МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы предпринимательства

    Основы предпринимательства

    ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Лекция N 1 Мухаровского Н.В.

    Концепции и сущность предпринимательства

    Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной де-

    ятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был

    Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он пер-

    вый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения ры-

    ночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекуля-

    тивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их

    хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

    Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал

    предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из

    области с более низкой в область с более высокой производительностью и

    результативностью". Адам Смит считал предпринимателем человека, который

    использует капитал собственника для извлечения дохода.

    В конце XIX века произошло разделение понятий "предприниматель" и

    "собственник на капитал". В этот период большой вклад в развитие теории

    предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе "Теория экономи-

    ческого развития" он рассмотрел экономическую систему не как пассивный

    процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую

    систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов произ-

    водства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие

    "осуществление новых комбинаций" Шумпетер вкладывает следующие элементы:

    1. Создание новых благ или новых их качеств.

    2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся техноло-

    гий, но новым образом.

    3. Освоение новых рынков.

    4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники мог-

    ли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс произ-

    водства.

    5. Осуществление соответственной реорганизации производства.

    Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и

    Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого

    предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проана-

    лизировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же

    вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных

    трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

    - умение организовать и управлять производством;

    - инициативная, новаторская деятельность;

    - рисковая деятельность;

    Наиболее полное современное определение предпринимательства дают

    Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное опреде-

    ление предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизне-

    са". В целом, скомпонованное определение выглядит так:

    "Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность су-

    бъектов собственности, направленная на создание экономических и органи-

    зационных условий с целью производства материальных благ и услуг и полу-

    чения прибыли".

    Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

    1. Инициативная деятельность.

    2. Новаторская деятельность.

    3. Деятельность по организации и управлению производством.

    4. Рисковая деятельность.

    5. Получение предпринимательского дохода.

    В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отож-

    дествление понятий "бизнес" и "предпринимательство". Такое отождествле-

    ние с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной

    концепции между этими понятиями существует различие: "бизнес" - это сре-

    да предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предпри-

    ниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает решений.

    Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.

    Кто такие предприниматели? Первым предпринимателем считается Марко

    Поло, взявший в долг товары для реализации. В средние века предпринима-

    телями называли людей, которые устраивали парады, шествия, руководили

    общественными работами и государственными программами. В современном по-

    нятии дается следующее определение предпринимателя:

    "Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен,

    не боясь ответственности и риска, на инновационную, инициативную дея-

    тельность путем особого соединения факторов производства".

    Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель?

    1. Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандарт-

    ных ситуациях.

    2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с

    целью получения дохода.

    3. Оперативно оценивать все формы инноваций.

    4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять

    ответственность.

    Данные способность предпринимателя должны обеспечивать ему выполне-

    ние основных предпринимательских функций:

    1. Своевременное и правильное определение потребностей покупателей и

    их платежеспособности.

    2. Определение нужного типа товара, объема его производства, рынка и

    способа сбыта.

    3. Определение оптимальных потребностей в сырье, материалах, основ-

    ном и оборотном капитале и поиск лучших их источников.

    4. Определение и реализация оптимальной технологии производства,

    позволяющей минимизировать издержки и максимизировать прибыль.

    5. Определение оптимальной (для выполнения производственных функций)

    организационной структуры управления (ОСУ) фирмы.

    Согласно последним исследованиям на сегодняшний день в России могут

    квалифицировано заниматься предпринимательством всего лишь 6-8% населе-

    ния. Кому же не следует заниматься предпринимательством вообще? Тому,

    кто...

    - ...не верит в собственные силы;

    - ...не имеет соответствующей подготовки;

    - ...не способен на увлечение идеей предпринимательства;

    - ...не самолюбив;

    - ...с подозрительностью относится к людям и не терпит чужого мнения;

    - ...не утруждает себя аналитической деятельностью;

    - ...не любит учиться и не готов к самопожертвованию;

    - ...не склонен к риску, творчеству, конструированию.

    Таким образом, предпринимательство является экономической формой ре-

    ализации хозяйственной деятельности людей. Предпринимательство осуществ-

    ляется его субъектами. К субъектам предпринимательской деятельности се-

    годня относят следующие группы:

    I. Собственно предприниматели.

    С точки зрения субъекта предпринимательства они характеризуются раз-

    граничением собственности производства и всеобщей доступностью производ-

    ственной деятельности. Предприниматели осуществляют производство товаров

    и услуг и предлагают их на рынке, стремятся к прибыли и ведут конкурент-

    ную борьбу. Экономической основой является частная собственность на

    средства производства.

    II. Потребители.

    Они выступают как условие предпринимательской деятельности, посколь-

    ку только в результате потребления товаров и услуг создаются возможности

    и стимулы для новой предпринимательской деятельности. Основой предприни-

    мательского интереса потребителей является собственность на доход. Суть

    заключается в том, что потребители стремятся приобрести больше товаров и

    услуг на свой доход с максимальной его экономией. Так называемый потре-

    бительский бизнес характеризуется следующими чертами:

    1. Осуществляется всем населением, имеющим доход.

