Канцелярия Главного заводов правления
КГН продолжало функционировать по-прежнему , тем более , что эксперимент по
передаче заводов в частные руки оказался неудачным , и все вернулось на
круги своя.
4. ОРЕНБУРГСКОЕ ГОРНОЕ НАЧАЛЬСТВО.
В декабре 1753 г. в КГЗП пришел указ Берг-коллегии от 17 ноября 1753 г.
об учреждении в Оренбурге горного начальства. В нем также говорилось , что
“по укомплектованию оного берг-офицерами и приказными служителями может
оная коллегия положиться на здешнее правление...” , но Канцелярия не только
не располагала таким количеством берг-офицеров , но и сама испытывала в них
недостаток , поэтому было затребовано от Берг-коллегии определить в ОГН
отправленного из Екатеринбурга в Москву берггешворена Петра Санникова ,
присвоив ему звание капитан-поручика , “да другого хотя подпоручикова ранга
из находящихся в Москве здешних берг-офицеров , секретаря и подьячим теми ,
кои до учреждения Начальства были у заводских и горных дел в Оренбургской
губернской канцелярии...”[178] Но Берг-коллегия осталась равнодушной к
просьбам прислать недостающих людей , а в указе от 28 января 1754 г. было
предложено учредить “под главным здешней Канцелярии смотрением в
Оренбургской губернии горного начальства по примеру других горных начальств
, усматривая по числу партикулярных заводов , без излишества , а сколько
какого звания служителей и каких чинов в том Начальстве быть потребно , о
том , учиня штат , и для опробации прислать в Берг-коллегию с приложением
своего мнения...” Для проведения оргработы предписывалось направить туда
офицера , которому было необходимо “по приезде своем в Оренбургскую
губернию все медные и железные заводы освидетельствовать и по скольку на
оных меди и железа делается , в выплавке чугуна бывает и за десятину и
процентные деньги собираются в год пуд меди , за железо деньгами , сделать
ему обстоятельную ведомость , особливо же на железные в той губернии на все
заводы прибыв , и велеть учинить ему по горному обыкновению из домен верную
выплавку чугуна ... , и что по свидетельству окажется , прислать в Берг-
коллегию ведомость же...”[179] Выполняя этот указ , в КГЗП было решено
“послать гитенфорвалтера П. Степанова и с ним геодезиста одного , учеников
геодезических двух , пробирного ученика одного с принадлежащими к пробе
медных и железных руд инструментами и материалами , и для письменного
произведения подканцеляриста одного , копииста одного ж , солдат двух
человек , и велеть ему Степанову по прибытии из Екатеринбурга в Оренбург
повеленную ... ведомость ... прислать сюда и по оной тамошние все заводы
... освидетельствовать и учинить обстоятельную опись и чертежи , причем
изъяснить и то , сколько при котором заводе каких фабрик и при них
служителей , приписных или собственных крестьян имеются , и лесов , и
рудников , по званиям и в каком расстоянии от заводов...”[180] Так же было
предписано “примечать и того , где за наилучшее признается учредить
Начальство , в Оренбурге ль или по близости заводов в городе Уфе ... , или
же в другом каком месте , чтоб оное могло быть в середине ныне построенных
и строящихся заводов ... , сколько каких членов в Оренбургском горном
начальстве быть надлежит , о том , сочиня штат , отослать в Берг-коллегию ,
пока тот штат сочиняется от Оренбургской губернской канцелярии требовать ,
чтобы на первый случай от оной дано было ... Степанову в команду приказных
служителей подканцелярист один , солдат шесть человек , и если оные даны
будут , то здешних подьячих и солдат возвратить сюда неудержно , ибо в них
состоит здесь крайняя нужда...”[181] В марте 1754 г. штат для ОГН был
разработан. Согласно этому штату при ОГН полагалось быть одному коллежскому
асессору (пример-майору) , одному обер-гитенфорвалтеру (капитану) ,
гитенфорвалтеру (поручику) , секретарю (подпоручику) , а также “приказным
служителям” , не имеющим ранга : регистратору , отправляющему
протоколистскую должность , канцеляристу , двум подканцеляристам , четырем
копиистам , пробирщику с учеником , геодезисту с двумя учениками , сторожу
, трем рассыльщикам и двум целовальникам. Таким образом , штат ОГН
составлял 29 человек , на содержание которых ежегодно отпускалось 1452
рубля 15 коп. Кроме того , для охраны и выполнения поручений , здесь
полагалось быть сержанту , капралу и 24 солдатам , “коих надлежит требовать
от Оренбургской губернской канцелярии из тамошнего гарнизона , ибо из
заводских рот за крайним в них недостатком , уделить туда нисколько не
можно...”[182]
Согласно промемории из Оренбургской губернской канцелярии от 11 июня 1754
г. признавалось “за способное учредить Оренбургское горное начальство в
городе Уфе”[183] , и этому начальству с воеводскими и провинциальными
канцеляриями , как и другим начальствам предписывалось иметь сношения
промемориями.
