МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Определение основных понятий

    все вопросы. По характеру педантичная склонная к перфекционизму. Свои

    потребности считает минимальными. Из отрицательных качеств характера

    указала жадность. Зависима от мнения матери. Бредово-галлюцинаторной

    продукции не обнаружено. Сообщила, что после смерти сестры полагала, что

    никогда не будет иметь собственных детей, но была на практике в роддоме и

    сказала отцу, что ей «это» понравилось. В момент осмотра суицидные мысли

    отрицает.

    При планировании объема психотерапевтических вмешательств мы исходили из

    того, что симптом существует уже несколько лет, имеют место нарушения

    личностного развития и микросоциального окружения — это потребует сочетания

    индивидуальной и семейной психотерапии. Родители на данном этапе к семейной

    психотерапии не были готовы, фиксированы на проблемах «носителя симптома».

    Индивидуальная психотерапия по своей структуре была когнитивно-

    поведенческой, в ней предусматривалась серия домашних заданий. Приводим

    отрывки из домашнего сочинения пациентки: «Жила-была девочка. Очень она

    любила размышлять. Думала она, думала и надумала однажды, что жить ей

    незачем. Решила пойти к реке и утопиться. Собралась и пошла. Дорога была

    длинной, и, чтобы скоротать время, стала она размышлять, как же дошла до

    такого решения. И вот о чем она думала дорогой к реке. Хотелось ей быть

    хорошей, доброй, веселой, но не получалось. Нет, иногда получалось, но в

    такие минуты она вдруг задумывалась: «Что-то уж слишком хорошо получается,

    так долго не продлится; наверное, все испортится». Даже страшно

    становилось. И мысли ее подтверждались: настроение вдруг портилось, глаза

    тускнели. «Ну вот, так я и думала». А зачем тогда жить, если не получается

    так, как хочется. Проще тихонечко исчезнуть, и все будет просто. Вернее,

    ничего не будет. Не будет и страха, который очень часто посещал девочку».

    В ходе индивидуальной психотерапии была создана мотивация для участия в

    психотерапевтической группе, которая для нее служила и этапом семейной

    психотерапии, задачей которой было расчерчивание границ между подсистемами

    (вначале был получен категорический отказ).

    В психотерапевтической группе на первом занятии заявила о своей цели —

    стать более независимой от чужого мнения. На втором занятии была выбрана в

    качестве «вспомогательного эго» другой пациенткой с нервной анорексией по

    имени Маша, 18 лет.

    Надя была очень взволнована, на следующем занятии работала над своей

    проблемой взаимоотношений с родителями. Становилось ясно, что дальнейшее

    ведение пациентки без подключения к индивидуальной работе семейной

    психотерапии бессмысленно. На первый сеанс пришел отец Нади, причем сам

    попросил принять его отдельно. С собой принес наброску некоторых

    воспоминаний, которые посчитал полезными психотерапевту.

    Из воспоминаний отца Нади. «С начала семейной жизни частые ссоры в

    присутствии дочери. Во всех ссорах звучала только оценка своего положения

    ("я", "мне плохо"), ни про ребенка, ни тем более о том, что мне тоже может

    быть плохо, речи не велось. Я всегда просил не выяснять отношения в

    присутствии дочери. Реакция нулевая. В этих поступках я видел

    преднамеренное желание отдалить от меня ребенка. Наталья в первые годы

    брака в моем присутствии молчалива, а с подругами и в гостях не умолкает,

    ведет себя подчеркнуто независимо. Меня это бесило, вызывало взрывы

    грубости с моей стороны. Очевидно, Наталья Александровна избегала меня (я

    ее чем-то подавлял, на все замечания — реакция неадекватная). Жена была (на

    Севере были частые головные боли),со мной и ребенком суха, сдержанна, мало

    эмоциональна. Только отрицательные установки — все плохо. В наших

    отношениях никогда не было теплых, доверительных, искренних отношений. Не

    было воспоминаний о чем-то хорошем, задушевных разговоров, обсуждения

    прочитанного, увиденного. В доме царила гнетущая, мрачная атмосфера. Меня

    тяготило молчание, раздражительность и вечное недовольство. Дом не стал

    местом общения и теплоты. Я срывался, выпивал, несколько раз проводил

    беседы о наших отношениях (в том числе, интимных), влиянии их на ребенка,

    пытался выработать взаимную позицию. Не смогли. Возникла длительная

    конфликтная ситуация.

