МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Канцелярия Главного заводов правления

    КГН продолжало функционировать по-прежнему , тем более , что эксперимент по

    передаче заводов в частные руки оказался неудачным , и все вернулось на

    круги своя.

    4. ОРЕНБУРГСКОЕ ГОРНОЕ НАЧАЛЬСТВО.

    В декабре 1753 г. в КГЗП пришел указ Берг-коллегии от 17 ноября 1753 г.

    об учреждении в Оренбурге горного начальства. В нем также говорилось , что

    “по укомплектованию оного берг-офицерами и приказными служителями может

    оная коллегия положиться на здешнее правление...” , но Канцелярия не только

    не располагала таким количеством берг-офицеров , но и сама испытывала в них

    недостаток , поэтому было затребовано от Берг-коллегии определить в ОГН

    отправленного из Екатеринбурга в Москву берггешворена Петра Санникова ,

    присвоив ему звание капитан-поручика , “да другого хотя подпоручикова ранга

    из находящихся в Москве здешних берг-офицеров , секретаря и подьячим теми ,

    кои до учреждения Начальства были у заводских и горных дел в Оренбургской

    губернской канцелярии...”[178] Но Берг-коллегия осталась равнодушной к

    просьбам прислать недостающих людей , а в указе от 28 января 1754 г. было

    предложено учредить “под главным здешней Канцелярии смотрением в

    Оренбургской губернии горного начальства по примеру других горных начальств

    , усматривая по числу партикулярных заводов , без излишества , а сколько

    какого звания служителей и каких чинов в том Начальстве быть потребно , о

    том , учиня штат , и для опробации прислать в Берг-коллегию с приложением

    своего мнения...” Для проведения оргработы предписывалось направить туда

    офицера , которому было необходимо “по приезде своем в Оренбургскую

    губернию все медные и железные заводы освидетельствовать и по скольку на

    оных меди и железа делается , в выплавке чугуна бывает и за десятину и

    процентные деньги собираются в год пуд меди , за железо деньгами , сделать

    ему обстоятельную ведомость , особливо же на железные в той губернии на все

    заводы прибыв , и велеть учинить ему по горному обыкновению из домен верную

    выплавку чугуна ... , и что по свидетельству окажется , прислать в Берг-

    коллегию ведомость же...”[179] Выполняя этот указ , в КГЗП было решено

    “послать гитенфорвалтера П. Степанова и с ним геодезиста одного , учеников

    геодезических двух , пробирного ученика одного с принадлежащими к пробе

    медных и железных руд инструментами и материалами , и для письменного

    произведения подканцеляриста одного , копииста одного ж , солдат двух

    человек , и велеть ему Степанову по прибытии из Екатеринбурга в Оренбург

    повеленную ... ведомость ... прислать сюда и по оной тамошние все заводы

    ... освидетельствовать и учинить обстоятельную опись и чертежи , причем

    изъяснить и то , сколько при котором заводе каких фабрик и при них

    служителей , приписных или собственных крестьян имеются , и лесов , и

    рудников , по званиям и в каком расстоянии от заводов...”[180] Так же было

    предписано “примечать и того , где за наилучшее признается учредить

    Начальство , в Оренбурге ль или по близости заводов в городе Уфе ... , или

    же в другом каком месте , чтоб оное могло быть в середине ныне построенных

    и строящихся заводов ... , сколько каких членов в Оренбургском горном

    начальстве быть надлежит , о том , сочиня штат , отослать в Берг-коллегию ,

    пока тот штат сочиняется от Оренбургской губернской канцелярии требовать ,

    чтобы на первый случай от оной дано было ... Степанову в команду приказных

    служителей подканцелярист один , солдат шесть человек , и если оные даны

    будут , то здешних подьячих и солдат возвратить сюда неудержно , ибо в них

    состоит здесь крайняя нужда...”[181] В марте 1754 г. штат для ОГН был

    разработан. Согласно этому штату при ОГН полагалось быть одному коллежскому

    асессору (пример-майору) , одному обер-гитенфорвалтеру (капитану) ,

    гитенфорвалтеру (поручику) , секретарю (подпоручику) , а также “приказным

    служителям” , не имеющим ранга : регистратору , отправляющему

    протоколистскую должность , канцеляристу , двум подканцеляристам , четырем

    копиистам , пробирщику с учеником , геодезисту с двумя учениками , сторожу

    , трем рассыльщикам и двум целовальникам. Таким образом , штат ОГН

    составлял 29 человек , на содержание которых ежегодно отпускалось 1452

    рубля 15 коп. Кроме того , для охраны и выполнения поручений , здесь

    полагалось быть сержанту , капралу и 24 солдатам , “коих надлежит требовать

    от Оренбургской губернской канцелярии из тамошнего гарнизона , ибо из

    заводских рот за крайним в них недостатком , уделить туда нисколько не

    можно...”[182]

