МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы предпринимательства

    лицензионный платеж. При заключении подобного соглашения необходимо

    иметь в виду, что:

    1. Могут передаваться все права или вся технология лицензиара. Здесь

    также могут быть варианты:

    - лицензиар полностью владеет данным правом, технологией или патен-

    том;

    - лицензиар не полностью владеет новой технологией: часть узлов, де-

    талей, разработок осуществляют смежники; в этом случае лицензиар

    должен заключить соглашение с субподрядчиками, поставщиками о по-

    лучении лицензии, и только тогда он может заключить договор на

    полные права или полную технологию с лицензиатом.

    2. Лицензиар заключил договор только на основную часть нового техно-

    логического процесса, а по методам подготовки, доводки лицензиат заклю-

    чил соглашения с поставщиками лицензиара.

    Особо важным моментом является защита незапатентованных проектов. В

    этом случае лицензиар должен использовать следующие методы:

    1. При заключении договора раскрывается только часть проекта, кото-

    рая могла бы заинтересовать партнера.

    2. Можно потребовать от лицензиата заключения предварительного дого-

    вора о неразглашении коммерческой тайны и определить меру ответс-

    твенности.

    3. Если лицензиат согласен на заключение лицензионного договора, но

    требует предварительно ознакомиться с документами, то в этом слу-

    чае необходимо брать плату. Размер платы должен быть таким, чтобы

    у лицензиата не было интереса отказаться от договора; при сог-

    лашении плата включается в сумму договора.

    Концессия - эта форма сотрудничества, как правило, выражается во

    взаимоотношениях иностранного предпринимателя и государственного или му-

    ниципального органа об аренде хозяйственных объектов, находящихся в мо-

    нопольной собственности этого органа. Объектами концессии, как правило,

    являются прииски, леса, реки, озера, заводы и т.п. Обычно концессия -

    это долгосрочная аренда с целью интенсивного или эффективного использо-

    вания ресурсов при помощи иностранного партнера. Выгода иностранного

    предпринимателя от такого сотрудничества ясна: коммерческая прибыль. Го-

    сударственные и муниципальные же органы, как правило, преследуют две це-

    ли:

    1. Освоение, организация соответствующих форм производства при от-

    сутствии аналогичных отечественных технологий.

    2. Сокращение издержек за счет использования иностранных технологий

    и получение прибыли.

    Отношения между сторонами в концессии устанавливаются договором кон-

    цессии.

    И, наконец, последние рассматриваемые формы предпринимательского

    сотрудничества в производственной сфере - управление по контракту и под-

    рядное производство. В первом случае один предприниматель передает дру-

    гому патент в области управления и организации производства. Во втором

    случае один предприниматель заключает договор с другим на предмет произ-

    водства товара, деталей, работ или же заключает договор с поставщиками

    первой стороны (при этом с поставщиками расплачивается первая сторона).

    Формы сотрудничества в коммерческой деятельности и торговле.

    Одной из наиболее ранних форм сотрудничества в этой сфере является

    бартер (кстати, почему не самой ранней - сам не знаю, фраза дословно ци-

    тируется по Мухаровскому). Бартер - это сделка между предпринимателями,

    при которой предполагается обмен товарами между сторонами без опосредо-

    вания его деньгами. При составлении бартерного контракта прежде всего

    следует обратить внимание на три момента:

    1. Необходимо указать, какие именно конкретные товары с конкретными

    характеристиками будут поставляться.

    2. Следует указать точное количество товара при разовой сделке, либо

    пропорции при долгосрочном договоре.

    3. Указываются сроки выполнения поставок и санкции за их нарушение.

    В случае обычной бартерной сделки подписывается только один контракт.

    Разновидностью бартера является встречная поставка. Она заключается

    не одним, а двумя договорами. Если предприниматель не может реализовать

    свой товар по обычной (вернее, выгодной для него - прим. редактора) це-

    не, но знает о другом предпринимателе, которому нужен этот товар, но он,

    в свою очередь, не может заплатить деньгами, однако налаживает производ-

    ство товара, необходимого первому предпринимателю, то сначала заключает-

    ся соглашение о поставках одного товара, а по истечении 6 месяцев, когда

    начинается производство второго товара, заключается встречная сделка.