    Дочь росла пуританкой: с мамой о созревании отказалась говорить, ее

    возмущали разговоры о женщинах, мои ласки отвергала. В противовес маминому

    болезненному отношению к чистоте проявляла неряшливость, меня избегала,

    разговаривала лаконично: да — нет — не знаю (имитация маминого стереотипа).

    Я сяду к телевизору — она уходит. Когда она лежала в больнице, ей поставили

    диагноз «тормозное развитие личности».

    Что меня волнует?

    — поведенческие стереотипы (имитация моего и маминого поведения);

    * страх повзросления, полового созревания, хотя хочет иметь детей;

    * "Если любовь неудачная?";

    -- неуверенность, доминанта с едой;

    * боязливые черты характера;

    * Надин распорядок;

    * контроль с нашей стороны».

    На следующий сеанс пришли оба родителя, участвуют двое психотерапевтов,

    Светлана и Сергей.

    Приводим отрывок из сеанса семейной психотерапии, проведенного через

    неделю после занятий Нади в психотерапевтической группе.

    С: Какие изменения произошли за этот период?

    Н.: Только вчера рассказала о работе в группе маме. Неожиданно

    столкнулась с проблемой позднего возвращения. Тетушка сказала, что не

    пустила бы домой и высказала это маме.

    М.: Отношения тесно связаны в нашей семье.

    С: Не связаны ли проблемы контроля в семье с контролем за едой?

    М.: Всю жизнь так было. Принято заставлять есть. Если я проголодалась —

    выпью чашку кофе, и порядок, а в моей семье и семье мужа правило завтрак-

    обед-ужин — это традиция.

    С: Сможете перечислить правила семьи?

    Все члены семьи перечисляют правила: необходимо питаться 3 раза в день; в

    выходные обед есть дома всем вместе; обязательно чистить обувь; после еды

    вымыть посуду; ложиться спать в 23 часа; прежде выполнить все дела, а затем

    отдыхать; громко не включать телевизор; не приводить гостей, если нечем

    угощать; поздравлять родственников с праздниками; наносить визиты

    родственникам; днем поесть хорошо (отец); не расстраивать бабушку

    проблемами; о неприятностях другим не говорить (мама). Сергей еще раз

    зачитывает правила. Мать добавляет: «Слушаться старших, ежедневно звонить

    родственникам».

    С: Надя, что бы ты для себя хотела?

    Н.: Самостоятельно выбирать друзей и хоть раз сходить на ночную

    дискотеку. Еще не хочу ездить на день рождения к бабушке, так как слышу

    упреки матери о моем воспитании, не хочу отчитываться перед родственниками

    о проведенном дне, хочу одеваться как мне нравится.

    Св.: Что тебе мешает это осуществить?

    Н.: Когда я вижу, что человек нравится, я думаю, как на это посмотрит

    мама.

    С.: Почему Надя смотрит глазами матери?

    О.: После окончания военно-морского училища я отошел от семьи и жестко

    придерживался только одного правила: в Новый год поздравить мать и быть у

    нее дома. Наташа (жена) после переезда в другой город более тесно стала

    общаться с матерью и сестрами и сама приняла их правила.

    С: Не получается ли, что Надя грубит бабушке, отстаивая свою территорию,

    а когда не ест — наказывает мать за что-то?

    Н.: У нас семья «Тайны мадридского двора». Я хочу честности и искренности

    в отношениях. Находить решение проблемы, а не управлять чувствами другого.

    Мне надоел диктат: «Ты должна взять себя в руки». Родители молчат. Идет

    работа с семьей по реконструкции и модификации некоторых правил. Например,

    съездить поздравить бабушку, но долго не сидеть за столом, сославшись на

    необходимость подготовки к зачетам {приближается сдача экзаменов на

    курсах).

    Св.: В группе ты себя не воспринимала женщиной?

    О.: У нас табу на вопросы пола в семье.

    Св.: Об этих вопросах мы поговорим на следующем занятии. Чем ты можешь

    поддержать папу?

    Н.: У нас с ним нормальные отношения.

    Св.: А чем папа тебе может помочь?

    Н.: Встретить с ночной дискотеки.

    Отец улыбается. Мать сообщает, что ей в голову никогда не приходило, что

    может быть связь между правилами семьи и болезнью Нади. Окончание сеанса.

