Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков
Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков
Введение
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы,
принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет.
Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или
девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является
одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда
было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не
хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые
девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и
нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью
социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное
количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных
обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний
уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от
другого. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в
центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное
явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось
подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и
их носителей.
Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент
социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования
и контроля.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,
традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в
быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным
мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и
межличностных отношений.
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной
проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы
проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены
наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового
созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе
подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается
избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния
акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.
Согласно цели дипломной работы были поставлены задачи:
1. Отразить проблему девиантного поведения. Рассмотреть девиантное
поведение в историческом аспекте. Ознакомится с подходами, типологией,
структурой девиантного поведения.
2. Понять акцентуации характера, как фактор девиантного поведения
подростков. Дать определение «акцентуации характера», рассмотреть
существующие типы.
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления влияния
акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростка.
Для достижения цели эмпирического исследования были сформулированы
следующие гипотезы.
Гипотеза 1: акцентуации характера влияют на формирование девиантного
поведения подростка.
Гипотеза 2: высокая встречаемость девиантного поведения наблюдается
среди подростков с эпилептоидным и лабильным типами акцентуаций характера.
Данная дипломная работа содержит введение, три главы, заключение,
список литературы и приложения. В первой главе рассмотрена проблема
девиантного поведения. Дана характеристика понятию «девиантность»,
определены структура, типы и причины девиантного поведения. Во второй
главе дано определение «акцентуированной личности» рассмотрены виды
акцентуаций. Определены психосоциальные особенности развития в подростковом
возрасте. В третьей главе проведено эмпирическое исследование влияния
акцентуаций характера на девиантное поведение подростков. Для достижения
цели предложены следующие методики: патохарактерологический диагностический
опросник А.Е.Личко (ПДО), метод анкетного опроса, метод экспертной оценки.
1. Проблема девиантного поведения
1.1. Развитие представлений о девиантном поведении
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к
проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется
в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе,
педагогике.[1]
Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. Еще Платон, пытаясь
объяснить разнообразие в поведении людей.
Революционные изменения жизненного уклада общества на протяжении
последних веков дали большой процент трудновоспитуемых детей. Эти категории
объединялись под общим названием «дефективные», которое с внешней стороны
казалось вполне законным: каждый дефективный - трудновоспитуем, а каждый
трудновоспитуемый оттого и труден, что имеет тот или иной дефект. Однако
трудновоспитуемость не всегда означает дефективность.
Современные исследователи применительно к несовершеннолетним с
различного рода отклонениями в развитии, откладывающими своеобразный
отпечаток на поведение, используют термины: «трудные дети», «трудный
подросток», к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном
развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой
сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от
того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое
состояние; «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной
заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере».
Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую,
клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных
понятий нет; порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те
или иные отклонения в поведении. Считается правомерным употребление
терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное,
преступное поведение.
Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в
России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение»,
который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся
поведение».
Зарубежные исследователи, Дюркгейм, Клагес, Мертон, Смелзер, Шибутани,
Шуэсслер и др., определяют девиантность соответствием или несоответствием
социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение,
не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
В отечественной литературе под девиантным поведением понимается:
1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально
установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь
то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой
деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам.
В первом значении девиантное поведение является преимущественно
предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором
значении – предметом социологии и социальной психологии.
Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими
негативными проявлениями, олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении,
симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с
правовыми нормами, возникла даже тенденция считать его «ненормальным».
Поэтому, следует подчеркнуть точку зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева
о том, что девиации как флуктуации в неживой природе, мутации в живой
природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно,
жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование
социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в
которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения,
отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению
индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в
психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их
поведении является условием совершенствования общества, осуществления
социального развития.[2]
Следует отметить точку зрения В.А. Петровского, Э. Фромма о том, что в
нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого «Я». При
этом девиации должны носить социально-творческий характер: различные виды
научно-технического и художественного творчества. Социально-негативный
характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако
именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес
исследователей и чаще рассматривается в социально-психологической
литературе.