В феврале 1755 г. вместо уже обер-бергмейстера П. Степанова , ушедшего в
отставку от “казенной заводской службы” и определенного к управлению
частных заводов графа П.И. Шувалова , присутствие ОГН возглавил Н.
Бахорев.[184]
Что касается укомплектования штатов , то в этом отношении ОГН не было
исключением. В кадрах управления здесь , как и везде , ощущался острый
дефицит.
В сфере делопроизводства у горных начальств также нередко возникали
проблемы. Очень часто рапорты о решенных и нерешенных делах за месяц ,
которые представлялись в КГЗП , были неправильно оформлены. В подобном
случае было решено “репорты Нерчинского начальства неверные отослать
возвратно и велеть вместо их прислать другие верные...”[185] В апреле 1753
г. Пермскому начальству предписывалось подтвердить , чтоб впредь доношения
и рапорты присылались исправные.[186]
В остальном же делопроизводство в горных начальствах соответствовало
Генеральному Регламенту и ничем не отличалось от канцелярского , о котором
мы уже говорили.
Таким образом , хотя существовали определенные штаты и инструкции , их
выполнение было крайне затруднено в связи с острой нехваткой кадров
управления как в горных начальствах , так и в самой КГЗП.
2. ЗАВОДСКИЕ КОНТОРЫ.[187]
Эти учреждения находились в подчинении горных начальств и в трехзвенной
системе аппарата управления горнозаводской промышленностью Урала являлись
учреждениями III ступени. Они были самыми многочисленными , хотя не на
каждом заводе существовала своя контора . Зачастую контора наиболее
крупного завода объединяла под своим контролем ряд близлежащих , более
мелких заводов .
По своей структуре заводские конторы напоминали КГЗП в миниатюре , т. е.
рассматриваемые здесь земские . судные , припасные и лесные дела , были
распределены по экспедициям между членами заводского правления . При
заводских конторах существовали свои ревизии , которые составляли отчеты и
направляли их в канцелярскую Ревизию . Здесь составлялись ежемесячные
рапорты по выплавке металла , которые также направлялись в Канцелярию ,
сюда же направлялись и аттестаты на повышение чина или жалования . Под
контролем заводских контор также находились местные заводские архивы и
школы .
Партикулярные заводы , не имевшие своих контор , находились под
управление казенных , и все сведения о производстве продукции , новых
постройках , домнах и т.д. направлялись именно сюда.
Во главе заводских контор , как правило , стоял управитель , ранг
которого зависел от значения завода . В его подчинении был штат
целовальников , счетчиков , рассыльщиков и т. д. Целовальники ведали
припасами завода и очень часто воровали. К лесным делам как правило
назначались шихтмейстеры или унтер-шихтмейстеры.
Для примера приведем февральское 1758 г. определение КГЗП о количестве
служащих , положенных при заводах . На заводе Цесаревны Анны ( Верх-
Исетский завод ) полагалось быть управителю в ранге поручика , двум унтер-
шихтмейстерам , канцеляристу , подканцеляристу , четырем копиистам ,
горному писарю , двум целовальникам и сторожу ; при Егошихинской заводской
конторе управителю (поручику ) , у лесных дел прапорщику , унтер-
шихтмейстеру , подканцеляристу , четырем копиистам , двум целовальникам и
сторожу ; при Мотовилинской управителю (прапорщику) , унтер-шихтмейстеру ,
подканцеляристу , трем копиистам , двум целовальникам и сторожу ; также
обстояли дела и на Висимском заводе ; при Пыскорской заводской конторе ,
где существовала земская экспедиция для управления приписными крестьянами ,
полагалось быть поручику , двум унтер-шихтмейстерам , подканцеляристу ,
четырем копиистам , двум целовальникам , пробирному ученику и сторожу
.[188] Штаты и структура остальных контор строились по этому же принципу и
зависели от значимости заводской конторы .
