МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

    сведения быстро истощаются.

    Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления -

    громогласные требования свободы, конфликты и т.п. На самом же деле

    настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот

    близких вовсе не жаждут избавиться.

    Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В

    сексуальном поведении также много театральной игры. Юноши чаще скрывают

    свои сексуальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что

    среди товарищей в этой области они могут легко оказаться не на «высоте».

    Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумывать

    несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать

    роль распутниц и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на

    собеседника.

    Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя

    такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на себя

    внимание.

    Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливы,

    всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко

    подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с

    трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы

    невропатии (ночной энурез, заикание и др.).

    Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям,

    праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице.

    Подстрекаемые более стеничными товарищами, могут ради компании убежать из

    дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения,

    веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных

    компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

    Когда становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино,

    теперь уже не забавляют. Ищут более острых и сильных ощущений, в ход идут

    хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации.

    Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием

    поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12—14 лет) и всегда в

    компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает

    на правонарушения.

    Реакция эмансипации тесно сопряжена все с тем же желанием удовольствия

    и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не питают. К семейным

    бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них прежде всего

    источник средств для развлечений. Реакция группирования проявляется в

    раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять

    себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях прежде всего ищут

    места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к

    тому, что неустойчивые подростки легко становятся орудием таких групп. В

    групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды

    пожинают более стеничные члены группы.[28]

    Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных

    группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с

    извращениями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений,

    как выпивки и хулиганские похождения. Романтическая влюбленность проходит

    мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остается

    незнакомым.

    Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Работают только

    в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему - не

    строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении

    для себя. Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум

    удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С

    угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и из интернатов.

    Повторные же побеги нередко обусловлены тягой к «свободной жизни».

    Скрытая акцентуация по неустойчивому типу обнаруживается, когда

    подросток, до определенного момента бывший под строгим присмотром, в силу

    обстоятельств внезапно оказывается лишенным постоянного контроля. Он сразу

    же попадает в асоциальную компанию, начинает алкоголизироваться и совершает

    правонарушения.

    При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации

    развивается психопатия.

    Главная черта конформного типа - постоянная и чрезмерная конформность

    к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правимо - думать

    «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все было «как у всех» — от

    одежды и манеры вести себя до мировоззрения и суждений по животрепещущим

    вопросам. При этом под «всеми» подразумевается привычное окружение. От него

    стараются ни в чем не отстать но и не любят выделяться, забегать вперед.

    Это особенно проявляется на отношении к модам одежды. Когда появляется

    какая-либо новая мода, то нет больших ее хулителей, чем представители

    конформного типа. Но как только их среда осваивает новую моду, они сами

    облачаются в эту одежду, забыв о том, что говорили ранее.

    Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что

    говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации,

    это и есть истина. И даже если по этим каналам начинают поступать

    сведения, явно противоречащие действительности, они по-прежнему принимаются

    за чистую монету.

    Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе

    сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко

    решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу,

    является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступают

    большинство товарищей.

    Слабое место в конформном характере - непереносимость крутых перемен.

    Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить

    причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой

    склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к

    алкоголизации.

    Смешанные типы

    Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их

    особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний.

    Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным

    закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто,

    а других практически никогда. Существует два рода сочетаний.

    Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде

    всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в

    раннем детстве. К ним относятся уже описанные лабильно-циклоидный и

    конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-

    невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и

    психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие промежуточные типы, как

    шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный,

    шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных

    закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

    2.2. Психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте

    На российской научно-практической конференции «Социальная

    дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков»[29] встал вопрос о

    широком социальном аспекте помощи детям «группы риска». Отмечалось, что

    волна детской безнадзорности грозит приблизиться к уровню 20-х годов;

    несовершеннолетние бродяжничают, принимают алкоголь, употребляют наркотики,

    грабят и убивают. Подчеркивалась необходимость профилактики каждого

    негативного явления и медико-психолого-педагогической реабилитации

    несовершеннолетних. Именно в профилактике асоциального поведения

    несовершеннолетних особое значение приобретают специфические

    психологические знания, на основе которых исследуется природа

    отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические

    меры по предупреждению асоциальных проявлений.

    Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной

    линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается

    знаменитый возраст тинейджеров. Отечественные ученые начало подросткового

    возраста также относили к 12-ти годам, современные источники – к десяти.

    Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению».

    Г.А.Цукерман пишет, что «граница, разделяющая младший школьный и

    подростковый возраст, должна быть размытой, не укладывающейся в точную

    цифру». Т.В.Драгунова подчеркивает, что «границы подросткового возраста

    примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах современной школы».

    Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15

    лет.

    Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают

    подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и

    признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-

    концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению.

    Л.И.Божович подчеркивает, что стремление к новому, взрослому положению,

    выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего

    развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы

    самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают

    относиться к подростку как к ребенку.[30]

    Многие исследователи пришли к выводу, что подростковый возраст

    является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в

    самовоспитании и ведется активная работа над собой. Это возраст

    становления самостоятельности, формирования чувства собственного

    достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении

    подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями

    есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной

    стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не

    может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует

    внешней независимостью и развязностью в поведении.

    Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все

    сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой

    культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и

    утверждения своего уникального и неповторимого «Я».

    Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму

    концепции психического развития ребенка, разработанной Д.Б.Элькониным,

    позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качественным

    отставанием индивида в освоении социального опыта действий и отношений:

    либо зацикливание «на игре ради игры», «учебе ради учебы», либо

    существенный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-

    профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельности,

    реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожиданиям

    социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.

    М.Ю.Кондратьев считает «искривлением» деятельностной линии онтогенеза

    недостаточную обученность подростка, его психическую неподготовленность к

    соответствующему возрастным нормам, привычному для данного социума способу

    взаимодействия с окружающей действительностью. Однако это один из аспектов

    отклоняющегося поведения, понимание механизмов которого может быть

    осуществлено с позиций психологической концепции развития личности.

    Так, А.В.Петровский в концепции персонализации личности рассматривает

    потребность индивида быть «идеально представленной» в сознании значимых

    других людей личностью, причем теми своими особенностями, которые он сам

    ценит в себе. Однако потребность быть личностью (стремление подчеркнуть

    свою индивидуальность, неповторимость) может быть удовлетворена лишь при

    наличии способности быть личностью. Разрыв между этой потребностью и

    способностью может привести к серьезным нарушениям процесса личностного

    развития, качественно искривить линию личностного роста. В подростковом

    возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и

    интеграция подростка в группу сверстников.[31]

    Индивидуализация подростка может проявляться в форме самоутверждения,

    которое имеет положительное влияние на процесс и результаты общественной и

    учебной деятельности, если его мотивом является стремление к лидерству и

    престижности. В то же время, согласно мнению Д.И.Фельдштейна,

    самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от

    подвига до правонарушения.

    Кондратьев М. Ю. выделяет ведущий мотив подростка: «Чем бы ни

    выделиться, лишь бы выделиться», «запечатлеться в другом мире», что может

    провоцировать отклоняющееся поведение. Филонов Л. Б. считает источником

    девиантного поведения подростка «поиск пределов допустимого».[32] Это

    может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать

    честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с

    окружающими. Овчинский В. С. обратил внимание на то, что несовершеннолетние

    правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно

    развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Таким образом,

    стремление к новизне, оригинальности поведения, лидерству и престижности,

    желание бороться, достигать являются типичными чертами подростка.

    Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям,

    приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного,

    рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения

    самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая

    поисковую активность подростка и стремление к расширению границ

    индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть

    следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса

    идентичности.

    А.Е.Личко подчеркивает важность для подростка складывающейся «системы

    отношений» со сверстниками, общение со сверстниками выделяется в качестве

    ведущей деятельности этого периода; потребность подростков в общении, в

    аффилиации, изучении межличностного взаимодействия становится основным

    фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные

    подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные

    на удовлетворение потребности в получении новой информации, новых

    переживаний, расширении своего опыта.

    Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка

    оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в

    классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно,

    что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности,

    раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия

    учителей, у которых отсутствуют элементарные знания о причинах и формах

    проявления педагогической запущенности. М.Ю.Кондратьев подчеркивает, что

    низкий статус школьника в классе, невозможность индивидуализироваться, а

    затем интегрироваться в классе, неудовлетворенная потребность

    самоутвердиться в рамках школы ведут к тому, что подросток начинает

    активный поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные

    неудачи.

    Подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости,

    тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других академических или

    неформальных группах. Отмечается, у современных подростков из неформальных

    групп потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой

    группы потребностей переживается как «пустота», «скука», «тоска»,

    «проскальзывание жизни». Причем, неформальная субкультура не есть нечто

    особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной

    подростковой «уличной» субкультуры, являясь и группой социальной

    инициативы, и клубом по интересам, фан-клубом, карнавально-демонстративным

    движением хиппи и панков, и подростковой бандой.

    У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые

    складываются стихийно, как правило, на почве нездоровых интересов, часто

    представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка,

    формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам

    поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков,

    алкоголизация. Членство в подростковых группах, «кодекс чести» которых

    опирается на доминирование групповых норм над общечеловеческими,

    становится залогом девиантного поведения подростка. Механизм его таков:

    формы предпреступного поведения закрепляются в поведенческие стереотипы,

    формируется асоциальный стиль поведения, который может перерасти в

    устойчивый антисоциальный. Принадлежность к девиантной группе дает

    подростку новые способы самоутверждения, позволяет максимизировать свое «Я»

    уже не за счет социально-положительных, в которых он оказался банкротом, а

    за счет социально-отрицательных черт и действий.

    Негативные последствия для личностного становления подростка

    наблюдаются в рамках замкнутого круга общения, закрытого воспитательного

    учреждения, т.к. сужение социального поля активности противоречит как

    общеличностным, так и специфически возрастным потребностям подростка.

    Ученые единодушно отмечают огромное влияние на формирование

    отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений.

    Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.