    2. Отражает заинтересованность всего населения в конечных результа-

    тах производства.

    3. Потребительский бизнес является уравнивающей на рынке и стимулиру-

    ющей силой предпринимательского бизнеса.

    III. Люди, работающие по контракту.

    Деловой интерес их реализуется непосредственно через саму фирму и

    удовлетворяется ее конечными результатами. Почему работник по контракту

    относится к субъектами предпринимательства?

    Во-первых, здесь присутствует объект сделки, то есть, рабочая сила,

    способности, умения, необходимые для предпринимательского дела. Во-вто-

    рых, заключая сделку (контракт по найму), обе стороны идут на предприни-

    мательский риск, так как первая сторона (работник) предоставляет свой

    ресурс, а вторая - капитал. В третьих, лицо, заключившее контракт по

    найму, является не только пассивным участником, но и непосредственно за-

    интересовано в результатах эффективности самой предпринимательской дея-

    тельности, поскольку зачастую владеет акциями данной фирмы. Экономичес-

    кой основой является личная собственность на рабочую силу.

    IV. Государство.

    Государство может выполнять различные функции в предпринимательском

    аспекте. Во-первых, оно может тормозить предпринимательство, если осу-

    ществляет неоправданную и противоречащую интересам предпринимательства

    фискальную политику. Во-вторых, оно может стимулировать предприниматель-

    ство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов и

    т.д. И, наконец, оно может просто оставаться нейтральным. Деятельность

    государства, как субъекта предпринимательства, осуществляется в двух ас-

    пектах:

    1 аспект - социально-экономический. Данный аспект реализуется в фор-

    ме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и переподго-

    товке кадров предпринимательства. Наиболее ярким примером в этом плане

    является создание "предпринимательских инкубаторов" - формы организации

    начинающего бизнеса. Такие предприниматели объединены в предоставленных

    им зданиях, обеспечиваются конторскими рабочими, им предоставляются ль-

    готные кредиты, осуществляется государственный заказ, а также устанавли-

    вается государственный контроль. Все меры направлены на то, чтобы ока-

    зать помощь в становлении предпринимательских фирм. Как правило, фирмы

    покидают "инкубатор" по мере стабилизации экономической и финансовой де-

    ятельности - через 4-5 лет.

    Государство также берет на себя функции создания инфраструктуры про-

    изводства: создание банковской системы, страховой и биржевой систем и

    т.д.

    2 аспект - непосредственное государственное предпринимательство (в

    некоторых странах государственным структурам запрещено заниматься предп-

    ринимательством). В каких формах оно реализуется?

    1. Создание системы государственных предприятий в отраслях, состав-

    ляющих часть государственной монополии.

    2. Долевое участие государства в предприятиях (обычно держатель кон-

    трольного пакета акций), которые осуществляют виды деятельности,

    имеющие общенациональное или стратегическое значение.

    3. Регулирование предпринимательской деятельности в той или иной

    форме.

    4. Реализация больших государственных программ по государственным

    заказам (существует монопсонный рынок в лице государства).

    5. Регулирование ставки процента.

    Особая роль принадлежит государству в регулировании денежных потоков

    и денежного обращения. Средством такого регулирования является установ-

    ление пределов обязательного резервирования, требований к коммерческим

    банкам.

    Одной из распространенных форм государственного предпринимательства

    является торговля казначейскими обязательствами. При первичном размеще-

    нии государственных ценных бумаг брокером является ФРС; здесь государст-

    во выступает в качестве изымателя средств. На вторичном же рынке проис-

    ходит перепродажа ГЦБ по различным ценам.

    Таким образом, к субъектам предпринимательской деятельности относят

    4 группы участников рынка: предпринимателей, потребителей, наемных ра-

    ботников и государство.

    ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    Лекция N 1 Мухаровского Н.В.

    Часть 2: товар, предпринимательство в России

    Объектом предпринимательской деятельности является производство то-

    варов, услуги или выполнение работ; все они в условиях рыночной экономи-

    ки приобретают форму товара. Таким образом, объектом предпринимательской

    деятельности является товар. Следует иметь в виду основные характеристи-

    ки товара:

    Товар - продукт труда, производимый для продажи; имеет потребитель-

    ную и товарную стоимость; в современных условиях по потребительной

    стоимости товары классифицируются, как:

    а) Товары с высокой потребительной стоимостью - товары первой необ-

    ходимости.

    б) Товары с низкой потребительной стоимостью - товары низкого качес-

    тва, не удовлетворяющие стандартам, предъявляемым потребителем.

    в) Товары с ограниченной потребительной стоимостью - предназначенные

    для определенных категорий потребителей.

    г) Товары с особой потребительной стоимостью - товары по заказу.

