МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

    Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

    Введение

    В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы,

    принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет.

    Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или

    девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является

    одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда

    было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не

    хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые

    девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и

    нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

    Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью

    социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное

    количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных

    обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний

    уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от

    другого. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,

    приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в

    центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников

    правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.

    Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное

    явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось

    подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и

    их носителей.

    Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент

    социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования

    и контроля.

    Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах,

    традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в

    быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным

    мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и

    межличностных отношений.

    Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной

    проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы

    проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены

    наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового

    созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе

    подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.

    Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых

    отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается

    избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных

    воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

    Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния

    акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.

    Согласно цели дипломной работы были поставлены задачи:

    1. Отразить проблему девиантного поведения. Рассмотреть девиантное

    поведение в историческом аспекте. Ознакомится с подходами, типологией,

    структурой девиантного поведения.

    2. Понять акцентуации характера, как фактор девиантного поведения

    подростков. Дать определение «акцентуации характера», рассмотреть

    существующие типы.

    3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления влияния

    акцентуации характера на формирование девиантного поведения подростка.

    Для достижения цели эмпирического исследования были сформулированы

    следующие гипотезы.

    Гипотеза 1: акцентуации характера влияют на формирование девиантного

    поведения подростка.

    Гипотеза 2: высокая встречаемость девиантного поведения наблюдается

    среди подростков с эпилептоидным и лабильным типами акцентуаций характера.

    Данная дипломная работа содержит введение, три главы, заключение,

    список литературы и приложения. В первой главе рассмотрена проблема

    девиантного поведения. Дана характеристика понятию «девиантность»,

    определены структура, типы и причины девиантного поведения. Во второй

    главе дано определение «акцентуированной личности» рассмотрены виды

    акцентуаций. Определены психосоциальные особенности развития в подростковом

    возрасте. В третьей главе проведено эмпирическое исследование влияния

    акцентуаций характера на девиантное поведение подростков. Для достижения

    цели предложены следующие методики: патохарактерологический диагностический

    опросник А.Е.Личко (ПДО), метод анкетного опроса, метод экспертной оценки.

    1. Проблема девиантного поведения

    1.1. Развитие представлений о девиантном поведении

    В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к

    проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется

    в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе,

    педагогике.[1]

    Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. Еще Платон, пытаясь

    объяснить разнообразие в поведении людей.

    Революционные изменения жизненного уклада общества на протяжении

    последних веков дали большой процент трудновоспитуемых детей. Эти категории

    объединялись под общим названием «дефективные», которое с внешней стороны

    казалось вполне законным: каждый дефективный - трудновоспитуем, а каждый

    трудновоспитуемый оттого и труден, что имеет тот или иной дефект. Однако

    трудновоспитуемость не всегда означает дефективность.

    Современные исследователи применительно к несовершеннолетним с

    различного рода отклонениями в развитии, откладывающими своеобразный

    отпечаток на поведение, используют термины: «трудные дети», «трудный

    подросток», к категории которых относят детей с отклонениями в нравственном

    развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой

    сфере, отклонениями в поведении; «аномальные дети», имеющие отклонения от

    того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое

    состояние; «дезадаптированные дети»; «дети, нуждающиеся в специальной

    заботе»; дети «группы риска»; «ребенок с нарушениями в аффективной сфере».

    Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую,

    клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных

    понятий нет; порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те

    или иные отклонения в поведении. Считается правомерным употребление

    терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное,

    преступное поведение.

    Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в

    России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение»,

    который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся

    поведение».

    Зарубежные исследователи, Дюркгейм, Клагес, Мертон, Смелзер, Шибутани,

    Шуэсслер и др., определяют девиантность соответствием или несоответствием

    социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение,

    не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

    В отечественной литературе под девиантным поведением понимается:

    1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально

    установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь

    то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

    2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой

    деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически

    сложившимся в данном обществе нормам.

    В первом значении девиантное поведение является преимущественно

    предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором

    значении – предметом социологии и социальной психологии.

    Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими

    негативными проявлениями, олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении,

    симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с

    правовыми нормами, возникла даже тенденция считать его «ненормальным».

    Поэтому, следует подчеркнуть точку зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева

    о том, что девиации как флуктуации в неживой природе, мутации в живой

    природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно,

    жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование

    социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в

    которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения,

    отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению

    индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в

    психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их

    поведении является условием совершенствования общества, осуществления

    социального развития.[2]

    Следует отметить точку зрения В.А. Петровского, Э. Фромма о том, что в

    нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого «Я». При

    этом девиации должны носить социально-творческий характер: различные виды

    научно-технического и художественного творчества. Социально-негативный

    характер девиаций деструктивен как для личности, так и для общества. Однако

    именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес

    исследователей и чаще рассматривается в социально-психологической

    литературе.