Передача заводов либо в частные руки , либо обратно в казну отражалась и
на заводских конторах , на плечи которых ложились все трудности , связанные
с этим. Например, по Сенатскому указу от 18 июня 1750 г. Уктусские заводы
передавались в частные руки , а имеющиеся там строения определено было
разобрать , и годный лес и кирпич перевезти . Все хлопоты , связанные с
этим , были возложены на “ тамошнюю “ заводскую контору .[189] Другой
пример : по указам Е. И. В. от 9 , 17 , 19 ноября 1758 г. Верх-Исетский
завод был продан графу Р. Воронцову , а заводская контора должна была
составить подробную опись сооружений , сырья , инструментов и прочих
припасов с указанием цены .[190] Контора должна была также выработать новый
штат , регламенты , уставы и т. д. для завода , который переходил к новому
хозяину .
Чаще всего после передачи заводов их конторы , сохраняя свою структуру ,
переходили в собственность заводчиков . Собственные заводские конторы были
у дворян Демидовых и находились в Невьянске , Ревде и Нижнем Тагиле ,
существовала также Шайтанская статского советника Никиты Демидова заводская
контора . Своя контора в Кушве была и у графа П. И. Шувалова. Заводскую
контору также имел и его брат А. И. Шувалов . Кроме вышеназванных ,
существовали также Билимбаевская барона А. Строганова ; Троицкая директора
Осокина ; Главная Егошихинская графа Р. Л. Воронцова заводские конторы , в
которых как и в казенных составлялись полугодовые ведомости , направляемые
в КГЗП , кроме того через них осуществлялись различные платежи в казну и
налоги ( пошлинные за домны , десятинная за медь , попудные с чугуна ,
накладные , штрафы за простои домен и т. д.).
Таким образом , сеть местных органов КГЗП , подразделяющаяся на
учреждения второй ( Горные начальства ) и третьей ( заводские конторы )
ступени играли , пожалуй , наиболее важную роль в сфере воплощения
промышленной политики правительства России того времени , поскольку именно
они были непосредственными исполнителями директив , получаемых Канцелярией
из центрального аппарата управления . По своей структуре они напоминали
КГЗП в миниатюре , выполняя свои функции на подведомственной им
территории. Вместе с тем эти учреждения испытывали общие для всего аппарата
управления горнозаводской промышленностью Урала в XVIII в. трудности , и,
хотя существовали специальные штаты и инструкции , их выполнение было
крайне затруднено из-за постоянной нехватки кадров аппарата управления ,
особенно старших его чинов . Это вызывало перегруженность в работе
присутствующих , влекло за собой совмещение должностей и частую сменяемость
, особенно в заводских конторах .
Тем не менее сеть местных органов была весьма гибкой и была приемлема как
при казенном содержании заводов , так и при передаче их в частные руки , и
несмотря на все проблемы и трудности она продолжала функционировать и
обеспечивала решение возложенных на нее задач , хотя и с переменным успехом
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги , следует отметить , что среди местных органов центрального
аппарата управления горнозаводской промышленностью (Берг-коллегия , Берг-
директориум) , Канцелярия Главного заводов правления занимала , пожалуй ,
одно из важнейших мест , т.к. именно на Урал в XYIII в. переместился центр
металлургической промышленности России , поэтому КГЗП в силу особенностей
развития Уральского региона контролировала практически все стороны
жизнедеятельности края , являясь проводником промышленной политики
правительства России , основные положения которой были сформулированы в
Берг привилегии 1719 г. и Берг Регламенте 1739 г.