    В данной дисфункциональной семье симптом удерживался несколькими

    факторами: многообразными семейными правилами и запретами, контролем со

    стороны старших женщин за девочкой, нарушенной коммуникацией внутри семьи

    (нарушены границы между подсистемами, перепутаны роли в семье, длительный

    супружеский конфликт разрешался через дочь). Игнорирование «семейного

    диагноза» лечившими прежде девушку специалистами привело к хронизации

    заболевания, сочетанию нервной анорексии с личностным расстройством и

    потребовало в итоге около 20 сеансов индивидуальной, групповой и семейной

    психотерапии. Катамнез: работает медсестрой в военном госпитале, ремиссия

    основного заболевания.

    Предоставление заданий. Задания могут даваться во время

    психотерапевтического занятия или в виде домашних заданий. Если обсудить

    какую-либо проблему в присутствии психотерапевта или попросить главу семьи

    помолчать 5 минут, а малоразговорчивого члена семьи рассказать о той или

    иной проблеме, то это может быстро привести к позитивным сдвигам за счет

    создания равенства позиций. Отцу, отказывающемуся от поездки, можно

    рекомендовать осуществить ее. Сыну, который чаще общается с матерью,

    предложить совместную деятельность с отцом. Родителям, давно нигде не

    проводившим время вдвоем, предложить сходить в театр или на концерт. Мужу —

    вделать сюрприз жене, не сообщая ей об этом. Любой совместный эксперимент

    может оказаться полезным. Психотерапевт прямо не работает с симптомом. Если

    симптом другого Члена семьи исчезает прежде, чем у «идентифицированного

    пациента», семья может прекратить лечение. Симптом может быть усилен для

    лучшего осознания семьей его необходимости. Так в случае алкоголизма у

    мужа, жене, которая все годы супружества контролировала мужа, предлагается

    вести независимый образ жизни (например, поехать одной в туристическую

    поездку).

    Психотерапевтическая работа с одной подсистемой. Заслуги

    стратегической семейной психотерапии, специфика которой характеризуется

    активными попытками терапевта сделать членов семьи ответственными друг за

    друга, формированием терапевтических альянсов, более частыми по сравнению с

    другими подходами встречами с членами семьи по отдельности, привели к

    возможности работы с «идентифицированным пациентом» заочно. Такая ситуация

    нередко возникает в случае прихода одного из значимых членов семьи и отказа

    на встречу с психотерапевтом другого члена семьи. Исходя из принципов

    системной семейной терапии ставится следующая цель: при изменении Поведения

    одного члена семейной системы, — у другого есть шанс тоже измениться.

    Продемонстрируем это на следующем примере.

    На прием пришел Владимир, 26 лет, который сообщил, что причина его

    обращения не он сам, а его шурин (Евгений, 18 лет), которого он собирался

    показать психотерапевту, но тот в условленное время не явился. Так как

    Владимира беспокоили проблемы молодого человека, решено было поработать с

    ним.

    Из анамнеза. Родители живут на Урале, юноша приехал поступать в институт.

    На сестре Евгения Владимир женат 3 года. Из рассказов жены и собственных

    наблюдений мальчик в детстве производил впечатление замкнутого и

    пассивного, учился под нажимом родителей, с 8-го класса курил. В 11-м

    классе украл в школе компьютер — была условная судимость. Послать Женю

    учиться в большой город было идеей родителей, так как отец, не имевший

    высшего образования, хотел дать его сыну; кроме того — существовала

    возможность присмотра за ним со стороны сестры. В период поступления мать с

    сыном жили на квартире у дочери и зятя. Поступив в институт, получил

    общежитие, но долго там не задержался, так как не нашел контакта с ребятами

    («слишком молодые», «ералаш».), вновь перебрался к сестре и зятю. Стал

    поздно возвращаться домой, а в ноябре были замечены следы инъекции

    наркотика. Родители высылали деньги на его содержание дочери, но подросток

    просил больше. Перед зимней сессией приехала мать Евгения, ей сообщили, что

    сын употреблял наркотики. Мать помогла сдать сыну зимнюю сессию, и они

    уехали домой на зимние каникулы. Сестра Евгения часто ездила в

    командировки, поэтому основным «опекуном» подростка стал Владимир, начав

    второй семестр, Евгений вновь «возвратился» к наркотикам. Владимир начал

    осматривать подростка, делал отвлекающие маневры: посещение театра, рок

    клуба, договаривался о консультации с наркологом. Все лечебные мероприятия

    не дали эффекта.

    Сам Владимир воспитывался в Казахстане, старший ребенок из троих детей.

