МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Определение основных понятий

    пациента, они становятся его союзниками, и пациенту нет необходимости их

    «спасать».

    Рекомендуется избегать обвинения родителей и искать подкрепляющие методы

    для последующего решения проблем. Следует стимулировать родителей говорить

    о своем проблемном родственнике в положительном ключе, искать его ресурсы.

    Исследовать, что помогало семье решать подобные проблемы в прошлом.

    Предполагается, что на данный момент семья находится в кризисе, и «носитель

    симптома» отражает его. Например, можно сообщить семье, что Таня

    злоупотребляет алкоголем для поддержания внимания к ней родителей, или Иван

    делает такие вещи, которые жена считает неприличными, но делает это для

    сохранения брака. Во время работы рекомендуется создавать условия для

    разделения ответственности за проблему между всеми членами семьи — выход на

    «один уровень».

    Наличие множества собственных «нерешенных» проблем в «родительской

    подсистеме», проецируемых на «детскую подсистему» (особенно в случаях

    нарушения границ между подсистемами по типу «запутанного клубка» по

    Минухину), служат причиной рецидивов аддиктивного поведения. Следует

    рекомендовать таким родителям включиться в тренинг родительской

    компетентности, посещать группу поддержки родственников, имеющих в семье

    больного алкоголизмом или наркоманией, или получить любую другую доступную

    в данном регионе форму психологической помощи. Недоучет этих положений

    приводит к срыву психотерапии и рецидиву девиантного поведения, как

    показано в следующем наблюдении.

    Ростислав, 16 лет. Обратился с жалобами на эпизодическое (в течение

    последних полгода) злоупотребление наркотиками (героин). Перед посещением

    психотерапевта не принимал их уже 3 недели, хотя тяга сохранялась.

    Генеалогический и семейный анамнез. Бабка, 62 лет, хорошо организованная,

    властная, стремящаяся всех держать под контролем, решать все проблемы за

    других, даже если в ее советах не нуждаются. Все дела пытается сделать на

    отлично. Профессионально не реализована, что является болью ее жизни. На

    госэкзамене в педвузе получила двойку и осталась без диплома. С тех пор

    хочет реализовать себя в детях. Больна сахарным диабетом, гипертонической

    болезнью, перенесла инсульт.

    Дед, 63 года. Мир видит в черных красках, так как ему тяжело дышать

    из-за бронхиальной астмы с 30 лет. Требует к себе повышенного внимания. У

    него сформировалась установка: если его не обслуживают, значит обижают. К

    Ростику особенно придирчив, любит упрекать за мелочи, прогнозирует судьбу

    пессимистически, постоянно говоря, что он закончит жизнь в тюрьме.

    Мать, 41 год, всегда была послушной девочкой, отказывая себе в

    удовольствиях. Родители постоянно манипулировали ею и добивались своего. До

    сих пор идет им на уступки, спрашивает совета в ответственных ситуациях у

    своей матери. Когда у бабки был инсульт, мать чувствовала себя потерянным

    ребенком.

    Отец, 40 лет. Эгоцентричен. Бёзотвётствен, ревнив, жесток. В подростковом

    возрасте участвовал в драках. Мать познакомилась с будущим мужем на

    курорте. Дважды сидел в тюрьме за спекуляцию и грабеж. Было конфисковано

    все имущество матери и ее родителей (им пришлось торговать клюквой, чтобы

    обеспечить свое существование). Родители развелись, когда сыну были 3 года.

    Окончательно отец исчез из поля зрения семьи, когда мальчику было 7 лет. В

    семье имеется табу на криминальное прошлое отца.

    Анамнез жизни. Беременность была незапланированной, но Ростислав был

    желанным ребенком для матери.

    Беременность протекала с токсикозом, патологической прибавкой массы тела.

    Кроме того, вынашивать ребенка пришлось на фоне бессонных ночей в связи с

    окончанием вуза и постоянной ревностью мужа (он ревновал как к женщинам,

    так и к мужчинам). Роды в срок. До 3 мес. Ростик был очень беспокойным,

    плохо спал, было нарушено засыпание, просыпался всегда с плачем. На первом

    месяце жизни срыгивал и запрокидывал голову. С засыпанием проблема остается

    до сих пор. Боялся темноты, разговаривал во сне, просыпался от кошмарных

    снов, которые утром не мог вспомнить. Разбивался по возрасту. Говорить

    начал с 1,5 лет. В 2,5 года знал все буквы, читать начал в 4,5 года. Всегда

    отличался хорошей памятью. С 5 лет стал посещать музыкальную школу, в 6 лет

    — класс скрипки. Справлялся с программой хорошо, но ходил на занятия без

    желания. Когда мальчику было 7 лет, вновь «объявился» отец, и мать «водила

    сына за ручку», оберегая его от осуществления угрозы отца похитить ребенка.