    Подобная сделка заключается не только из-за проблем с реализацией

    своего товара, но и с целью забронировать на рынке нужный для предприни-

    мателя товар, а также получить гарантию сбыта по своему товару.

    Оффсетная сделка является разновидностью уже встречной поставки -

    это обмен товарами и услугами, а также получение возможности вложить

    свой капитал в выгодное дело взамен за определенные услуги.

    Одной из форм коммерческого сотрудничества является коммерческая

    трангуляция, широко используемая в коммерческой деятельности многих ком-

    паний. Суть этой сделки заключается в том, что первый предприниматель

    поставляет товар второму предпринимателю, который не производит нужный

    для первого предпринимателя товар, но в товаре второго предпринимателя

    заинтересован третий предприниматель, производящий искомый, нужный для

    первого товар. Таким образом, заключается тройная сделка.

    Формы финансового сотрудничества.

    В данной теме будут рассмотрены лишь некоторые из форм финансового

    сотрудничества. В целом выделяют следующие формы:

    1. Сотрудничество в финансово-кредитной сфере (изучается в курсе

    "Финансы и кредит").

    2. Сотрудничество на фондовом рынке (изучается в курсе "Рынок ценных

    бумаг").

    3. Факторинг.

    4. Коммерческий трансферт.

    Сущность факторинга заключается в том, что если фирма производит то-

    вары, то у нее обязательно имеются долговые обязательства получателей

    товара - дебиторская задолженность. Чтобы не ждать возврата денег по за-

    долженности и в целях освобождения от затрат по ведению счетов дебиторов

    данные обязательства могут быть проданы факторинг-фирме. Факторинг - это

    купля-продажа долговых обязательств покупателей, которая осуществляется

    между поставщиком товара и факторинг-фирмой.

    В факторинговой сделке принимают участие три стороны:

    1. Факторинг-фирма - специализированное предприятие, приобретающее

    счета-фактуры, долговые обязательства.

    2. Клиент - поставщик товара, кредитор должника.

    3. Должник.

    Получив заказ от клиента, факторинг-фирма подготавливает предложе-

    ние. Прежде всего, она изучает клиента, в особенности его баланс за

    последние два-три года, технические и бухгалтерские отчеты, продукцию,

    ее конкурентоспособность, спрос, перспективы. Затем изучается должник.

    Особенно внимательно следует изучить активы и пассивы, возможности лик-

    видности. После этого заключается факторинговый договор. Факторинговые

    услуги оказываются в двух формах:

    1. Без финансирования. В этом случае клиент, передавший счета факто-

    ринг-фирме, получает сумму этих счетов при наступлении срока платежа.

    При этом факторинг-фирма получает комиссионные от клиента за ведение

    счетов должника и за риск, который фирма берет на себя (если договор

    факторинга заключен без права регресса). Размер комиссионных составляет

    в промышленно развитых странах порядка 1,5-3% от суммы счетов.

    2. С финансированием - факторинг-фирма сразу выплачивает клиенту

    70-80% суммы предоставленных счетов-фактур, то есть, предоставляет кре-

    дит. Остальные 20-30% выплачиваются клиенту по окончательной оплате дол-

    жником своих счетов-фактур. Эти 20-30% являются для факторинг-фирмы га-

    рантом в случае недопоставок товара клиентом или возврата потребителем

    некачественных продуктов. При этом факторинг-фирма получает:

    1. Комиссионные.

    2. Процент за авансированный капитал (за кредит) - в промышлен-

    но-развитых странах обычно на 1-2% ставки коммерческого кредита.

    Процент начисляется с момента выдачи аванса до дня его погашения.

    При этом факторинг-фирма подсчитывает доходы ежемесячно; она постоянно

    ведет учет погашенных и непогашенных счетов-фактур. На непогашенные фак-

    туры необходимо выписывать счет т направлять его клиенту, чтобы он знал,

    сколько осталось непогашенного кредита.

    Какие выгоды и возможности дает факторинг предпринимателю?

    1. Возможность превратить дебиторскую задолженность в ликвидные ре-

    сурсы.

    2. Предприниматель освобождается от риска возможных неплатежей.

    3. Экономия средств на ведении счетов должников и контроле.

    4. Факторинг-фирма всегда имеет наиболее свежую информацию, которую

    она предоставляет клиенту (on-line).