    Рано потеряв отца, взял на себя ответственность за воспитание младших

    братьев и сестер. Закончив техникум и отслужив в армии, приехал поступать в

    институт в Ленинград, но не прошел по конкурсу. Устроился на работу,

    женился, квартиру они с женой снимали. Мечтал заработать денег и купить

    свою жилплощадь. Считал себя ответственным человеком, Проводя анализ

    ситуации совместно с психотерапевтом, Владимир начал осознавать, что

    истинный «клиент» в настоящее время он сам. Отец и мать Евгения, оказавшись

    несостоятельными как родители, нашли себе «замену» в лице зятя. С

    Владимиром было проведено два психотерапевтических сеанса, направленных на

    передачу ответственности подростку (контракт) и биологическим родителям

    (мать не сообщала отцу в период каникул о плохом поведении сына, так как у

    того больное сердце). Через 2 мес. юноша был отчислен из института, уехал

    на Урал, впоследствии призван на воинскую службу.

    Семейная психотерапия у пациентов с алкоголизмом и наркоманией

    (аддиктивным поведением). Средовые (социальные) факторы — наиболее сильные

    пре-"дикторы аддиктивного поведения. Наибольшее значение приобретают

    нарушения семейного контекста. При сборе семейного анамнеза следует

    обратить внимание на детальное описание семейного функционирования, включая

    прародительскую историю потребления психоактивных веществ, наличие текущего

    семейного кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Тщательный анализ

    составляющих дисфункции семьи важен не только для лечения и

    психопрофилактики аддиктивного поведения, но также и для прогноза

    результатов лечения.

    Семейная психотерапия аддиктивного поведения основывается на следующих

    принципах.

    Выдвигается гипотеза, что прием психоактивных веществ возник в

    результате дисфункции семьи. Это проблема не только семьи, но и

    микросоциального окружения, с которым пациент взаимодействует.

    Хотя бы раз следует собрать всю семью для проведения интервью и

    составления семейного диагноза — «карты семьи». С началом интервью

    гипотеза проверяется реальной семейной ситуацией. Если семейная ситуация

    не изменится, у пациента возможен рецидив нарушения поведения, несмотря на

    предпринимаемые меры.

    Работа с семьей начинается с присоединения, как к семейной системе, так

    и к каждому ее члену. Здесь мы акцентируем внимание на вербальном и

    невербальном поведении участников встречи и «картине» их взаимодействия.

    Нейтральная позиция и сохранение статуса «эксперта» - важная задача

    психотерапевта. Если последний отступает от этого правила и присоединяется

    к проблемному пациенту — нередко происходит «срыв» психотерапии.

    В ходе диагностических сеансов полезным приемом может оказаться

    применение циркулярного метода опроса, заключающегося в том, что

    психотерапевт использует предыдущую информацию для постановки последующих

    вопросов членам семьи для выяснения отношения двоих других. В отличие от

    прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях такая техника дает более

    существенную информацию, как психотерапевту, так и семье. Интервью

    рекомендуется начинать с инициатора обращения, так как он несет большую

    ответственность за семью. Реакции одного члена семьи провоцируют то или

    иное поведение другого, что в свою очередь закрепляет поведение первого.

    Ярким примером подкрепляющего поведения является сверхвнимание, получаемое

    «носителем симптома» от других членов семьи. Попытка психотерапевта

    изменить сложившиеся стереотипы приводит к сопротивлению членов семьи, а

    также к усилению или хронизации симптоматического поведения.

    Гипотеза подтверждается, когда обнаружена связь между появлением

    симптома у «го «носителя» и взаимоотношением в семейной системе. Во время

    консультирования психотерапевт создает условия для разделения

    ответственности за проблему между всеми членами семьи — выход на «один

    уровень». Например, если семья приходит с установкой, где всё обвиняют

    пациента в «плохом поведении», то вопросы типа: «Кто еще ведет себя

    подобным образом?» или «Почему брат ведет себя хорошо?» — будут

    стимулировать принятие ответственности за создавшуюся ситуацию всеми

    членами семьи. Можно использовать гипотетические вопросы, начинающиеся с

    «если». Они помогают психотерапевту уменьшить сопротивление и раскрыть

    истинность обращения

    Конфликты между другими членами семьи игнорируются и минимизируются, пока

    «идентифицированный пациент» не придет к «норме». Прекращая злоупотреблять

    психоактивными веществами, «носитель проблемного поведения» усиливает

    нестабильность семьи. Родители имеют шанс развестись или заболеть.

    Увеличение приема психоактивных веществ — частая картина стабилизации

    семьи. Если психотерапевт объединяется с родителями против проблемы

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.