МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Определение основных понятий

    соотношений.

    Интердисциплинарный характер психотерапии проявляется также в лечебно-

    реабилитационном процессе при широком круге заболеваний, особенно при

    хроническом их течении (Кабанов). В ходе реабилитации с каждом этапом

    возрастает необходимость все более интенсивного включения больного в

    социальную жизнь (вначале в терапевтической, а затем и во в не

    терапевтической среде), поэтому психотерапевтические мероприятия

    приобретают важную роль. Поле действия психотерапии достаточно широкое, и

    при соответствующих модификациях психотерапевтические методы могут быть

    использованы также для решения психогигиенических, психопрофилактических и

    иных задач.

    Психотерапия тесно связана также с общей и медицинской психологией,

    социологией, социальной психологией. В психотерапевтической работе с

    группами пациентов особое значение имеют феномены и закономерности

    социальных интеракций, коммуникации, групповой динамики. Этим обусловлено

    тесное сотрудничество в лечебной практике врача-психотерапевта и психолога.

    В свою очередь, психотерапия способствует развитию социальных наук

    благодаря исследованиям, опирающимся на специфический научный подход. Ввиду

    включения в психотерапию все большего числа специальных конкретных приемов

    расширяются ее связи «искусством, музыкой, лингвистикой и с другими

    областями знаний с учетом значения их достижений для психотерапевтического

    процесса.

    Интердисциплинарный характер психотерапии отражается также в организации

    психотерапевтической службы и образования в области психотерапии.

    Расширяется сеть психотерапевтических кабинетов поликлиник и стационаров.

    Психотерапия включается в территориальные программы обязательного

    медицинского страхования, увеличивается количество кабинетов

    психологической коррекции на промышленных предприятиях, служб

    психологического консультирования. Интеграция психотерапии в медицину

    осуществляется и через семейных врачей, врачей разных специальностей —

    невропатологов, кардиологов, онкологов и др.

    Новые требования к психотерапии, более четкое определение ее места среди

    других медицинских дисциплин, разработка критериев эффективности и

    профессионализма предполагают создание комплекса преемственных и

    взаимосвязанных программ, которые позволят осуществить более качественную

    подготовку психотерапевтов и других специалистов, использующих в своей

    работе психотерапию.

    Интердисциплинарный характер психотерапии можно рассматривать как этап,

    развития психотерапии: научные направления, которые прошли уже фазу

    интердисциплинарности, становятся самостоятельными, в полной мере

    независимыми от тех дисциплин, на основе которых они формировались.

    Рассматривая перспективы развития психотерапии, можно полагать, что

    включение во всю медицинскую деятельность — диагностическую,

    терапевтическую, реабилитационную, профилактическую — элементов

    психотерапии способствовало бы более полной реализации интердисциплинарного

    характера психотерапии.

    МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

    Основные механизмы лечебного действия психотерапии целесообразно

    рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования

    человека: эмоциональным (корригирующий эмоциональный опыт),

    познавательным/когнитивным (конфронтация) и поведенческим (научение).

    В процессе индивидуальной психотерапии преимущественно с эмоциональной

    сферой связаны также безусловное принятие, толерантность, интерес,

    симпатия, забота, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление

    интенсивных личных чувств, альтруизм, перенос, идентификация.

    В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся вера и

    надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели.

    Внушение и поддержание надежды, веры в выздоровление имеют место при всех

    видах психотерапии. В качестве основного механизма лечебного действия они

    выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацебо-терапии и

    некоторых других. Появление и укрепление веры у пациента в успешность

    психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в

    эффективность применяемого им метода. Способность врача с первых встреч

    «заразить» больного уверенностью часто предопределяет успех последующих

    действий специалиста. Вера в выздоровление и возникновение положительной

    перспективы, появление надежды неотделимы друг от друга и обращены, прежде

    всего, к «здоровой части» личности. Информация больных с хорошими

    результатами от проведенного лечения усиливает действие этих факторов.

    Появление перспективы становится новым мотивом, помогающим продолжать

    лечение и преодолевать трудности.

    Преимущественно к когнитивной сфере относятся получение новой информации,

    советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация,

    тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В

    эту группу входят механизмы лечебного действия, которые в значительной

    степени снижают уровень неопределенности представлений пациента о своей

    болезни, личностных проблемах, ближайших целях и задачах, что приводит к

    дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили источником

    декомпенсации, их обесцениванию. Происходит расширение образа Я за счет

    включения в него прежде отвергаемых аспектов: представления о себе, своем

    поведении, целях, способах их реализации. В некоторых видах психотерапии

    изменения в этой плоскости являются определяющими — в рациональной,

    когнитивной, рационально-эмоциональной, личностно-ориентированной

    (реконструктивной) психотерапии и др.