    Основу факторинга составляет договор о факторинге, заключаемый на

    два года. В договоре сразу же указывается, что должник будет иметь дело

    с факторинг-фирмой, а не с ее клиентом.

    Наконец, коммерческий трансферт получил распространение у фирм, за-

    нимающихся внешнеэкономической деятельностью. Партнеры различных стран

    приобретают друг у друга капиталы в национальных валютах в определенных

    количествах по договорной цене. Так, российский предприниматель открыва-

    ет счет в банке США, а американский - в банке России. Эта форма сотруд-

    ничества используется сегодня в межбанковских связях при открытии кор-

    респондентских счетов.

    Таким образом, мы рассмотрели основные формы предпринимательского

    сотрудничества в производственной, коммерческой и финансовой сферах.

    ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Лекция N 10 Мухаровского Н.В.

    Предпринимательский риск: сущность, виды, контроль.

    Одной из черт предпринимательской деятельности является предпринима-

    тельский риск. В самом общем плане риск - угроза, опасность возможного

    ущерба в ходе предпринимательской деятельности. Риск заложен в самой су-

    ти предпринимательской деятельности.

    Во-первых, он обусловлен свободой предпринимателя, то есть, предпри-

    ниматель самостоятельно распоряжается средствами производства, выбирает

    сферу деятельности, но не всегда поступает правильно.

    Во-вторых, в рыночных условиях предприниматель постоянно конкурирует

    с другими предпринимателями, и нет гарантии, что он выйдет победителем,

    В третьих, риск усугубляется рядом иных факторов. Так, кризисное

    состояние экономики повышает риск выбора сферы производства, поскольку

    нет ориентира в прибыльности сфер.

    В четвертых, риск обусловлен также законодательством, то есть, в ус-

    ловиях противоречия законодательству риск повышается.

    В этой связи возникает вопрос об определении предпринимательского

    риска. Предпринимательский риск - риск, возникающий в любых видах дея-

    тельности предпринимателя. В абсолютном выражении риск может быть выра-

    жен в материально-вещественных показателях (потерях) или же в стоимост-

    ном выражении. В относительном выражении риск может быть определен как

    отношение суммы возможных потерь к стоимости основных и оборотных фон-

    дов. Основными видами потерь являются:

    1. Материальные потери - незапланированные материальные расходы,

    прямая потеря в стоимостном и физическом выражениях.

    2. Трудовые потери, которые выражаются в потерях рабочего времени в

    результате непредвиденных обстоятельств (выражаются в челове-

    ко-часах, человеко-днях и т.д., а также в стоимостном выражении -

    путем перемножения потерянного трудового времени на его стои-

    мость).

    3. Финансовые потери - имеют место при прямых денежных потерях в ре-

    зультате перерасходов денег, незапланированных выплат, обесцени-

    вания ценных бумаг, хищения. Кроме того, финансовые потери имеют

    место при недополучении денежных средств из тех источников, кото-

    рые были запланированы. Особые виды потерь появляются при инфля-

    ции, изменении валютных курсов, дополнительных изъятиях в бюджет

    вследствие изменения налоговой системы.

    4. Потери времени функционирования реального капитала - замедление

    оборота капитала в силу различных причин.

    5. Специальные потери - проявляются в нанесении ущерба здоровью сот-

    рудников, нанесении ущерба окружающей среде, имиджу фирмы. Стои-

    мость таких потерь трудно или невозможно определить.

    Факторами потерь являются:

    - общеэкономические;

    - конкретно предпринимательские.

    К общеэкономическим факторам относятся:

    - политические, которые в целом ухудшают условия предпринимательства;

    - стихийные бедствия;

    - нестабильность экономических партнерских связей;

    - затруднения в выборе сферы предпринимательской деятельности;

    - рост ограниченности ресурсов.

    Предпринимательские факторы связаны с конкретной предпринимательской

    деятельностью. Такими факторами могут быть:

    - снижение объема производства и реализации продукции;

    - снижение цен реализации;

    - повышение закупочных цен ресурсов;

    - перерасход сырья и материалов;

    - перерасход фонда заработной платы (в результате незапланированного

    увеличения объема привлечения труда или в результате появления не-

    обходимости привлечения более квалифицированных, а значит и более

    высокооплачиваемых работников).

