МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

    социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность

    бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность

    личности к самоограничению.

    Современные исследования показывают сложность отношений подростка к

    взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается

    в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении

    родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических

    нарушений и поведенческих отклонений.

    Следовательно, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом

    личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют

    ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно

    источником девиантных норм.

    Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии

    настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное

    расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в

    достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года

    изменяются ценностные ориентации. (В 70-80-е годы для этого требовалось не

    менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является

    первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг»

    выражается у подростков в асоциальном поведении и сопровождается

    правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку,

    серьезными нервно-психическими расстройствами. Д.И.Фельдштейн отмечает, что

    у современного подростка желание соответствовать ожиданиям коллектива и

    общества ослабевает, а желание уклониться от них, напротив, растет;

    отсутствуют условия для реального выхода подростков на серьезные дела

    общества, что лишает их возможности занять активную социальную позицию,

    освоить отношения взрослого общества. Это противоречие приводит к

    искусственной задержке личностного развития современных подростков, острому

    внутреннему конфликту.[33]

    Поскольку подросток, склонный к девиантному поведению, излишне

    любознателен, крайне нестабилен, стремится к риску и существованию в

    неопределенности, наибольший интерес для него представляют ситуации,

    связанные с напряжением - конфликты, ситуации риска.

    Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть

    следствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации

    считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы,

    поскольку характерны 90% подростков. [21] И все же они способствуют

    определенным нарушениям в сфере общения. Так, при гипертимной акцентуации

    характера - наиболее распространенной среди подростков - выраженная реакция

    эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений

    черт мужественности создают почву для возникновения социальной

    дезадаптации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Акцентуация

    неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий

    без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием,

    трусостью, поверхностностью контактов. Экзальтированному типу свойственна

    высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и

    глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху,

    чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций.

    Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении

    черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными

    гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или

    содействующие развитию отношений. К.Леонгард отмечал, что до 50% населения

    имеют акцентуированные черты характера; Н.Смишек считает, что подростку

    могут быть присущи одновременно несколько акцентуаций характера, которые к

    концу подросткового возраста должны сглаживаться. Т.о., склонность к

    девиациям обусловлена наряду с влиянием социальных факторов свойствами

    самой личности.

    Данный постулат отмечается и в рамках базовой теоремы первичной

    социализации, основные положения которой состоят в том, что как нормальное,

    так и отклоняющееся поведение индивида является следствием обучения

    социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и

    психологических характеристик.

    Личности младшего подростка посвящены работы М.Джонсона, У.Дамона,

    Д.Харда, Л.Кольберга и др. Они отмечают у младшего подростка новый уровень

    языкового общения: значительные области личного опыта могут стать предметом

    коммуникации, эмоционально-мыслительным событием, разделенным с другим

    человеком. Так, в суждениях о себе и других появляются обобщенные

    психологические категории, психологические концепции характера и

    темперамента, социологические концепции групповых взаимодействий и

    лидерства. Возникает новый уровень представлений о справедливости при

    принятии совместных решений, распределении ценностей, когда в расчет

    берутся мнения и интересы всех участников; появляется взгляд на ситуацию с

    позиции внешнего наблюдателя. В моральных суждениях начинает складываться

    ориентация на «золотое правило», но пока без учета возможных последствий

    собственных действий.

    По мнению Д.Элкинда, младшие подростки живут в мире самопоглощенности,

    т.к. этому возрасту свойственен новый виток эгоцентризма. Поскольку они

    существует одновременно в мире взрослых и мире детей (культурная

    маргинальность), «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они

    чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания,

    живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи

    возможные реакции постоянно пытаются предугадать». Младшему подростку

    свойственна выраженная эмоциональная неустойчивость, конфликтность и

    агрессивность, застенчивость и максимализм, склонность к риску,

    самоиспытаниям. Самооценка их неустойчива и «сверхобобщена», что отражает

    резкие качественные изменения в структуре личности в этот критический

    период и позволяет осуществить переход на новый, «взрослый» уровень

    личностного развития. При этом «ядерная» часть, представляющая в структуре

    личности биопсихическую основу, менее подвержена изменениям, а динамическая

    структура периферической части, фиксирующая основные проявления личности,

    имеющая социальную природу, больше подвержена изменениям. В структурно-

    динамической системе личности взаимосвязь самооценочных компонентов,

    эмоциональной сферы и личностного поведения в период 9 -13 лет отражается в

    фазах синкретизма, дифференциации и интеграции личностных характеристик.

    Личность как динамичная организация все же имеет в своей структуре

    основополагающие стабильные аспекты, которые объединяют и организуют

    различные элементы личности, ее поведение.

    Поскольку у 37% младших подростков отмечается парциальное присутствие

    психической ригидности в структуре личности, это ведет к резкому

    ограничению вариантов поведения, поведенческим срывам, трудностям

    осознания собственных психологических проблем, актуального состояния

    мотивов и потребностей.

    В происхождении отклоняющегося поведения младших подростков влияние

    группы сверстников иногда больше, чем влияние особенностей личности. Однако

    исследователи отмечают, что определенные качества в структуре личности

    подростка предрасполагают к девиациям, а определенные ситуации развития

    (фрустрирующие ситуации) и особое стечение обстоятельств способствуют их

    проявлению. Не случайно Х.Ремшмидт, считая регулятором поведения человека

    его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков

    часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.

    Г.В.Уварова, рассматривая личностные особенности криминальных

    подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечает у них отрицательное

    отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то

    больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку

    к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и

    антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил

    социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не

    трудно ударить незнакомого человека, а «врага» или «чужака» могут ударить

    до 80% правонарушителей, причем как юноши, так и девушки; для достижения

    собственной цели более половины готовы нанести другому имущественный

    ущерб.

    Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась,

    ценностные ориентации не сложились в систему, все же можно говорить о их

    специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя

    значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней

    привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых,

    свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю

    выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других

    неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость

    объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у

    делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую

    связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и

    дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению

    книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны

    фильмы с уголовной тематикой.

    Группа грузинских исследователей установила, что у несовершеннолетних

    правонарушителей потребность социального престижа теряет свою

    направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид

    удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей.

    Подростку-делинквенту свойственна гипертрофированная потребность в свободе,

    независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен

    получать разрешение от других на каждый свой поступок.

    Особенности деформации ряда существенных для развития личности в

    подростковом возрасте психологических характеристик, обусловленность

    отклоняющегося поведения характерологическими особенностями личности,

    дисгармоничностью развития характера рассматривались также в работах

    Александрова А. А.; Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е.;

    Реана А.А. Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с

    отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне

    неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее

    выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего;

    общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к

    учебе и познанию. Подростки – делинквенты фактически игнорируются

    сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения.

    Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным

    психологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых

    криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых –

    эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. По данным Реана А.А., во всех

    случаях имеется не один, а два-три пика дисгармоничности в профиле

    характера подростка. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся

    поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к

    алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую

    конфликтность.

    Е.В.Заика, Н.П.Крейдун, А.С.Ячина выделяют личностные особенности

    делинквентных подростков, свидетельствующие о деформации их характера

    криминогенный комплекс личности несовершеннолетнего правонарушителя:

    наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции

    взрослого; заниженная у 56% подростков потребность в общении, которая

    выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим

    положением; принятие подростков, состоящих на учете в ИДН, и их групповых

    норм (от 77 до 99% случаев). Игнорирование девиантов сверстниками с

    нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального

    подросткового общения.

    Следует заметить, что отклоняющееся поведение в форме

    безнравственного, аморального, неэстетичного поведения практически не имеет

    гендерных различий. Ю.М.Антонян, Л.В.Перцова, Л.С.Саблина отмечают, что

    причины делинквентного поведения девочек заключены в семье, которая не

    контролирует их сексуальную активность, не формирует у них стиль жизни,

    манеры держаться, присущих традиционно женщине черт пассивности,

    заботливости, чувствительности. В гендерном аспекте подростковая

    делинквентность в статистике представлена крайне редко и только в общем

    виде. Однако отмечается, что усилия социальных учреждений должны быть

    направлены на воспроизведение такой идеологии семьи, которая бы выполняла

    функции контроля и справлялась с задачами социализации

    3. Акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков

    За счет индивидуально-психологических особенностей как акцентуации

    характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоцианально-волевой и

    эмоционально-коммукативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы

    психосоциальной дезадаптации. Подростки с акцентуациями характера

    составляют группу повышенного риска развития расстройств психического

    здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды

    или психических травм. Являясь крайними вариантами нормы акцентуации

    характера, выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных

    нервно-психических расстройств или расстройств поведения.

    Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может стать

    отклоняющееся поведение. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе

    соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся

    поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной

    жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво.

    Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток - правонарушитель

    рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого

    четвертого отец страдал алкоголизмом.

    Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В

    современном обществе налицо нерешенность проблемы «отцов и детей», которая

    проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии

    благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося

    поведения, в самых разнообразных формах.

    Поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются

    устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми,

    тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе

    осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к.

    репертуар уже знаком).

    3. Исследование влияния акцентуаций характера на девиантное поведение

    подростков

    3.1. Постановка задачи и методы исследования

    Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы,

    повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но

    и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений

    совершаются подростками и юношами. Задачей исследования является выявление

    и диагностика акцентуаций характера у подростков с отклоняющимся

    поведением. Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из

    актуальных социально-психологических проблем.

    Цель эмпирического исследование является выявление влияния акцентуаций

    характера на формирование девиантного поведения подростков.

    Для достижения цели были поставлены гипотезы:

    Гипотеза 1: акцентуации характера влияют на формирование девиантного

    поведения подростка.

    Гипотеза 2: высокая встречаемость девиантного поведения наблюдается

    среди подростков с эпилептоидным и лабильным типами акцентуаций характера.

    Определив тип мы можем выявить, предупредить и определить метод

    коррекции отклоняющегося поведения.

    Исследование проводилось на базе МОУСОШ №73 Ленинского района г.

    Владивостока в несколько этапов. На первом этапе формировалась выборка в

    соответствии с целью исследования. На втором этапе исследования выявляли

    акцентуации характера при помощи использования методики

    патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО)

    [Приложение 2]. Данная методика позволяет увидеть личностные особенности

    подростка. Так же был проведен опрос, методом анкетирования. Испытуемым

    предлагалось ответить на вопросы с готовыми вариантами ответов. Данная

    методика по продолжительности составила 15 минут. Это позволило нам при

    сопоставлении результатов обоих методик, составить более полную

    психологическую картину о каждом респонденте. На третьем этапе была

    использована заключительная методика – метод экспертной оценки. Экспертами

    в данной методике выступали: психолог, работающей в школе более трех лет –

    И.В.Корольчук, заместитель директора школы по воспитательной части –

    Е.К.Нестерова, классные руководители обоих классов.

    Заключительный этап включал в себя обработку и сопоставление

    полученных результатов исследования.

    Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами

    исследования. В состав выборки вошли ученики 9-10 классов в количестве 50

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.