    Согласно промемории из Оренбургской губернской канцелярии от 11 июня 1754

    г. признавалось “за способное учредить Оренбургское горное начальство в

    городе Уфе”[183] , и этому начальству с воеводскими и провинциальными

    канцеляриями , как и другим начальствам предписывалось иметь сношения

    промемориями.

    В феврале 1755 г. вместо уже обер-бергмейстера П. Степанова , ушедшего в

    отставку от “казенной заводской службы” и определенного к управлению

    частных заводов графа П.И. Шувалова , присутствие ОГН возглавил Н.

    Бахорев.[184]

    Что касается укомплектования штатов , то в этом отношении ОГН не было

    исключением. В кадрах управления здесь , как и везде , ощущался острый

    дефицит.

    В сфере делопроизводства у горных начальств также нередко возникали

    проблемы. Очень часто рапорты о решенных и нерешенных делах за месяц ,

    которые представлялись в КГЗП , были неправильно оформлены. В подобном

    случае было решено “репорты Нерчинского начальства неверные отослать

    возвратно и велеть вместо их прислать другие верные...”[185] В апреле 1753

    г. Пермскому начальству предписывалось подтвердить , чтоб впредь доношения

    и рапорты присылались исправные.[186]

    В остальном же делопроизводство в горных начальствах соответствовало

    Генеральному Регламенту и ничем не отличалось от канцелярского , о котором

    мы уже говорили.

    Таким образом , хотя существовали определенные штаты и инструкции , их

    выполнение было крайне затруднено в связи с острой нехваткой кадров

    управления как в горных начальствах , так и в самой КГЗП.

    2. ЗАВОДСКИЕ КОНТОРЫ.[187]

    Эти учреждения находились в подчинении горных начальств и в трехзвенной

    системе аппарата управления горнозаводской промышленностью Урала являлись

    учреждениями III ступени. Они были самыми многочисленными , хотя не на

    каждом заводе существовала своя контора . Зачастую контора наиболее

    крупного завода объединяла под своим контролем ряд близлежащих , более

    мелких заводов .

    По своей структуре заводские конторы напоминали КГЗП в миниатюре , т. е.

    рассматриваемые здесь земские . судные , припасные и лесные дела , были

    распределены по экспедициям между членами заводского правления . При

    заводских конторах существовали свои ревизии , которые составляли отчеты и

    направляли их в канцелярскую Ревизию . Здесь составлялись ежемесячные

    рапорты по выплавке металла , которые также направлялись в Канцелярию ,

    сюда же направлялись и аттестаты на повышение чина или жалования . Под

    контролем заводских контор также находились местные заводские архивы и

    школы .

    Партикулярные заводы , не имевшие своих контор , находились под

    управление казенных , и все сведения о производстве продукции , новых

    постройках , домнах и т.д. направлялись именно сюда.

    Во главе заводских контор , как правило , стоял управитель , ранг

    которого зависел от значения завода . В его подчинении был штат

    целовальников , счетчиков , рассыльщиков и т. д. Целовальники ведали

    припасами завода и очень часто воровали. К лесным делам как правило

    назначались шихтмейстеры или унтер-шихтмейстеры.

    Для примера приведем февральское 1758 г. определение КГЗП о количестве

    служащих , положенных при заводах . На заводе Цесаревны Анны ( Верх-

    Исетский завод ) полагалось быть управителю в ранге поручика , двум унтер-

    шихтмейстерам , канцеляристу , подканцеляристу , четырем копиистам ,

    горному писарю , двум целовальникам и сторожу ; при Егошихинской заводской

    конторе управителю (поручику ) , у лесных дел прапорщику , унтер-

    шихтмейстеру , подканцеляристу , четырем копиистам , двум целовальникам и

    сторожу ; при Мотовилинской управителю (прапорщику) , унтер-шихтмейстеру ,

    подканцеляристу , трем копиистам , двум целовальникам и сторожу ; также

    обстояли дела и на Висимском заводе ; при Пыскорской заводской конторе ,

    где существовала земская экспедиция для управления приписными крестьянами ,

    полагалось быть поручику , двум унтер-шихтмейстерам , подканцеляристу ,

    четырем копиистам , двум целовальникам , пробирному ученику и сторожу

    .[188] Штаты и структура остальных контор строились по этому же принципу и

    зависели от значимости заводской конторы .