    К поведенческой сфере могут быть отнесены имитационное научение

    (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами

    поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при

    разных формах психотерапии происходит как прямо — через инструкции,

    рекомендации, команды, советы, так и косвенно — путем наблюдения,

    моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще

    в форме социального неодобрения, неприятия).

    Механизмы лечебного действия групповой психотерапии. Вопрос о том, за

    счет чего достигается лечебный эффект групповой психотерапии, привлекает

    широкое внимание исследователей. Одна из первых попыток изучения и анализа

    механизмов лечебного действия групповой психотерапии принадлежит Корзини и

    Розенбергу. Выделяют три основные пути исследования механизмов лечебного

    действия групповой психотерапии: опрос пациентов, прошедших курс групповой

    психотерапии; изучение теоретических представлений и опыта групповых

    психотерапевтов (опрос психотерапевтов); проведение экспериментальных

    исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными

    психотерапевтического процесса в группе (например, состав группы,

    применяемые техники, тактика психотерапевта и пр.) и эффективностью

    лечения. Подробный анализ механизмов лечебного действия групповой

    психотерапии представлен в работах Ялома и Кратохвила. Ялом в качестве

    основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии выделяет

    следующие.

    1. Сообщение информации: получение пациентом в ходе групповой психотерапии

    разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения,

    межличностного взаимодействия, конфликтов, нервно-психического здоровья и

    пр.; выяснение причин возникновения и развития нарушений; информация о

    сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный

    обмен между участниками группы. Подобная информация поступает не столько

    дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их

    проблемами.

    2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием

    улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные,

    продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной

    модели, открывая им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот

    фактор действует в открытых психотерапевтических группах.

    3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что

    он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты,

    переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению

    эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с

    другими, а также повышает самооценку.

    4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг

    другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более

    уверенным в себе, он ощущает себя способным быть полезным и нужным,

    начинает уважать себя и верить в собственные возможности. Особенно важны

    такие переживания для пациентов с низкой самооценкой.

    Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: здесь речь

    идет о переработке проблематики, корни которой лежат в родительской семье

    пациента. Пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из

    родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для семейных

    отношений и отношений с родителями в прошлом. При этом исходят из того, что

    в группе пациент вступает в отношения, играет роли, занимает позиции,

    сходные с теми, которые были у него в родительской семье: его отношения с

    психотерапевтом в определенной степени повторяют или воспроизводят его

    отношения с родителями, а отношения с другими участниками группы —

    отношения с другими членами семьи (братьями, сестрами и др.). Например, в

    детстве пациент испытывал недостаток внимания и любви со стороны родителей.

    Эта потребность являлась фрустрированной (и, как правило, неосознаваемой) и

    в дальнейшем его поведение во многом может быть направлено на то, чтобы

    получить эту любовь и признание со стороны окружающих, даже в ущерб

    удовлетворению других, «взрослых» потребностей личности. В группе такой

    пациент обычно ведет себя таким образом, чтобы привлечь внимание, добиться

    расположения, принятия и любви со стороны психотерапевта. Анализируя

    особенности его взаимодействия с психотерапевтом в группе, можно помочь

    пациенту увидеть и понять, когда ранее и к кому он испытывал такие же

    чувства и вел себя подобным образом. Выявление, анализ и осознание прошлых

    эмоциональных отношений и поведенческих стереотипов, проявляющихся в

    группе, дает возможность их терапевтической переработки и реконструкции.

    6. Развитие техники межличностного общения: пациенты в группе имеют

    возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний

    увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации

    взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более

    конструктивные способы поведения и общения.

    7. Имитационное поведение: пациент может обучаться более конструктивным

    способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным

    членам группы. Очевидно, что в большей степени образцом для подражания

    является психотерапевт и это накладывает определенные ограничения на его

    поведение,

    предъявляет особые требования к его самоконтролю и саморегуляции. Ялом

    считает, что многие психотерапевты явно недооценивают роль этого фактора,

    «на самом же деле, у курящих трубку терапевтов получаются курящие трубку

    пациенты».

    8. Интерперсональное влияние: этот фактор является важнейшим и наиболее

    специфичным для групповой психотерапии. Если все другие факторы в меньшей

    степени, но действуют и в индивидуальной психотерапии, то этот фактор

    характеризует основные механизмы лечебного действия именно групповой

    психотерапии.

    В этом факторе можно выделить три основных аспекта.

