы более полной реализации интердисциплинарного
характера психотерапии.
МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно
рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования
человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт),
познавательным/когнитивным (конфронтация) и поведенческим (научение).
В процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональной
сферой связаны также безусловное принятие, толерантность, интерес,
симпатия, забота, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление
интенсивных личных чувств, альтруизм, перенос, идентификация.
В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся вера и
надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели.
Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех
видах психотерапии. В качестве основного механизма лечебного действия они
выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацебо-терапии и
некоторых других. Появление и укрепление веры у пациента в успешность
психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в
эффективность применяемого им метода. Способность врача с первых встреч
«заразить» больного уверенностью часто предопределяет успех последующих
действий специалиста. Вера в выздоровление и возникновение положительной
перспективы, появление надежды неотделимы друг от друга и обращены, прежде
всего, к «здоровой части» личности. Информация больных с хорошими
результатами от проведенного лечения усиливает действие этих факторов.
Появление перспективы становится новым мотивом, помогающим продолжать
лечение и преодолевать трудности.
Преимущественно к когнитивной сфере относятся получение новой информации,
советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация,
тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В
эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной
степени снижают уровень неопределенности представлений пациента о своей
болезни, личностных проблемах, ближайших целях и задачах, что приводит к
дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили источником
декомпенсации, их обесцениванию. Происходит расширение образа Я за счет
включения в него прежде отвергаемых аспектов: представления о себе, своем
поведении, целях, способах их реализации. В некоторых видах психотерапии
изменения в этой плоскости являются определяющими — в рациональной,
когнитивной, рационально-эмоциональной, личностно-ориентированной
(реконструктивной) психотерапии и др.
К поведенческой сфере могут быть отнесены имитационное научение
(подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами
поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при
разных формах психотерапии происходит как прямо — через инструкции,
рекомендации, команды, советы, так и косвенно — путем наблюдения,
моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще
в форме социального неодобрения, неприятия).
Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Вопрос о том, за
счет чего достигается лечебный эффект групповой психотерапии, привлекает
широкое внимание исследователей. Одна из первых попыток изучения и анализа
механизмов лечебного действия групповой психотерапии принадлежит Корзини и
Розенбергу. Выделяют три основные пути исследования механизмов лечебного
действия групповой психотерапии: опрос пациентов, прошедших курс групповой
психотерапии; изучение теоретических представлений и опыта групповых
психотерапевтов (опрос психотерапевтов); проведение экспериментальных
исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными
психотерапевтического процесса в группе (например, состав группы,
применяемые техники, тактика психотерапевта и пр.) и эффективностью
лечения. Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой
психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве
основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет
следующие.
1. Сообщение информации: получение пациентом в ходе групповой психотерапии
разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения,
межличностного взаимодействия, конфликтов, нервно-психического здоровья и
пр.; выяснение причин возникновения и развития нарушений; информация о
сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный
обмен между участниками группы. Подобная информация поступает не столько
дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их
проблемами.
2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием
улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные,
продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной
модели, открывая им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот
фактор действует в открытых психотерапевтических группах.
3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что
он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты,
переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению
эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с
другими, а также повышает самооценку.
4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг
другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более
уверенным в себе, он ощущает себя способным быть полезным и нужным,
начинает уважать себя и верить в собственные возможности. Особенно важны
такие переживания для пациентов с низкой самооценкой.
Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: здесь речь
идет о переработке проблематики, корни которой лежат в родительской семье
пациента. Пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из
родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для семейных
отношений и отношений с родителями в прошлом. При этом исходят из того, что
в группе пациент вступает в отношения, играет роли, занимает позиции,
сходные с теми, которые были у него в родительской семье: его отношения с
психотерапевтом в определенной степени повторяют или воспроизводят его
отношения с родителями, а отношения с другими участниками группы —
отношения с другими членами семьи (братьями, сестрами и др.). Например, в
детстве пациент испытывал недостаток внимания и любви со стороны родителей.
Эта потребность являлась фрустрированной (и, как правило, неосознаваемой) и
в дальнейшем его поведение во многом может быть направлено на то, чтобы
получить эту любовь и признание со стороны окружающих, даже в ущерб
удовлетворению других, «взрослых» потребностей личности. В группе такой
пациент обычно ведет себя таким образом, чтобы привлечь внимание, добиться
расположения, принятия и любви со стороны психотерапевта. Анализируя
особенности его взаимодействия с психотерапевтом в группе, можно помочь
пациенту увидеть и понять, когда ранее и к кому он испытывал такие же
чувства и вел себя подобным образом. Выявление, анализ и осознание прошлых
эмоциональных отношений и поведенческих стереотипов, проявляющихся в
группе, дает возможность их терапевтической переработки и реконструкции.
6. Развитие техники межличностного общения: пациенты в группе имеют
возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний
увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации
взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более
конструктивные способы поведения и общения.