    Передача заводов либо в частные руки , либо обратно в казну отражалась и

    на заводских конторах , на плечи которых ложились все трудности , связанные

    с этим. Например, по Сенатскому указу от 18 июня 1750 г. Уктусские заводы

    передавались в частные руки , а имеющиеся там строения определено было

    разобрать , и годный лес и кирпич перевезти . Все хлопоты , связанные с

    этим , были возложены на “ тамошнюю “ заводскую контору .[189] Другой

    пример : по указам Е. И. В. от 9 , 17 , 19 ноября 1758 г. Верх-Исетский

    завод был продан графу Р. Воронцову , а заводская контора должна была

    составить подробную опись сооружений , сырья , инструментов и прочих

    припасов с указанием цены .[190] Контора должна была также выработать новый

    штат , регламенты , уставы и т. д. для завода , который переходил к новому

    хозяину .

    Чаще всего после передачи заводов их конторы , сохраняя свою структуру ,

    переходили в собственность заводчиков . Собственные заводские конторы были

    у дворян Демидовых и находились в Невьянске , Ревде и Нижнем Тагиле ,

    существовала также Шайтанская статского советника Никиты Демидова заводская

    контора . Своя контора в Кушве была и у графа П. И. Шувалова. Заводскую

    контору также имел и его брат А. И. Шувалов . Кроме вышеназванных ,

    существовали также Билимбаевская барона А. Строганова ; Троицкая директора

    Осокина ; Главная Егошихинская графа Р. Л. Воронцова заводские конторы , в

    которых как и в казенных составлялись полугодовые ведомости , направляемые

    в КГЗП , кроме того через них осуществлялись различные платежи в казну и

    налоги ( пошлинные за домны , десятинная за медь , попудные с чугуна ,

    накладные , штрафы за простои домен и т. д.).

    Таким образом , сеть местных органов КГЗП , подразделяющаяся на

    учреждения второй ( Горные начальства ) и третьей ( заводские конторы )

    ступени играли , пожалуй , наиболее важную роль в сфере воплощения

    промышленной политики правительства России того времени , поскольку именно

    они были непосредственными исполнителями директив , получаемых Канцелярией

    из центрального аппарата управления . По своей структуре они напоминали

    КГЗП в миниатюре , выполняя свои функции на подведомственной им

    территории. Вместе с тем эти учреждения испытывали общие для всего аппарата

    управления горнозаводской промышленностью Урала в XVIII в. трудности , и,

    хотя существовали специальные штаты и инструкции , их выполнение было

    крайне затруднено из-за постоянной нехватки кадров аппарата управления ,

    особенно старших его чинов . Это вызывало перегруженность в работе

    присутствующих , влекло за собой совмещение должностей и частую сменяемость

    , особенно в заводских конторах .

    Тем не менее сеть местных органов была весьма гибкой и была приемлема как

    при казенном содержании заводов , так и при передаче их в частные руки , и

    несмотря на все проблемы и трудности она продолжала функционировать и

    обеспечивала решение возложенных на нее задач , хотя и с переменным успехом

    .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Подводя итоги , следует отметить , что среди местных органов центрального

    аппарата управления горнозаводской промышленностью (Берг-коллегия , Берг-

    директориум) , Канцелярия Главного заводов правления занимала , пожалуй ,

    одно из важнейших мест , т.к. именно на Урал в XYIII в. переместился центр

    металлургической промышленности России , поэтому КГЗП в силу особенностей

    развития Уральского региона контролировала практически все стороны

    жизнедеятельности края , являясь проводником промышленной политики

    правительства России , основные положения которой были сформулированы в

    Берг привилегии 1719 г. и Берг Регламенте 1739 г.

