Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков
социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность
бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность
личности к самоограничению.
Современные исследования показывают сложность отношений подростка к
взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается
в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении
родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических
нарушений и поведенческих отклонений.
Следовательно, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом
личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют
ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно
источником девиантных норм.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии
настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное
расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в
достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года
изменяются ценностные ориентации. (В 70-80-е годы для этого требовалось не
менее трех лет). Отвержение базовых социальных ценностей является
первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг»
выражается у подростков в асоциальном поведении и сопровождается
правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку,
серьезными нервно-психическими расстройствами. Д.И.Фельдштейн отмечает, что
у современного подростка желание соответствовать ожиданиям коллектива и
общества ослабевает, а желание уклониться от них, напротив, растет;
отсутствуют условия для реального выхода подростков на серьезные дела
общества, что лишает их возможности занять активную социальную позицию,
освоить отношения взрослого общества. Это противоречие приводит к
искусственной задержке личностного развития современных подростков, острому
внутреннему конфликту.[33]
Поскольку подросток, склонный к девиантному поведению, излишне
любознателен, крайне нестабилен, стремится к риску и существованию в
неопределенности, наибольший интерес для него представляют ситуации,
связанные с напряжением - конфликты, ситуации риска.
Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть
следствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации
считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы,
поскольку характерны 90% подростков. [21] И все же они способствуют
определенным нарушениям в сфере общения. Так, при гипертимной акцентуации
характера - наиболее распространенной среди подростков - выраженная реакция
эмансипации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений
черт мужественности создают почву для возникновения социальной
дезадаптации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Акцентуация
неустойчивого типа связана с изменчивостью настроения, поступков и действий
без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием,
трусостью, поверхностностью контактов. Экзальтированному типу свойственна
высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и
глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху,
чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций.
Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера (заострении
черт определенного типа) личность отличается некоторыми индивидуальными
гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или
содействующие развитию отношений. К.Леонгард отмечал, что до 50% населения
имеют акцентуированные черты характера; Н.Смишек считает, что подростку
могут быть присущи одновременно несколько акцентуаций характера, которые к
концу подросткового возраста должны сглаживаться. Т.о., склонность к
девиациям обусловлена наряду с влиянием социальных факторов свойствами
самой личности.
Данный постулат отмечается и в рамках базовой теоремы первичной
социализации, основные положения которой состоят в том, что как нормальное,
так и отклоняющееся поведение индивида является следствием обучения
социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и
психологических характеристик.
Личности младшего подростка посвящены работы М.Джонсона, У.Дамона,
Д.Харда, Л.Кольберга и др. Они отмечают у младшего подростка новый уровень
языкового общения: значительные области личного опыта могут стать предметом
коммуникации, эмоционально-мыслительным событием, разделенным с другим
человеком. Так, в суждениях о себе и других появляются обобщенные
психологические категории, психологические концепции характера и
темперамента, социологические концепции групповых взаимодействий и
лидерства. Возникает новый уровень представлений о справедливости при
принятии совместных решений, распределении ценностей, когда в расчет
берутся мнения и интересы всех участников; появляется взгляд на ситуацию с
позиции внешнего наблюдателя. В моральных суждениях начинает складываться
ориентация на «золотое правило», но пока без учета возможных последствий
собственных действий.
По мнению Д.Элкинда, младшие подростки живут в мире самопоглощенности,
т.к. этому возрасту свойственен новый виток эгоцентризма. Поскольку они
существует одновременно в мире взрослых и мире детей (культурная
маргинальность), «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они
чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания,
живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи
возможные реакции постоянно пытаются предугадать». Младшему подростку
свойственна выраженная эмоциональная неустойчивость, конфликтность и
агрессивность, застенчивость и максимализм, склонность к риску,
самоиспытаниям. Самооценка их неустойчива и «сверхобобщена», что отражает
резкие качественные изменения в структуре личности в этот критический
период и позволяет осуществить переход на новый, «взрослый» уровень
личностного развития. При этом «ядерная» часть, представляющая в структуре
личности биопсихическую основу, менее подвержена изменениям, а динамическая
структура периферической части, фиксирующая основные проявления личности,
имеющая социальную природу, больше подвержена изменениям. В структурно-
динамической системе личности взаимосвязь самооценочных компонентов,
эмоциональной сферы и личностного поведения в период 9 -13 лет отражается в
фазах синкретизма, дифференциации и интеграции личностных характеристик.
Личность как динамичная организация все же имеет в своей структуре
основополагающие стабильные аспекты, которые объединяют и организуют
различные элементы личности, ее поведение.
Поскольку у 37% младших подростков отмечается парциальное присутствие
психической ригидности в структуре личности, это ведет к резкому
ограничению вариантов поведения, поведенческим срывам, трудностям
осознания собственных психологических проблем, актуального состояния
мотивов и потребностей.
В происхождении отклоняющегося поведения младших подростков влияние
группы сверстников иногда больше, чем влияние особенностей личности. Однако
исследователи отмечают, что определенные качества в структуре личности
подростка предрасполагают к девиациям, а определенные ситуации развития
(фрустрирующие ситуации) и особое стечение обстоятельств способствуют их
проявлению. Не случайно Х.Ремшмидт, считая регулятором поведения человека
его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков
часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.
Г.В.Уварова, рассматривая личностные особенности криминальных
подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечает у них отрицательное
отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то
больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку
к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и
антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил
социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не
трудно ударить незнакомого человека, а «врага» или «чужака» могут ударить
до 80% правонарушителей, причем как юноши, так и девушки; для достижения
собственной цели более половины готовы нанести другому имущественный
ущерб.
Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась,
ценностные ориентации не сложились в систему, все же можно говорить о их
специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя
значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней
привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых,
свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю
выпало больше несчастья, негде себя показать, производят на других
неблагоприятное впечатление и пр. В-третьих, у них возрастает значимость
объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у
делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую
связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и
дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению
книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны
фильмы с уголовной тематикой.
Группа грузинских исследователей установила, что у несовершеннолетних
правонарушителей потребность социального престижа теряет свою
направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда индивид
удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей.
Подростку-делинквенту свойственна гипертрофированная потребность в свободе,
независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен
получать разрешение от других на каждый свой поступок.
Особенности деформации ряда существенных для развития личности в
подростковом возрасте психологических характеристик, обусловленность
отклоняющегося поведения характерологическими особенностями личности,
дисгармоничностью развития характера рассматривались также в работах
Александрова А. А.; Заики Е.В., Крейдун Н.П., Ячиной А.С., Личко А.Е.;
Реана А.А. Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с
отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне
неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее
выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего;
общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к
учебе и познанию. Подростки – делинквенты фактически игнорируются
сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения.
Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным
психологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых
криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых –
эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. По данным Реана А.А., во всех
случаях имеется не один, а два-три пика дисгармоничности в профиле
характера подростка. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся
поведением – мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к
алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую
конфликтность.
Е.В.Заика, Н.П.Крейдун, А.С.Ячина выделяют личностные особенности
делинквентных подростков, свидетельствующие о деформации их характера
криминогенный комплекс личности несовершеннолетнего правонарушителя:
наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции
взрослого; заниженная у 56% подростков потребность в общении, которая
выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим
положением; принятие подростков, состоящих на учете в ИДН, и их групповых
норм (от 77 до 99% случаев). Игнорирование девиантов сверстниками с
нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального
подросткового общения.
Следует заметить, что отклоняющееся поведение в форме
безнравственного, аморального, неэстетичного поведения практически не имеет
гендерных различий. Ю.М.Антонян, Л.В.Перцова, Л.С.Саблина отмечают, что
причины делинквентного поведения девочек заключены в семье, которая не
контролирует их сексуальную активность, не формирует у них стиль жизни,
манеры держаться, присущих традиционно женщине черт пассивности,
заботливости, чувствительности. В гендерном аспекте подростковая
делинквентность в статистике представлена крайне редко и только в общем
виде. Однако отмечается, что усилия социальных учреждений должны быть
направлены на воспроизведение такой идеологии семьи, которая бы выполняла
функции контроля и справлялась с задачами социализации
3. Акцентуации характера, как фактор девиантного поведения подростков
За счет индивидуально-психологических особенностей как акцентуации
характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоцианально-волевой и
эмоционально-коммукативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы
психосоциальной дезадаптации. Подростки с акцентуациями характера
составляют группу повышенного риска развития расстройств психического
здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды
или психических травм. Являясь крайними вариантами нормы акцентуации
характера, выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных
нервно-психических расстройств или расстройств поведения.
Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может стать
отклоняющееся поведение. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе
соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся
поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной
жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво.
Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток - правонарушитель
рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого
четвертого отец страдал алкоголизмом.
Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В
современном обществе налицо нерешенность проблемы «отцов и детей», которая
проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии
благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося
поведения, в самых разнообразных формах.
Поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются
устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми,
тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе
осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к.
репертуар уже знаком).
3. Исследование влияния акцентуаций характера на девиантное поведение
подростков
3.1. Постановка задачи и методы исследования
Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы,
повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но
и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений
совершаются подростками и юношами. Задачей исследования является выявление
и диагностика акцентуаций характера у подростков с отклоняющимся
поведением. Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из
актуальных социально-психологических проблем.
Цель эмпирического исследование является выявление влияния акцентуаций
характера на формирование девиантного поведения подростков.
Для достижения цели были поставлены гипотезы:
Гипотеза 1: акцентуации характера влияют на формирование девиантного
поведения подростка.
Гипотеза 2: высокая встречаемость девиантного поведения наблюдается
среди подростков с эпилептоидным и лабильным типами акцентуаций характера.
Определив тип мы можем выявить, предупредить и определить метод
коррекции отклоняющегося поведения.
Исследование проводилось на базе МОУСОШ №73 Ленинского района г.
Владивостока в несколько этапов. На первом этапе формировалась выборка в
соответствии с целью исследования. На втором этапе исследования выявляли
акцентуации характера при помощи использования методики
патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО)
[Приложение 2]. Данная методика позволяет увидеть личностные особенности
подростка. Так же был проведен опрос, методом анкетирования. Испытуемым
предлагалось ответить на вопросы с готовыми вариантами ответов. Данная
методика по продолжительности составила 15 минут. Это позволило нам при
сопоставлении результатов обоих методик, составить более полную
психологическую картину о каждом респонденте. На третьем этапе была
использована заключительная методика – метод экспертной оценки. Экспертами
в данной методике выступали: психолог, работающей в школе более трех лет –
И.В.Корольчук, заместитель директора школы по воспитательной части –
Е.К.Нестерова, классные руководители обоих классов.
Заключительный этап включал в себя обработку и сопоставление
полученных результатов исследования.
Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами
исследования. В состав выборки вошли ученики 9-10 классов в количестве 50
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|