    Первое — это получение новой информации о себе за счет обратной связи,

    что приводит к изменению и расширению представления о себе образа «Я», то

    есть конфронтация. Второе — это возможность возникновения в группе

    эмоционально значимых ситуаций, которые были у пациента ранее и с которыми

    он в прошлом не мог справиться, их вычленение, анализ, осознание и

    переработка, то есть коррективный эмоциональный опыт. Третье — возможность

    увидеть в группе особенности своего поведения, его неэффективность и

    неконструктивность, а также обучение новым формам поведения и закрепление

    их в процессе группового взаимодействия, то есть научение.

    9. Групповая сплоченность: привлекательность группы для ее членов,

    желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие,

    принятие друг другом и группой как целым, чувство «Мы» группы. Групповая

    сплоченность рассматривается в групповой психотерапии как фактор,

    аналогичный отношениям «психотерапевт-пациент» в индивидуальной

    психотерапии.

    10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, «очищение»,

    выражение сильных чувств в группе.

    Кратохвил в качестве основных механизмов лечебного действия групповой

    психотерапии указывает следующие: участие в группе, эмоциональную

    поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь или

    конфронтацию, контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и

    обучение новым способам поведения, получение информации и развитие

    социальных навыков.

    В качестве основных механизмов лечебного действия групповой психотерапии

    пациенты чаще указывают: осознание (самого себя и других людей),

    переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других

    членов группы, и группы в целом, положительных эмоций других членов

    группы), приобретение новых способов поведения и эмоционального

    реагирования (прежде всего, межличностного взаимодействия и поведения в

    эмоционально напряженных ситуациях).

    Если сгруппировать механизмы лечебного действия групповой психотерапии,

    описываемые различными авторами, а также учесть результаты опроса

    пациентов, то можно выделить три основных механизма. Это — конфронтация,

    корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт) и

    научение, которые охватывают все три плоскости изменений — когнитивную,

    эмоциональную и поведенческую.

    Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим механизмом

    лечебного действия групповой психотерапии. Конфронтация понимается как

    «столкновение» пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами,

    установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и

    осуществляется за счет обратной связи между членами группы и группой как

    целым. Понятие обратной связи является очень важным для групповой

    психотерапии. Вообще феномен обратной связи проявляется в тех ситуациях,

    когда субъект восприятия имеет возможность получить от партнера по общению

    информацию о том, как он воспринимается. Таким образом, обратная связь

    является источником информации для человека, но как источник информации

    отличается от интепретации. Интерпретация может быть неадекватной,

    неточной, искаженной под влиянием собственной проекции интерпретатора. В

    отличие от интерпретации, обратная связь в строгом ее понимании уже сама по

    себе «правильна», она является информацией о том, как реагируют другие на

    поведение человека. Вопрос о том, может ли обратная связь содержать

    элементы интерпретации, однозначного ответа не находит.

    В психотерапевтической группе, благодаря наличию обратной связи,

    каждый из участников получает информацию о том, какие реакции у окружающих

    вызывает его поведение, как он воспринимается другими, как они реагируют на

    его поведение, как понимают и интерпретируют его, как его поведение

    воздействует на других, в каких случаях его интерпретация эмоционального

    содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за

    собой столь же неадекватную реакцию окружающих, каковы, с точки зрения

    других, цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение

    способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведенческие

    стереотипы для него характерны, какую связь видят другие между его прошлым

    и актуальным опытом и поведением и т. д. Обратная связь дает возможность

    участнику группы понять и оценить собственную роль в типичных для него

    межличностных конфликтах и тем самым осознать собственные проблемы,

    соотнося прошлое и настоящее.

    Обратная связь существует и в рамках индивидуальной психотерапии, однако

    здесь ее содержание весьма ограниченно. В групповой психотерапии обратная

    связь многопланова, поскольку осуществляется между каждым из членов группы

    и группой как целым. Психотерапевтическая группа предоставляет пациенту не

    просто обратную связь — информацию о том, как он воспринимается другим

    человеком, но дифференцированную обратную связь, обратную связь от всех

    участников группы, которые могут по-разному воспринимать и понимать его

    поведение и по-разному на него реагировать. Таким образом, пациент видит

    Себя во множестве «зеркал», по-разному отражающих различные стороны его

    личности. Дифференцированная обратная связь дает не только разноплановую

    информацию для совершенствования самопонимания, но и помогает пациенту

    научиться различать собственное поведение. Реакция самого пациента на

    информацию, содержащуюся в обратной связи, также представляет интерес, как

    для других участников группы, так и для самого пациента, позволяя ему

    увидеть значимые аспекты собственной личности и свои реакции на

    рассогласование образа «Я» с восприятием окружающих. Переработка и

    интеграция содержания обратной связи в процессе групповой психотерапии

    обеспечивает коррекцию неадекватных личностных образований и способствует

    формированию более целостного и адекватного образа «Я», представления о

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.