    Все товары имеют цену; цена является денежным выражением стоимости

    товара. С точки зрения потребительных свойств цена определяется как то

    количество денег, которое покупатель передает продавцу за право безгра-

    ничного владения и пользования товаром. В предпринимательской практике

    выделяется несколько видов цен:

    1) Стартовая цена. Обычно устанавливается на новые виды товаров, не-

    известные покупателю. Обычно бывает либо несколько завышена, либо

    занижена.

    2) Устоявшаяся цена - цена товара, который занял стабильное положе-

    ние на рынке.

    3) Монопольная цена - цена товара, поставляемого монопольным произ-

    водителем при отсутствии или ограничении конкуренции.

    4) Демпинговая цена - бросовая цена, устанавливаемая для ограничения

    доступа на свой рынок конкурентов или для вытеснения их с рынка,

    а также при распродажах с целью ухода с рынка.

    В современных условиях в промышленно развитых странах имеют место

    антидемпинговые процессы, то есть, осуществляется законодательная защита

    национальных товаров от импортных бросовых цен. В 1967 году международ-

    ной организацией ГАТТ (QATT) принято решение об утверждении антидемпин-

    гового кодекса, который:

    1. Определяет механизм выявления демпинговой цены.

    2. Определяет принятие определенных мер против демпинга.

    3. Определяет размеры возмещения убытка тем отраслям, которые стра-

    дают от демпинга.

    5) Ликвидная распродажная цена - применяется при ликвидации фирмы

    или ассортимента; один из видов демпинговых цен.

    Производство товаров и их цена зависят, прежде всего, от издержек, а

    величина издержек - от материалоемкости, трудоемкости и стоимости основ-

    ных производственных фондов.

    Материалоемкость - общее количество сырья и полуфабрикатов, материа-

    лов, электроэнергии, инструментов в расчете на единицу продукции. Товар

    в процессе рождения впитывает в себя эти средства, в результате чего

    формируется натурально-вещественная форма товара. Чем выше материалоем-

    кость, тем выше цена. Предприниматель учитывает материалоемкость как в

    денежном, так и натуральном выражении. В связи с этим он ставит задачу

    во-первых, снизить материалоемкость товара в натуральном выражении,

    во-вторых, снизить материалоемкость в стоимостном выражении, в третьих,

    снизить материалоемкость как в натуральном, так и в стоимостном выраже-

    нии.

    Трудоемкость- общее количество труда, необходимое для производства

    единицы товара, причем предприниматель рассчитывает трудоемкость, исходя

    из учета не только непосредственных работников, но и управленческого и

    вспомогательного персонала. Учет трудоемкости также осуществляется в

    стоимостной и натуральной формах. Чаще всего используется натуральный

    подход. Рационализация производства путем снижения трудоемкости сводится

    к следующим мерам:

    1) Сокращение трудозатрат в натуральном и денежном выражении путем

    ликвидации простоев, уплотнением рабочего дня и т.п.

    2) Сокращение трудозатрат путем качественного совершенствования зат-

    рат с различными типами трудоемкости в натуральной и денежной

    формах.

    На стоимость товара влияет стоимость основных средств производства в

    расчете на единицу выпускаемой продукции. Она рассчитывается путем деле-

    ния стоимости всех технических средств, используемых в процессе произ-

    водства, на количество продукции, причем расчет осуществляется по каждо-

    му техническому средству в отдельности, поскольку срок службы различных

    технических средств производства неодинаков. Каким образом предпринима-

    тель добивается экономии на данном факторе производства?

    а) Находит более производительное оборудование.

    б) Находит более приемлемых поставщиков оборудования с более низкими

    ценами.

    в) Подменяет оборудование одной единицы другой единицей, но с раз-

    личным сроком эксплуатации или с различной производительностью.

    Наконец, для предпринимателя очень важно учитывать жизненный цикл

    товара. Каждый товар проходит свой жизненный цикл, начиная от проектиро-

    вания и заканчивая процессом снятия с производства. Здесь выделяют ста-

    дии:

    1. Ввода.

    2. Роста.

    3. Зрелости.

    4. Устаревания.

    5. Снятия с производства.

    На первой стадии идет процесс освоения товара потребителем и товаром

    рынка. Здесь намечается минимальная отдача или же внедрение с убытками.

    Наибольшие выручки предприниматель получает на стадии роста, а наиболь-

    шие прибыли - на стадии зрелости. Задача предпринимателя состоит в том,

    чтобы сократить стадию ввода, продлить стадию зрелости и перекрыть ста-

    дию старения, не доходя до стадии естественного снятия с производства.

    Таким образом, объектом предпринимательской деятельности является

    товар. предпринимателю нужно знать процесс производства, позиционирова-

    ния, обслуживания и снятия товара.

    В современных условиях перед нашим обществом стоит задача возрожде-

    ния предпринимательства в России в связи с переходом к рынку. Эта проб-

    лема имеет два аспекта:

    1. Возрождение специфических российских форм предпринимательства,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.