    В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой

    и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не

    опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый

    человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной

    жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую

    норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон

    поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в

    разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы,

    система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно

    применимы к конкретным социальным объектам.[3]

    Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных

    значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При

    этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в

    оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный

    специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь

    в сравнении с этим трендом. Таким образом, функциональная (индивидуальная)

    норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких

    свойств, присущих большинству людей, событий.[4]

    Статистическая норма, как самая большая частота появления определенного

    показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство

    людей относится к нормальным людям. Имеющиеся возможные отклонения от этой

    «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления

    особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия

    индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая

    норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации,

    дальнейшего психологического развития личности.

    И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации

    считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором

    «норма» представляет собой:

    1. что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы;

    2. что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.

    Нормативность поведения личности может быть определена в соответствии

    с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными

    особенностями конкретного района, региона. М.М.Семаго отмечает, что в

    настоящее время таких СПН просто нет. Следует отметить, что время

    существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже

    годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой

    процесс»). Сложность анализа связана с недостаточностью информации о

    психологической норме в современной ситуации развития общества,

    характеризующейся распространением норм криминальной.

    Итак, норму в психологии можно рассматривать как эталон поведения,

    следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время

    нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма

    (адаптивность и самоактуализация) должна сочетаться с креативностью

    индивида.[5]

    Однако гармоничная норма не отражает устойчивых различий психологии людей

    разного возраста, наиболее существенных и ценных сторон их

    жизнедеятельности. Следовательно, должны существовать еще и возрастные ее

    варианты, учитывающие особенности времени и места проживания индивида,

    служащие ориентирами при разграничении нормы и девиации. В процессе оценки

    возрастной поведенческой нормы В.Д.Менделевич предлагает анализировать

    различные стили деятельности, которым должен соответствовать человек

    определенного возраста: коммуникативный стиль; волевые характеристики;

    интеллектуальные, эмоциональные и психомоторные особенности; стиль устной

    и письменной речи. Но четких возрастных особенностей предлагаемых критериев

    он не приводит, т.к. они могут быть выделены лишь в соответствии с

    определенным подходом к норме и девиации.

    1.2. Подходы к пониманию нормы и девиантного поведения

    В психологию из медицины пришел нозоцентрический (психиатрический)

    подход, рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов

    болезни, психопатологии.[6] Норма при этом - это отсутствие патологии, а

    отклоняющееся поведение подразумевает наличие явной или скрытой

    психопатологии. В рамках психиатрического подхода девиантные формы

    поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности

    личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств

    и заболеваний.[7]

    Следует рассмотреть различные нозоцентрические подходы к оценке

    поведенческой нормы и девиации. Если в естественных науках ориентируются на

    «норму-точку» (например, нормальная температура тела человека - 36,70С), то

    в социальных науках «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах

    которой система не переходит на патологический уровень». Я.И. Гилинский

    социальную норму определяет как «исторически сложившийся в конкретном

    обществе предел, меру…допустимого поведения».

    В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить

    поведение, опасное для общества и окружающих людей.

    Этнокультуральный подход рассматривает девиации сквозь призму традиций

    определенного сообщества людей: девиантом считается тот, чье поведение

    отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет

    поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым

    этнокультуральным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в

    культуре, потребность в оперировании понятием «девиация» возникает при

    сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие асоциальные

    явления начинают восприниматься как «новая» норма.[8]

    Девиантным поведением в рамках гендерного подхода может считаться

    гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение

    сексуальных ориентаций.

    Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций

    базируется на представлении о существовании профессиональных и

    корпоративных стилей поведения и традиций. Профессиональная норма - это

    технический стандарт, свод правил для медиков, объединенных «клятвой

    Гиппократа», модель поведения типичного представителя определенной

    профессии. Их нарушение расценивается как девиация.

    Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее

    возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации,

    ретардации, гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего

    типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет

    нам рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее

    отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового

    типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка,

    ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и

    ребенка-дезорганизатора (как «трудного, так и одаренного). Подросток с

    девиантным поведением - это, как правило, ребенок-дезорганизатор.[9]

    Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с

    внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности,

    блокированием личностного роста и деградацией личности.

    Феноменологическая (личностная) парадигма позволяет отметить, что в

    практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с

    непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык

    «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые

    постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство

    использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением

    алкоголя, табака, драками.

    Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и

    личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое

    взрослыми как отклоняющееся, «нормальными» игровыми ситуациями, которые

    отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.