7. Имитационное поведение: пациент может обучаться более конструктивным
способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным
членам группы. Очевидно, что в большей степени образцом для подражания
является психотерапевт и это накладывает определенные ограничения на его
поведение,
предъявляет особые требования к его самоконтролю и саморегуляции. Ялом
считает, что многие психотерапевты явно недооценивают роль этого фактора,
«на самом же деле, у курящих трубку терапевтов получаются курящие трубку
пациенты».
8. Интерперсональное влияние: этот фактор является важнейшим и наиболее
специфичным для групповой психотерапии. Если все другие факторы в меньшей
степени, но действуют и в индивидуальной психотерапии, то этот фактор
характеризует основные механизмы лечебного действия именно групповой
психотерапии.
В этом факторе можно выделить три основных аспекта.
Первое — это получение новой информации о себе за счет обратной связи,
что приводит к изменению и расширению представления о себе образа «Я», то
есть конфронтация. Второе — это возможность возникновения в группе
эмоционально значимых ситуаций, которые были у пациента ранее и с которыми
он в прошлом не мог справиться, их вычленение, анализ, осознание и
переработка, то есть коррективный эмоциональный опыт. Третье — возможность
увидеть в группе особенности своего поведения, его неэффективность и
неконструктивность, а также обучение новым формам поведения и закрепление
их в процессе группового взаимодействия, то есть научение.
9. Групповая сплоченность: привлекательность группы для ее членов,
желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие,
принятие друг другом и группой как целым, чувство «Мы» группы. Групповая
сплоченность рассматривается в групповой психотерапии как фактор,
аналогичный отношениям «психотерапевт-пациент» в индивидуальной
психотерапии.
10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, «очищение»,
выражение сильных чувств в группе.
Кратохвил в качестве основных механизмов лечебного действия групповой
психотерапии указывает следующие: участие в группе, эмоциональную
поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь или
конфронтацию, контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и
обучение новым способам поведения, получение информации и развитие
социальных навыков.
В качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии
пациенты чаще указывают: осознание (самого себя и других людей),
переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других
членов группы, и группы в целом, положительных эмоций других членов
группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального
реагирования (прежде всего, межличностного взаимодействия и поведения в
эмоционально напряженных ситуациях).
Если сгруппировать механизмы лечебного действия групповой психотерапии,
описываемые различными авторами, а также учесть результаты опроса
пациентов, то можно выделить три основных механизма. Это — конфронтация,
корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и
научение, которые охватывают все три плоскости изменений — когнитивную,
эмоциональную и поведенческую.
Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим механизмом
лечебного действия групповой психотерапии. Конфронтация понимается как
«столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами,
установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и
осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как
целым. Понятие обратной связи является очень важным для групповой
психотерапии. Вообще феномен обратной связи проявляется в тех ситуациях,
когда субъект восприятия имеет возможность получить от партнера по общению
информацию о том, как он воспринимается. Таким образом, обратная связь
является источником информации для человека, но как источник информации
отличается от интепретации. Интерпретация может быть неадекватной,
неточной, искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. В
отличие от интерпретации, обратная связь в строгом ее понимании уже сама по
себе «правильна», она является информацией о том, как реагируют другие на
поведение человека. Вопрос о том, может ли обратная связь содержать
элементы интерпретации, однозначного ответа не находит.
В психотерапевтической группе, благодаря наличию обратной связи,
каждый из участников получает информацию о том, какие реакции у окружающих
вызывает его поведение, как он воспринимается другими, как они реагируют на
его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение
воздействует на других, в каких случаях его интерпретация эмоционального
содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за
собой столь же неадекватную реакцию окружающих, каковы, с точки зрения
других, цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение
способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведенческие
стереотипы для него характерны, какую связь видят другие между его прошлым
и актуальным опытом и поведением и т. д. Обратная связь дает возможность
участнику группы понять и оценить собственную роль в типичных для него
межличностных конфликтах и тем самым осознать собственные проблемы,
соотнося прошлое и настоящее.
Обратная связь существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако
здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии обратная
связь многопланова, поскольку осуществляется между каждым из членов группы
и группой как целым. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не
просто обратную связь — информацию о том, как он воспринимается другим
человеком, но дифференцированную обратную связь, обратную связь от всех
участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его
поведение и по-разному на него реагировать. Таким образом, пациент видит
Себя во множестве «зеркал», по-разному отражающих различные стороны его
личности. Дифференцированная обратная связь дает не только разноплановую
информацию для совершенствования самопонимания, но и помогает пациенту
научиться различать собственное поведение. Реакция самого пациента на
информацию, содержащуюся в обратной связи, также представляет интерес, как
для других участников группы, так и для самого пациента, позволяя ему
увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на
рассогласование образа «Я» с восприятием окружающих. Переработка и
интеграция содержания обратной связи в процессе групповой психотерапии
обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и способствует
формированию более целостного и адекватного образа «Я», представления о
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|