Определение основных понятий
Определение основных понятий
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и
методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д.,
одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину.
Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов
психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к
тому, что в настоящее время не существует даже единого определения
психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко
относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на
психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что
психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, то есть входит
в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей
степени подчеркивают ее психологические аспекты.
В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно
привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие
понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.
Психотерапия
* «система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм
человека»;
* «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях
обеспечения и сохранения его здоровья»;
* «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных,
объединяющий лечение и воспитание».
В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические
подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие,
психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения,
установки, эмоции, поведение, можно указать следующие:
Психотерапия
* «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам
оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении
возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;
* «средство, использующее вербальные методики и межличностные
взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и
поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются
негативными»;
* «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми,
один из которых специализировался по коррекции человеческих
взаимоотношений»;
«персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее
между; техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения
человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого,
ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и
противоречиями». Хотя является довольно общим, но при этом в какой-то мере
объединяет эти два подхода определение Кратохвила: «Психотерапия
представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности
организма психологическими средствами».
Обращает на себя внимание, что в определениях, которые условно можно
назвать медицинскими, психотерапия рассматривается как форма воздействия на
психику (и через психику — на организм), то есть подчеркивается объект
воздействия. Психологический же подход акцентирует внимание не столько на
объекте или предмете, сколько на средствах воздействия. И одна, и другая
позиции являются объяснимыми. С одной стороны, психотерапия дословно
означает леченное души (от греч: psyche — душа, therapeia — лечение), то
есть указывает на объект воздействия. С другой стороны, сходные по
образованию термины — физиотерапия, фармакотерапия, иглотерапия и пр. —
указывают не на объект, а на средства воздействия: физиотерапия —
воздействие, лечение физикальными средствами, фармакотерапия — лечение
медикаментозными средствами и т. д. Что является более адекватным и
правильным, сказать трудно. Можно надеяться, что процесс развития
психотерапии как научной дисциплины внесет когда-нибудь большую
определенность и в сам этот термин. Однако следует обратить внимание на то,
что понятие «воздействие» (вмешательство, интервенция) входит в самые
различные определения психотерапии.
Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство,
или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)
психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными
целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть
методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать
конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение,
стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг,
советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта,
которая тесным образом Связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с
пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами
психотерапии).
Психология и медицина применяют различные виды вмешательств
(интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций,
используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные
(фармакотерапия), хирургические, фи-зикальные (физиотерапия) и
психологические (психотерапия). Психологические интервенции, или клиника-
психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического
вмешательства. С точки зрения указанных авторов, клинико-психологические
интервенции характеризуются: I) выбором средств {методов); 2) функциями
(развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией
процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая
психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.,
Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.
Методы клинико-психологических интервенций — это психологические
средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или
невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо
на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте
взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто
нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).
Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка
(упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и
воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в
профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические
интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации,
являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-
психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение
определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть
направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более
близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны
четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность
клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с
определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая
проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с
изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться
профессионалами.
Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики
(теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные
действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических
интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо
базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких
теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.
Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три цели
клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами
развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация.
Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и
реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует
термину психотерапия. Исходя из понимания психотерапевтического
вмешательства как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно
связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных типа:
психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический). Каждый из
них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,
терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими
приемами и средствами.
Психологическая коррекция. Психологическая коррекция представляет
собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и
функционирования индивида. Термин «психологическая коррекция» получил
распространение в начале 70-х годов. В этот период психологи стали активно
работать в области психотерапии, прежде всего, групповой. Длительные
дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной
(психотерапевтической) работой, носили, преимущественно, теоретический
характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и
успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет
базового психологического образования более подготовлены к такого рода
деятельности, во всяком случае, к работе в качестве групповых
психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а
ею во закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское
образование, то распространение термина «психологическая коррекция» в
определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач
занимается психотерапией, а психолог — психологической коррекцией. Однако
вопрос о соотношении понятия «психотерапия» и «психологическая коррекция»
остается открытым и сегодня, причем здесь можно указать на две основные
точки зрения.
Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий
«психологическая коррекция» и «психотерапия». Однако при этом не
учитывается, что психологическая коррекция, как направленное
психологические воздействие, реализуется не только в медицине (можно
указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно
лечение — психотерапия), но и в других сферах человеческой практики,
например, в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может
содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую
психологическую коррекцию.
Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция
преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах,
в том числе при осуществлении вторичной и третичной профилактики.
Однако такое жесткое ограничение сферы применения в медицине
психологической коррекции представляется в определенной степени
искусственным. Во-первых, если подобные представления кажутся вполне
убедительными в отношении соматических заболеваний, то в области неврозов,
например, полностью развести понятия «психологическая коррекция» и
«психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз — это
заболевание динамическое, при котором не всегда можно отделить состояние
предболезни от собственно болезни; а сам процесс лечения в значительной
степени включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее
время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире
реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе
биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых
нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его
природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает
как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени
совпадает с содержанием психотерапии (одного из компонентов лечебного
процесса). Определить общую схему соотношения психологической коррекции и
психотерапии вне конкретной нозология практически невозможно. Значение
психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания
определяет направленность психологической коррекции на решение собственно
лечебных (психотерапевтических) задач и позволяет рассматривать методы
психологической коррекции как методы психотерапии! Таким образом, задачи
психологической коррекции могут существенно варьировать от направленности
на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную
профилактику возникающих последствий вторичных невротических расстройств
при соматической патологии до практически полной идентичности задачам
психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных
психотерапевтических систем, направленных на личностные изменения). Следует
также подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не
ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что еще
раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и
методов психологической коррекции и психотерапии, которые пересекаются, но
полностью не исчерпывают друг друга.
Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция»
наряду с понятием «психологическое вмешательство» ответить однозначно
довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство.
Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство,
понимается как целенаправленное психологическое воздействие. Они
реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются
психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может
быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и
реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-
психологические вмешательства), как уже указывалось ранее, также выполняют
функции профилактики, лечения и реабилитации. И психологическая коррекция,
и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют
психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия
совпадают. Возможно, наиболее точным и адекватным был бы термин
«психологическое вмешательство с целью психологической коррекции», однако
это слишком, громоздко. В отечественной литературе более распространенным
является понятие «психологическая коррекция», а в зарубежной —
«психологическое вмешательство».
Теория психотерапии. В современной психотерапии теоретические
проблемы приобретают особое значение С одной стороны, значимость теории
обусловлена распространением в последние годы множества самых разнообразных
методов психотерапии, достаточно широко использующихся в практике, но при
этом далеко не всегда имеющими соответствующую теоретическую базу. С другой
стороны, при обоснованности метода определенной теоретической концепцией,
последняя не всегда в полной мере осознается даже профессиональными
психотерапевтами; Однако именно теоретические представления, раскрывающие
содержание понятий «норма» и «отклонение» («дефект», «патология») и
определяют характер и специфику психотерапевтических воздействий и
позволяют осознанно их осуществлять. Обусловленность характера и
направленности воздействий при устранении любого «дефекта», например,
технического, ни у кого не вызывает сомнения. Нужно иметь представление об
общих принципах работы любого механизма, чтобы определить, в чем состоит
дефект и, тем более, для того, чтобы устранить «поломку». В медицине в
целом существует четкое соответствие между представлениями о норме,
патологии и системе воздействий (лечении), в психотерапевтической практике
такое соответствие просматривается далеко не всегда. Если речь идет не
просто о симптоматическом лечении, а о психотерапии, направленной на
личностные изменения, то здесь в качестве теории психотерапии выступает
теоретическая психология, в частности, психология личности. При всем
разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных
направления в психотерапии, иными словами, три психотерапевтические теории
(психодинамическая, поведенческая и гуманистическая, «опытная»)
соответственно трем основным направлениям психологии, и каждое из них
характеризуется своим собственным подходом к пониманию личности и
личностных нарушений и логически связанной с этим собственной системой
психотерапевтических воздействий.
Если в рамках психодинамического подхода в качестве основной детерминанты
личностного развития и поведения рассматриваются бессознательные
психические процессы, а невроз (и личностные расстройства) понимается как
следствие конфликта между бессознательным и сознанием, то психотерапия
будет направлена на достижение осознания этого конфликта и собственного
бессознательного. Этой задаче подчинен и собственно психоаналитический
метод. Осознание достигается за счет анализа (включающего определенные
процедуры) свободных ассоциаций, символических проявлений бессознательного,
а также сопротивления и переноса, Сама психоаналитическая процедура
строится таким образом, чтобы способствовать проявлению бессознательного.
Именно этим определяется содержание процесса психотерапии, степень его
структурированности, стратегия и тактика психотерапевта, его роль и
позиция, уровень активности, интенсивность и частота сеансов и пр. Можно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|