МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Определение основных понятий

    вовлеченных членов семьи. Каждый должен получить шанс высказаться о

    проблеме. Позиция психотерапевта нейтральна на первом этапе и заключается в

    минимизации комментариев на прямые и непрямые сообщения и невербальное

    поведение. Различные приемы используются для снижения уровня стресса в

    семье, поддержки обвиняемого члена семьи, возможных гипотез происхождения

    проблем. Для уменьшения уникальности симптоматики или нежелания семьи

    меняться часто используется прием «генерализации»: «В некоторых семьях типа

    вашей...», «В подобных ситуациях в других семьях происходили следующие

    варианты...»

    Следование относится к умению отражать содержание семейной коммуникации и

    особенности языка. Психотерапевт входит в семью как человек, поддерживающий

    ее правила, но заставляет правила работать в своих целях для семьи.

    Отражение состоит в адаптации семейного стиля, эмоций, соответствующих

    потребностям семьи. Если в семье принято шутить, психотерапевт использует

    юмор. Если семья использует тактильные контакты, это может воспроизвести

    психотерапевт. Последний может присоединиться к изолированному отцу через

    сигарету или снимая галстук (если клиент пришел без него). Отражение часто

    происходит бессознательно.

    Эйдемиллер в 1996 г. разработал технологию формулирования

    терапевтического запроса в следующей последовательности: XR — UR — ZR , где

    X — уровень манипулятивного запроса, U — уровень осознания себя как

    неэффективных родителей, Z — уровень осознавания своей некомпетентности как

    супругов, R — ресурсные состояния отдельных ее членов и семьи как системы.

    На этапе формулирования терапевтического запроса важным является

    исследование целей, которые поставлены каждым членом семьи и которых они

    хотят достичь в ходе психотерапии. .

    Реконструкция осуществляется через техники, устраняющие

    дисфункциональность семейной системы, она также подразумевает изменение

    гомеостаза. Техника — это прием, посредством которого решается та или иная

    задача. Минухин применение техник семейной психотерапии сводит к

    осуществлению трех основных задач: критике симптома, критике (вызову)

    семейной структуре и критике семейной реальности (установки, правила,

    законы, секреты, мифы и т. д.). Часто одно психотерапевтическое занятие

    использует множество комбинированных приемов. Остановимся на некоторых из

    них.

    Вызов семейной структуре. Эта техника направлена на изменение

    иерархических отношений членов семьи через изменение существующего

    распределения влияния внутри семейной системы. Описана следующая процедура

    применения данной методики.

    1. Проблема, с которой приходит семья, подвергается сомнению. Психотерапевт

    подвергает сомнению точку зрения семьи о том, что существует лишь один

    определенный «идентифицированный» пациент. Он наблюдает, как действуют

    члены семьи и как устроена семейная система. Занимая иерархическую позицию

    эксперта,

    терапевт может утверждать: «Я вижу нечто иное, происходящее в семье, что

    опровергает ваше мнение о том, где кроется болезнь». Часто он оспаривает

    мнение о том, что семейная проблема заключена только в одном человеке: «У

    вашей семьи проблема в том, как вы общаетесь друг с другом».

    «Идентифицированный» пациент может быть представлен и как «спаситель

    семьи», так как концентрация ни нем внимания семьи отвлекает ее от иных

    проблем, например, длительного супружеского конфликта.

    2. Сомнение в контроле. Психотерапевт сомневается в том, что один из

    членов семьи в состоянии контролировать всю семейную систему. Например,

    психотерапевт характеризует поведение одного члена семьи и возлагает

    ответственность за него на других. Обращаясь к подростку, он говорит: «Ты

    ведешь себя так, будто тебе 4 года» — и, повернувшись к родителям,

    спрашивает: «Как вам удалось сохранить его столь юным?» Психотерапевт

    одновременно присоединяется к субъекту и атакует его поведение. При этом

    «идентифицированный пациент» не сопротивляется критике, так как

    ответственность за такое поведение возложена на родителей.

    3. Сомнение во временной последовательности событий, которую предъявляет

    семья. Психотерапевт подвергает сомнению хронологию событий в семье,

    расширяя временную перспективу и, таким образом, рассматривая поведение

    индивида как часть какого-то большего целого. Он дает возможность увидеть

    семье стереотипы взаимоотношений, а не действия отдельного индивида.

    Психотерапевт может подчеркивать, что общение членов семьи подчиняется

    правилам, которые относятся не к отдельным индивидам, а к системе в целом.

