МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

    признания, испытанию границ дозволенного.[10] Поисковая активность

    подростка служит расширению границ индивидуального опыта.

    С определенными оговорками к девиантам можно отнести и категорию

    одаренных, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников,

    как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов

    фронтальных педагогических воздействий. Не случайно отмечают существенную

    близость между творческой и девиантной личностью (особенно с аддиктивным

    поведением). Это особый тип – «искатель возбуждения». Отличие заключается в

    том, что для подлинного творчества удовольствие составляет сам процесс

    творчества, а «для девиантной разновидности поисковой активности основной

    целью является результат – удовольствие».

    1.3. Структура и типы девиантного поведения

    Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают

    целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на

    преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное

    (безнравственное).[11] Данные типы девиантного поведения выделены с учетом

    особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам

    возникновения поведенческих аномалий.[12]

    Криминальной называют личность, совершившую преступление.[13]

    Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются

    девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

    Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или

    противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В

    немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения

    норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые

    деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего

    преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

    Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими

    нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная

    трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим

    характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены.

    Различие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что преступное

    и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное -

    асоциальный.

    В рамках рассмотренных видов выделяют следующие формы отклоняющегося

    поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое

    преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное. Однако

    остается неясным, почему же делинквентное поведение выделено в отдельный

    тип и не является ли оно видом асоциального.

    Н.Смелзер приводит наиболее яркие примеры девиации (бесчеловечные

    поступки, которые всегда вызывают осуждение): убийство, кровосмешение,

    изнасилование. Выделяя три основных компонента девиации (человек, которому

    свойственно определенное поведение; норма (или ожидание), которая является

    критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек, группа или

    организация, реагирующая на поведение), он отмечает, что ожидания,

    определяющие девиантное поведение, со временем меняются; среди населения

    могут возникать разногласия по поводу законности и правильности ожиданий;

    различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу

    девиантности некоторых типов поведения - курения, употребления наркотиков,

    нарушения правил дорожного движения и пр. «Поскольку критерии определения

    девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно

    точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными».[14]

    Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип

    отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной

    направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации

    (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от

    гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает,

    что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и

    целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда

    несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные

    проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.

    Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее

    любое отклонение от социальных норм. При этом С.А.Беличева различает

    несоциализированные формы проявления асоциальности, которые выступают в

    виде негативизма, конфликтности, агрессивности, направлены против множества

    людей, групп или учреждений, и социализированные нарушения, которые могут

    проявляться в тех же видах, но по отношению к отдельным людям девиант

    сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например, банда

    не совершает краж внутри своей группы). С нашей точки зрения и ту, и другую

    форму можно считать девиацией поведения.

    Поскольку социальная запущенность означает устойчивое и полное

    игнорирование социальных норм, длительное и общее социальное пренебрежение,

    всякого социально запущенного можно считать асоциальным, но не всякий,

    обнаруживающий асоциальное поведение, социально запущен. Таково же

    соотношение между делинквентностью и социальной запущенностью.

    В настоящее время большое внимание уделяется выявлению и описанию

    отклонений в поведении, связанных с патохарактерологическими особенностями

    личности.[15] Менее изученным остается поведение, характерное для

    последней из выделенных форм.[16]

    Подростковому возрасту также присущи различные типы нарушенного

    поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные

    среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон

    автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый

    вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения,

    а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при

    психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное

    поведение.

    Следует отметить подростка – «ботана» - своего рода «фаната учебы»,

    зацикленность которого на учебной деятельности оказывается препятствием на

    пути налаживания полноценного интимно-личностного общения со сверстниками.

    С другой стороны, такая моноканальная активность подростка не может быть

    оценена как своего рода отклоняющееся поведение, т.к. носит просоциальную

    направленность.[17]

    В.М.Синайко, А.М.Кожина, И.В.Романова, Л.М.Гайчук отмечают, что

    девиации у подростков с антидисциплинарным, антиобщественным,

    аутоагрессивным поведением имеют склонность к генерализации и могут

    захватывать все ниши их социального функционирования - семью, школу, группу

    сверстников.

    Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать,

    что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию

    девиантного поведения не наблюдается. Многие ученые в своих работах особое

    внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают

    предпочтение определенному возрасту, что отражает сферу их научных

    интересов.

    Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения

    (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи,

    скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в

    поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению;

    снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное

    отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим

    воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции,

    бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом;

    правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного

    поведения. Л.Б.Филонов подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык

    девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.[18]

    Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали,

    принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного

    развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение,

    осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде

    несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении

    процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и

    эстетического контроля над собственным поведением.

    Каким бы важным ни являлся анализ международных тенденций, каждая

    страна решает проблему отклоняющегося поведения применительно к своим

    условиям, но с учетом ее интернациональности.

    1.4. Причины девиантного поведения

    Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований,

    вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения

    отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными

    тенденциями в их понимании. Одни исследователи утверждали о приоритетности

    экзогенных («преступниками не рождаются, а становятся»), другие –

    эндогенных причин, когда отклонения генетически «запрограммированы». Почти

    сто лет научных споров привели к пониманию того, что поведение личности

    обусловливается, как правило, сочетанием как эндогенных, так и экзогенных

    факторов. Для понимания позиций исследователей рассмотрим некоторые

    концепции, по-разному рассматривающие причины девиантности.