    С этой целью в первой половине XYIII в. была создана и постоянно

    совершенствовалась во второй разветвленная сеть учреждений для управления

    горнозаводской промышленностью на Урале , которые условно можно разделить

    на три ступени : Канцелярия Главного заводов правления , Горные начальства

    и заводские конторы. Функции в системе этих учреждений распределялись как

    по вертикали (территориально) , так и по горизонтали , т.е. внутри каждой

    ступени существовал ряд вспомогательных учреждений , обеспечивающих

    оптимальное функционирование всей системы в целом. Контроль за состоянием

    работы осуществляла непосредственно КГЗП.

    В подчинении КГЗП в качестве такого вспомогательного аппарата находились

    различные конторы , экспедиции , комиссии и ряд других учреждений , которые

    действовали в соответствии с той отраслью управления , которая была на них

    возложена. Территориально их компетенция распространялась на

    Екатеринбургские и близлежащие заводы.

    Местные органы КГЗП (учреждения второй и третьей ступени) по своей

    структуре напоминали Канцелярию в миниатюре , осуществляя управление на

    подведомственной им территории.

    Горнозаводская администрация на Урале во второй половине XYIII в. как и

    все учреждения того времени функционировала на основе коллегиального

    принципа управления , что в сочетании с четким распределением функций в

    трехзвенной системе формировало наиболее гибкую и устойчивую структуру

    аппарата управления отраслью. Эта система продолжала действовать и в момент

    передачи казенных заводов в частные руки , хотя с некоторыми изменениями и

    реорганизациями ряда учреждений , повлекшими сокращение штатов КГЗП и

    подведомственных ей органов в конце 50-х годов. Вместе с тем анализ этого

    неудачного эксперимента , повлекшего задержку , а иногда и полную неуплату

    налогов в казну , потребовал немедленного восстановления централизованной

    системы для обеспечения надлежащего контроля над огромным количеством

    предприятий и заводов , прежде всего в фискальных целях.

    КГЗП и все подведомственные ей учреждения на протяжении всего

    рассматриваемого периода действовали на основании штатов , утвержденных в

    1737 г. , но несмотря на многочисленные инструкции и функционирование школ

    , которые учреждались для комплектования заводов квалифицированными кадрами

    из числа местного населения , эти штаты никогда не были полностью

    укомплектованы ни в одном учреждении в системе органов управления

    горнозаводской промышленностью Урала. Это повлекло за собой совмещение

    должностей , частую сменяемость и перегруженность управленческих кадров , и

    , особенно если учесть тот факт , что в их числе были люди как правило

    преклонного возраста , то это никак не улучшало работу аппарата управления.

    Эта проблема касалась всех служб , в том числе и службы документационного

    обеспечения управления , но несмотря на эти трудности делопроизводство в

    органах управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине

    XYIII в. соответствовало Генеральному Регламенту и было довольно на высоком

    уровне.

    Такая противоречивость обуславливается прежде всего условиями того

    времени , когда горнозаводская промышленность Урала и вся Россия испытывала

    взлеты и падения , бурное развитие и кризисы , когда проходило становление

    капиталистического способа производства в России.

    Данная работа - это лишь небольшой шаг по пути исследования органов

    управления горнозаводской промышленностью Урала как составной и очень

    важной части в истории нашего края , и эта тема ждет своего дальнейшего

    развития в контексте изучения трансформации и эволюции этих органов в

    системе государственных учреждений , изменение их функций и задач , исходя

    из конкретной исторической обстановки в стране , изменения промышленной ,

    административной и внутренней политики правительства России.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Источники :

    2. Опубликованные :

    Полное собрание законов Российской империи , т.т. Y-XXIY.

    2. Архивные :

    . Государственный архив Свердловской области (ГАСО) , ф. 24 : Уральское

    горное управление , оп. 12 , д.д. 372-778 : Протоколы Канцелярии

    Главного заводов правления.

    . ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 779-839 : Протоколы счетным горной

    экспедиции делам и журналам.

    . ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 1662-1694 : Входящие реестры.

    . ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 1765-1809 : Журнальные и послужные списки

    штаб- обер- и унтер-офицеров , приказнослужителей , мастеровых и

    непременных работников.

    . ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д.д. 1995-2027 : Исходящие реестры.

    . ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д. 2126 : Относные книги.

    . ГАСО , ф. 24 , оп. 12 , д. 3103 : Разрядные дела Канцелярии Главного

    заводов правления.

    10. Исследования :

    . Бабурин Д.С. Очерки по истории мануфактур-коллегии. - М., 1939.

    . Безобразов В.П. Уральское горное хозяйство и вопрос о продаже горных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.