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой
и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не
опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый
человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной
жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую
норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон
поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в
разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы,
система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно
применимы к конкретным социальным объектам.[3]
Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных
значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При
этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в
оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный
специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь
в сравнении с этим трендом. Таким образом, функциональная (индивидуальная)
норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких
свойств, присущих большинству людей, событий.[4]
Статистическая норма, как самая большая частота появления определенного
показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство
людей относится к нормальным людям. Имеющиеся возможные отклонения от этой
«среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления
особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия
индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая
норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации,
дальнейшего психологического развития личности.
И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации
считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором
«норма» представляет собой:
1. что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы;
2. что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.
Нормативность поведения личности может быть определена в соответствии
с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными
особенностями конкретного района, региона. М.М.Семаго отмечает, что в
настоящее время таких СПН просто нет. Следует отметить, что время
существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже
годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой
процесс»). Сложность анализа связана с недостаточностью информации о
психологической норме в современной ситуации развития общества,
характеризующейся распространением норм криминальной.
Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения,
следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время
нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма
(адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью
индивида.[5]
Однако гармоничная норма не отражает устойчивых различий психологии людей
разного возраста, наиболее существенных и ценных сторон их
жизнедеятельности. Следовательно, должны существовать еще и возрастные ее
варианты, учитывающие особенности времени и места проживания индивида,
служащие ориентирами при разграничении нормы и девиации. В процессе оценки
возрастной поведенческой нормы В.Д.Менделевич предлагает анализировать
различные стили деятельности, которым должен соответствовать человек
определенного возраста: коммуникативный стиль; волевые характеристики;
интеллектуальные, эмоциональные и психомоторные особенности; стиль устной
и письменной речи. Но четких возрастных особенностей предлагаемых критериев
он не приводит, т.к. они могут быть выделены лишь в соответствии с
определенным подходом к норме и девиации.
1.2. Подходы к пониманию нормы и девиантного поведения
В психологию из медицины пришел нозоцентрический (психиатрический)
подход, рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов
болезни, психопатологии.[6] Норма при этом - это отсутствие патологии, а
отклоняющееся поведение подразумевает наличие явной или скрытой
психопатологии. В рамках психиатрического подхода девиантные формы
поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности
личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств
и заболеваний.[7]
Следует рассмотреть различные нозоцентрические подходы к оценке
поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках ориентируются на
«норму-точку» (например, нормальная температура тела человека - 36,70С), то
в социальных науках «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах
которой система не переходит на патологический уровень». Я.И. Гилинский
социальную норму определяет как «исторически сложившийся в конкретном
обществе предел, меру…допустимого поведения».
В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить
поведение, опасное для общества и окружающих людей.
Этнокультуральный подход рассматривает девиации сквозь призму традиций
определенного сообщества людей: девиантом считается тот, чье поведение
отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет
поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым
этнокультуральным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в
культуре, потребность в оперировании понятием «девиация» возникает при
сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие асоциальные
явления начинают восприниматься как «новая» норма.[8]
Девиантным поведением в рамках гендерного подхода может считаться
гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение
сексуальных ориентаций.
Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций
базируется на представлении о существовании профессиональных и
корпоративных стилей поведения и традиций. Профессиональная норма - это
технический стандарт, свод правил для медиков, объединенных «клятвой
Гиппократа», модель поведения типичного представителя определенной
профессии. Их нарушение расценивается как девиация.
Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее
возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации,
ретардации, гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего
типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет
нам рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее
отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового
типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка,
ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и
ребенка-дезорганизатора (как «трудного, так и одаренного). Подросток с
девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор.[9]
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с
внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности,
блокированием личностного роста и деградацией личности.
Феноменологическая (личностная) парадигма позволяет отметить, что в
практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с
непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык
«девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые
постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство
использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением
алкоголя, табака, драками.
Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и
личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое
взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые
отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|