    Например, в семье с запутанными границами субсистем ребенок чихает, а мать

    передает отцу носовой платок для него... Психотерапевт говорит: «Будьте

    здоровы, смотрите, как одно чихание привело в действие всех. Сразу видно,

    что в вашей семье люди помогают друг другу».

    Психотерапевтический контракт. Целью этого приема является установление и

    закрепление обычно в письменной форме взаимного соглашения всех

    «договаривающихся сторон» на проведение конкретной работы. В контракте

    обговаривается ответственность каждой стороны, цели и задачи. Необходимо

    четкое и детальное описание целевого поведения партнеров, заключающих

    контракт, установление критериев достижения целей (временной,

    количественный и т. д.), описание позитивных и негативных последствий в

    случае выполнения и невыполнения условий контракта, определение специфики

    условий для каждого партнера. Согласно оперантному научению позитивные

    подкрепления должны следовать независимо от контракта. Первые контракты

    должны содержать быстрые и легко достижимые цели (принцип маленьких шагов).

    Контракт и цель рекомендуется формулировать в позитивных терминах. Как

    психотерапевтический прием он может использоваться на занятии, например,

    можно предложить двум членам семьи общаться только через психотерапевта.

    Эксперимент возникает на каждом занятии, так как психотерапевт

    присоединяется к системе и чувствует ее давление. Все психотерапевтические

    техники определяют упругость семьи и способность к изменениям. В результате

    использования этого приема предполагаются изменения семейного гомеостаза.

    Например, вовлеченную в проблемы сына мать «отключают» от него и дают

    задания провести вечер вместе с мужем вне дома или съездить с другим членом

    семьи в гости на несколько дней. В процессе проведения эксперимента могут

    возникнуть изменения гомеостаза и, последующее напряжение. Иллюстрацией к

    этому выводу служит отказ от сотрудничества находящейся в сильно

    напряженном состоянии матери, что может еще

    больше дезорганизовать семью. Об этом следует помнить психотерапевту и

    заранее узнать, что может произойти в семье в случае исчезновения

    «симптома». Если не предупредить о возможном кризисе, семья может также

    прекратить лечение.

    Выявление семейных трансакционных картин взаимодействия. Пациенты часто

    демонстрируют картины взаимодействия между членами семьи. Иногда их просят

    воспроизвести фрагмент диалога или спора, а не описывать их. Разыгрывание

    семейных ролей (особенно со сменой ролей) на психотерапевтическом сеансе

    также облегчает диагностику коммуникативного стиля. В идеале каждый член

    семьи учится смотреть на проблему глазами другого члена, видеть и

    чувствовать проблему с позиции другого. Проигрывание уменьшает ряд

    психологических защит, например, интеллектуализацию и дает возможность

    заменить однообразие интервью на активность и действие.

    Социометрические приемы и техники. Сама рассадка членов семьи уже многое

    говорит об альянсах, коалициях, лидерах и отверженных. Изменение рассадки

    меняет границы семьи. Попросив двух членов семьи, которые не общаются друг

    с другом, сесть рядом или друг напротив друга, используя приемы «семейная

    скульптура», «семейный танец», психотерапевт проясняет скрытые конфликты и

    дает возможность отреагировать эмоции.

    Преимущества социометрических техник и приемов заключаются в следующем:

    1. Они дают возможность уменьшить монотонность семейной дискуссии, наглядно

    изображая семейные конфликты через «терапию действием».

    2. Они помещают прошлое, настоящее и будущее в ситуацию «здесь и теперь».

    3. Они усиливают и кристаллизуют ролевое поведение членов семьи.

    4. Они представляют собой своеобразную форму метакоммуникации. Пациенту

    легче бывает показать суть конфликта, чем рассказать о нем. Когда

    треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены,

    появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их

    тончайших

    оттенках.

    5. Они дают возможность терапевту прямого вмешательства в семейную систему.

    Приводим следующее наблюдение.

    «Идентифицированный пациент», Лена, 18 лет. Диагноз: нервная анорексия.

    На одном из занятий, используя социометрический прием «семейная

    скульптура», расположила членов своей семьи в пространстве как бы стоящих к

    ней спиной, когда она здорова, и повернувшихся к ней лицом и протянувших

    руки, когда больна. Благодаря этой технике удалось быстро выяснить семейное

    правило дисфункциональной семьи: «Мы объединяемся только в болезни и горе»

    и перейти к реконструкции семейных отношений.