    Во время учебы в младших классах мать и бабушка организовывали его

    время, чтобы мальчик везде успевал, иногда помогали делать уроки. На

    прогулки времени не оставалось. Он всегда завидовал ребятам, которые могли

    гулять. Постепенно в семье сложилась традиция: мальчик свое время сам

    никогда не распределяет, уроки делает, когда скажут (а если не сказали — он

    их не делал). Оценки его не волновали, тем не менее с программой школы

    справлялся: В 8-м классе закончил музыкальную школу.

    До 13 лет был полным, но по этому поводу не «комплексовал», а когда

    похудел — долго не мог привыкнуть к новому состоянию. В подростковом

    возрасте стал очень привлекательным, обаятельным, пользовался вниманием

    девочек. Конфликтов не любил, В 14 лет стал увлекаться музыкой группы

    «Кино», появилось много знакомых «неформалов», стал посещать тусовки в

    «трубе» и проводил там много свободного времени. Сочинял стихи и музыку,

    много пел. Любил бывать на рок концертах, попробовал там покурить «травку»,

    затем стал курить ее чаще, а летом курил постоянно. Резко ухудшилась

    память. Мать ничего этого не замечала, кроме появившейся раскованности,

    развязности. Телефон стал работать как «горячая линия», участились контакты

    с ровесниками, которые были быстротечными. До этого времени никогда не был

    лидером, но в 14 лет к его мнению стали прислушиваться. Мать пыталась его

    контролировать (старые стереотипы коммуникации), встречала с дискотек,

    ходила за ним в школу, отслеживала его звонки. Он внешне стойко сносил ее

    опеку, но пытался врать, прятаться, не приходить домой вовремя. О любви,

    доверии, близости в семье не было принято говорить.

    Мать поддерживала у мальчика уверенность, что отец любит его, выискивала

    хорошие светлые воспоминания, рассматривала с ним его фотографии. Иногда

    отец звонил, но е юношей разговаривать не хотел. Алиментов не платил. Когда

    Ростиславу исполнилось 16 лет, позвонил отец, сообщив, что он находится в

    Петербурге и хочет прийти к ним. Подросток долго готовился морально к этой

    встрече, плохо спал, много о чем-то думал. Встреча состоялась. Отец говорил

    о своей новой семье и детях, а у Ростислава ни о чем не спросил. Уходя,

    сообщил матери, что раз она выписала его без проблем из квартиры 9 лет

    назад, она должна купить ему комнату в Петербурге, иначе он будет мстить ей

    через сына (сделает его Наркоманом). Юноша переживал свое разочарование в

    отце (его угрозы от ребенка вновь скрывали). У мальчика резко снизилась

    самооценка, поведенческие реакции в значительной степени усугубились,

    перестал ночевать дома, время проводил на тусовках, пробовал «грибы»,

    «колеса», пока не остановился на героине, который он вдыхал вначале через

    нос, но несколько раз вводил внутривенно. Регулярно в течение 1,5 мес.

    потреблял героин, затем решил «завязать» в связи с появлением болей в

    кишечнике, жидкого стула и резкого снижения настроения. Перестал ходить в

    школу, лежал в постели, отвернувшись к стене.

    Сопутствующие заболевания и симптомы: беспокоят периодические

    мигренеподобные головные боли, усиливающиеся при утомлении. В 14 лет

    обнаружена язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Инфекционный гепатит

    отрицает.

    Так как подросток обратился в период начала работы психотерапевтической

    группы, ему было предложено пройти групповую психотерапию. Приводим выписку

    из протокола сеансов групповой психотерапии.

    На первое занятие опоздал. Вел себя манерно, сидел в нарочито расслабленной

    позе, хотя лицо было напряжено. Изменил позу, когда стали говорить о нем,

    беспокойно задвигался. Представил себя как творческого человека, сообщив,

    что знаком с наркотиками, периодически появляется тяга к ним, хочет

    разобраться в причине этого явления, а во время рассказа следил за реакцией

    окружающих. Истории ребят слушал с видимым интересом. В игре «3-й лишний»

    сначала ходил не спеша, затем взял на себя роль ведущего и остался в числе

    выигравших. В дальнейшем сидел, покачиваясь на стуле, в новом упражнении

    быть первым отказался. В игре «Магазин старых игрушек» выбрал игрушку-

    обезьянку, назвав ее Мартиханом. В рассказе от имени мартышки

    прослеживалось 2 героя: отрицательный — девочка балбесиха и положительный —

    18-летний мальчик «сильный духовно». Ростислав отметил, что владелец

    игрушки должен быть «ищущим, не обывателем, не серым, выдающимся внутри

    себя», добавил, что можно всех веселить, даже в ущерб себе. В конце дня

    сообщил, что начал себя жалеть, что «трудно раскрываться».