    В финансовой сфере потери связаны с неплатежами по кредитам, резким

    падением курсов ценных бумаг, просчетами на фондовых рынках и т.д.

    Важнейшим условием снижения и предупреждения предпринимательского

    риска является разработка эффективной системы управления риском. Прежде

    всего, необходимо знать величину возможного риска. В этой связи выделяют

    уровни предпринимательского риска и зоны действия (или зоны риска). Зоны

    делятся на:

    1. Зону допустимого риска. В зоне допустимого риска предприниматель

    возмещает издержки и получает среднюю прибыль. Это обычный пред-

    принимательский риск.

    2. Зона критического риска. В этой зоне предприниматель возмещает

    только издержки производства.

    3. Зона катастрофического риска. Здесь предприниматель не только не

    возмещает издержки, но и находится в состоянии банкротства.

    Центральный момент предпринимательской деятельности - это расчет

    возможного риска. Здравомыслящий предприниматель не допустит фирму во

    вторую и, тем более, в третью зоны. При расчете риска используются раз-

    личные методы с целью получения средневзвешенных данных:

    1. Статистический метод - комплексный анализ системы показателей

    фирмы за определенный отрезок времени, сопоставление их и расчет

    риска.

    2. Экспертный метод - использование внешних экспертов для анализа

    состояния дел фирмы и расчета риска.

    3. Расчетно-аналитический - предполагает анализ показателей фирмы на

    основе научно разработанных концепций.

    На фирмах имеются менеджеры, занимающиеся вопросами управления рис-

    ком. Процесс управления риском включает в себя шесть шагов:

    1. Определение цели - от чего оберегать фирму, какую цель ставить

    (сохранение рынка, прибыли, самой фирмы).

    2. Выяснение риска - какие процессы, явления: факторы угрожают ей

    или ее направлению деятельности.

    3. Оценка риска - при приближении риска необходимо точно оценить,

    какой уровень риска наступит за наступлением факторов, определяю-

    щих риск.

    4. Выбор методов управления риском, как то:

    - игнорирование риска;

    - предупреждение риска - разработка системы мер, сводящих риск к

    минимуму;

    - страхование риска - покупка страхового полиса, хеджирование

    риска;

    - поглощение риска - за счет части оборотных средств создается

    фонд риска (но только тогда, когда страхуется небольшая часть

    имущества по отношению к основному и оборотному капиталу).

    5. Определение одного из методов управления, чаще всего сочетание

    ряда методов.

    6. Оценка результатов. Большие фирмы ведут систематический учет и

    прогноз рисков.

    Особое место в снижении предпринимательского риска занимает система

    мер по защите служебной или коммерческой тайны. Небрежное отношение к

    служебной тайне зачастую дает более ощутимые потери, нежели аналитичес-

    кий уровень риска.

    Коммерческая тайна представляет собой недоступную третьим лицам ин-

    формацию, благодаря которой фирма получает определенные преимущества пе-

    ред конкурентами. Та или иная информация является служебной или коммер-

    ческой тайной только тогда, когда она имеет действительную или потенци-

    альную силу в результате неизвестности третьим лицам. Только в этом слу-

    чае она снижает предпринимательский риск. В этой связи каждый предприни-

    матель разрабатывает меры по:

    а) предотвращению кражи информации;

    б) предотвращению разглашения коммерческой тайны.

    Защита коммерческой тайны состоит из следующих этапов:

    1. Комплексный анализ сведений, составляющих коммерческую тайну.

    2. Составления перечня информации, составляющей коммерческую тайну.

    3. Определение места дислокации коммерческой тайны.

    4. Выделение места хранения и путей защиты тайны.

    Разработка защиты коммерческой тайны осуществляется в зависимости от

    возможности утечки коммерческой тайны. Существуют два комплекса видов

    утечки:

    1. Психологические:

    - шантаж и вымогательство работников;

    - беседы с работниками с целью возможного найма без намерения на-

    нимать;

    - беседы с рабочими и специалистами на симпозиумах, презентациях

    и т.п.

    - подкуп работников.

    2. Система мер промышленного шпионажа:

    - сбор опубликованной информации (успешно применяется японцами);

    - изучение продукции фирмы;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.