    Определение границ. Все вербальные и невербальные признаки нарушения

    границ между подсистемами, выявляемые на занятии, служат сигналом

    психотерапевту для проработки с семьей. Родительская подсистема должна быть

    защищена от вмешательства детей, а также от других взрослых внутри и вне

    семьи. Иной раз возникала ситуация, когда ребенок был уверен, что он

    отвечает за действия одного из родителей, и пытался контролировать его во

    всем. «Расчерчивание границ» может начинаться с вопроса, кто за что

    отвечает или почему у других членов семьи нет подобной проблемы. В ходе

    психотерапии члены семьи должны определить собственные персональные границы

    и разделить ответственность. Проиллюстрируем это следующим примером.

    Надя К., 22 года, обратилась с жалобами на неумение справляться с

    проблемами, суицидные мысли, отсутствие аппетита и насыщения от еды.

    Наследственность психопатологически не отягощена. Старшая сестра матери

    страдала болезнями желудочно-кишечного тракта, у матери хронический

    панкреатит.

    Между супругами с 5-го дня их знакомства возникли ссоры. Когда мать

    забеременела, то ребенок был желанным для родителей, но мать сомневалась,

    женится ли на ней отец будущего ребенка. Отец при рождении дочери дал ей

    свою фамилию, а брак зарегистрировал только спустя год. Мать считала, что

    женился он на ней не по любви, а только по физическому влечению. Полагала,

    что муж требовал от нее соответствия придуманному им имиджу. Упреки мужа

    касались чаще всего неумения жены планировать хозяйство, неэкономной траты

    денег. Жене не нравилось, когда муж сравнивал ее с другими женщинами,

    воспринимая это как «Я — плохая». Отец — морской офицер, привык к

    распорядку дня как на корабле. Трудно переключаем. Испытывал дефицит

    общения, считал, что с ним обсуждалась только тема денег, еды. С подругами,

    с его слов, жена зато могла говорить часами на разные темы, к ним он

    супругу иногда ревновал. Когда жены нет дома с дочерью также сложно было

    общаться, так как та занята уроками. В течение многих лет нарушены интимные

    отношения между супругами, из-за якобы периодически обостряющегося

    панкреатита и ночных болей у жены. Через 10 лет супружества отец Нади часто

    спал на раскладушке в проходной комнате. Еще через 5 лет у отца появилась

    любовница, по поводу которой ему жена устраивала сцены. Через несколько лет

    они оформили официальный развод, и, по требованию дочери, отец был

    переселен в отдельную квартиру, так как часто не ночевал дома.

    Несмотря на развод, мать тесно поддерживала контакт со свекровью. Сама

    она рано осталась без родителей, а в семье мужа приняла правило «мать

    обижать нельзя».

    Сложности беременности начались с 12-й недели: первая госпитализация была

    обусловлена низким АД, затем — повторная госпитализация перед родами в

    связи с гипертонусом матки. Роды длительные в срок. Закричала сразу. При

    рождении обнаружена гематома на лбу, которая в настоящее время становится

    заметной при волнении. Сразу приложили к груди, сосала молоко хорошо. В 4,5

    мес. у матери исчезло молоко — ребенок переведен на искусственное

    вскармливание. Девочка рано начала ходить и говорить.

    Когда переехали в город С. в возрасте 1 год и 7 мес., сильно реагировала

    на световой день, вскоре перестала спать днем. При попытке определить ее в

    ясли заболела конъюнктивитом, затем ОРВИ, осложнившейся пневмонией.

    Проведена пенициллинотерапия в стационаре.

    В 2 года 8 мес. пошла в детский сад. Первое время плакала, затем

    адаптировалась и ходила туда с удовольствием. Росла активным,

    жизнерадостным ребенком. Охотно контактировала с детьми, рано начала

    читать. Проживая в коммунальной квартире, поддерживала теплые отношения с

    соседями.

    В старшей группе детского сада возникла следующая проблема: пожилой

    воспитательнице чем-то не понравилась мама, и она выместила отрицательные

    эмоции на ее дочери: игнорировала при распределении ролей на утренники,

    порвала новогоднюю открытку от отца, приславшего ее из морского похода.

    Отец, возвращаясь из рейса, привозил шоколадки. Девочка их ела редко, чаще

    раздавала другим детям.