    Второй день начал с разговора о потерях. Рассказал про друга-наркомана:

    «Ярчайший пример, когда наркотик съел всю сущность человека, осталась

    только оболочка. Он для меня потерян». С большим интересом слушал рассказы

    других, при этом щипал руками губы. В игре на ассоциации назвал себя

    «адаптером». Другим ребятам задавал только закрытые вопросы со множеством

    перечислений, часто используя жаргонные слова. В конце дня сказал: «Я

    замыкался в себе, я только что это понял. Хочется вытащить пробку, чтобы

    все это рассосалось. Сначала я не верил, что что-то будет в этой группе. Я

    боюсь остаться с самим собой. Я чувствую себя зависимым от этой обстановки.

    Сейчас — мистическое ощущение, что обстоятельства сложились сами собой в

    мою пользу».

    В течение третьего дня уже явно прослеживалась лидерская позиция. Ребята

    обращались к нему за советом, ласково называя Ростиком. Последнее слово в

    группе оставалось за ним. По сравнению с первым днем выглядел гораздо менее

    напряженным, ушла манерность в, поведении. Был расстроен отсутствием Леши

    (другой лидер в группе). Сообщил, что закрылся, хотелось побыть одному. На

    приход Леши реагировал очень эмоционально, улыбался, много говорил. Во

    время игры в сказочное животное сначала выбрал роль подсознания животного,

    но потом стал его желудком. После игры жаловался, что ему не дали пищи,

    подчеркнул, что это напоминает его жизненную ситуацию. После работы Димы в

    обсуждении был явно расстроен, нашел аналогию с собой — «Это похоже на

    меня, я тоже хотел плыть по течению. Я не думал, что могу сам себе что-то

    сделать. Мне стало обидно за себя, я почувствовал в себе силы перейти в

    другую сторону». После того как одна из участниц группы отдалила его от

    себя, сообщил: «Наверное, я боюсь затронуть то, о чем нельзя говорить».

    Очень четко помог сформулировать проблему другого участника группы,

    поддерживал его в постановке психодрамы.

    Следующий день Ростислав начал с рассказа о потере друга, который «сел на

    героин». «У нас был культ героина — это порошок, имеющий силу небес, но

    сейчас мой друг принимает большие дозы, уплывает и не понимает, что может

    задохнуться». Согласился с психотерапевтом, что может помочь другу, только

    если сам разберется со своими проблемами. Сообщил, что он понял сегодня,

    что жизнь продолжается, ему стало легче. Согласился работать над своей

    проблемой. В качестве разогрева психотерапевт использовал метафорическое

    изображение его проблемы: шприц, вложенный в пластмассовую бутылку, Один из

    участников сказал, что это внутренний проблема Ростислава. Была разыграна

    сцена, в которой психотерапевт играл роль джина-шприца, выпущенного из

    бутылки. Вначале Ростиславу было трудно включиться, говорил, что привык

    уходить от ответственности, страшно смотреть проблеме в глаза, жалел себя,

    чувствовал себя подавленным. Признался, что вчера «сорвался с травой».

    Обращаясь к шприцу, заметил; «Ты можешь унести меня от всех этих проблем, я

    не могу жить этой серой жизнью... ты унесешь меня в страну, где нет забот,

    где я лучше всех... с тобой я вдыхаю безответственность... Ты сильный,

    опытный, ты меня поддерживаешь. Если ты уйдешь, остается серость... Для

    чего я живу?! Чтобы быть как все...Я не хочу уйти бесследно, на меня давит

    реальность». Психотерапевт (в роли шприца), доводя ситуацию до абсурда,

    рисовал красоты своего сказочного мира, подчеркнул, что в награду за это он

    сделает его своим рабом. Ростислав напрягся, пытался оттолкнуть «джина»,

    сопротивлялся призывам «джина-шприца» унести юношу в его царство. В

    качестве альтернативы второй психотерапевт предложил исследовать, будущее

    подростка через 5 лет. Было предложено пройти несколькими дорогами: 1-я — с

    наркотиками: (Ростислав идет медленно, погружен в себя) «Через 3 года умрет

    душа, а через 5 лет и тело». 2-й путь без наркотиков (подросток идет по

    нему вяло, с грустным лицом, ссутулившись): «Дальше все отлично, как все.