    1.4.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения

    19 век ознаменован описанием болезней, приводящих к отклонениям в

    поведении: хорея, меланхолия, невроз характера, социоаффективный психоз.

    Итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, обнаружив связь между

    криминальным поведением и определенными физическими чертами, считал, что

    люди предрасположены к определенным типам поведения по своему

    биологическому складу. Так, «криминальный тип» есть результат деградации к

    более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по

    таким характерным чертам, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть,

    реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

    Э.Кречмер, У. Шелдон считали, что определенное строение тела означает

    присутствие характерных личностных черт.

    Уиткин и его коллеги, фокусируя внимание на аномалиях половых

    хромосом девианта, на материале исследования датской преступности

    обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдается более

    высокий уровень правонарушений, чем среди людей, не обладавших

    дополнительными хромосомами.

    Таким образом, биологическое объяснение, включая генетическую основу

    человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной

    деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-

    психическом развитии, не учитывает тех индивидуальных случаев, когда

    физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной

    жизни этого не наблюдается.

    1.4.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения

    Если биологическое объяснение девиации связано с анализом природы

    девиантной личности, то социологическое объяснение фокусируется на

    социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении.

    Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в

    теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом в классическом исследовании

    сущности самоубийства. Он считал одной из ее причин явление, названное

    аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он

    подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни

    людей, нормы управляют их поведением. Следовательно, обычно люди знают,

    чего следует ожидать от других, и чего ждут от них. Однако во время

    кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает

    соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди

    испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему

    уровня самоубийств. Т.о., «нарушение коллективного порядка» способствует

    девиантному поведению.

    Селлин, занимаясь изучением поведения отдельных групп, нормы которых

    отличаются от норм остального общества и не соответствуют им,

    подчеркивал, что девиантность возникает в результате конфликтов между

    нормами культуры.

    Трэвис Хирши утверждал, что вера в ценности, принятые обществом

    (например, в правильность законов), ведет к активному стремлению к успешной

    учебе, участию в социально одобряемой деятельности; и чем глубже

    привязанность ребенка к родителям, школе и сверстникам, тем меньше

    вероятность, что они совершат девиантные поступки.

    Однако исследование, проведенное Хинделангом, показало, что слишком

    глубокая привязанность несовершеннолетних к сверстникам способствует

    правонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведение

    своих членов, могут поощрять и преступное поведение.

    Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных

    молодежных группах, которые впервые возникли после второй мировой войны в

    европейских странах. Это был протест против существующих порядков и поиск

    более справедливых форм человеческого существования. Позднее такие формы

    отклоняющегося от нормы поведения стали присущи и нашему обществу. Это

    движения хиппи, выдвигавших человеколюбивую систему ценностей. Существующие

    различные неформальные группы нередко контактируют друг с другом; в них

    тянутся «лохи», подростки, быстро впитывающие агрессивность.[19]

    Цилуйко М.В. отмечает негативное влияние средств массовой информации на

    пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи. Л.Б.Филонов

    подчеркивает, что частотность сообщений о безнаказанности «заказных»

    убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижают

    чувствительность населения к отклонениям, а повторяющиеся конструкты

    закрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения.

    Рубан Л.С. считает, что нарушение социального контроля ведет к

    криминализации конфликтов. Неопределенность в критериях и границах

    дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное

    способствует расширению девиантного поведения. Рецидив массовой девиации в

    самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-

    политические и нравственные устои общества, личную безопасность и

    благополучие его граждан.

    Социологические исследования показали, что в процессе реформ у

    молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло

    уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга»,

    «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное

    отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности»,

    «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».

    В материалах сессии Академии наук отмечено, что угрозу стабильности,

    безопасности общества и личности наносит социальное влияние преступного

    мира, распространение его морали и давления на общество. Указывается, что

    «только формирование конкретного механизма правового регулирования (т.е.

    реализации законов и социальных норм) делает возможным декриминализацию

    сложившейся в стране ситуации.

    Подводя итоги исследований социологами причин отклоняющегося поведения

    взрослых и молодежи, следует отметить, что они недостаточно учитывают

    психологические особенности личности. Поскольку не каждая личность в период

    аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, или

    может характеризоваться другими видами девиантного поведения вследствие

    происходящих в обществе изменений, отклоняющееся поведение определяется,

    скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и

    психологических особенностей личности.

    1.4.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения

    Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального

    поведения, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным

    конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием

    личностного роста, а также состояниями умственных дефектов,

    дегенаративности, слабоумия и психопатии. Так, причиной возникновения

    девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная

    сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих

    развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции,

    синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).

    Шуэсслер и Кресси проделали критический обзор многих научных работ,

    авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам

    свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для

    законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической

    черты, которая могла бы наблюдаться у всех преступников.

    Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают

    исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых

    является З.Фрейд. Основным источником отклонений в психоанализе считается

    постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими

    структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я».

    Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных

    механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного. Фрейд

    также предположил, что либидо ищет выхода в любой творческой деятельности;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.