    В школу пошла подготовленной с 7 лет, со 2-го класса совмещала обучение в

    музыкальной школе. Все задания выполняла тщательно. До 7-го класса были

    подруги, затем в связи с очередным переездом растеряла их. В 14 лет у

    многих девочек уже были месячные, и мать хотела подготовить дочь к этому

    событию, но она отвергала ее «уроки». Месячные начались с 14,5 лет.

    После окончания 9-го класса начала обучение в музыкальном училище.

    Поступать туда не хотела, но своего мнения не было, поэтому положилась на

    волю родителей. Учиться было трудно, долго сидела за инструментом. Меньше

    стала общаться с подругами.

    На III курсе семья переехала на новую квартиру, девушка совсем отказалась

    гулять. Возник конфликт с педагогом, самолюбивой дамой, требовавшей много

    работы от учеников. Однажды в присутствии других ребят учительница бросила

    реплику девочке, что в ней нет яркости и души. Один раз ударила ученицу по

    рукам. Надя очень переживала эти инциденты, заявляла, что бросит училище. С

    трудом его закончила с твердым убеждением не быть педагогом.

    Устроилась на работу ассистентом звукорежиссера на телевидении в городе

    М. (родители в очередной раз переехали). Ей там нравилось, но была скована

    при общении. Дружившие с ней девочки уговорили посещать шейпинг. Охотно

    согласилась, полагая ликвидировать «толстые ноги». На шейпинге тренер

    сказала, что у нее лишние 8 кг. Начала соблюдать различные диеты, питалась

    по Брегу. Отец пытался протестовать, считая, что в 17 лет развивающейся

    девушке необходимо есть мясо. В этот же период во время родов умирает

    двоюродная сестра девушки. Была на похоронах, там ей стало плохо, вызывали

    скорую помощь. Врач после осмотра сообщил матери, что у девочки уже два

    месяца отсутствуют месячные и ее необходимо показать гинекологу.

    Диагностирована анемия и гиперфункция щитовидной железы. Принимала йодистые

    таблетки, прошла курс инъекций прогестерона — месячные не появились.

    Одновременно при УЗИ обнаружена зарубцевавшаяся язва желудка (со слов

    матери). Летом того же года была госпитализирована в клинику. Осталась

    впервые без родителей на 2 мес. После лечения месячные один раз появились,

    затем вновь исчезли. Продолжила работать на студии в городе М. Есть не

    хотелось совсем. «Съедаю немного пищи, а ощущение, что съела много, в

    желудке какой-то ужас, и пища царапает его стенки». Хотелось попробовать

    сладкого, пыталась съесть, но тут же вырывала. Однажды днем, когда осталась

    одна дома, разбила из-за сильного напряжения стеклянную дверь.

    Обратились к психотерапевту. Он сообщил, что ничего не находит у

    девочки, но предложил обследоваться в дневном стационаре. Девушка вела

    записи о рвотах и потере веса. В этот период масса тела составляла 48 кг

    при росте 172 см. Впервые после осмотра психиатра прозвучал диагноз:

    «нервная анорексия». Для девушки это не оказалось новостью, она уже читала

    об этой болезни. В городе М. не смогли предложить адекватного лечения,

    поэтому родители договорились о госпитализации в клинику неврозов. Находясь

    в стационаре, принимала антелепсин, трифтазин. Состояние было угнетенное.

    Возможности вызвать рвоту не было, хотя все время мечтала об этом. После

    выписки из клиники через 1 мес. совершила попытку самоубийства, приняв 2

    упаковки транквилизатора. Мотивы суицида объяснила проблемами еды и ссорами

    родителей. Суициду предшествовал очередной скандал между родителями. Отцу

    звонили любовницы, мать упрекала его за это, а тот «опускался до уровня

    грузчика». После суицида была направлена в городскую психиатрическую

    больницу. При поступлении заявляла, что не любит отца, затем об этом

    пожалела, а при встрече его обняла. Сообщила, что когда выпишется,

    расспросит про морские походы. В больнице с удовольствием ухаживала за

    больными, помогала персоналу. Проблемы с едой сохранялись. Психолог,

    проводивший исследование в плане профориентации, рекомендовал ей выбрать

    специальность библиотекаря или медицинской сестры.

    Так как после переезда в другой город она осталась безработной, то

    предложение в центре занятости пойти на годичные курсы медицинской сестры

    восприняла положительно. Одновременно обратились к психотерапевту.

    Психический статус: в начале контакта напряжена; затем охотно отвечает на

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.