МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Определение основных понятий

    Определение основных понятий

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И СОДЕРЖАНИЕ

    ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

    Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и

    методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д.,

    одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину.

    Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов

    психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к

    тому, что в настоящее время не существует даже единого определения

    психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко

    относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на

    психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что

    психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, то есть входит

    в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей

    степени подчеркивают ее психологические аспекты.

    В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно

    привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие

    понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.

    Психотерапия

    * «система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм

    человека»;

    * «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях

    обеспечения и сохранения его здоровья»;

    * «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных,

    объединяющий лечение и воспитание».

    В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические

    подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие,

    психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения,

    установки, эмоции, поведение, можно указать следующие:

    Психотерапия

    * «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам

    оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении

    возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;

    * «средство, использующее вербальные методики и межличностные

    взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и

    поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются

    негативными»;

    * «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми,

    один из которых специализировался по коррекции человеческих

    взаимоотношений»;

    «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее

    между; техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения

    человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого,

    ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и

    противоречиями». Хотя является довольно общим, но при этом в какой-то мере

    объединяет эти два подхода определение Кратохвила: «Психотерапия

    представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности

    организма психологическими средствами».

    Обращает на себя внимание, что в определениях, которые условно можно

    назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на

    психику (и через психику — на организм), то есть подчеркивается объект

    воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на

    объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. И одна, и другая

    позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия дословно

    означает леченное души (от греч: psyche — душа, therapeia — лечение), то

    есть указывает на объект воздействия. С другой стороны, сходные по

    образованию термины — физиотерапия, фармакотерапия, иглотерапия и пр. —

    указывают не на объект, а на средства воздействия: физиотерапия —

    воздействие, лечение физикальными средствами, фармакотерапия — лечение

    медикаментозными средствами и т. д. Что является более адекватным и

    правильным, сказать трудно. Можно надеяться, что процесс развития

    психотерапии как научной дисциплины внесет когда-нибудь большую

    определенность и в сам этот термин. Однако следует обратить внимание на то,

    что понятие «воздействие» (вмешательство, интервенция) входит в самые

    различные определения психотерапии.

    Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство,

    или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)

    психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными

    целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть

    методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать

    конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение,

    стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг,

    советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта,

    которая тесным образом Связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с

    пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами

    психотерапии).

    Психология и медицина применяют различные виды вмешательств

    (интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций,

    используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные

    (фармакотерапия), хирургические, фи-зикальные (физиотерапия) и

    психологические (психотерапия). Психологические интервенции, или клиника-

    психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического

    вмешательства. С точки зрения указанных авторов, клинико-психологические

    интервенции характеризуются: I) выбором средств {методов); 2) функциями

    (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией

    процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая

    психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.,

    Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.

    Методы клинико-психологических интервенций — это психологические

    средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или

    невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо

    на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте

    взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто

    нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).

    Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка

    (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и

    воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в

    профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические

    интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации,

    являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-

    психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение

    определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть

    направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более

    близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны

    четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность

    клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с

    определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая

    проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с

    изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться

    профессионалами.

    Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики

    (теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные

    действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических

    интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо

    базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких

    теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.

    Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три цели

    клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами

    развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация.

    Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и

    реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует

    термину психотерапия. Исходя из понимания психотерапевтического

    вмешательства как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно

    связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных типа:

    психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический). Каждый из

    них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,

    терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими

    приемами и средствами.

    Психологическая коррекция. Психологическая коррекция представляет

    собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и

    функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил

    распространение в начале 70-х годов. В этот период психологи стали активно

    работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Длительные

    дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной

    (психотерапевтической) работой, носили, преимущественно, теоретический

    характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и

    успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет

    базового психологического образования более подготовлены к такого рода

    деятельности, во всяком случае, к работе в качестве групповых

    психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а

    ею во закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское

    образование, то распространение термина «психологическая коррекция» в

    определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач

    занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Однако

    вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и «психологическая коррекция»

    остается открытым и сегодня, причем здесь можно указать на две основные

    точки зрения.

    Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий

    «психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако при этом не

    учитывается, что психологическая коррекция, как направленное

    психологические воздействие, реализуется не только в медицине (можно

    указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно

    лечение — психотерапия), но и в других сферах человеческой практики,

    например, в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может

    содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую

    психологическую коррекцию.

    Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция

    преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах,

    в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

    Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине

    психологической коррекции представляется в определенной степени

    искусственным. Во-первых, если подобные представления кажутся вполне

    убедительными в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов,

    например, полностью развести понятия «психологическая коррекция» и

    «психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз — это

    заболевание динамическое, при котором не всегда можно отделить состояние

    предболезни от собственно болезни; а сам процесс лечения в значительной

    степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее

    время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире

    реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе

    биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых

    нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его

    природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает

    как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени

    совпадает с содержанием психотерапии (одного из компонентов лечебного

    процесса). Определить общую схему соотношения психологической коррекции и

    психотерапии вне конкретной нозология практически невозможно. Значение

    психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания

    определяет направленность психологической коррекции на решение собственно

    лечебных (психотерапевтических) задач и позволяет рассматривать методы

    психологической коррекции как методы психотерапии! Таким образом, задачи

    психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности

    на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную

    профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств

    при соматической патологии до практически полной идентичности задачам

    психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных

    психотерапевтических систем, направленных на личностные изменения). Следует

    также подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не

    ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще

    раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и

    методов психологической коррекции и психотерапии, которые пересекаются, но

    полностью не исчерпывают друг друга.

    Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция»

    наряду с понятием «психологическое вмешательство» ответить однозначно

    довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство.

    Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство,

    понимается как целенаправленное психологическое воздействие. Они

    реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются

    психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может

    быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и

    реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-

    психологические вмешательства), как уже указывалось ранее, также выполняют

    функции профилактики, лечения и реабилитации. И психологическая коррекция,

    и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют

    психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия

    совпадают. Возможно, наиболее точным и адекватным был бы термин

    «психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако

    это слишком, громоздко. В отечественной литературе более распространенным

    является понятие «психологическая коррекция», а в зарубежной —

    «психологическое вмешательство».

    Теория психотерапии. В современной психотерапии теоретические

    проблемы приобретают особое значение С одной стороны, значимость теории

    обусловлена распространением в последние годы множества самых разнообразных

    методов психотерапии, достаточно широко использующихся в практике, но при

    этом далеко не всегда имеющими соответствующую теоретическую базу. С другой

    стороны, при обоснованности метода определенной теоретической концепцией,

    последняя не всегда в полной мере осознается даже профессиональными

    психотерапевтами; Однако именно теоретические представления, раскрывающие

    содержание понятий «норма» и «отклонение» («дефект», «патология») и

    определяют характер и специфику психотерапевтических воздействий и

    позволяют осознанно их осуществлять. Обусловленность характера и

    направленности воздействий при устранении любого «дефекта», например,

    технического, ни у кого не вызывает сомнения. Нужно иметь представление об

    общих принципах работы любого механизма, чтобы определить, в чем состоит

    дефект и, тем более, для того, чтобы устранить «поломку». В медицине в

    целом существует четкое соответствие между представлениями о норме,

    патологии и системе воздействий (лечении), в психотерапевтической практике

    такое соответствие просматривается далеко не всегда. Если речь идет не

    просто о симптоматическом лечении, а о психотерапии, направленной на

    личностные изменения, то здесь в качестве теории психотерапии выступает

    теоретическая психология, в частности, психология личности. При всем

    разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных

    направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтические теории

    (психодинамическая, поведенческая и гуманистическая, «опытная»)

    соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них

    характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и

    личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой

    психотерапевтических воздействий.

    Если в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты

    личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные

    психические процессы, а невроз (и личностные расстройства) понимается как

    следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия

    будет направлена на достижение осознания этого конфликта и собственного

    бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический

    метод. Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные

    процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного,

    а также сопротивления и переноса, Сама психоаналитическая процедура

    строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного.

    Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его

    структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и

    позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр. Можно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.