    Без широты души... В 40 лет достигну чего-то, будут мысли о

    самоубийстве»...На вопрос о детях, лицо просветлело, плечи несколько

    выпрямились. Психотерапевт показал Ростику со стороны, что он может дать

    сыну другую жизнь, нежели была у него. Ростислав не реагировал: «Я

    отключен, я приду домой и буду видеть все тот же канал...» Ему предложили

    пройти еще по 3-му пути, но уже ближайшего будущего, предлагая альтернативы

    и выбор. Здесь подросток шел охотнее, легче, лицо ожило, появился интерес,

    плечи распрямились. Пройдя увереннее этой дорогой, он подобрал шприц и

    выбросил его в открытую форточку (в группе — аплодисменты). Во время

    обсуждения сидел молча, ни на кого не смотря.

    На следующий день выглядел менее подавленным, сообщил, что ему

    понравилось, когда его не жалели. Но было обидно за себя, так как осталось

    ощущение, что «из него все вынули, а обратно не положили». Ощущал

    беспомощность, бессилие. Сомневался в выбранном пути. Это напомнило ему

    ситуацию, когда в семье за него решали проблемы и навязывали свое мнение.

    Психотерапевт предложил ему самому выбрать путь. Ростислав парировал, что

    он не готов, не понял свою проблему и роль в ней наркотиков. Участники

    группы рекомендовали ему начать составлять маршрутную карту своих дорог

    после окончания занятий, так как на это необходимо время. В процессе

    дальнейших ролевых игр юноша становился оживленнее, с удовольствием

    принимал в них участие, много и быстро говорил, находился в постоянном

    движении.

    В последний день опоздал на 40 минут, ребята встретили его радостными

    возгласами. Испытал удовольствие от встречи, улыбался, сидел в

    расслабленной позе. В конце занятий сообщил: «Теперь вижу свет в конце

    туннеля, правда без оттенков, слабый, но я его вижу! Вам огромное спасибо».

    После окончания занятий была Продолжена индивидуальная и семейная

    психотерапия. Мать, вначале скрывшая данные семейного анамнеза (особенно

    криминальное прошлое отца), рассказала сыну всю правду. Ей было предложено

    также посещать группу «родители против наркотиков», но, побывав там

    несколько раз, прекратила эти визиты (установку на передачу ответственности

    сыну она так и не приняла). У юноши вскоре наступил рецидив приема

    психоактивных веществ.

    Результативность психотерапии определяется появлением позитивных

    изменений в поведении пациента. Задачей психотерапии служит не решение всех

    семейных проблем, а только относящихся к проблемному пациенту. Если семья

    желает работать глубже, создаются условия для нового контракта.

    Семейная психотерапия представляет собой наиболее сложный вид

    профессиональной деятельности, требующей от специалиста знаний и умений в

    области индивидуальной и групповой психотерапии холистического

    мировосприятия. Усилия классиков семейной терапии были направлены на

    развитие личности в семейном окружении. Семейная психотерапия изменила

    область практической психологической помощи, противопоставляя образ

    психотерапевта образу гуру. Психотерапевт не может дать семье больше, чем

    члены семьи могут сделать Друг для друга, он лишь открывает ресурсы семьи

    для помощи ее членам. Семейная психотерапия есть искусство и наука по

    реализации этого потенциала.

    Сам же семейный психотерапевт избежит «сгорания», если будет всерьез

    принимать во внимание свои собственные потребности, обладать высоким

    самоуважением. Техники и приемы, используемые психотерапевтом — это

    психотерапевтическое вмешательство (интервенция). Поэтому нельзя забывать

    старую истину, что действие рождает противодействие, то есть всегда

    существует реальность разрушительного влияния семейной системы на

    психотерапевта.

    В психотерапии как ни в одной другой области медицины велика роль

    профессиональных сообществ. Обсуждение сложных случаев из практики на

    балинтовских группах, супервизия сеансов семейной психотерапии, поддержка

    коллег позволяют психотерапевту сохранять здоровье и профессиональное

    долголетие.

    Содержание

    Определение психотерапии и содержание основных понятий.

    Интердисциплинарный характер психотерапии и ее основы.

    Механизмы лечебного действия психотерапии.

    Оценка эффективности психотерапии.

    Семейная психотерапия.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 2000.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис Психология и психотерапия семьи.

    – СПб., 1999.

    Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.

    Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991.

    Захаров А.И. Психотерапия у детей и подростков. – Л., 1982.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.