С этой целью в первой половине XYIII в. была создана и постоянно
совершенствовалась во второй разветвленная сеть учреждений для управления
горнозаводской промышленностью на Урале , которые условно можно разделить
на три ступени : Канцелярия Главного заводов правления , Горные начальства
и заводские конторы. Функции в системе этих учреждений распределялись как
по вертикали (территориально) , так и по горизонтали , т.е. внутри каждой
ступени существовал ряд вспомогательных учреждений , обеспечивающих
оптимальное функционирование всей системы в целом. Контроль за состоянием
работы осуществляла непосредственно КГЗП.
В подчинении КГЗП в качестве такого вспомогательного аппарата находились
различные конторы , экспедиции , комиссии и ряд других учреждений , которые
действовали в соответствии с той отраслью управления , которая была на них
возложена. Территориально их компетенция распространялась на
Екатеринбургские и близлежащие заводы.
Местные органы КГЗП (учреждения второй и третьей ступени) по своей
структуре напоминали Канцелярию в миниатюре , осуществляя управление на
подведомственной им территории.
Горнозаводская администрация на Урале во второй половине XYIII в. как и
все учреждения того времени функционировала на основе коллегиального
принципа управления , что в сочетании с четким распределением функций в
трехзвенной системе формировало наиболее гибкую и устойчивую структуру
аппарата управления отраслью. Эта система продолжала действовать и в момент
передачи казенных заводов в частные руки , хотя с некоторыми изменениями и
реорганизациями ряда учреждений , повлекшими сокращение штатов КГЗП и
подведомственных ей органов в конце 50-х годов. Вместе с тем анализ этого
неудачного эксперимента , повлекшего задержку , а иногда и полную неуплату
налогов в казну , потребовал немедленного восстановления централизованной
системы для обеспечения надлежащего контроля над огромным количеством
предприятий и заводов , прежде всего в фискальных целях.
КГЗП и все подведомственные ей учреждения на протяжении всего
рассматриваемого периода действовали на основании штатов , утвержденных в
1737 г. , но несмотря на многочисленные инструкции и функционирование школ
, которые учреждались для комплектования заводов квалифицированными кадрами
из числа местного населения , эти штаты никогда не были полностью
укомплектованы ни в одном учреждении в системе органов управления
горнозаводской промышленностью Урала. Это повлекло за собой совмещение
должностей , частую сменяемость и перегруженность управленческих кадров , и
, особенно если учесть тот факт , что в их числе были люди как правило
преклонного возраста , то это никак не улучшало работу аппарата управления.
Эта проблема касалась всех служб , в том числе и службы документационного
обеспечения управления , но несмотря на эти трудности делопроизводство в
органах управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине
XYIII в. соответствовало Генеральному Регламенту и было довольно на высоком
уровне.
Такая противоречивость обуславливается прежде всего условиями того
времени , когда горнозаводская промышленность Урала и вся Россия испытывала
взлеты и падения , бурное развитие и кризисы , когда проходило становление
капиталистического способа производства в России.
Данная работа - это лишь небольшой шаг по пути исследования органов
управления горнозаводской промышленностью Урала как составной и очень
важной части в истории нашего края , и эта тема ждет своего дальнейшего
развития в контексте изучения трансформации и эволюции этих органов в
системе государственных учреждений , изменение их функций и задач , исходя
из конкретной исторической обстановки в стране , изменения промышленной ,
административной и внутренней политики правительства России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Источники :
2. Опубликованные :
Полное собрание законов Российской империи , т.т. Y-XXIY.
2. Архивные :
. Государственный архив Свердловской области (ГАСО) , ф. 24 : Уральское
горное управление , оп. 12 , д.д. 372-778 : Протоколы Канцелярии
Главного заводов правления.
. ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 779-839 : Протоколы счетным горной
экспедиции делам и журналам.
. ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 1662-1694 : Входящие реестры.
. ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 1765-1809 : Журнальные и послужные списки
штаб- обер- и унтер-офицеров , приказнослужителей , мастеровых и
непременных работников.
. ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 1995-2027 : Исходящие реестры.
. ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д. 2126 : Относные книги.
. ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д. 3103 : Разрядные дела Канцелярии Главного
заводов правления.
10. Исследования :
. Бабурин Д.С. Очерки по истории мануфактур-коллегии. - М., 1939.
. Безобразов В.П. Уральское горное хозяйство и вопрос о продаже горных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|